24.03.2014
Скачать в других форматах:

Джон А. Бауэрс, Рональд Л. Шойерз

Доктрины благодати: столпы реформатской веры

УРОК 5. Только вера

Этот столп жизненно важен для нашей веры: он является основанием христианской веры, без которого она погибнет. Мы должны четко осознавать значимость этого столпа. Мы должны правильно понимать его. Реформаторы называли этот столп «sola fide», что значит, что мы примиряемся с Богом, или «оправдываемся» перед Ним, только верой. Жан Кальвин говорил, что оправдание – это «главный предмет христианской веры». Далее он продолжал: «Ибо, не зная волю Бога в отношении нас, мы не имеем никакого основания для нашего спасения, равно как не имеем фундамента, чтобы созидать себя в благочестии и страхе Божьем»[1]. В чем же заключается важность этого столпа? Что значит, что мы оправдываемся только верой?

 

МЫ ОПРАВДЫВАЕМЯС ПЕРЕД БОГОМ, ПОТОМУ ЧТО НАМ ВМЕНЯЕТСЯ СОВЕРШЕННЫЙ ТРУД ХРИСТА

Из последнего урока нам стало известно, что мы спасаемся только во Христе. Мы узнали, что Адам согрешил, съев запретный плод в Эдемском саду (книга Бытие, глава 3). Бог поставил его главой, или представителем, завета всего человечества. Следовательно, когда Адам согрешил, ослушавшись Бога, последствия его поступка отразились на всех нас. Вина за его грех была перенесена на наш счет на небесах. Первый грех Адама называется первородным грехом. Поскольку этот грех был записан на наш счет, теперь мы виновны в глазах Бога. В Библии используется слово «вменение», когда речь идет о том, что Бог перенес грех Адама на наш счет на небесах. Бог вменяет нам грех Адама. С момента нашего зачатия все мы уже виновны в глазах Бога по причине греха первого человека. Мы – враги Бога, так как мы виноваты перед Ним. И кроме того, наши сердца и жизни запачканы грехом.

Благая Весть для нас, верующих во Христа, заключается в том, что Бог изменяет этот греховный счет. Каким образом Он делает это? Бог совершенное послушание Христа переносит на наш счет. Он вменяет нам совершенные дела Христа и проистекающую из них Его праведность. Поэтому мы приобретаем новое законное положение перед Богом. Он объявляет нас прощенными, святыми и праведными в Своих глазах. «Нет праведного ни одного…». Нет. Но Бог объявляет грешников святыми. В Послании к Римлянам 4:5 написано, что Бог «оправдывает нечестивого»! Разве это не удивительно? В Библии говорится, что мы оправдываемся благодаря совершенному труду Христа, который Бог вменяет нам. Это и есть оправдание. Теперь Бог смотрит на нас как на совершенных, святых и праведных.

Об этом красиво говорится в О. 60 Гейдельбергского катехизиса: «… Бог без всякой заслуги с моей стороны, только из милости, дарует мне совершенное искупление, оправдание и святость Христа. Все это Он дарует мне, как будто я никогда не грешил и сам искупил вину, которую вместо меня искупил Христос». Это удивительная благодать! «Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его» (Рим. 5:9-10).

 

 

 

КЛЮЧИ К ЛУЧШЕМУ ПОНИМАНИЮ

1. Почему нам необходимо оправдание?    

     

2. Как человечество впало в грех?     

     

3. Объясните, что такое «вменение».              

 

4. Объясните, что такое «оправдание».

 

МЫ ОПРАВДЫВАЕМСЯ ПОСРЕДСТВОМ ОДНОЙ ТОЛЬКО БЛАГОДАТИ

Как мы получаем оправдание – это новое положение перед Богом? Благодаря какому средству или орудию мы получаем эту святую запись? С помощью чего мы осознаем это? Sola fide – только верой. Кто-то однажды сравнил веру с духовной рукой, которая крепко хватается за Божий дар спасения. Вера всецело полагается на Христа, дающего нам Свою благодать и прощение. В Гейдельбергском катехизисе нам дается полезное определение веры.

