Джон А. Бауэрс, Рональд Л. Шойерз
Доктрины благодати: столпы реформатской веры
НАША НУЖДА В СУВЕРЕННОЙ ЛЮБВИ
УРОК 13. Корень нашей проблемы
ВАЖНОСТЬ ПОНИМАНИЯ НАШЕЙ ГРЕХОВНОСТИ И ПОРОЧНОСТИ
Изучая Каноны Дортского синода, мы подошли к его третьему важному разделу, к очередному так называемому «тезису учения». В этом разделе говорится о глубине нашей греховности. Здесь показано естественное положение наших душ перед Богом. Для греховной плоти это болезненная доктрина, мягко говоря, неприятная и крайне унизительная.
Тем не менее, эта доктрина дана нам во благо. Представьте, если бы у вас в ноге была ужасная инфекция, и вы мучились в приступе страшной лихорадки, назвали бы вы жестоким доктора, который сорвал ваши повязки и немедленно принялся оперировать вас, чтобы устранить эту инфекцию? Вы бы поняли всю серьезность ситуации и не стали бы возражать против того способа, который выбрал доктор, чтобы вылечить вас. Нет сомнений в том, что вы бы даже поблагодарили его за его честную оценку, компетентность и безотлагательное лечение, даже несмотря на то, что вам было очень больно. Точно также и с Богом, когда Он указывает нам на наши грехи. Это бьет по нашей гордости, но, тем не менее, мы воздаем Ему хвалу за то, что Он открывает нам наш грех. Мы знаем, что это необходимо для нас. Таким образом, мы приходим к осознанию своей нужды в суверенной любви.
Когда доктор ставит своему пациенту неправильный диагноз, это может грозить большой опасностью. Если диагноз поставлен неверно, назначенное лечение будет неэффективным. Таким образом, для нас очень важно открыто принять эту неудобную истину о нас самих, открывающуюся нам в Писании. Если мы заблуждаемся в своем понимании испорченности человека, мы также будем заблуждаться и в понимании славного противодействующего средства, известного нам как спасение в Господе Иисусе Христе.
Если мы считаем, что грехопадение человека в Эдемском саду было лишь частичным, то мы будем удовлетворяться и частичным Спасителем – таким, которому мы оказываем небольшую помощь в обретении своего спасения. Это ошибка арминиан, столь широко распространенная сегодня. И как результат – многие христиане не могут в полноте прославлять Бога за свое спасение, потому как они не осознали всей глубины своей греховности.
Первое, о чем говорится во многих курсах по изучению так называемых «пяти пунктов кальвинизма», это человеческая греховность (обычно изучается под заглавием «Полная испорченность»). Это хорошая тема для начала. Когда мы понимает свое положение в библейском свете, у нас не остается другого выбора, кроме как верить, что спасение всецело зависит от Господа, а не от нас самих. Однако в Канонах Дортского синода тема человеческой испорченности детально не рассматривается вплоть до объединенных третьего и четвертого тезисов учения. Эта тема рассматривалась частично, поскольку Каноны Дортского синода отвечали ошибочным учениям ремонстрантов в том порядке, в каком они были представлены. Для нас важно понять, что, помещая безусловное избрание на первое место, авторы Канонов Дортского синода стремились подчеркнуть суверенную Божью любовь, а не человеческую греховность. Тем не менее, мы сможем только тогда по-настоящему осознать и оценить любовь нашего великого Бога, когда мы придем к пониманию своей греховности.
КЛЮЧИ К ЛУЧШЕМУ ПОНИМАНИЮ
1. Почему для нас важно рассмотреть библейское учение о полной испорченности даже несмотря на то, что оно неприятно?
2. Объясните, пожалуйста, утверждение: «Если мы считаем, что грехопадение человека в Эдемском саду было не полным, а лишь частичным, то мы будем довольствоваться и частичным Спасителем – таким, которому мы оказываем небольшую помощь в обретении своего спасения».
3. Человеку нравится считать, что он сам может заработать спасение. По природе мы склонны к этому. Согласно отрывкам из книги пророка Исайи 64:6, Евангелия от Матфея 22:37-39 и Послания к Филиппийцам 3:4-9, почему это невозможно?
4. Почему Каноны Дортского синода не начинаются с рассмотрения доктрины о полной испорченности?
С чего начинаются Каноны Дортского синода? О чем говорится в Канонах Дортского синода I, 1? Почему?
ПОНИМАНИЕ ТЕРМИНОВ
В Канонах Дортского синода мы не найдем привлекательной картины, описывающей нас самих и наше греховное состояние. Несмотря на то, что человек был создан по образу Божьему, в Канонах Дортского синода сказано, что «… восстав против Бога по диавольскому наущению и по своей собственной свободной воле, он лишил себя всех этих замечательных даров. Более того, вместо них он навлек на себя слепоту, ужасающее невежество, суетность, неверное суждение своего разума, порочность, строптивость и жестокость воли и сердца, и наконец, нечистоту всех своих желаний» (III/IV, 1). И далее мы читаем: «… все люди зачаты в грехе и рождаются чадами гнева, непригодны для спасительного добра, склонны к злу, мертвы во грехах своих, рабы греха…» (III/IV, 3).
