Дэвид Джекман
Послания Апостола Иоанна
1 Послание Иоанна 5:6-12 17. Свидетельство – ключ к вере
6 Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию (и Духом), не водою только, но водою и кровию; и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина. 7 Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. 8 И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном. 9 Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Бо-жие — больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем. 10 Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем. 11 Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. 12 Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни.
Вера, которая побеждает мир, должна быть основана на отсутствии каких-либо сомнений по поводу того, что «Иисус есть Сын Божий» (5:6). Именно это отрицали Керинф и другие лжеучителя, настаивая на том, что Иисус был самым обычным человеком, естественным образом родившимся у Иосифа и Марии. Но Иоанн на протяжении всего Послания показывает нам, что отрицать божественность Иисуса — значит отвергать тот единственный путь, которым мы, люди, можем прийти к Богу и пребывать в Нем (3:23-24; 1:6). Но на этом лжеучителя не остановились. Дошло и до утверждения о том, что божественная эманация, Христос, каким-то образом снизошла на Иисуса, самого обычного сына Иосифа, в момент его крещения, для того чтобы дать ему возможность осуществить свое служение, и затем, когда он был распят, покинула его, оставив его умирать как самого обычного человека. По их мнению, Иисус был величайшим из людей, превосходным учителем и во всех отношениях достойным примером для подражания. Возможно, полагают они, он (среди многих других) представлял собой даже нечто среднее между Богом и человеком. Но он не был вечным Сыном Божьим, второй ипостасью Святой Троицы, Словом, Которое стало плотью. Рассуждения, с помощью которых лжеучителя приходят к подобному заключению, зачастую отличаются друг от друга. И, тем не менее, миллионы людей сегодня в западном мире на вопрос: «Кем был Христос?» отвечают именно так. По замыслу Иоанна, эти стихи Послания предназначены для того, чтобы опровергнуть подобные ошибочные мнения.
Он начинает с ясного и определенного утверждения: Сей есть Иисус Христос [Сын Божий; ст. 5], пришедший. Форма греческого слова, переведенного как пришедший, такова, что указывает на уже совершившийся исторический факт — приход Иисуса в мир, куда Он был послан Отцом (4:9-10). Таким образом Иоанн еще раз подчеркивает тождественность исторической личности Иисуса из Назарета, реального человека, жившего в определенное время в точно обозначенном месте, и вечного Сына Божьего. Уэсткотт также обращает на это внимание, говоря, что слово пришедший ясно указывает на то, что Иисус — «Тот, который пришел» (ho erchomenos)l. Говоря в других отрывках о мессианстве Иисуса, Иоанн (и не он один) употребляет то же выражение «пришедший», вкладывая его в уста людей, приветствующих Иисуса в Вербное Воскресенье, когда Он въезжал в Иерусалим (Мф. 21:9, Ин. 12:13). Слово, близкое по содержанию, но имеющее смысл действия, происходящего в данный момент — идущий, употреблял Иоанн Крести-
1 Уэсткотт, с. 181.
тель, указывая на Иисуса тем, кто собрался около него, и говоря: «Идущий за мною стал впереди меня» (Ин. 1:15, 27). Однокоренное слово, стоящее, правда, в другой форме, мы находим в Евангелии от Луки, где описывается, как Иоанн Креститель, «призвав двоих из учеников, послал к Иисусу спросить: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» (Лк. 7:19). Уэсткотт приходит к заключению, что слово «пришедший» с полным основанием может быть развернуто следующим образом: Тот, Кто выполнил обетования, данные предкам, придя в мир Спасителем, посланным Богом1. Как бы то ни было, Иоанн отстаивает божественность Иисуса, основываясь именно на историческом факте Его воплощения.
Далее в этих стихах он продолжает перечислять свидетельства, на которых основана наша вера.
