24.03.2014
Скачать в других форматах:

Джон А. Бауэрс, Рональд Л. Шойерз

Доктрины благодати: столпы реформатской веры

УРОК 15. Полная несостоятельность

Из предыдущего урока мы узнали, что мы зачаты и рождены в грехе.  По своей природе мы испорчены и виновны уже с момента зачатия. В этом уроке  более внимательно рассмотрим наше естественное состояние, являющееся результатом грехопадения. Если же наша греховная природа испорчена настолько сильно, как об этом говорится в Библии, тогда вместе с учениками Иисуса мы можем задать вопрос: «Так кто же может спастись?» (Мф. 19:25).

ЧЕЛОВЕКАМ СПАСЕНИЕ НЕВОЗМОЖНО

Вспомните эпизод, записанный в главе 19 Евангелия от Матфея. Богатый молодой юноша ушел опечаленным после того, как Иисус представил ему исключительные требования Евангелия. Вспомните, что по этому поводу сказал Господь Иисус: «… Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (ст. 24). Понимая, что хотел сказать Иисус, ученики задают Ему вопрос: «… так кто же может спастись?» (ст. 25). На что Он ответил: «… человекам это невозможно, Богу же все возможно» (ст. 26). Иисус твердо сказал им, что «человекам это невозможно».

Это радикальное библейское понимание грехопадения, точно изложенное в данном разделе Канонов Дортского синода. В результате нашего бунта в Адаме теперь мы совершенно неспособны спасти себя, совершенно неспособны различить добро и зло, совершенно неспособны любить Господа, совершенно неспособны выбрать Божье спасение и совершенно неспособны делать то, что угодно Ему. Эта истина называется полной несостоятельностью.

Каноны Дортского синода III/IV, 3 ясно учат этой смиряющей истине: «… все люди зачаты в грехе и рождаются чадами гнева, непригодны для спасительного добра, склонны к злу, мертвы в грехах своих, рабы греха; и без благодати возрождающего Святого Духа они не желают и не способны обратиться к Богу, изменить свою испорченную природу или даже расположить себя к такому изменению». Помните ли вы, что Гейдельбергский катехизис учит нас тому же в третьем Воскресном дне? «Но так ли мы испорчены, что совершенно не способны творить добро и склоны ко всякому злу? Да, если только не возродимся Духом Господним» (В. и О. 8).

 

ЗАПОМНИТЕ

Ефесянам 2:3-5                                                                                                                                           

«… мы все… были по природе чадами гнева, как и прочие, Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены».

 

Гейдельбергский катехизис

8В. Но так ли мы испорчены, что совершенно не способны творить добро и склоны ко всякому злу?

О. Да, если только не возродимся Духом Господним.

Вестминстерское исповедание веры, VI, 2

По причине этого греха они отпали от своей первоначальной праведности и общения с Богом, и потому стали мертвыми в грехе, всецело осквернились в отношении всех способностей души и частей тела.

К библейскому свидетельству о грехопадении человека серьезно относится только реформатская вера. Безусловно, арминиане заявляют, что человек пал, и что его греховность – это дело серьезное. Однако же те, кто отрицает реформатскую веру, не могут увидеть, как сильно повлияло на нас грехопадение.

Вот чему учит Библия в отношении нашей полной несостоятельности.

1. По своей природе мы совершенно неспособны делать то, что угодно Богу.

Послание к Римлянам 8:6-7 ясно учит: «Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут» (выделено автором). Это означает, что без Святого Духа, действующего в нас, мы просто не можем поступать праведно. Это не отменяет нашу ответственность в соблюдении всех заповедей Божьих. Но это значит, что грех оказал на нас такое сильное влияние, что мы стали неспособны делать то, что угодно Богу. А далее Библия объясняет, что мы не просто делаем что-то плохое.

2. По своей природе мы совершенно неспособны понимать то, что исходит от Господа.

В Первом послании к Коринфянам 2:14  читаем: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно» (курсив автора). Вы можете без труда увидеть, что в Библии открывается человеческая несостоятельность, поскольку по своей природе мы даже не можем понимать духовные вещи.

3. По своей природе мы совершенно неспособны подчинить Господу свою волю.

В Евангелии от Иоанна 6:44  читаем такие слова Иисуса: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день» (курсив автора). Наша воля греховна. И до тех пор, пока Господь не изменит ее, мы не сможем прийти к Христу. Мы не желаем Его спасения по своей природе.

Библия ясно учит, что пребывая в этом греховном состоянии, мы не немного больны и не больны серьезно, и не просто находимся в затрудненном положении. Нет. Наша проблема состоит в том, что по своей природе мы духовно мертвы (Еф. 2:1, 5). Многие люди, пытаясь объяснить, что такое спасение, сравнивают его с тем, как если бы мы больные лежали на смертном ложе. Бог берет необходимое нам лекарство и подает его. И все, что нам нужно сделать –  это открыть рот и проглотить его. Но Бог говорит, что наше положение гораздо более серьезно. Мы не  просто больны, мы «мертвые по преступлениям и грехам нашим» (Еф. 2:1)!

