20.01.2010
Скачать в других форматах:

Дэвид Джекман

Послания Апостола Иоанна

1 Послание Иоанна 2:7—14 5. Как сияет истинный свет

 

Этими стихами Иоанн заканчивает рассматривать вопрос о том, что является доказательством пребывания человека в общении с Богом. Подлинное общение с Богом приводит к осознанию своего греха (1:6-10). Это незаметно изменяет нас, в результате чего мы повинуемся Ему (2:1-6). Теперь наше внимание Апостол обращает-на другие признаки, подводит нас к главной теме этого Послания — искренней любви к нашим братьям и сестрам во Христе.

 

1. Свет сияет в законе Божьем (ст. 7-8)

Божий закон сам по себе является проявлением любви Бога к людям. Стоит только понять это, и слово «закон» перестает быть таким пугающим. Отец просит свою жену пойти к детям и сказать, чтобы они перестали баловаться. Представлять себе Бога подобным образом — значит клеветать на Него. Закон Божий не запрещает, он предоставляет возможность. В нашей западной культуре мы склонны придавать слову «закон» безличное, лишенное гибкости значение, близкое к значению латинского слова lex (закон, юридическая норма). Однако Закон Ветхого Завета не абстрактный свод правил, это любящее наставление нашего всеведущего Отца, носящее глубоко личностный характер и позволяющее Его детям прожить свою жизнь с наибольшей полнотой. С самого начала Божьего откровения закон учит нас любви, потому что в нем проявляется личность и воля Того, Кто его дал, — Бога, Который есть любовь. Этот Закон предписывает Божьим людям «любить ближнего как самого себя» (Лев. 19:18). Говоря о древней заповеди, Иоанн, вероятнее всего, подразумевает, что именно это наставление он и другие Апостолы получили на первых же порах своей христианской жизни и что оно никогда не утратит своего значения.

Иисус Сам говорил, что все, чему в древнем законе учили пророки, может быть сведено к одному — любить Бога и ближнего своего, как самого себя (Мф. 22:37-40).

Апостол Павел повторяет эту мысль, говоря, что «весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал. 5:14). Иоанн понимает, что нельзя сказать ничего по-настоящему нового о любви, которая отдает; на ней все основано. Именно она заставляет Иоанна, обращаясь к своим читателем, называть их: «Возлюбленные». Любовь — основа всего.

Тем не менее, Иисус называл ее новой заповедью (Ин. 13:34), и Иоанн напоминает об этом в первой части стиха 8. Возможно, ее «новизна» связана с тем, что она отражает характер Христа. Эта заповедь в истории нашего мира существовала всегда, но только человеческая жизнь Иисуса Христа проявила всю ее суть. Древняя, никогда не устаревающая заповедь была возрождена Христом.

Но по-настоящему неожиданными являются для нас следующие слова: и в вас. Мы воспринимаем как чудо, что заповедь любви была исполнена не только в Иисусе, но и в нас.

Да, это и есть истинное христианство, в этом оно все заключается. Ибо с приходом Христа началась новая эпоха, с ее Новым Заветом, используя который, Бог вкладывает Свой закон в наш разум и сердца (Евр. 6:10, * цитирование Иер. 31:33). Сам Христос безупречно исполнял этот закон, и теперь Он предоставил в наше распоряжение Свои божественные возможности, чтобы мы познали любовь, которая была доступна Ему. Он был живым воплощением любви и, следовательно, примером для нас; хничто не мешает нам воспринять и отразить этот свет — ведь мы члены нового Царства Божьего (вторая часть стиха 8). Уже тьма проходит, и этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока, в конце концов, замыслы Божьи не будут завершены: тьма уничтожена, а истинный свет восторжествует.