1. Три доказательства (ст. 6-9)
Иисус, пришедший водою и кровию (стих 6). Слова водою и кровию стоят в творительном падеже, позволяя ответить на вопрос: чем? или: посредством чего? Возможно, это наилучший способ дать нам понять, что вода и кровь рассматриваются как средства, которые Иисус использовал, придя в этот мир, чтобы осуществить Свою миссию спасения. Начиная от Августина и далее, многочисленные комментаторы интерпретировали эти слова, опираясь на Евангелие от Иоанна: «Но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» (Ин. 19:34-35). Имеется в виду тот момент, когда Христос, все еще распятый, был уже мертв. В таком контексте можно рассматривать эти слова как выразительно преподнесенное свидетельство того, что Иоанн видел собственными глазами реальную смерть реального человека. Факты, что в этих отрывках (и в Первом послании Иоанна, и в написанном им же Евангелии) упо-
1 Уэсткотт, с. 181.
минается о свидетельстве и только в них слова вода и кровь встречаются в сочетании, используются защитниками идеи, о которой сказано выше, как имеющие первостепенное значение для доказательства их правоты; хотя позднее Пламмер опровергает это утверждение, ссылаясь на то, что обнаружил в Библии еще восемь отрывков, где эти слова встречаются вместе (пять в Ис. 7:17-25, также Мф. 27:24, Лев. 14:52, Евр. 9:19)1. Иоанн не стал бы строить столь важный аргумент на такой сравнительно малозначащей исторической детали, несмотря даже на то, что он своими собственными глазами видел, как все происходило. Другая позиция состоит в том, что вода рассматривается как необходимый элемент обряда крещения, а кровь (вино) — евхаристии, а здесь и то, и другое упоминается как символические предвестники двух величайших церковных таинств. Может быть, в таком подходе и есть доля истины, но он недостаточен для объяснения.
В каком смысле Иисус пришел водою? Вряд ли здесь имеется в виду просто Его физическое рождение как человеческого существа, хотя бы потому, что в этом факте нет ничего необычного, достойного упоминания и обсуждения. Гораздо более правдоподобно звучит предположение о том, что речь идет о начале служения Иисуса, когда весть о Его «приходе» стала распространяться достаточно широко. Этот момент Его крещения в реке Иордан отмечен водой (Мк. 1:9-11). Дело не только в том, что это было самое начало Его служения, здесь было явлено божественное доказательство истинности Его слов. «Когда Иисус выходил из воды, разверзлись небеса, и Дух, как голубь, сошел на Него. И глас был с небес: «Ты Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1:11). Вот в каком смысле Иисус «пришел водой», чтобы взять на Себя дело, порученное Ему Отцом.
Как бы по-разному лжеучителя ни истолковывали случившееся, все они сходятся на том, что это был
Пламмер, с. 113.
именно тот момент, когда Божественный Дух Святой снизошел (временно, как они полагают) на человека по имени Иисус. И при таком подходе они ничего не имеют против утверждения о том, что Иисус «пришел водою» именно в смысле Своего крещения. Иоанн, однако, старательно подчеркивает, что Иисус пришел не водою только, но водою и кровию (стих 6). Он имеет в виду, что пришедший, Которого христиане признают как Сына Божьего, целиком и полностью, во всех отношениях был вечным Сыном, Христом, и это в такой же мере проявилось в Его смерти, как и в крещении или рождении. Иисус, умерший на кресте, был не просто человек, которого покинул Дух Святой; Он был Богом. Он пришел кровию. Цель Его прихода, и об этом было возвещено в момент Его крещения, состояла именно в жертвенной смерти, которую Он должен был принять. Сын Божий стал искупительной жертвой за наши грехи, вот почему лишь вера в Него одного, в то, что Он выполнил Свое дело, может дать нам вечную жизнь, привести к Богу, помочь возлюбить всей душой Его и Его детей и одержать победу над миром.