Согласно другой часто используемой иллюстрации, мы похожи на тонущего в море человека.  В нашем греховном состоянии мы то неожиданно выныриваем, хватая воздух, то вновь идем ко дну, а Бог бросает нам спасательный круг. И нам нужно только ухватиться за этот спасательный круг. Как видите, и в этом сравнении не отражено наше истинное положение. Согласно Библии мы не просто тонем, мы уже утонули! Мы мертвы и лежим на дне океана. Этими примерами стараются смягчить серьезность и безнадежность нашего падшего состояния. В каждом из этих примеров не принимаются всерьез слова Иисуса: человекам это невозможно.

 

 

КЛЮЧИ К ЛУЧШЕМУ ПОНИМАНИЮ

1. Что в приведенных ниже стихах говорится о полной несостоятельности человека?

a. Ин 9:13-34, 40, 41. Кто в этих стихах слепой?                            

б. Мф. 13:13-17              

в. Еф. 2:1, 5       

г. Рим. 8:7-8     

д. 1 Кор. 2:14   

е. Ин. 6:44         

     

2. Напишите, что бы вы ответили человеку, который отбрасывает требования Евангелия, говоря: «Я стану христианином в другой раз, когда мне это будет более удобно». 

               

3. С кем бы вы сравнили неверующего – с больным или мертвым человеком? Объясните.

 

БОГУ ВСЕ ВОЗМОЖНО

Слава Богу за ту надежду, которую дает нам Иисус в Евангелии от Матфея 19:26! Он говорит: «Человекам это невозможно, Богу же все возможно» (курсив автора). Когда мы осознаем все последствия нашего греховного состояния, мы не можем сделать ничего другого, кроме как прийти к выводу, что спасение дается только Богом. Наша единственная надежда находится в удивительной благодати и изобильной милости нашего суверенного Бога.

Эту же истину мы находим во второй главе Послания к Ефесянам. Первые три стиха описывают глубину нашей греховности. Они напоминают  о том, что мы мертвы в своих преступлениях и грехах, и что по природе мы  чада гнева. Но затем повествование удивительно изменяется. В четвертом и пятом стихе  читаем: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены». То, что было невозможно для нас, Бог совершил ради нас. Он «оживотворил нас со Христом» (Еф. 2:5).

На этом основании и в Канонах Дортского синода (III/IV, 3), и в Гейдельбергском катехизисе (В. и О. 8) говорится о том, что мы нуждаемся в возрождении (нуждаемся в том, чтобы родиться свыше). Мы планируем вернуться к этой теме и рассмотреть ее более детально, когда начнем рассматривать четвертый тезис учения. А пока мы должны отметить, что рождение свыше – это то, что совершает в нас Бог, а не мы сами. Мы сами не можем оживить себя. Арминиане заявили бы, что рождение свыше – это что-то, что мы совершаем верой. Но Библия учит, что мы можем уверовать, только когда рождаемся свыше и потому что рождаемся свыше.

Только когда мы осознаем свою нужду в суверенной любви и поймем глубину своей греховности, мы действительно сможем начать понимать ту великую любовь, которой Он возлюбил нас. Тогда мы в изумлении скажем: «Вот каков я, и все же Бог возлюбил меня!».

                                                                                                                                                                                           

 

КЛЮЧИ К ЛУЧШЕМУ ПОНИМАНИЮ

4. Прочтите Еф. 2:1-10.

a. Выпишите все выражения, которые описывают наше естественное состояние.             

б. Выпишите все упоминания о Божьем труде ради нашего спасения.      

в. Какой образ использован в стихах 1, 4 и 5 для того, чтобы описать наше спасение?       

г. После размышления над этими истинами, каков ваш отклик на великую любовь Бога по отношению к нам (Еф. 2:4)?     

     

5. В чем состоит разница между арминианским и кальвинистским пониманием возрождения? Прочтите Каноны Дортского синода III/IV, Опровержение заблуждений 4. Согласно четвертому параграфу, на что мы способны, по мнению арминиан?   

     

     

6. После размышлений о полной несостоятельности человека, как вы считаете, отвергает ли эта доктрина необходимость и эффективность свидетельствовать неверующим? Объясните.

     

7. Учитывая свое понимание полной несостоятельности человека, скажите, какое место занимает молитва, когда вы свидетельствуете другу?

 

 

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ

Полная несостоятельность – это наше естественное, безнадежное состояние, в котором мы никак не способны помочь себе, неспособны любить Бога, неспособны познавать Его и неспособны угодить Ему.

Возрождение – это труд Божий, посредством которого Господь оживотворяет нас, мертвых в грехах, прививая новую жизнь в наше сердце. Библия называет это также «рождение свыше».

 

 

 


 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.