Это один из величайших стимулов, который вдохновляет всех Божьих детей любить так, как могут любить лишь дети света (В дополнение см. рассуждения Павла в Рим. 13:12-14; Еф. 5:1-2,8-11; 1 Фес. 5:5-8). Это свет истинный и, следовательно, совершенный. В противоположность ему, свет древнего закона и пророков был в высшей степени несовершенен, являясь всего лишь тенью подлинной веры, а так называемый свет учения гностиков фактически является тьмой. Только во Христе закон Божий полностью исполнился. Теперь мы видим, что значит быть настоящим христианином.

2. Свет сияет в любви христиан (ст. 9-11)

И снова Иоанн акцентирует наше внимание на любви, а не на знании. Утверждать, что ходит во свете и по-шал Бога, может всякий, и мы, слыша подобные слова, легко впадаем в заблуждение, принимая интеллектуальное понимание за духовную действительность. Подлинная духовность проявляется в любви. Вполне естественно, что нас удивляет использование автором в данном контексте столь сильного глагола — ненавидит. Это значит, что нам не знакомы подобные чувства. Однако Иоанн видит здесь скрытую от наших глаз западню, в которую легко могут угодить и христиане. Посмотрим на это с иной точки зрения. Какое право имеем мы оставаться равнодушными к нуждам других христиан, наших братьев и сестер? Мы знаем, что природа Бога — это чистый, сияющий свет. Помня об этом, мы не должны думать, будто можем в некоторые моменты нашей жизни забыть о любви к своим братьям по вере. Мы благодарны Богу за то, что Он Своим светом озарил наш жизненный путь. Как можем мы не благодарить Его за каждого из наших друзей-христиан, ведь им довелось испытать на себе влияние той же самой благодати? Мы должны делать все возможное, чтобы их связь с Богом становилась все прочнее, а для этого существует единственное доступное нам средство — деятельная любовь к ним.

Именно к такому проявлению любви, которая превыше всего, Иоанн призывает нас в стих,е 10. Есть определенный тип христианского благочестия, когда человеку кажется, будто можно достичь ощущения защищенности от мира, полностью отгородившись от него, примерно так, как это делали прежде отшельники. Человек стремится как можно меньше общаться с теми, кто, по его мнению, верит не так сильно, как он; его-то вера, полагает он, выдержала все испытания на прочность. Причем под такое влияние попадают не только отдельные люди, но и церкви. Но этого не может произойти с теми, кто действительно стремится ходить во свете и кому необходима любовь и общение друг с другом. Чем больше христианин сосредоточивается исключительно на развитии собственной личности, стремясь сохранить свою добродетель, тем менее отчетливо различает он Божий свет, становясь эгоцентричным, а в дальнейшем и себялюбивым. То, что Роберт С. Кендлиш сказал более столетия назад, верно до сих пор: «Эгоистичный человек, замкнутый на своих религиозных переживаниях, обязательно становится либо меланхоликом, либо бесчувственным. Этот огонь «христианства только для себя» можно погасить лишь с помощью сострадания и братского общения»1. Отсутствие такой позитивной, деятельной любви к другим является несомненным при-, знаком того, что человек во тьме ходит, и это зачастую выплескивается наружу в виде ненависти и насилия. Тот, кто живет во свете, любя своих друзей-христиан, не натолкнется на этот «камень преткновения» (skandalori). Это греческое слово, употребленное в оригинале, означает наживку или ловушку, скрытую опасность, которая подстерегает неосторожного человека, чтобы заманить и уничтожить его, особенно если он ходит во тьме. Единственное средство избежать этой опасности — ходить во свете.