В стихе 6 упоминается еще и третье «доказательство». И Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина. Иоанн здесь выходит за рамки события, участником которого был он сам вместе с другими Апостолами, за рамки того, что они видели и о чем поэтому свидетельствуют (1:2; 4:14). Он стремится подчеркнуть, что все, о чем они возвещают, исходит от Духа Святого, Который есть истина. Вряд ли мы согласимся с мнением Августина относительно того, что «Дух», о котором здесь идет речь, это дух или душа человека по имени Иисус, воссоединившаяся в смерти со своим Отцом. Такая точка зрения в высшей степени обусловлена тем, о чем уже говорилось, а именно, что Августин связывает упоминание о «воде и крови» исключительно с событиями, происшедшими на Голгофе. Трудно представить себе, чтобы Иоанн назвал дух человека-Иисуса истиной. Если мы согласимся с большинством интерпретаторов, которые утверждают, что здесь говорится о Духе Святом, это будет гораздо больше соответствовать библейскому подходу. Если развить идею Иоанна о достоверности и законности свидетельства троих, то можно сказать, что если Дух Святой «вызван» для свидетельства, Ему не нужно провозглашать: «Я клянусь всемогущим Богом говорить правду и только правду». Он ведь Бог. Все наши представления исходят от Него, и это подтверждается нашим законодательством. Таким образом, Дух Святой содержит доказательство в Себе Самом, поскольку Он и есть истина. Не существует правды вне Бога, она исходит исключительно от Него. Правда — это не то, за что «проголосовало» большинство, а также и не то, что вызывает у нас положительный эмоциональный отклик. В определении правды нельзя полагаться на чувства. Любая жизненная правда — Божья, потому что, в конечном счете, вся существующая реальность — это тоже только Он.
Поэтому одно из предназначений Духа Святого состоит в свидетельстве об истине, а истина — в Иисусе. Господь Иисус Сам говорил об этом Своим ученикам: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною» (Ин. 15:26-27). Каждый из Апостолов стал своеобразным руслом, по которому река истины устремилась в мир. Дух Святой был их поручителем, Он же внушал им, что они должны делать. И как еще может Дух Святой свидетельствовать об истине сегодня, если не через тех, кого Он уполномочил для этой цели с самого начала — все тех же Апостолов и их свидетельства, собранные в Новом Завете? И вновь мы отмечаем, что это прямое исполнение обещания, данного Иисусом и увековеченного Иоанном в его Евангелии. «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Ин. 16:13).
Итак, доказательство, исходящее от Святого Духа, мы получаем через Священное Писание, Божье слово истины. Оно наставляет разум и придает новую направленность желаниям человека, по мере того как он пребывает в Боге вместе со своими братьями по вере, повинуясь Господу и все больше и больше становясь Его образом и подобием. Дух Святой, Который от Бога, с помощью Слова Божьего и сейчас помогает рождению детей Божьих. Или, говоря словами Вестминстерского символа веры: «Все наше вероисповедание и убежденность в непогрешимости истины (Библии) являются следствием воздействия Духа Святого на наши сердца с помощью и через посредство Слова Божьего, содержащего в себе все необходимые доказательства» *. Именно этим объясняется, что 3000 человек были обращены в один только день Пятидесятницы. И дело не в том, что им внезапно открылись какие-то новые свидетельствующие обстоятельства, имеющие отношение к воскресению или божественному происхождению Христа. Все эти обстоятельства существовали еще с утра Пасхи. Здесь проявилось воздействие Духа Святого, «свидетельствующего» об истине и личности Христа. Именно оно привело к вере такое множество людей, которые раскаялись, получили прощение и крестились (Деян. 2:36-41). Все то же самое происходит и сегодня.
Итак, три доказательства собраны воедино (ст. 7) и полностью согласуются между собой (ст. 8). Это очень важно с точки зрения возникновения чувства доверия к их достоверности. Стих 7 начинается со слова «ибо», которое имеет смысл «потому что», «поскольку». Именно потому, что существуют три доказательства, или свидетельства, которые «суть едино» мы можем быть уверены в истинности того, к чему они относятся, точно так же, как в любом суде свидетельства троих, служат неопровержимым доказательством истины. Еще по иудейским
Вестминстерский символ веры, цитируется по Кларку, с. 155.