По природе мы склонны считать, что эти слова – крайность. Конечно же, этот мир – место испорченное, но оно не так уж и плохо! Разве? Мир полон множества ужасных грехов: прелюбодеяние, аборты, воровство и убийства. Но в то же время многие из нас могут указать на неверующих, являющихся добросовестными членами общества. Верно ли, что наша действительность настолько мрачна, как это представлено в Канонах Дортского синода? И ответ, как мы можем увидеть это из Писания: «Да!». Мы и есть это зло; состояние человека полностью испорчено.
Мы с вами должны правильно понимать определенные термины. Полная испорченность – это термин, который используется для того, чтобы описать состояние падшего человека. Это не значит, что человек пребывает в состоянии полной развращенности, которое только возможно для него. В таком случае это был бы настоящий ад. Ни одному живущему на земле Бог не допускает быть настолько грешным, насколько это возможно. Подумайте о грешниках, мужчинах и женщинах, фотографии которых вы ежедневно встречаете в газетах или видите по телевизору. Они не настолько злы, насколько могли бы быть. Если бы мы решили проследить за ними, то, вероятно, через некоторое время мы бы обнаружили, что и они могут совершать то, что мир называет «добрыми делами». В Своем провидении и верной заботе о Своем народе Бог не позволяет грешному человечеству пасть настолько низко, насколько это возможно.
Полная испорченность означает, что человек, при всей своей кажущейся «праведности», грешен в каждой сфере своего бытия и во всем, что бы он ни делал. При грехопадении мы пали полностью, так что теперь грех влияет на все сферы нашей жизни. Наши мысли, наши эмоции и наша воля – испорчены или развращены. Мы не настолько плохи, насколько могли бы быть, но, несмотря на это, мы полные грешники. Итак, полная испорченность означает, что человек грешит во всем, что бы он ни делал, поскольку по природе он ни в чем не может угодить Богу.
Для описания нашего состояния некоторые предлагают другой, более подходящий, по их мнению, термин – коренная испорченность (от лат. «radix», что значит «корень»). Этот термин проникает в суть дела, не создавая путаницы в отношении полной человеческой испорченности. Однако какой бы мы ни выбрали термин, тот факт, что это тяжелая доктрина, остается неизменным. Действительно ли мы готовы поверить в то, что мы настолько сильно заражены грехом, что никакое наше действие не может удовлетворить Бога? Наша греховная гордыня всеми силами пытается отвергнуть эту доктрину, однако это именно то, чему учит Писание.
По природе все мы высоко ценим себя. И действительно, во всех нас присутствует естественная склонность безосновательно переоценивать себя. С другой стороны, в книге пророка Иеремии 17:9 содержится предупреждение для нас: «Лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено; кто узнает его?». Когда нам нужно осознать свое греховное состояние, мы не должны руководствоваться своими собственными переживаниями или ощущениями. Мы должны обратиться к Библии. Это знание нам открыто Богом в Писании.
Уже в книге Бытие 6:5 Бог высказывается в отношении греховного состояния человечества: «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время». Из-за этого Бог и навел на землю потоп, уничтоживший на ней все живое. Когда же воды потопа сошли, Господь сказал: «… помышление сердца человеческого – зло от юности его…» (Быт. 8:21). Бог говорил не только о тех развращенных людях, живших до потопа. В этом отрывке речь идет о Ное и его семье. Это точное описание природы всего человеческого рода. В Псалме 50:7 Давид признает: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя». В этом псалме – описание всех нас.
Одним из наиболее острых и точных отрывков Писания является Послание к Римлянам 3:10-12, где апостол Павел вдохновленно цитирует Псалом 13 и 52. Мы читаем: «Как написано: нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного». Здесь апостол Павел подводит итог долгому спору, показывая, что и язычники и иудеи – и, более того, все жители этого мира – виновны перед Богом (Рим. 3:19). «… Потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23). Нет никаких исключений.
КЛЮЧИ К ЛУЧШЕМУ ПОНИМАНИЮ
5. Какое объяснение вы бы дали термину «полная испорченность»? Проведите различие между полной и абсолютной испорченностью (см. Каноны Дортского синода III/IV, 3).
6. Почему этот мир не настолько плох, насколько он мог бы быть сейчас?
7. Прочтите Каноны Дортского синода III/IV, Опровержение заблуждений 3. Какая часть человека, по словам арминиан, осталась неиспорченной? Согласно их верованию, что произошло с волей человека? Что произошло с волей человека после грехопадения согласно Библии?
