Дэвид Джекман
Послания Апостола Иоанна
1 Послание Иоанна 1:8-10 3. Основное средство от греха
8 Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. 9 Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. 10 Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас.
Невозможно быть в общении с Богом и при этом не ходить в Его свете и не повиноваться Его приказаниям. Требования, которые Он предъявляет нам, являются проявлением самой Его сути. Желание совместить эти две жизненные позиции — первая ошибка, на которой Иоанн считал нужным остановиться. И хотя внутренняя духовная логика скрытого здесь противоречия может казаться очевидной, по-видимому, были и есть люди, которых это совершенно не беспокоит. Вот почему вторая и третья ошибки, свойственные человеку, вытекают из первой и обе в равной степени способны привести к гибели.
а. «Я не грешник» — отрицание нашей греховной природы (ст. 8).
б. «Я не согрешил» — отрицание греховности наших поступков (ст. 10).
1. Два пути, ведущие к гибели (ст. 8-10)
а. Отрицание нашей греховной природы (ст. 8) Заявляя о своей безгрешности, мы лишь подтверждаем, что не ходим в Божьем свете (истины нет в нас). «Не всегда, говоря так, люди лгут; нет, просто на самом деле они далеки от Бога, несмотря на то, что думают и утверждают прямо противоположное» 1. Ходить с Богом в Его свете означает постоянно подвергать свою жизнь проверке на соответствие Божьей правде. Встав на этот путь, очень скоро мы начинаем распознавать приметы греховности в своей душе, на которые прежде не обращали внимания.
Некогда стены моей гостиной были окрашены в белый цвет и при обычном или искусственном освещении выглядели прекрасно. Но как-то однажды я использовал стену как экран для показа цветных диапозитивов. Какой эффект произвел яркий свет лампы проектора! Каждый дефект стены, каждое пятнышко на ней теперь заметно выделялось, можно было разглядеть даже мельчайшие недостатки. То же самое и с Божьим светом. Он сияет нам из Священного Писания, и становится ясно видно, до какой степени мы не соответствуем нравственным требованиям Бога, как сильно сбились с пути истинного, как часто нарушаем Божьи заповеди. Особенно ярко этот свет сияет в Иисусе, свете мира, по сравнению с безупречной жизнью Которого наша выглядит жалкой и запятнанной грехом. Если человек ходит во свете, это отнюдь не всегда приносит одни лишь приятные переживания, но, по крайней мере, он получает возможность осознавать свою греховность.
Это объясняет, почему христиане, сравнительно недавно обратившиеся к Богу, временами испытывают большие разочарования. Мне не раз приходилось помогать тем, кто через несколько месяцев после обращения в христианство чувствовал себя подавленным и неудовлетворенным. Часто у этих людей возникает ощущение, которое можно выразить словами: «Сейчас я, кажется, больше грешник, чем до того, как стал христианином». Но давайте разберемся в том, что на самом деле с ними происходит. Возросшее чувство собственной греховнос-
Маршалл, с. 113.
ти является результатом их хождения во свете! Теперь многие действия и слова воспринимаются ими как греховные, в то время как прежде они вовсе не казались им таковыми. Под воздействием Святого Духа, с помощью Божьего Слова их совесть развивается и становится более чувствительной. Чтобы помочь христианину в его духовном росте, Бог все больше и больше срывает покровы с нашей скрытой греховности (в той степени, в которой мы способны это выдержать), тем самым Он помогает нам начать воспринимать себя такими, какими мы являемся на самом деле и какими Он видит нас. Конечная цель этого замысла грандиозна -• полностью очистить нас от греха. Опасность кроется в нашем сопротивлении процессу осуждения и очищения, это выражается в том, что, позволив Богу зайти достаточно далеко в деле нашего внутреннего преображения, мы внезапно останавливаемся и начинаем топтаться на месте. Стоит приглядеться к тому, как мы изо всех сил противимся, когда Божий свет выставляет на обозрение совершаемый нами грех, который был скрыт от нас прежде. Ведь гораздо проще избегать решения проблемы, оправдывая свое поведение тем, что это всего лишь «одна из моих маленьких слабостей». Такой путь ведет во тьму.