Свет и любовь идут рука об руку. Если мы любим других людей, то постараемся не совершать по отношению к ним ничего плохого, и тем более не станем способствовать тому, чтобы они оступились. Мы будем стремиться поддерживать их и помогать им обрести уверенность в себе. Отсутствие любви искажает наш внешний вид и ослепляет нашу проницательность. Тьма начинает притягивать, мы ощущаем себя в ней «как дома»; пробираемся по жизни ощупью, постоянно оступаясь и попадая в ловушки всевозможных проблем. Такие люди часто даже не подозревают, в какой тьме они находятся и насколько плохо видят. Лошади, которые трудятся всю жизнь в подземелье угольных шахт, в конце концов теряют зрение. Если мы отворачиваемся от света, он вскоре перестает существовать для нас. Если мы постоянно заставляем умолкать свою совесть, она перестает говорить. Если мы не в любви, значит, мы во тьме.

3. Свет сияет в убеждениях христиан (ст. 12-14)

Этот раздел Послания является отправной точкой. Иоанн, прежде чем перейти к более серьезным предостережениям, касающимся мира и лжеучителей, оглядывается назад, на те наставления, которые он уже дал. Читателю предоставляется удобный случай оценить, насколько эти истины практически применимы в его собственной жизни. Структура этих стихов умышленно сделана симметричной. Стихи 12 и 13 в первой части по очереди адресованы детям, отцам и юношам, в сочетании с глаголом пишу. Стихи 13 во второй части и 14 построены подобным же образом и адресуются к тем же трем категориям людей. (Стилистически текст вышеуказанных стихов несколько отличается от греческого оригинала, но различие не затрагивает общей структуры стихов или их содержания.)

Но кто эти дети! Некоторые комментаторы увидели в этих стихах стремление поддержать христиан трех возрастных групп1, правда, с той оговоркой, что здесь речь идет скорее о разных степенях духовной зрелости, чем о возрасте в буквальном смысле. Но поскольку дети — излюбленное обращение Иоанна, зачастую адресуемое

 

1 Кендлиш, с. 142.

1 Брюс, с. 57-58.

 

ко всей пастве, мне кажется, предпочтительнее подразумевать под этим словом любого читателя. Вспомним, что это Послание вышло из-под пера уважаемого и почтенного Апостола. В таком случае, обращение отцы могло бы означать старейших членов церкви, возможно, весьма пожилых, в чьих руках находится управление ею; юношами можно было бы назвать следующее поколение верующих. Иоанн использует здесь существительные мужского рода, но это, конечно, не должно вызывать у нас сомнений в том, что все сказанное в равной степени относится к женщинам и девушкам.

Если мы вспомним, что перед этим Иоанн рассматривал признаки подлинных взаимоотношений, которые должны складываться в семье Божьей, то поймем, что именно эта идея привела к тому, что в этих стихах на первый план выдвигаются убеждения христиан. Когда эти убеждения овладевают ими, их жизнь полностью изменяется — теперь ее освещает свет Божий. Вот почему Иоанн страстно желает, чтобы они и дальше продолжали придерживаться своих убеждений. Дети Божьи должны твердо знать, что все грехи прощены... ради имени Его (ст. 12) и что они познали Отца (ст. 13). Иоанн пишет об этом не для того, чтобы вновь провозгласить эти истины, а чтобы напомнить о важности их применения в жизни и подчеркнуть, каковы должны быть последствия.

Мы можем быть Божьими детьми только потому, что наши грехи прощены и что это произошло ради имени Его. Как всегда в Библии, ссылка на имя равноценна указанию на сущность того, кому оно принадлежит. В противоположность этому, английские названия и имена зачастую являются просто ярлыками, в которые не считается нужным вкладывать какой-либо смысл. В наше время по Лондонскому шоссе, действительно, можно добраться до Лондона, если двигаться по нему достаточно долго и никуда не сворачивать, но название Paradise Square (что в переводе означает Райское местечко — прим. перев.), конечно, не более чем ярлык! Когда Иоанн говорит об имени Иисуса, он хочет подчеркнуть Его сущность как Избавителя и Спасителя. Подобное мы встречали еще в самых ранних проповедях Апостолов. В день Пятидесятницы Петр провозгласил: «... покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов...» (Деян. 2:38). Немного позднее, объясняя чудо исцеления хромого, Петр говорит, обращаясь к толпе: «И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете...» (Деян. 3:16). И снова, защищая перед синедрионом то же самое совершенное Апостолами чудо, Петр заявляет: «... нет ни в ком ином спасения; ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:11-12). Именно это спасение дает нам подлинное знание о Боге, потому что позволяет верить в Него и быть с Ним. Все Божьи дети знают своего Отца и знают, что Он принимает их во Христе.

