Джон А. Бауэрс, Рональд Л. Шойерз
Доктрины благодати: столпы реформатской веры
СТОЙКОСТЬ СУВЕРЕННОЙ ЛЮБВИ
УРОК 19. Сохранение и стойкость
НАИБОЛЕЕ УТЕШИТЕЛЬНАЯ ДОКТРИНА
В этом уроке мы подошли к заключительному разделу, или тезису учения, Канонов Дортского синода. К этому моменту стало ясно не только то, что наш Бог – это внушающий трепет и благоговение Бог, но также и то, что эти славные доктрины о Его суверенитете и благодати чрезвычайно полезны для нас. В последнем тезисе учения Канонов Дортского синода речь идет о стойкости святых. Эта заключительная часть Дортской симфонии, постепенно увеличивая свое звучание, достигает кульминации в искренней хвале: «Богу одному – Отцу, Сыну и Святому Духу да будет честь и слава вовеки веков. Аминь» (Каноны Дортского синода V, I5). Проведя нас через все Писание, Каноны Дортского синода позволили увидеть верную любовь Господа, Его неизменную верность и непреодолимую силу для нашего спасения. А так как преклонение перед могуществом и величием нашего Бога становится возможным лишь через веру, то, таким образом, мы приобретаем уверенность в том, что Он не оставит Свое дело. Бог непременно завершит начатый в нас труд. Никто и ничто не сможет разрушить Божье спасительное действие в сердце и жизни Его народа.
«Стойкость святых» мы понимаем как непрерывное действие Святого Духа в верующем, так что начавшееся в его сердце действие благодати продолжается и осуществляется до конца, являясь гарантией того, что верующий живет по вере. Иначе говоря, это поразительное библейское учение о том, что истинный христианин не может потерять спасение. Бог сохраняет каждого из Своих детей, и тем самым гарантирует, что каждый из них сохраняется в вере до конца. Проще говоря: «Спасенный однажды – спасен навсегда».
Но, к сожалению, во времена Дортского синода арминиане не соглашались с этим учением. Они твердо держались собственного понимания свободной воли человека. Поэтому они утверждали, что христиане, пренебрегавшие Божьей благодатью и огорчавшие Святого Духа, могли навсегда отпасть от благодати и подвергнуться вечному осуждению. Тем самым арминиане не только отнимали у Бога Его славу, но также и самих себя лишали славного евангельского утешения.
Через веру во Христа мы знаем, что хранимы в Божьих руках. Какое удивительное благословение! Жизнь христианина – это непрерывная борьба. Наша вера часто ослабевает. Мы продолжаем бороться с грехом, живущим внутри нас, но время от времени нас одолевают сомнения и страхи. Даже в такие минуты мы можем быть уверены, что Бог никогда не оставит и не покинет нас. Мы записаны, неизгладимо запечатлены и начертаны прямо на Его ладонях (Ис. 49:15-16). Наша уверенность состоит в том, что никто и никогда не сможет похитить нас из рук Всемогущего Бога.
Это не значит, что сами по себе мы непоколебимы или способны выстоять благодаря собственным усилиям. Дело в том, что Бог сохраняет нас, обеспечивая нам эту стойкость. В пятом тезисе учения Канонов Дортского синода термины «сохранение» и «стойкость» являются почти взаимозаменяемыми.
Давайте рассмотрим следующую иллюстрацию: отец ведет за руку свою маленькую дочь в торговом центре какого-то мегаполиса. Это очень большой торговый центр. Повсюду незнакомые люди. Но если папа крепко держит девочку за руку, она чувствует себя в полной безопасности. Все в полном порядке. Что заставляет ее чувствовать себя в безопасности? Согласно арминианскому взгляду, ее безопасность зависит от того, насколько крепко она схватилась за руку отца. Но если к этой иллюстрации применить библейское учение, то безопасность девочки всецело находится в руках ее отца – это он крепко держит ее руку.
Как и все иллюстрации, в которых Бога сравнивают с человеком, эта иллюстрация неполноценна. Печальная действительность нашего грешного мира такова, что силы или обстоятельства, неподвластные земному отцу, могут поставить под угрозу безопасность его маленькой дочери. Слава Богу, что это не относится к нашему Небесному Отцу! Никто не сможет похитить нас из руки Отца (Ин. 10:29), ничто и никогда не отделит нас от любви Божьей во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8:39).