Но коварство подобного отрицания нашей греховной природы в том и состоит, что оно с большой степенью вероятности может привести к отчуждению в отношениях с Богом. На протяжении многих столетий в церкви среди верующих то там, то здесь возникали группы людей, которые были убеждены и учили других, что христианин может жить без греха. При этом они не имели в виду, что единение со Христом приведет их к победе веры, чему учит нас Послание к Римлянам 6. Они верили, что их греховная природа может быть полностью подчинена им, вырвана с корнем и тогда, как рассуждали они, человек способен будет прожить свою жизнь на более высоком духовном уровне. Такой подход является следствием самых благих намерений. Здесь имеет место страстное желание расширить воздействие на христианина искупляющей смерти Христа и Его воскресения, преувеличить силу влияния Святого Духа в 1м о борьбе с нашей греховностью. Настойчиво пропа-i андируются различные особые состояния («полный отказ», «сокрушенность», «очищение с помощью Святого Духа»), якобы способные привести к тому, что грех в душе человека может быть уничтожен на некоторое время или даже навсегда. Это учение фактически представляет собой западню для некоторых чистосердечных, искренних в духовной жизни христиан, которые желают как можно больше уподобиться Христу и хотели бы навсегда избавиться от греха и искушения. Однако Иоанн го-норит нам, что если мы думаем, будто безгрешны, то обманываем самих себя. Богу известна вся правда о нас (Евр. 4:13), другим людям, со стороны, тоже гораздо лучше видно, насколько мы слабы и малодушны. Человек, обманывающий сам себя, оказывается в отчаянном положении. Все мы легко можем представить себе разозлившегося человека с покрасневшим лицом, который упорно твердит сквозь зубы: «Нет, я не выйду из себя!» Отрицать свою греховную природу — это верный путь к гибели; но это вовсе не означает, что достаточно только лишь признать свою вину и успокоиться, продолжая грешить дальше, — об этом говорит Иоанн в главе 3 своего Первого послания (3:6,9).
Вот почему для новообращенного христианина полезно не спеша, делая остановки, как следует разобраться, в чем причина того, что с ним происходит. В комментариях к синоптическим Евангелиям не раз отмечается, что в процессе Своего служения Иисус провозглашал, с одной стороны, что Царство Божье существует уже сейчас, здесь, а с другой, что во всей своей полноте оно пока еще не наступило. Это произойдет в День Суда. Ветхий Завет предсказывает, что День Господень придет, когда Бог установит над миром Свою власть. Естественно, евреи полагали, читая Ветхий Завет, что это будет один-единственный день и что он еще впереди. Однако Иисус учил, что Царство Божье уже присутствует в душе каждого человека, преданного Господу, а когда придет тот самый День, жизнь Его последователей (Мк. 10:14; Лк. 17:20-21) получит свое завершение (Лк. 19:11). Как сказал Д. Е. Лэдд, «Церковь находится «вне времени»; старая эпоха еще продолжается, но силы новой уже вторгаются в нее... В Новом Завете Божья воля творится на небесах и с помощью Его Царства она приходит на землю. В Судный День небеса опустятся на землю и начнется новая историческая эпоха, когда освобожденная жизнь будет протекать на более высоком уровне (Отк. 21:2-3)»*. Из своего собственного жизненного опыта мы не способны извлечь никаких доказательств того, что все сказанное — правда, и это приводит к ошибкам и неправильным жизненным позициям, рассматриваемым здесь.
Иногда высказывается мнение, что и тут, в материальном мире, мы можем полностью излечиться от греховности, искупить свою вину. Здесь не место начинать обсуждение этого сложного вопроса. Но мне кажется, что мы полностью излечимся от греха, только когда смерть будет побеждена и когда после воскресения мы обретем новые тела (1 Кор. 15:35). А сейчас мы можем лишь благодарить Бога за то, что Он продолжает врачевать нас и в этом мире, в соответствии со Своей высшей волей, с помощью или без медицинских средств. Совершенство ждет нас только на небесах. Ведь даже Лазарь, воскрешенный после смерти Самим Спасителем, впоследствии снова умер. Лишь там исчезнут все наши слабости и недостатки, это будет настоящее царство духа. Сила незримого присутствия Христа помогает нам в какой-то степени обуздывать свою греховную природу, но все же рай на земле невозможен. Мы будем жить, изо дня в день совершая грех, пока не умрем или пока не придет за нами Христос. «Когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть»
1 Богословие Нового Завета, (Лютерворт, Гилдфорд и Ландон, 1975), с. 69 — A Theology of the New Testament (Lutterworth, Guildford and London, 1975), p. 69.
