Джон А. Бауэрс, Рональд Л. Шойерз
Доктрины благодати: столпы реформатской веры
СИЛА СУВЕРЕННОЙ ЛЮБВИ
УРОК 16. Действенное призвание
ОЖИВОТВОРЯЮЩАЯ СИЛА СВЯТОГО ДУХА
Осознав должным образом греховное состояние человека, мы готовы (и должны гореть желанием) узнать о спасении, которое совершается Богом и применяется к Его народу. Изучая первые пять артикулов III/IV раздела Канонов Дортского синода, мы пришли к пониманию полной несостоятельности человека. Будучи духовно мертвым, человек совершенно бессилен спасти себя. Он не способен сделать это и не желает этого.
Продолжив рассматривать оставшиеся артикулы данного раздела Канонов Дортского синода, мы фактически завершим третий тезис учения и перейдем к четвертому. Каноны Дортского синода не оставляют в состоянии безнадежности, но вместо этого указывают на действие Святого Духа, Который суверенно, с любовью и силой применяет искупительный труд Христа в жизни Его избранного народа. Он оживотворяет мертвых грешников. В этот момент мы испытываем благоговейный трепет перед Богом-Святым Духом и Его могущественной и действенной силой. Это и есть сила суверенной любви. Это и есть чудо!
Мы подошли к изучению очередного из так называемых «пяти пунктов кальвинизма», известного как непреодолимая благодать. Когда Святой Дух посредством милостивой спасающей силы начинает действовать в грешнике, то он непременно будет спасен. Для того чтобы избежать неправильного понимания этой истины (о чем мы поговорим несколько позже), нужно сказать о действенном призвании. Проще говоря, библейское учение, которое мы сейчас рассматриваем, открывает, что работа Святого Духа могущественна и действенна. Он достигает того, ради чего пришел. Избранные грешники могущественно возвращаются от смерти к жизни и направляются к Христу. Святой Дух всегда справляется со Своей суверенной работой.
Наш Триединый Бог пребывает в совершенном согласии и гармонии с Собой во всех делах, в том числе и в деле нашего спасения. Каждое из Лиц Троицы – Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух – трудится ради выполнения единого замысла. Нет такого, чтобы Бог-Отец избрал определенное количество людей, затем Бог-Сын умер за всех (большее число людей), а Богу-Святому Духу удалось привлечь к вере только некоторых (меньшее число людей). Напротив, Библия учит, что у Бога-Отца был суверенный замысел спасения избранных еще от вечности. Она учит, что Бог-Сын совершил это спасение, приняв смерть за каждого из этих избранных. И Библия утверждает, что затем Бог-Святой Дух на протяжении истории могущественно применяет это спасение в жизни этих же избранных людей.
ЗАПОМНИТЕ
1
Коринфянам 1:23-24
«… мы проповедуем Христа
распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие,
для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа,
Божию силу и Божию премудрость».
Каноны Дортского синода III/IV, 11
Более того, когда Бог исполняет Свою благую волю в избранных, или соделывает в них истинное обращение, Он не только заботится о том, чтобы Евангелие было провозвещено им внешним образом, и действенно освещает их разум Святым Духом, чтобы они могли правильно понимать и различать дела Духа Божия; но мощным воздействием того же возрождающего Духа проникает в самую сущность человека, открывает закрытое сердце, смягчает его, необрезанное сердце делает обрезанным…
Вестминстерсский краткий катехизис
31В. Что такое действенное призвание?
О. Действенное призвание — это работа Духа Божия, посредством которой, убеждая нас в нашем грехе и духовной нищете, просвещая наш ум познанием Христа и обновляя нашу волю, Он убеждает нас и соделывает способными принять Иисуса Христа, открыто предложенного нам в Евангелии.
БЕЗУСЛОВНОЕ ИЗБРАНИЕ ТРЕБУЕТ НЕПРЕОДОЛИМОЙ БЛАГОДАТИ (ИЛИ ДЕЙСТВЕННОГО ПРИЗВАНИЯ)
Как мы уже убедились ранее, Библия ясно учит, что существует точное число избранных Божьих. Отсюда следует, что могущественное действие Святого Духа служит гарантией того, что все замыслы Божьи будут непременно исполнены. Вот почему Иисус мог с уверенностью сказать следующее: «Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6:37, курсив автора). Иисус ясно говорит, что Отец дал Ему определенное число людей, и что в отношении их будущего нет ничего, что оставалось бы еще под сомнением. Они непременно придут к Христу. И это обращение является результатом определенного и могущественного действия Святого Духа.
Далее, в той же главе Евангелия от Иоанна, Иисус говорит: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:44, курсив автора). По мнению арминиан, этот стих означает, что Бог будет мягко подталкивать и побуждать людей прийти к Христу, и что без этого божественного содействия никто не сможет прийти к Нему. С другой стороны, они утверждают, что некоторые, несмотря на Божье вмешательство, все же выберут не приходить к Иисусу. Отец мог бы добиваться расположения своего ребенка и завлекать его, чтобы он «пришел к папочке», но если ребенок твердо решил, что хочет остаться с мамой, то тут уже ничего не поделаешь. Точно так же, по мнению арминиан, Бог будет добиваться расположения грешников и завлекать их, чтобы они «пришли к Христу», но если те твердо решили оставаться в своих грехах, то Бог не станет, да и не сможет ничего сделать.