Признаком духовной зрелости (отцы) является более глубокое проникновение в это знание. Дважды Иоанн говорит, что он пишет им, потому что они познали Сущего от начала (ст. 13) и Безначального (ст. 14). Такое определение Христа возвращает нас к самому первому стиху Послания и к началу Евангелия от Иоанна, подчеркивая предсуществование и вечную божественность Господа нашего Иисуса Христа. Еще с тех пор как руководители церквей впервые откликнулись на призыв Благой вести, они знали, что Иисус — Бог и что именно это дает Ему право быть «Спасителем миру» (см. 4:14). Они продолжают ходить во свете, потому что непоколебимо верят, что Иисус ничуть не меньше Бога, что бы ни утверждали лжеучителя. Когда в церквах возникают разговоры о том, что Иисус — сын Иосифа, что Святой Дух вошел в Христа в момент Его крещения и покинул прежде, чем Тот испытал крестные муки, следовательно, Его кровь — это вовсе не кровь истинного Сына Божьего, «отцы» твердо стоят в своей вере. Весь род человеческий был создан с помощью Слова, Тем, Кто является Творцом всего на свете, благодаря Кому мир не распадается на части и Кто один лишь есть «свет человеков». Знать Христа — единственный способ достижения духовной зрелости, ибо любит Его тот, кто знает.

Для юношей Иоанн устанавливает другие приоритеты. Они победили лукавого (ст. 13). Они сильны и слово Божие пребывает в них (ст. 14). Здесь делается акцент на победу над сатаной, которая должна характеризовать начало подлинно христианского опыта и ученичества. Бог хочет, чтобы даже те Его дети, которые совсем недавно отдали себя под Его покровительство, понимали, что они свободны от оков дьявола и он больше не властен над ними.

Стих 14 развивает ту мысль, что подлинная сила, которой они обладают, когда ходят во свете и сражаются за правду, является не естественным следствием их юности, а дается им Словом Божьим. «Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в силе» (Ис. 40:30-31). Слыша Его голос, мы обретаем надежду. Сила дается нам, чтобы сражаться и подчинять себе мир, нашу собственную плоть и дьявола. Эту силу мы получаем из Божьего откровения — Священного Писания. Слово Божье на самом деле — меч Святого Духа (Еф. 6:17; Евр. 4:12). Как важно, в таком случае, чтобы «отцы» церкви учили «юношей» Слову Божьему! Что может быть важнее здорового и сильного будущего Тела Христова? Это Послание и другие, подобные ему, — вот основное оружие против гностиков и их заблуждений. Новый Завет и все Священное Писание написаны под водительством Святого Духа и содержат в себе непогрешимое Божье откровение.

Только Божье Слово является нашим надежным проводником в вере и жизни. Тем не менее, в наши дни многие церкви и отдельные группы христиан пренебрегают его изучением, хотя в это и трудно поверить. Они сами лишают себя защиты от лжеучений, которые только и ждут подходящего момента, чтобы просочиться в церковь. Такие христиане не могут быть сильны; они никого не победят. У них нет прочного якоря, и они будут унесены господствующими в мире сиюминутными течениями. Очень скоро они смогут обнаружить, что оказались во тьме, а не во свете. Мы должны придерживаться тех истин, о которых сказано в Библии, и со всем доступным нам энтузиазмом охранять их неприкосновенность, если хотим остаться верными своему призванию. Именно так «сияет истинный свет».

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.