(3:2). Когда Он явится снова, мы будем способны видеть Ьго, в то время как сейчас мы живем верой, но не видением (2 Кор. 5:7).
В качестве иллюстрации к этому я хотел бы обратить ваше внимание на один случай, происшедший с Чарлзом Хэддоном Спердженом, великим баптистским проповедником прошлого столетия. Полагаю, на небесах не так уж много христиан, о которых рассказывается столько невероятных историй! Как бы то ни было, го-иорят, что однажды Сперджен столкнулся с человеком, который утверждал, что «грешный человек в нем умер». Заинтригованный, проповедник пригласил его к себе на обед. Выслушав рассуждения гостя от начала до конца, он поднял стакан и выплеснул воду прямо в лицо своему собеседнику. Естественно, тот ужасно возмутился и в достаточно резкой форме выразил свое неудовольствие. На что мудрый проповедник от-нетил: «О, как видите, прежний человек в вас вовсе не умер. Он просто был в обмороке и пришел в себя от стакана воды».
б. Отрицание греховности наших поступков (ст. 10)
В известном смысле, это самое опасное из всех заблуждений. Неслучайно, рассмотрев первое заблуждение, Иоанн тут же обращается ко второму. В этом состоит одна из характерных особенностей его манеры письма, и то, что, на первый взгляд, может казаться отблеском уже высказанной мысли или даже ее повторением, на самом деле является способом развития его те-шса. Вот почему весьма существенно различие в формулировках между стихом 8 и 10. Здесь, в стихе 10, мы переходим от принципиальной внутренней греховности нашей натуры к ее внешним проявлениям, подтверждающим наличие «болезни», к тем греховным поступкам, которые показывают, что творится у нас внутри. Отрицать греховность своих поступков — значит погрузиться я такую тьму, ужаснее которой ничего не может быть.
Тем не менее, это постоянно происходит в нашей жизни, и в жизни церкви в том числе. Мы не желаем называть грех «грехом». Прелюбодеяние превращается в «любовную связь»; воровство называется «случайным заработком с целью облегчения своего положения»; эгоизм — не что иное, как «отстаивание своих прав». И лишь в последнюю очередь мы, люди, соглашаемся с тем, что наши поступки — грех.
На протяжении всего последнего столетия оптимистичный эволюционный гуманизм убеждал поколения людей в том, что в основе человеческой природы — вашей и моей, в частности, — вообще не заложено никакого зла. И это несмотря на всю историю двадцатого века! У Иоанна нет никаких сомнений в том, что стоит за такой позицией, где бы это ни происходило — в мире или в церкви. Она указывает на то, что человек пребывает во тьме и что подлинной связи с Христом у него нет. Отрицать главную библейскую истину об универсальной греховности человека — значит обвинять Бога в клевете на род человеческий и в том, что Он всех нас попросту обманывает. Совершенно очевидно, что Божье откровение, данное нам через Христа, не стало смыслом жизни современных людей; как совершенно справедливо сказано: «...слова Его нет в нас» (ст. 10). Как известно, что посеешь, то и пожнешь. Поэтому мы не должны удивляться тому, что птенцы, высиженные атеистической философией, влияние которой на общество мы же сами и допустили, платят нам за это тем, что совершенно не признают никаких законов. В результате этого становится все труднее управлять нашим обществом. Мы должны всеми силами сопротивляться развитию подобной тенденции, и это в равной степени относится к нашей собственной жизни, к нашим церквам и ко всему нашему обществу.