«Истинная вера – это твердое знание, посредством которого я принимаю за истину все, что Бог открыл нам в Слове Своем. И вместе с тем, твердая уверенность, которую Дух Святой через Святое Евангелие вселил в сердце мое, что не только другим, но и мне тоже дарованы Господом отпущение грехов, вечная праведность и блаженство только по милости Божьей ради заслуг Иисуса Христа» (О. 21).

Римская католическая церковь учила, что мы оправдываемся верой. Но она противилась библейскому учению о том, что мы оправдываемся только верой. Католическая церковь настаивала на том, что помимо веры человеку необходимо что-то еще, чтобы оправдаться перед Богом. Человек сам должен стать праведным, прежде чем Бог сможет оправдать его. Согласно учению католической церкви, с помощью Божьей благодати мы становимся праведными, и только тогда Бог объявляет нас праведными в Своих глазах.

Основываясь на Библии, все реформаторы утверждали, что подобная доктрина является ложной. Оправдание исходит не от нас. Оно приходит извне. Библия учит, что Бог, оправдывая нас, изменяет нашу запись, или положение, на небесах. И обретаем мы этот Божий спасительный труд только верой. Мы не достигнем праведного положения перед Богом с помощью «святых» дел, совершаемых нами ради Него, таких как, например, молитва или добрые дела. Даже наша вера – это не одно из добрых дел, которые мы совершаем в обмен на Божью благодать. Мы обретаем спасение не благодаря своей сильной вере. Мы спасены благодаря Христу, в Котором и покоится наша вера.

Вопрос 61 Гейдельбергского катехизиса звучит так: «Почему вы говорите, что оправдываетесь только верой?». Ответ на него чрезвычайно важен! «Не потому, что достоинствами своей веры я угоден Богу. Но только искуплением, праведностью и святостью Христа я оправдан перед Богом. И только верою могу их принять и сделать своими». В Послании к Римлянам 5:1 написано: «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа». А в предыдущей главе того же послания мы читаем: «Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу. А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность» (Рим. 4:4–5). И, наконец, в Послании к Римлянам 3:28 говорится: «Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона».

 

ЗАПОМНИТЕ

Ефесянам 2:8-9                                                                                                                                                          
«Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился».

Гейдельбергский катехизис

61В. Почему вы говорите, что оправдываетесь только верой?

О. Не потому что достоинствами своей веры я угоден Богу. Но только искуплением, праведностью и святостью Христа я оправдан перед Богом. И только верою могу их принять и сделать своими.

Бельгийское исповедание, Артикул 22

Посему, мы верно говорим вместе со святым апостолом Павлом, что «человек оправдывается верою, независимо от дел закона». Вместе с тем, точнее говоря, мы не имеем в виду то, что вера, как таковая, оправдывает нас, ибо вера является лишь орудием, с помощью которого мы принимаем Христа – нашу Праведность.

 

Вестминстерское исповедание веры, глава 11, 2

Вера, принимающая праведность Христа и находящая в Нем опору, есть единственное средство оправдания; однако она не одна пребывает в оправданном человеке, но всегда сопровождается всеми другими спасительными дарами, и это не мертвая вера, но действует любовью.

 

 

КЛЮЧИ К ЛУЧШЕМУ ПОНИМАНИЮ

5. Почему важно веровать в Иисуса Христа?

     

6. Верное или неверное утверждение. Римская католическая церковь учила, что:

a.                       мы оправдываемся верой.

б.                      мы оправдываемся только верой.

в.                       для того чтобы обрести спасение, нам необходимо содействовать Богу.

г.                        прежде чем Бог сможет оправдать нас, мы должны быть святы.

 

ВЕРА – ЭТО ДАР БОЖИЙ

Спасая нас, Бог спасает нас полностью, от начала и до конца. Мы ничего не добавляем к этому. Многим из нас хотелось бы думать, что мы все-таки можем найти хоть какой-то способ помочь Богу спасти нас. По меньшей мере, мы могли бы произвести веру, чтобы довериться Христу. Мы могли бы сказать так: «Вера – это то малое, чем я могу воздать Богу за то, что Он так много для меня сделал. Я дам Ему свою веру, а Он в ответ дарует мне Свое спасение». Именно здесь Бог и смиряет нас. Здесь мы узнаем, что даже наша вера – это дар, который Он вкладывает в наши сердца. В библейском стихе, который нужно выучить (Еф. 2:8), сказано, что вера – это «Божий дар». Его нельзя заслужить. Мы не производим веру по доброй воле наших сердец. Это Божий дар, который Он помещает в нас. Какой же у нас милостивый Бог!