законам только показания двух или трех свидетелей имели значение (Втор. 17:6; 19:15). Этот принцип был известен и Иисусу (Ин. 5:31-37), Который в качестве доказательства того, что Он Тот, Кем Себя называет, тоже ссылался на двух свидетелей. Первым был Иоанн Креститель, его слова об Иисусе, а вторым -Отец, пославший Его совершить определенные дела и рассказать людям необходимое, и это поручение, в свою очередь, удостоверяло, что Иисус — Сын Божий. Даже Сам Бог, «желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву, дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы» (Евр. 6:17-18). В рассматриваемых стихах говорится о трех свидетельствах, или доказательствах, того, что Иисус — Сын Божий. Они столь же беспристрастны, как свидетельство Иоанна о Его крещении (Ин. 1:34) и свидетельство сотника о Его смерти (Мф. 27:54). Итак, всякий раз, когда Дух Святой сегодня будет подобным образом привносить свет истины в души людей, они станут исповедовать Иисуса как Спасителя, Господа и Бога. Важно и то, что свидетельство любого человека гораздо менее значительно, чем свидетельство Самого Бога о Его истине.
Читатели современных английских переводов должны знать, что необычная краткость стиха 7 обусловлена тем, что здесь пропущены строчки, включенные в Textus Receptus l и в Авторизованную версию Библии издания 1611 г. НМБ в сноске делает дополнение и цитирует стихи 7-8 полностью. В ПНВ и НАБ эти строки игнорировались, поскольку не были обнаружены ни в одной греческой рукописной копии
1 Textus Receptus — Текст Нового Завета, который «получил права неприкосновенного, всеми принятого текста» (см. Толковую Библию, 2-е изд., ин-т перевода Библии, Стокгольм, 1987 г., т. 3, с. 17) -прим. ред.
Первого послания Иоанна, сделанных до четырнадцатого века, а шесть вариантов, в которых они имелись, были созданы позднее и поэтому ценились не особенно высоко. Слова эти впервые возникли в старой латинской версии Библии V века и были включены в Вульгату J примерно в VIII веке, где они и сохранились. Брюс, во время дискуссии по этому поводу, рассказывает, каким нападкам подвергся Эразм, позволивший себе опустить слова «три свидетельства на небе» в своем первом печатном издании Нового Завета на греческом языке (1516). В ответ на эти претензии Эразм ответил, что с удовольствием включил бы их, если бы только ему была предъявлена греческая рукописная копия, где они содержатся. И она в конце концов была найдена — написанная около 1520 года! Эразм, как и положено, сдержал слово, хотя прекрасно понимал, что это не доказательство, и включил дополнительный текст в свое третье издание (1522). Лютер перевел его на немецкий язык, а Тиндал — на английский. Последующие печатные греческие издания Нового Завета также содержали эти слова, и, продолжая установившуюся традицию, их включили в Textus Receptus и Авторизованную версию Библии 1611 года2. Возможно, одним из серьезнейших аргументов против этого варианта было то, что никто из руководителей ранних церквей никогда не цитировал этих слов, в то время как, борясь против ереси, они должны были бы только приветствовать столь явное доказательство библейского подхода к понятию Троицы, если бы такой текст существовал 3.
Эта мысль подводит нас к стиху 9, где Иоанн напоминает, что если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие — больше. В каком смысле? Конечно, прежде всего в том, что Бог по самой Сво-
Латинский перевод Библии - прим. перев. \ Брюс, с. 129-130. 3 Маршалл, с. 236.
