Джон А. Бауэрс, Рональд Л. Шойерз
Доктрины благодати: столпы реформатской веры
УРОК 20. Стойкость и уверенность
БЛАГОСЛОВЕНИЕ УВЕРЕННОСТИ В СПАСЕНИИ
Так как суверенный Бог всегда верен Своим обещаниям, верующие могут жить в полной уверенности в собственном спасении. Невзирая на все те испытания и трудности, которые встречаются на нашем пути, по вере во Христа мы можем никогда не сомневаться в том, что действительно принадлежим Господу, и что так будет всегда. Ничто не отлучит нас от любви Божьей во Христе Иисусе, Господе нашем.
В Канонах Дортского синода V, 9 говорится о практической пользе стойкости святых, которая есть у нас как у верующих, подводя нас тем самым к вопросу об уверенности в спасении. «Относительно сохранения избранных ко спасению и пребывания истинно верующих в вере, сами верующие могут быть уверенными и становятся таковыми по мере своей веры, которой они твердо веруют, что они есть и всегда будут истинными и живыми членами Церкви, и что они имеют прощение грехов и вечную жизнь».
Очевидно, что благословение уверенности в спасении – это не просто способность бесстрастно прийти к выводу, что все избранные отправятся в рай. Конечно же, то, что все избранные отправятся в рай, это абсолютная правда. Тем не менее, подобные умозаключения не помогут тем, кто задается вопросом: «А являюсь ли я одним из избранных?».
Благословение уверенности в спасении – это то, что знакомо каждому верующему лично, и в чем он находит наслаждение. Вместе с Гейдельбергским катехизисом (Воскресный день 7) Каноны Дортского синода учат, что уверенность в спасении – это благословение, которое тесно связано с истинной верой. «… Сами верующие могут быть уверенными и становятся таковыми по мере их веры…». По вере мы с вами можем сказать словами катехизиса, что имеем «… твердую уверенность…, что не только другим, но и мне тоже дарованы Господом отпущение грехов, вечная праведность и блаженство только по милости Божьей ради заслуг Иисуса Христа» (Гейдельбергский катехизис, О. 21). В Артикуле 9 отражается язык О. 54 Гейдельбергского катехизиса, где сказано, что каждый истинно верующий говорит о церкви так: «… я есть и вовеки останусь живым членом этой Церкви».
Даже во время ужасных страданий у нас есть благословенная уверенность, чтобы по вере сказать вместе с Иовом: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога» (Иов 19:25-26). Находясь перед лицом смерти, идя долиной смертной тени, с верой мы можем говорить словами Давида: «Так, благость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни» (Псалом 22:6).
Оказавшись перед лицом борьбы, гонений и всего того, что может встретиться на нашем пути, вместе с апостолом Павлом мы можем быть убеждены, что ничто не отлучит нас от любви Божьей (Рим. 8:38-39), и что наши грехи действительно прощены. «… Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день» (2 Тим. 1:12). Какое благословение, что, основываясь на Божьей любви и Его верности, мы можем иметь такую уверенность!
Делая акцент на свободной воле человека, арминианин не может по-настоящему насладиться благословением уверенности в спасении, так как в любой момент он может отпасть от веры. Никогда не забывайте о том, что такое небиблейское мышление лишает нас того утешения и уверенности, которые мы обретаем во Христе. Так как основанием нашей уверенности в спасении является Божья верная любовь, то наша уверенность – как крепкая скала. С другой стороны, если же наша уверенность в спасении зависит от собственных усилий, то она окажется не прочнее хрупкого сосуда. Если она зависит от нас, то узнаем ли мы когда-нибудь ответ на вопрос: «Останусь ли я в вере и завтра?».
Во время написания Канонов Дортского синода ремонстранты отстаивали идею о том, что верующие могут иметь уверенность в спасении, получив особое откровение от Бога. Подобное представление отвергается в Канонах Дортского синода V, 10 и Опровержении заблуждений V, 5. Тот, кто в основание своих надежд полагает собственные переживания и чувства, будет неизбежно разочарован и может рассчитывать лишь на жизнь, полную сомнений и страхов.
ЗАПОМНИТЕ
Римлянам
8:38-39
«Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала,
ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить
нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем».