 

 

КЛЮЧИ К ЛУЧШЕМУ ПОНИМАНИЮ

7. Дайте оценку следующему высказыванию: «Вера – это то доброе дело, которое я могу совершить для Бога в обмен на Его благодать».       

     

     

8. Смиряет ли вас осознание того, что вера – это дар Божий? Почему «да» или почему «нет»?

 

РЕЗУЛЬТАТОМ ВЕРЫ, ПОЛУЧАЕМОЙ НАМИ ОТ БОГА, ЯВЛЯЮТСЯ ДОБРЫЕ ДЕЛА

Вера в то, что Христос совершил для нас труд искупления, не является пустой или мертвой. Мы, несомненно, оправдываемся только верой. И эта вера – живая. Она приносит духовные плоды. Это такая вера, благодаря которой мы начинаем любить Бога, повиноваться и служить Ему и нашим ближним. Если мы имеем истинную веру, данную нам Богом, то мы будем любить Его слово, Его Царство и поклонение Ему. Мы возненавидим грех и полюбим то, что угодно Богу. Мы будем стараться изменить этот мир, свидетельствуя о Христе, стараясь восполнить нужды бедных и живя целостной жизнью во славу Христа.

«Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2:10). В О. 86 Гейдельбергского катехизиса дается три причины, почему мы совершаем добрые дела.

1.       Чтобы «выразить свою благодарность Господу» за Его благодать.

2.       Чтобы мы могли «укрепляться в вере плодами ее».

3.       Чтобы «нашей богоугодной жизнью ближние тоже приобретались для Христа».

Эти три причины показывают, насколько важно иметь живую, а не мертвую веру. Является ли ваша вера живой?

 

 

КЛЮЧИ К ЛУЧШЕМУ ПОНИМАНИЮ

9. Прочтите отрывок из Послания Иакова 2:14-18. Что в этих стихах говорится о живой истинной вере?

 

 

МЫ СОХРАНЯЕМ СВОЕ СПАСЕНИЕ ТОЛЬКО ВЕРОЙ

Некоторые люди считают, что мы обретаем спасение только верой, однако затем они утверждают, что мы сохраняем это спасение верой и добрыми делами. Как это далеко от истины! Слова из книги пророка Исаии 64:6 напоминают нам, что «… вся праведность наша – как запачканная одежда». Даже то лучшее, что мы совершаем для Бога, поражено грехом. А Он ожидает от нас совершенства. Если бы сохранение спасения хотя бы в какой-то степени зависело от нас, мы бы все погибли, потому что каждый день мы согрешаем против Бога. Он – Тот единственный, Кто удерживает нас от того, чтобы мы не отпали. В Послании к Римлянам 8:39 Бог говорит, что ничто «… не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем». Он утверждает каждое слово этого обетования!

Мы спасаемся одной верой в спасительный труд Христа ради нас. «А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет» (Гал. 3:11).

В Послании к Филиппийцам 3:8б-9 апостол Павел побуждает читателя «почитать все за сор, … чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере». А читая Бельгийское исповедание (Артикул 22), мы находим в нем следующее напоминание: «… Вера же – орудие, которое удерживает нас с Ним, как причастников всех Его благословений, которые, когда становятся нашими, являются более чем достаточными, чтобы освободить нас от грехов наших».

 

 

КЛЮЧИ К ЛУЧШЕМУ ПОНИМАНИЮ

10. Почему сохранение спасения не зависит от наших добрых дел?

 

 

   

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ

Sola Fide – мы оправдываемся перед Богом спасительным трудом Христа, который мы получаем только верой.

Оправдание – это труд Божий, благодаря которому лишь на основании совершенного труда Христа Он провозглашает нас праведными, или святыми, в Своих глазах.

Вменение праведности Христа – совершенные Христом дела и Его послушание засчитываются, или переносятся, на наш счет на небесах.

 

 

 

 


 

[1] Цит. по «Наставление в христианской вере», Кальвин Жан, русское издание: USA, CRC World Literature Ministries, 1998. – стр. 189.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.