Для того чтобы получить более полное представление о грехе, мы должны признать, что существуют некоторые моральные нормы, в соответствии с которыми одни поступки всегда правильны, а другие, наоборот, всегда ошибочны. Но единственным, к кому можно обратиться в поисках моральных норм, является Господь Ьог, наш Создатель, Который Своей волей установил структуру нашей реальности. Как около ста лет тому на-)ад заявил Ницше, «если Бог мертв, то все разрешено». Именно Божья праведность была и остается абсолютной нормой, которую Он установил в созданном Им мире и открыл нам в Своем законе. Отклонения от нее были и остаются грехом. Этот закон не свод деспотически установленных правил, предназначенных для того, чтобы ограничивать и подавлять человеческую жизнь; он отражает пожелания Бога в отношении того, какими должны быть человеческие взаимоотношения, соответствующие Его собственной природе, в основе которой лежит свет и любовь. Эот почему прелюбодеяние, воровство, ложь, убийство и все другие грехи остаются грехами, как бы люди их ни называли. К грехам относится и то, с чем зачастую смиряются даже в среде христиан, — это широко распространенные алчность, ревность, зависть, злоба, горечь, склонность критиковать других и неумение прощать. Эти качества в равной степени отдаляют нас от Бога, перед Которым все мы в ответе. В Его глазах мы все виновны. Заявляя, что нам не свойствен ни один из вышеперечисленных пороков, мы фактически называем Бога лжецом. Кого-то, возможно, такой вывод шокирует, но давайте вдумаемся в происходящее. Считая себя безгрешным, мы отрицаем Его Слово и истинность Его откровения, иными словами, выбираем тьму. Тот, кто никогда не считал себя грешным и виновным перед лицом Святого Бога, кто не испытывал отчаянной потребности в Его прощении, тот пока еще не может быть христианином. Для такого человека невозможно общение с Богом, Который есть свет.
2. Способ, который предлагает нам Бог (ст. 9)
Как поразителен этот стих и какой удивительный путь он открывает перед нами! Вместо того чтобы отрицать свою вину, лучше полностью признать ее. Признание вины позволяет осознать моральную несостоятельность совершенного вами поступка или всего вашего поведения, а также и ответственность за происшедшее. Правда способна сделать многое. Она подсказывает, какой должна быть правильная реакция на то, что открывает Божий свет. Здесь важно обратить внимание на множественное число слова грехи. Это слово подразумевает подробное и конкретное осознание вины во всех наших дурных мыслях, словах и поступках. Сюда относится добро, которое мы могли сделать, но не сделали, и зло, которое мы совершили. Сравнительно нетрудно признать тот факт, что мы грешны, как это делают многие, когда говорят: «Ну, кто из нас без греха». Такое признание в какой-то степени может относиться к сказанному в стихе 8, но для того, что имеет в виду стих 10, такого легкомысленного заявления недостаточно. Если мы хотим иметь общение с Богом, мы должны быть готовы позволить Ему пересмотреть всю нашу жизнь. Снова и снова должны мы приходить к Нему со словами: «Господи, это был грех. Я осознаю, что поступил плохо и виноват. Прошу Тебя, прости и властью Святого Духа помоги мне больше не делать ничего подобного». Признание вины означает, что мы на самом деле сожалеем о содеянном. Это позволяет детально разобраться в том, какое именно зло совершено (грех), кто за это в ответе (мы), и обратиться к Богу с просьбой, чтобы Он явил Свое милосердие и омыл нас кровью Христа.
В этом стихе ясно сказано, что признание вины должно быть напрямую обращено к Богу, а не к священнику или какому-либо другому христианину. Признаваться друг другу в своих проступках можно и даже нужно, как об этом сказано в Послании Иакова 5:16. Из контекста, однако, следует, что это касается прежде всего тех случаев, когда затрагиваются личные взаимоотношения людей. Если мы обидели кого-то, то, признав свою вину, мы обязаны подойти к этому человеку и попросить прощения. Он может (на самом деле, он должен, если он христианин) простить нас за нанесенную ему обиду. Однако прощение будет получено, если правильные взаимоотношения восстановятся. Это касается отношений как между людьми, так и между человеком и Богом. Широко распространено мнение, что нам в данном случае достаточно только лишь извиниться. Но лго неверно. Неужели Богу ничего от нас больше не требуется? Простое извинение может быть проявлением угрызений совести или сожаления о случившемся. Стих 9 учит нас, что только подлинное исповедание грехов может даровать прощение, потому что Христос умер за наши грехи на кресте. Можно ли думать, что простое извинение, принесенное обиженному нами христианину, само по себе восстановит наши взаимоотношения с ним? Мы должны прежде всего попросить прощения у Ьога, и лишь получив его, можно восстановить общение но свете.
Остальная часть этого удивительного стиха показывает нам, как Бог отвечает на наши просьбы.
а. Он, будучи верен и праведен'— здесь говорится о природе Бога.
б. Он простит... и очистит нас — здесь говорится о том, какие действия предпримет Бог.