Каноны Дортского синода V, 9
Относительно сохранения избранных ко спасению и пребывания истинно верующих в вере, сами верующие могут быть уверенными и становятся таковыми по мере их веры, которой они твердо веруют, что они есть и всегда будут истинными и живыми членами Церкви, и что они имеют прощение грехов и вечную жизнь.
Вестминстерский полный катехизис
80В. Могут ли истинные верующие быть безошибочно уверенными, что они находятся в состоянии благодати, и что они будут настойчивы в нём до спасения?
О. Те, кто истинно веруют во Христа… могут без чрезвычайного откровения, чрез веру, основанную на истине обетований Божиих и чрез Духа… и свидетельствуя своим духом, что они – дети Божии, быть безошибочно уверенными, что они находятся в состоянии благодати, и будут настойчивы в нём до спасения.
КЛЮЧИ К ЛУЧШЕМУ ПОНИМАНИЮ
1. Будете ли вы на небесах? Уверены ли вы в этом? Как вы можете быть уверены в этом? Объясните.
2. Каким образом истина о стойкости святых способствует обретению вами уверенности в спасении?
3. Почему арминианское понимание Евангелия лишает христиан истинной, глубокой уверенности в спасении?
ОСНОВАНИЕ НАШЕЙ УВЕРЕННОСТИ В СПАСЕНИИ
Вместо того, чтобы ожидать какого-то мистического переживания, особого чувства или откровения от Бога, мы с вами должны устремиться к верному и надежному Слову Божьему как к прочному основанию, на котором строится наша уверенность в спасении. По вере мы могли бы повторить слова известной детской песенки: «Бог нас любит, знаю я, так нас учит Библия». Об этом напоминают и Каноны Дортского синода, где сказано, что наша уверенность «… происходит не из какого-либо личного откровения за пределами или вне действия Слова, но от веры в обетования Божии» (V, 10). Здесь же мы находим наставление о том, что эта уверенность происходит «…от веры в обетования Божии, которые Он весьма обильно открыл в Своем Слове для нашего утешения».
Размышления над Словом Божьим дают нам все больше уверенности в спасении. Если же мы пренебрегаем Словом Божьим, то наша уверенность слабеет, либо от нее вовсе ничего не остается. На страницах Писания мы находим Божье обетование о том, что Он будет Богом Своего народа и его потомков. В Своем Слове Бог ясно сказал, что всякий, кто верует в Него, не погибнет, но будет иметь жизнь вечную. Он пообещал, что все, кто обратится к Нему с покаянием, узнают Его как любящего и многомилостивого Бога. Кто бы ни ухватился по вере за Божьи заветные обетования, может не сомневаться в них, потому что все они – «да и аминь» для нас в Господе Иисусе Христе (2 Кор. 1:20). Там, где есть вера в Божьи обетования, появляется все больше и больше уверенности в спасении.
Наряду с Божьими обетованиями (но никогда отдельно от них), открытыми в Его Слове, Каноны Дортского синода указывают на свидетельство Святого Духа. Нам напоминаются слова из Послания к Римлянам 8:16 о том, что Святой Дух «… свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии».
Когда Святой Дух свидетельствует духу нашему, это не похоже на то, как если бы мы услышали какой-то «внутренний голос». Святой Дух свидетельствует буквально вместе с нашим духом, выступая наряду с ним, так что наш дух и Дух Святой находятся в полном согласии. Результатом Его присутствия является то, что мы все более и более привлекаемся в любви к Христу, наш разум открывается для принятия Его учения, а наша воля укрепляется и становится послушной Богу.
И наконец, как сказано в артикуле 10, мы обретаем уверенность в спасении «… от серьезного и святого следования чистой совести и добрым делам». Великое благословение – ходить путем, который указал нам Господь в Своем Слове. Мы находим духовное наслаждение в соблюдении Его заповедей (Пс. 1:2; Рим. 7:22). Для этой цели мы и были сотворены. Если же человек идет по пути греха и неповиновения, то его жизнь станет жалкой, а его уверенность в спасении будет сокрушена – большего ожидать не стоит. Вспомните горестное состояние Давида, когда он осознал, что тяжко согрешил и не раскаялся в содеянном (см. Пс. 31). Плохие привычки и «маленькие грешки», которые мы позволяем себе, принесут вред нашей уверенности в спасении.
КЛЮЧИ К ЛУЧШЕМУ ПОНИМАНИЮ
4. На каком основании мы можем иметь уверенность в спасении (V, 10)?