ей природе и могуществу бесконечно более велик, чем ограниченный, смертный человек. Однако Иоанн хочет подчеркнуть не только чрезвычайную надежность Божьего свидетельства в связи с тем, что оно исходит именно от Него, но также огромную важность и ценность того, о чем свидетельствует Бог. Это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствует о Сыне Своем (ст. 9). Скорее всего, упоминая об этом свидетельстве, Иоанн имеет в виду происшедшее во время крещения Иисуса. Тогда Отец, Чей «глас был с небес», Дух, принявший вид голубя и сошедший на Иисуса, и Сам Христос, воссоединившись на несколько мгновений в Святую Троицу, представили тем самым величайшее доказательство того, что Иисус есть Сын Божий. Все христианские Евангелия подтверждают это. Истина, о которой нам поведал Сам Бог устами Апостолов, удостоверена Им Самим и подтверждена тремя свидетельствами. При таких обстоятельствах мы приняли бы человеческое свидетельство (у нас, несомненно, не было бы никаких оснований не сделать этого). Можно ли, в таком случае, отказаться принять божественное?
2. Четвертое измерение (ст. 10-12)
Мне кажется, то, о чем пойдет речь дальше, можно назвать свидетельством, имеющим происхождение в личном, субъективном измерении веры. Несомненно, вера — дело глубоко сокровенное. Стих 10 начинается поэтому буквально следующими словами: «Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом». Однако этот стих может быть понят неправильно, и самая большая опасность таится в сверхсубъективизме или мистицизме, в который могут впасть как свободомыслящие, так и консервативно настроенные христиане. Многие современные богословы, идя по стопам Бультмана и Брукнера, с большой охотой обратили бы внимание на эти слова, извлекая из них тот смысл, что внутреннее, личное свидетельство является единственным основанием для веры, независимо от каких-либо исторических фактов или того, о чем рассказывает Библия. Вера в воскресение основывается на личной встрече человека со Христом, каким бы образом она ни произошла. Если посмотреть совершенно с другой стороны, евангельские христиане охотно подтверждают, что Христос, живущий в их душе, является гарантией реальности их веры и Его воскресения. «Я знаю, что Христос жив, — заявляют они, — потому что только сегодня утром разговаривал с Ним». Естественный вопрос, который в этом случае возникает: «Откуда вам известно, что это не самообман?» Любой человек может с легкостью впасть в заблуждение, когда речь идет об оценке собственных эмоций и переживаний.
Иоанн хочет показать нам, что свидетельство, которое христианин имеет в себе самом, опирается на веру во Христа как Сына Божьего. Греческое причастие настоящего времени, переведенное как верующий (ho pisteuon, тот, кто верит), обозначает постоянно продолжающееся действие. Предлог eis (в), который следует за словом «верующий», показывает, что Иоанн имеет в виду нечто несравненно большее, нежели просто вера в слова Христа или даже понимание и принятие их. Верить «во» Христа означает в самой полной мере вверять себя Ему и с доверием во всем полагаться на Него. Это, без сомнения, излюбленное выражение Иоанна, часто применяемое им для характеристики принявшего спасительную веру. В частности, в своем Евангелии он использует pisteuo eis более сорока раз. Речь здесь идет о том, что наше отношение к историческому Иисусу, к апостольским свидетельствам и деятельности Духа Святого, к объективным реальностям всего того, что Христос сделал ради нас Своей смертью и воскресением, постепенно становится частью нашей внутренней жизни. Новое рождение имело место, а то, что следует за ним, зависит от возрастания внутренней убежденности в истинности всего, что мы узнали. Однако важно и то, чтобы мы не воспринимали эти объективные обстоятельства как не имеющие к нам непосредственного отношения. Нужно, чтобы они глубоко затрагивали нас лично.
Следует обратить особое внимание на то, что, говоря о вере, Иоанн усиливает значение сказанного тем противопоставлением, которое мы обнаруживаем во второй части стиха 10. Нас спасают не субъективные переживания, связанные с Христом, а вера в Него, которая в дальнейшем подкрепляется и углубляется работой Духа Святого в нашей душе, и эта Его работа представляет собой самое важное свидетельство. Сказанное находится в полном соответствии со словами Павла: «Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божий» (Рим. 8:16). О том же самом говорится в Послании к Галатам 4:6: «А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!»