а. Природа Бога
Именно понимание того, что Бог верен и праведен, порождает в нас уверенность в том, что мы будем прощены. Он верен, потому что такова Его собственная природа, потому что Он не может действовать никаким другим способом, кроме того, который вытекает из Его нравственной безупречности. «Если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может» (2 Тим. 2:13). Следовательно, верно и все, что сказано в Его Слове, являющемся проявлением Его природы. Он всегда исполняет обещания, которые давал, и ни один человек, доверяющий Ему, не будет разочарован или отвергнут. Поэтому, если Бог обещает простить всех тех, кто искренне раскаивается и верит в Христа, мы можем полагаться на Его слово. Об этом нам проповедуют Апостолы, а у нас есть все основания доверять им.
Но Бог в равной степени и праведен. Здесь не идет речь о том, что Он «добрый» и «милосердный». Скорее, это означает, что Он всегда и неизменно справедлив. Как раз это и гарантирует нам прощение. Справедливость Бога — порука тому, что каждому воздастся по его заслугам. Если бы не жертвенная смерть Христа, нам следовало бы страшиться этой мысли, потому что по справедливости мы должны быть осуждены за свои грехи и брошены во тьму внешнюю. Но, как будет объяснено во второй главе, у нас есть Спаситель, Который отвратил от нас гнев Божий, умер ради нас и кровью Своей очищает нас от всякого греха. Он прожил такую безупречную жизнь, какую не сумел бы прожить ни один из нас, и принял смерть, которую по праву больше заслуживаем мы. Тот факт, что за наш грех заплатил Иисус, означает, что Бог не станет требовать платы во второй раз. Бог справедлив, и это свойство обязывает Его прощать нас, потому что долг выплачен. Мы заслуживаем Божьей кары, но в том и состоит Его справедливость, что Он не наказывает нас. Вместо этого мы получаем то, чего не заслужили, — это и есть проявление Божьего милосердия. Эти великие истины стали любимыми в произведениях с христианской тематикой, но, возможно, они редко бывают выражены столь незамысловато и тем не менее столь глубоко, как у Чарити Лиз Банкрофт:
Когда к отчаянью меня толкает дьявол, Когда сопротивляться нету сил, Смиренно взор к Тому я поднимаю, Кто от грехов меня освободил.
За то безгрешный умер наш Спаситель, Чтоб грешная душа свободу обрела; Простил меня Он, и когда я вижу Лик светлый, исчезает мгла 1.
б. Действия Бога
Бог прощает и очищает. Прощение освобождает нас от наказания, которое мы заслуживаем; очищение удаляет с души все плохое. Мы уже знаем, что крест соединил милосердие и справедливость Бога, в результате чего нам было даровано вечное прощение. Смерть Христа искупает любой наш грех. Свет Божий стремится разогнать тьму, в которую мы погружены; именно для этого он был явлен. Вот почему прощение распространяется на все наше прошлое, каким бы оно ни было. А устремляя свой взгляд в будущее, мы видим в нем ту святость и чистоту, которые в еще большей степени должны быть присущи этому будущему. «Первое относится к нашему внутреннему миру, второе — к характеру и личности» 2. Ибо тот самый крест, который прощает, каждому даст силы жить по-новому. Когда прежний человек в нас умирает вместе с Христом, перед нами распахивается новый, удивительный мир Его жизни после воскресения, соучастниками которой мы можем стать. Это спасение так изменяет нашу личность, что мы с каждым днем становимся все ближе к Богу, «преображаемся в тот же образ» и учимся получать огромное удовольствие от ежедневного общения с Ним. «Таковы две составляющие ответа Бога, которые вытекают из двух аспектов Его справедливости. Приговор, который выносит Бог, всегда справедлив, вот почему Он прощает всех, чье отношение к Нему такое, каким оно и должно быть. Именно потому, что Он справед-
Перед престолом Всемогущего Бога, Чарити Лиз Банкрофт (1841 — ?) — Before the throne of God above, by Charitie Lees Bancroft (1841 - ?).
2 Пламмер, с. 30.
лив, Он вкладывает частицу Своей божественной природы в души тех, кто объединился с Ним в Его Сыне» *. Только двигаясь этим славным путем, указанным Богом, человек может избежать гибели. Мы обязаны идти вперед по этому пути.
1 Уэсткогг, с. 25.
Этот материал еще не обсуждался.