Как ни странно, дух неверия и греховная человеческая гордыня продолжают противиться этой утешительной истине. По природе каждый из нас все еще хочет быть капитаном своей судьбы. Как раз об этом речь идет в Канонах Дортского синода V, 15: «Это учение о неотступности истинно верующих и святых, и об их уверенности в этом – [учение], которое Бог весьма обильно открыл в Своем Слове для славы имени Его и для утешения благочестивых, и которым Он воздействует на сердца верующих, – есть нечто такое, чего плоть не понимает…».
Этот же артикул напоминает и о том, что многие ненавидят это библейское учение: «… сатана ненавидит, мир осмеивает, неучи и лицемеры искажают, а духи заблуждения подвергают нападкам». Для нас же, напротив, эта доктрина является очень ценной. «Невеста Христова, напротив, всегда горячо любила его и неустанно защищала как бесценное сокровище…». И мы нисколько не сомневаемся в том, что «… Бог, против Которого никакой замысел не может быть успешен, и никакая сила не может превозмочь, будет содействовать этой любви и в дальнейшем».
ЗАПОМНИТЕ
Иоанна
6:39
«Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что
Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в
последний день».
Каноны Дортского синода V, 8
… Принимая во внимание Бога, такого случиться не может, поскольку невозможно Его замыслу измениться, Его обетованиям нарушиться, Его призыву быть отозванным, заслугам Христа, Его ходатайству и попечению вернуться тщетными, и печати Святого Духа стать недействительной или изглаженной.
Вестминстерское исповедание веры, XVII, 1
Те, кого Бог принял в Своем возлюбленном Сыне, действенно призванные и освященные Его Духом, — не могут ни всецело, ни окончательно отпасть от состояния благодати, но, напротив, устоят в нем до конца, и обретут вечное спасение.
КЛЮЧИ К ЛУЧШЕМУ ПОНИМАНИЮ
1. О чем было бы лучше говорить: о стойкости святых, о сохранении святых или же об обоих этих понятиях? Почему?
2. Является ли стойкость святых привилегией, или же это наша обязанность? Объясните.
3. Верно ли следующее утверждение: «Бог желает сохранить всех, но, в конечном счете, вопрос о том, быть человеку верным до конца или нет, зависит от самого человека»? Почему «да» или почему «нет»? Для того чтобы сформулировать свой ответ, прочтите Опровержение заблуждений V, 2.
УЧЕНИЕ, СОГЛАСОВАННОЕ С ПИСАНИЕМ
Всего минуту назад мы прочли такое утверждение в Канонах Дортского синода V, 15. Теперь же, рассматривая этот вопрос более детально, нам хотелось бы увидеть, насколько Каноны Дортского синода действительно согласуются с Писанием. Это, несомненно, было бы интересное исследование – определить и отследить все ссылки и указания на Писание в этом тезисе учения (или даже в Канонах Дортского синода в целом). Мы же разберем лишь некоторые из них.
В Евангелии от Иоанна 6:39 Христос говорит следующее: «Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день». Бог не желает потерять никого из тех, кого Он избрал, искупил и призвал. Это и есть стойкость святых. В Евангелии от Иоанна 10:28-29 Христос обещает дать Своим овцам вечную жизнь. Стойкость святых доказывается уже тем, что Иисус использует слово «вечный». Сущность вечной жизни заключается в том, что она не имеет конца, длится вечно. Жизнь, которую мы имеем во Христе, не такова, что сегодня она есть, а завтра – нет. Иисус продолжает: «… и не погибнут вовек». Если бы народ Божий мог отступиться от веры, он бы непременно погиб навечно; но здесь сказано «не погибнут вовек», а это значит, что с избранными Божьими такого никогда не произойдет. «Никто не похитит их из руки Моей». Иисус уверен в этом. Ни сатана, ни этот мир, ни даже мы сами не можем вырвать себя из любящих объятий нашего Спасителя, потому что: «Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего».