Итак Бог простил нас и примирился с нами, зная, что все мы грешники. Он хочет, чтобы мы знали об этом. В противном случае, мы будем, как сказано в стихе 106 представлять Бога лживым. Между этими позициями Библия проводит такое же разграничение, как и между верующими и неверующими. В таком подходе нет ничего удивительного, если мы вспомним, какие серьезные свидетельства, на которых основана вера, были нам даны. И, тем не менее, многие не принимают свидетельств Бога о Его Сыне. Существуют достаточные основания для веры, так что проблема человеческого рода состоит не в неведении, а в сопротивлении, неприятии Бога; дело не столько в том, что мы не можем уверовать, сколько в нашем нежелании сделать это (см. доводы, которые приводит Павел в Послании к Римлянам 1:18-25). Чарлз Уэсли осознавал эту великую реальность и то, что связано с ней. Он обратился к Духу Святому с мольбой о том, чтобы Он воздействовал на него Своей преображающей силой и помог ему осознать истину и измениться.
Дух веры, снизойди, И Бога мне открой, Чтоб я сумел понять Величие Его И то, что кровь Свою Он пролил за меня, За то, чтоб я прозрел; Он отдал жизнь за всех Нас, грешников земных, И, значит, за меня. Дай веры благодать, Чтоб мог и я иметь Свидетельство в себе И верил всей душой. Подвластно вере все — И горы, и моря. Она спасает всех, Воззвавших ко Христу, И учит той любви, Которой любит Он 1.
Стихи 11 и 12 относятся к наиболее величественным во всем Новом Завете. Вряд ли может быть что-нибудь более важное и имеющее далеко идущие последствия, чем вера в Божью истину или отрицание ее. Иоанн хочет выразиться как можно яснее, потому что его беспокоит не только тенденция ученых-богословов постоянно расходиться во мнениях по вопросам толкования отдельных мест Библии. В опасности оказывается сама вечная жизнь, приготовленная для людей. «Вечная жизнь» (zoe aibnios) буквально означает жизнь в вечности, жизнь грядущего мира. Это нечто, что Бог дарует верующим в Иисуса, то, чем уже сейчас обладает каждый верующий христианин.
Нам будет легче понять это, если мы вспомним, что один из излюбленных образов всех синоптических Еван-
1 Дух веры, снизойди, Чарлз Уэсли (1707 - 88).
гелий при описании жизни и служения Иисуса раскрывает перед нами то «внезапно распахнувшееся окно», тот невероятный прорыв, который происходил, когда благодаря каким-либо словам или поступкам Христа приоткрывалась завеса между Царством Божьим, которое на небесах, и пространственно-временным бытием нашего мира. Невидимый Бог проявил Себя в Иисусе таким образом, что стал доступен для понимания в любое время и в любом месте, а именно — в человеческой жизни Иисуса, которая была безупречна. Реалии невидимого мира, эпоха, которая грядет, -- вот что мы видим в Иисусе, когда Он демонстрирует Свое превосходство над всеми враждебными силами, подстерегающими человека: грехом, болезнями, дьяволом и даже самой смертью. Главное, конечно, то, что жизнь в вечности -это жизнь, победившая смерть, и именно эту жизнь нам показал Христос. Он единственный, Кто восторжествовал над смертью Своим победоносным воскресением. Сия жизнь в Сыне Его.
Не удивительно, что эта тема очень широко развивается в Евангелии от Иоанна, где подчеркнуто, что только через Иисуса можно познать и испытать такую жизнь. Вот почему, обращаясь к неверующим иудеям, которые «искали убить Его», потому что Он «Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Ин. 5:18), Иисус недвусмысленно заявляет: «Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» (Ин. 5:21). И дальше: «Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (Ин. 5:26). Заканчивает Он так: «Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь» (Ин. 5:40). Позднее, когда Иисус насытил хлебами и рыбой пять тысяч человек и народ удивлялся этому чуду, Он называет Себя хлебом жизни, которого они, на самом деле, жаждут, и затем продолжает: «Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:40). Говоря о Своих овцах, для которых Он является добрым пастырем, Иисус обещает: «И я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей» (Ин. 10:28). И потом, оказавшись перед лицом самой смерти, когда Лазарь уже четыре дня лежал в могиле, Иисус говорит Марфе: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет; и всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек» (Ин. 11:25-26). Эта тема является одной из доминирующих на протяжении всего Евангелия от Иоанна, поэтому нет ничего удивительного, что он возвращается к ней в главе 17, которая наиболее близка его сердцу. Здесь рассказано о том, как Сын Божий, молясь, вспоминает все, что произошло во время Его служения, готовясь вручить Отцу Самого Себя, Своих учеников и будущее церкви. То, что Ему еще осталось совершить, имеет отношение лишь к вечной жизни. «Так как Ты дал Ему [Иисусу] власть над всякой плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную: сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:2-3).