8. Согласны ли вы с тем, что каждый человек по природе склонен оценивать себя выше, чем он есть на самом деле? Объясните. Как нам следует относиться к акценту современности на важности «чувства собственного достоинства»?
9. Правда ли то, что доктрина о полной испорченности лишает человека надежды? Почему «да» или почему «нет»?
ЗАПОМНИТЕ
Римлянам
3:10-12
«… Нет праведного ни одного;
нет разумевающего; никто не ищет Бога; все
совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного».
Каноны Дортского синода III/IV, 3
Вот почему все люди зачаты в грехе и рождаются чадами гнева, непригодны для спасительного добра, склонны к злу, мертвы во грехах своих, рабы греха; и без благодати возрождающего Святого Духа они не желают и не способны обратиться к Богу…
Вестминстерское исповедание веры IX, 3
По причине грехопадения человек полностью утратил всякую способность воли к духовному добру, сопутствующему спасению. Поэтому человек по своей природе, будучи всецело отвращен от добра, мертвый во грехах — не способен своими собственными усилиями изменить себя или приготовить себя к этому изменению.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОЛНОЙ ИСПОРЧЕННОСТИ
Несмотря на то, что доктрина о полной испорченности неприятна, она является благословением для каждого из нас в отдельности, а также благотворно сказывается на нашем призвании жить в этом мире как христиане. Приведенный ниже список помогает нам благодарить Бога за то, что Он честен с нами в отношении нашего греховного состояния.
1. Доктрина о полной испорченности всецело смиряет нас. В нашей постоянной борьбе с грехом она ежедневно смиряет нас и не позволяет возлагать надежду на свои собственные достижения. Она заставляет нас обращать свой взгляд на Христа – Творца и совершителя нашей веры.
2. Доктрина о полной испорченности призывает нас восхвалять одного только Бога за наше спасение. Мы были созданы для того, чтобы прославлять и вечно радоваться в Боге. Лишь осознавая глубину своей греховности, мы обретаем способность говорить с радостью в сердце такие слова: «Одному только Богу вся слава за каждый аспект моего спасения!». Доктрина о полной испорченности показывает нам, что мы не в силах приложить что-либо к своему спасению.
3. Доктрина о полной испорченности помогает нам понять наш мир. Этот мир полон жадности и ненависти, воровства и жестокости, войн и убийств. Со всей своей мнимой «мудростью» этот мир не в силах объяснить, как все эти «в сущности своей добрые люди» могут творить так много зла. С другой стороны, мы с вами – вооруженные доктриной о полной испорченности – имеем куда более точный взгляд на вопрос зла в этом мире. Мы не удивлены. Человек не является «добрым в своей сущности», как об этом глупо и с завидным постоянством заявляют СМИ.
Мы не должны удивляться окружающему нас греху, и мы также не должны жить, парализованные страхом. В Библии говорится, что все наладится после того, как станет еще хуже. И даже несмотря на это, мы как христиане уверены в том, что Бог держит нас в Своих всемогущих руках и все события обращает нам во благо (Рим. 8:28).
4. Доктрина о полной испорченности показывает, что основной потребностью нашего греховного мира является Евангелие Господа Иисуса Христа. Когда мы действительно осознаем полную испорченность человека, мы больше не будем возлагать свою надежду на справедливые и долговечные изменения в социальных программах и государственной политике. Наш греховный мир нуждается в изменении сердца. Что действительно нужно этому миру – так это Евангелие. Доктрина о полной испорченности показывает, что проблема неверующих состоит не в том, что их просто так воспитали. Их проблема гораздо хуже: они сознательно отвернулись от Бога. Это не значит, что и мы можем отвернуться от неверующих в праведном гневе. Тот факт, что они сознательно не повинуются Богу и за это несут на себе вину, а не просто находятся в состоянии неосведомленности, превращает Евангелие спасения, данное нам, в их крайнюю, насущную необходимость.
КЛЮЧИ К ЛУЧШЕМУ ПОНИМАНИЮ
10. Как доктрина о полной испорченности помогает нам возвеличивать и восхвалять одного лишь Бога за наше спасение?
11. Многие люди считают, что они, в сущности, добрые. Как доктрина о полной испорченности помогает нам бороться с этой ложной идеей?
КЛЮЧЕВІЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ
Полная испорченность – человек грешит во всем, что он делает, в каждой сфере своего бытия, таким образом, он не может угодить Богу, что бы он ни делал.
Коренная испорченность – этот термин может использоваться вместо термина «полная испорченность». Он говорит о том, что человек «в корне» испорчен – прогнил насквозь. Этот термин освобождает нас от путаницы, возникающей от терминов «полная испорченность» и «абсолютная испорченность».
Абсолютная испорченность – этот термин описывает состояние человека, который настолько развращен, насколько это только возможно. Такого никогда не происходило на земле, поскольку над этим миром Бог простирает Свою сдерживающую руку из любви к Своему народу во Христе.
Этот материал еще не обсуждался.