Однако подобное превратное толкование этого стиха и, следовательно, понимание этого учения весьма преуменьшает силу действия Святого Духа. Греческое слово, переведенное здесь как «привлечет», не имеет коннотации «мягкость» или «нежность». Оно означает «вынудить посредством непреодолимого превосходства». Это значение становится очевидным, если мы сравним его употребление с другими отрывками Нового Завета. Когда Петр вытащил свой меч, чтобы отрубить ухо Малху (Ин. 18:10), или когда ученики вытащили сети на берег (Ин. 21:6 и 11); или когда люди были влекомые толпой, или их привлекали к суду (Деян. 16:19; 21:30; Иак. 2:6) – очевидно, что ни в одном из этих случаев мы не наблюдаем мягкое и нежное убеждение. Независимо от того, о чем идет речь, здесь не дается право выбора, а скорее наоборот – с силой принуждается к какому-либо действию. Можно прийти к выводу, что действие Святого Духа, которое заключается в том, чтобы привлечь нас к Христу, является по-настоящему могущественным действием.
ОГРАНИЧЕННОЕ ИЛИ ОПРЕДЕЛЕННОЕ ИСКУПЛЕНИЕ ТРЕБУЕТ НЕПРЕОДОЛИМОЙ БЛАГОДАТИ (ИЛИ ДЕЙСТВЕННОГО ПРИЗВАНИЯ)
Обращаясь к доктрине об ограниченном, или определенном, искуплении, мы приходим к такому же выводу. Поскольку Иисус в качестве заместительной жертвы понес на Себе грехи Своего народа, то все, кто принадлежит к его числу, будут спасены. Если бы действие Святого Духа заключалось в том, что человек мог принять или отвергнуть Его призыв, то тогда не только бы никто не уверовал, но и искупление Христа было бы по сути бессмысленным. Однако в десятой главе Евангелия от Иоанна Христос открывает нам нечто ободряющее. Мы помним, как ясно Христос учил определенному искуплению, говоря: «… жизнь Мою полагаю за овец» (Ин. 10:15). Именно на этом основании Иисус может сказать с абсолютной уверенностью: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною» (Ин. 10:27). В этом можно не сомневаться благодаря могущественному действию Святого Духа.
ПОЛНАЯ ИСПОРЧЕННОСТЬ ТРЕБУЕТ НЕПРЕОДОЛИМОЙ БЛАГОДАТИ (ИЛИ ДЕЙСТВЕННОГО ПРИЗВАНИЯ)
Наконец, доктрина о полной испорченности также требует непреодолимой благодати, или действенного призвания. Если же мы, мертвые грешники, не в силах спасти себя и настолько беспомощны и развращены, что не можем и не желаем прийти к Христу, то в таком случае нашей единственной надеждой на спасение является могущественное действие Святого Духа. Бессилие человека и великая сила Святого Духа – это дополняющие друг друга истины в свете правильного понимания спасения по благодати. Обратите внимание, что в Канонах Дортского синода они рассматриваются вместе, в виде двух объединенных глав в разделе III/IV. Ключевым библейским отрывком, благодаря которому становится возможным такое рассмотрение этих истин, является Послание к Ефесянам 2:1-5. Хотя мы были мертвы в своих преступлениях, Бог оживотворил нас. Мертвые не могут вернуть себя к жизни. Нам необходимо могущественное, животворящее действие Святого Духа.
КЛЮЧИ К ЛУЧШЕМУ ПОНИМАНИЮ
1. Что говорится о гармонии, существующей между Отцом, Сыном и Святым Духом в деле нашего спасения, в 1 Петр. 1:1-2?
2. Объясните, как связаны между собой четвертый тезис учения и:
a. безусловное избрание
б. ограниченное искупление
в. полная испорченность
3. В Евангелии от Иоанна 6:44 говорится о том, что мы привлечены к Христу. Объясните, как мы должны прийти к выводу о том, что это относится к могущественной и действенной работе Святого Духа?
4. Как в Послании к Римлянам 8:29-30 раскрывается доктрина о непреодолимой благодати (или действенном призвании)?
СЕРЬЕЗНЫЙ ПРИЗЫВ ЕВАНГЕЛИЯ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ НА ВСЕХ, ДЕЙСТВЕНЕН – ДЛЯ НЕКОТОРЫХ
Важно также, чтобы мы понимали, каким образом Святой Дух работает в нас посредством Своей силы. В Канонах Дортского синода III/IV, 6 говорится, что Святой Дух действует «… посредством Слова, или служением примирения…». Святой Дух совершает спасение посредством евангельского призыва – Благой Вести о Мессии. Слово и Дух не должны разделяться. На протяжении всей истории Евангелие проповедовалось в различных местах, оказываясь иногда в пределах обитания одного народа. Это не было связано с превосходством или достоинством одного народа по сравнению с другим (Втор. 7:7, 8; 9:6). Нет, причина этого кроется «… в свободной благой воле Божией и незаслуженной [нами] Его любви» (Каноны Дортского синода III/IV, 7).