Нельзя сказать, что Иоанн открывает в своем Послании какие-либо совершенно новые истины, он говорит, опираясь на опыт, полученный во время служения Иисуса, которое отражено также и в его Евангелии. Сия жизнь — в Сыне Его, и нигде больше. И либо человек имеет жизнь вечную уже здесь, на земле, либо он не будет иметь ее ни в этом мире, ни за его пределами (ст. 12). Неверующие в то, что Иисус есть Сын Божий, не могут рассчитывать на Него как на Своего Спасителя, равно как и на то, что будут иметь вечную жизнь, потому что только Он один способен дать ее. Иоанн, несомненно, прежде всего имеет здесь в виду лжеучителей, которые ясно показали, что отрицают божественное происхождение Иисуса, Его воплощение в Сына Божьего и, следовательно, не исповедуют Его (4:2). За это они подлежат смертному приговору. Что может быть проще или, наоборот, глубже?
Чтобы нам стало понятнее, какие отношения, без которых невозможна вечная жизнь, связывают Христа с Его церковью, Священное Писание прибегает к образу взаимоотношений, складывающихся в браке между мужчиной и женщиной (см., например, Еф. 5:22-23). Когда люди вступают в брак, две судьбы сливаются воедино и двое становятся одной плотью (Быт. 2:24). Заключение брака — вполне конкретный поступок, ограниченный во времени, но он влечет за собой последствия, затрагивающие все будущее тех, кто его совершает, и не только их. Возникает ли влечение двух сердец в результате долгого дружеского общения или оно является следствием того, что называется «любовью с первого взгляда», во всех случаях жизнь людей полностью меняется. Если человека спрашивают: «Вы женаты?», он может ответить «Да» или «Нет». Однако трудно себе представить, чтобы он ответил: «Я не уверен»! Точно так же обстоит дело с тем «соглашением», которое мы заключаем, когда происходит наше новое рождение и благодаря которому мы имеем жизнь вечную. С одной стороны, новообращенный христианин осознает, как велика власть Христа, и полностью подчиняет себя Его воле. С другой стороны, Господь Иисус с любовью принимает грешника, называет его Своим и, заключая с ним определенное соглашение, обещает при этом, что оно ни при каких обстоятельствах не будет расторгнуто, по крайней мере, с Его стороны. То же самое происходит между женихом и невестой, когда они, обмениваясь кольцами, говорят друг другу: «Я отдаю тебе всего себя, и все, чем я владею, отныне твое» *. Господь никогда не нарушает Своей клятвы. Он стремится к тому, чтобы мы доверяли Ему, еще до того, как осознаем, что верим в Него. Как только, прежде всего благодаря Его усилиям, между нами и Богом возникает живая, трепетная связь, мы обретаем — здесь и сейчас — жизнь в вечности. Поскольку Сам Сын Божий имеет вечную жизнь, всякий, кто исповедует Его, также обретает ее. А те, кто исповедуют Его, знают с уверенностью, что Он — Сын Божий. От того, как мы к Нему относимся, зависит будущее, предназначенное каждому из нас.
1 «Церковные свадебные обряды», параграфы 14 и 15 (Альтернативное описание церковных обрядов).
Этот материал еще не обсуждался.