Мы с вами уже рассмотрели золотую цепь спасения из Послания к Римлянам 8:30 (Каноны Дортского синода I, Опровержение заблуждений 2). В этом тексте говорится о прославлении избранных Божьих в прошедшем времени. Кого Бог предопределил, призвал и оправдал, тех Он и прославил. Эта истина столь надежна и верна, что о ней можно говорить как уже о свершившемся факте. К тому же теперь благодаря любви Божьей, явившейся в том, что Он отдал на смерть Своего Сына (Рим. 8:32), и благодаря Христу, добровольно отдавшему Свою жизнь (Рим. 8:34), нет никого, кто стал бы обвинять избранных Божьих, и ничего, что могло бы отлучить нас от любви Божьей (Рим. 8:34, 39).
Помимо работы Отца и Сына у нас есть Святой Дух, запечатлевший нас и обеспечивший нам наше наследие (заплативший за нас первый взнос). Бог не может отменить Его первый взнос. Святой Дух является Божьим залогом, гарантией того, что мы непременно получим остальную часть нашего наследия. Порой мы оскорбляем Святого Духа (Еф. 4:30), и мы постоянно нуждаемся в еще большем Его действии в нашей жизни (Еф. 5:18 и Гейдельбергский катехизис В. и О. 116), но однажды поселившись в нас, Святой Дух уже никогда не оставит нас.
В Писании мы можем найти множество мест, которые ясно учат этой благословенной доктрине о стойкости святых. Каноны Дортского синода обращаются ко многим из них, но, конечно, есть и много таких, на которые Каноны Дортского синода не ссылаются. Все Евангелие преисполнено утешением, исходящим из этой доктрины. О людях, отказывающихся признать это, можно сказать, что они упрямо закрывают глаза на истину.
В Писании ясно открыто, что наш Триединый Бог верен Своим обещаниям. Он, в Свою очередь, сохраняет нас, чтобы мы устояли в вере. Наше сохранение – это труд Триединого Бога. Когда Бог-Отец избирает человека, Он избирает его для вечности. Он никогда не откажется от Своего выбора. Для того чтобы поступить так, Он должен был бы отвергнуть Самого Себя. Бог-Сын заплатил слишком высокую цену, чтобы позволить погибнуть хотя бы кому-то из тех, за кого Он умер. Призвание же Бога-Святого Духа является непреложным (Рим. 11:29). Он Сам стал печатью и залогом нашего наследия. Если бы хоть один человек, которого Бог избрал к спасению, потерял вечную жизнь, тогда наш Всемогущий Бог потерпел бы поражение. Он не был бы больше Богом.
В Канонах Дортского синода V, 8 дается краткое изложение этой удивительной истины: «… принимая во внимание Бога, такого случиться не может, поскольку невозможно Его замыслу измениться, Его обетованиям нарушиться. Его призыву быть отозванным, заслугам Христа, Его ходатайству и попечению вернуться тщетными, и печати Святого Духа стать недействительной или изглаженной».
КЛЮЧИ К ЛУЧШЕМУ ПОНИМАНИЮ
4. Объясните, как, согласно отрывку из Евангелия от Иоанна 10:28-29, верующие могут убедиться в том, что обретение вечной жизни – это достоверный факт?
5. Объясните, как «золотая цепь спасения» из Послания к Римлянам 8:30 убеждает вас в достоверности доктрины о стойкости святых?
6. Как наша вера в доктрину о безусловном избрании нашим суверенным Богом побуждает нас также верить и в доктрину о стойкости святых?
7. Как связаны между собой доктрина об определенном искуплении Всемогущим Христом и доктрина о стойкости святых, и какое отношение они имеют друг к другу?
8. Как связаны между собой доктрина о непреодолимой благодати Святого Духа и доктрина о стойкости святых, и какое отношение они имеют друг к другу?
9. Как и почему доктрина о стойкости святых является ценной для вас?
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ
Святые – этот термин говорит о святых, т. е. отделенных для Бога людях. Речь здесь идет не о святых великомучениках или о каких-то выдающихся верующих, которые уже почили. Все верующие являются святыми в силу того, что они пребывают во Христе, Праведнике (1 Кор. 1:30). В своих посланиях апостолы часто обращаются к верующим как к святым.
Стойкость святых – это непрерывное действие Святого Духа в верующем, так что начавшееся в его сердце действие благодати продолжается и осуществляется до конца, являясь гарантией того, что верующий живет по вере.
Этот материал еще не обсуждался.