Вместе с тем также известно, что есть множество людей, которые услышали евангельский призыв, но так и не уверовали и не желают уверовать. Слыша, они не понимают, так как они духовно глухие (см. Ис. 6:9 и Мф. 13:14). Когда два человека слышат одно и то же послание, и только один из них становится верующим, это происходит потому, что Бог предоставил человеку свободу выбора. Это арминианский взгляд. Однако же библейский ответ звучит иначе: Бог совершает действенный труд лишь в одном из этих двух человек. Следует провести различия между евангельским призывом, который распространяется на всех людей (Каноны Дортского синода II, 5; Мф. 28:19), называемым иногда внешним призывом, и тем призывом, посредством которого Бог-Святой Дух действенно работает в сердце спасенного. Такой призыв называется действенным призванием. Действенное призвание Бога непреложно (Рим. 11:29). Бог не отменяет его. Он не изменяет Свое решение. Те, кого Бог действенно призвал, являются спасенными к вечной жизни.
Такое различие мы находим в Евангелии от Матфея 22:14: «Ибо много званых, а мало избранных». Нечто подобное мы можем прочесть и в Первом послании к Коринфянам 1:23-24: «А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость». Апостол Павел говорит, что когда проповедь о кресте распространяется в мире (внешний призыв), она, как правило, воспринимается как глупость. Однако в тех людях, в которых Бог произвел истинное обращение (действенное призвание), результат удивительно отличается. Это наглядно изображается в Канонах Дортского синода III/IV, 11, где показано, насколько могущественным является действенное призвание.
Характерной реакцией арминиан на это учение является вывод о том, что в таком случае внешний призыв ничего не значит. Они заявляют в ответ, что люди, придерживающиеся подобных взглядов и имеющие подобное представление о Боге, поступают лицемерно и лживо, призывая весь мир к покаянию (Деян. 17:30), поскольку Бог знает, что, в конечном счете, уверуют лишь избранные.
У нас не должно быть ничего общего с подобной аргументацией. Каноны Дортского синода III/IV, 8 и 9 учат, что Бог всерьез призывает весь мир к покаянию. То, чего требует и ожидает Бог, это чтобы все обратились к Нему. Ему угодно, когда люди каются и веруют; однако многим людям препятствием к этому служат греховность и упорство. В этом нет вины ни Евангелия, ни Христа, возвещаемого через Евангелие, ни Бога (III/IV, 9). Человек не идет к Христу по причине своего испорченного сердца – это не зависит от того, насколько ясно изложено Евангелие, насколько восхитителен Спаситель или насколько серьезно Бог призывает грешника. Это показывает , что если человек спасается благодаря проповеди Евангелия, то это означает, что в нем должен был совершиться могущественный труд Божьей благодати (см. III/IV, 10).
Наша библейская обязанность – принять Бога в Его Слове. Мы с вами призваны не для того, чтобы ждать какого-то переживания с тем, чтобы наконец иметь мужество сказать: «Теперь я знаю, я избран; теперь я верю». Мы не должны спрашивать: «Действительно ли это касается меня? Как я могу быть уверен?». Слыша призыв Евангелия, нам нужно помнить, что у Бога серьезные намерения. Бог говорит: «Придите к Христу и примиритесь». И именно это Он имеет в виду!
КЛЮЧИ К ЛУЧШЕМУ ПОНИМАНИЮ
5. В чем разница между внешним призывом и действенным призванием? В чем их схожесть?
6. Всегда ли действенен евангельский призыв? Прочтите Каноны Дортского синода III/IV, 8 и 9. На ком лежит вина, если это не так? Подавлял ли когда-нибудь Бог Свое желание спасти кого-либо? Приведите стихи из Библии (возможно, из этого урока) для подкрепления своего ответа.
7. Согласно Канонам Дортского синода III/IV, Опровержения заблуждений 7, что думают арминиане в отношении действия Святого Духа? Как бы вы оценили это?
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ
Непреодолимая благодать – это спасительное действие Святого Духа в сердцах избранных грешников возвращает их от смерти в жизнь, и, таким образом, они неотвратимо привлекаются к Христу. Непреодолимая благодать является главной темой четвертого тезиса учения Канонов Дортского синода.
Внешний призыв – это задача, которая стоит перед церковью, наряду с Евангелием представить грешникам повеление прийти в вере к Христу, а также обетование прощения и вечной жизни для всех, кто примет Христа и придет к Нему. См. Каноны Дортского синода III/IV, 8.
Действенное призвание – Святой Дух милостиво и действенно обращается с внешним призывом к сердцам избранных Божьих. См. Каноны Дортского синода III/IV, 10, 11.
Этот материал еще не обсуждался.