Согласно этому артикулу, назовите три источника нашей уверенности в спасении.
Есть ли какая-либо причина, по которой они представлены в таком порядке? Какая это причина?
5. Чувства, переживания, «откровения» и события прошлого не являются надежным основанием для нашей уверенности в спасении. Почему?
ИСПЫТАНИЯ УВЕРЕННОСТИ В СПАСЕНИИ
В нашей жизни обязательно придет время, когда будет казаться, что чувство уверенности в спасении ускользает от нас. Может быть, мы стали небрежными в общении с Богом. Может быть, мы стали самонадеянными и начали принимать Его духовные блага как должное. Может быть, серьезные испытания и искушения заставили нас отвести свой взгляд от Спасителя.
Отсутствие уверенности в спасении должно вызывать в нас тревогу. Это должно побудить нас с еще большим усердием повиноваться Божьей заповеди: «… более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание» (2 Пет. 1:10). Нам не следует удивляться тому, что сомнения и искушения могут лишить нас чувства уверенности в спасении. Библия учит, а Каноны Дортского синода V, 11 напоминают о том, что «… верующие в этой жизни сражаются с различными сомнениями плоти, и что, будучи в сильном искушении, они не всегда чувствуют полную веру и уверенность в неотступности».
Мы действительно можем не всегда чувствовать уверенность в спасении. Но, слава Богу, что, в конце концов, уверенность в спасении не зависит от наших чувств. В таких ситуациях необходимо снова и снова возвращаться к нашему прочному фундаменту – Иисусу Христу, Который был заклан за нас, о чем засвидетельствовано в Его Слове. Нам снова нужно поверить, что с того самого момента, когда мы были оправданы по вере, мы имеем мир с Богом (Рим. 5:1). По вере мы снова скажем: «Это – факт; так мне говорит Библия». Наши чувства могут говорить об обратном. Сатана может обвинять нас и издеваться над нами, спрашивая: «Тебе не кажется, что к этому времени ты уже должен быть более уверенным?». Но мы не должны стыдиться вновь и вновь возвращаться к основам веры. Мы не гордецы. Уверенность в спасении исходит не от нас самих. Она основывается только на Крови Иисуса и Его праведности. Обращенный на Христа взгляд – вот основание для нашей уверенности в спасении.
Если мы стоим на этом основании, то можем услышать слова ободрения из Писания, данные нам в Канонах Дортского синода V, 11: «Но Бог, Отец всякого утешения, не попустит им быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы они могли перенести [См. 1 Кор. 10:13], и Святым Духом восстановит в них уверенность в своей неотступности».
КЛЮЧИ К ЛУЧШЕМУ ПОНИМАНИЮ
6. Какова взаимосвязь между истинной верой и уверенностью в спасении (V, 10)?
Может ли человек, имея истинную веру, не быть уверенным в обретении вечной жизни (V, 11)?
Нормально ли это? Как он должен поступить в такой ситуации (2 Пет. 1:10)? Как он должен сделать это?
7. Что более самонадеянно – быть уверенным или сомневаться в чьем-либо спасении? Объясните. Что вы думаете о тех, кто говорит, что сомневаться в своем спасении – это похвально? (см. Опровержение заблуждений V, 6).
8. Какие есть причины для сомнений и страхов в нашей жизни?
9. В чем разница между испытаниями и искушениями (см. Иак. 1:2, 13)?
Приведите несколько примеров того, как они могут послужить угрозой для нашей уверенности в спасении.
Найдите и прочтите отрывки из Первого послания к Коринфянам 10:13; Первого послания Петра 1:3–9; Послания Иакова 1:2–4, 12–13. Согласно этим отрывкам, могут ли испытания и искушения использоваться для укрепления нашей уверенности в спасении?
Каким образом преодоление испытаний и искушений укрепило вас как христианина и усилило вашу уверенность в спасении?
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ
Уверенность в спасении – Бог производит это благословение в жизни Своих детей с тем, чтобы они были спасены до конца и знали об этом (Каноны Дортского синода V, 9). Это благословение «проистекает» из веры в обетования Слова Божьего через Христа, осуществляется Святым Духом и подтверждается святой жизнью. Мы призваны достигать этого благословения (2 Пет. 1:10).
Этот материал еще не обсуждался.