Дэвид Джекман
Послания Апостола Иоанна
1 Послание Иоанна 3:7—10 10. Будьте теми, кто вы есть
7 Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен. 8 Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола. 9 Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога. 10 Дети Божий и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего.
Как-то со случайным знакомым мне довелось беседовать о христианской вере, и в ходе разговора выяснилось, что у нас есть общий друг. «Сейчас он стал, как я это называю, подлинным христианином», — сказал мой собеседник в ответ на вопрос о том, как тот поживает. Заинтригованный, я попросил объяснить, что он под этим подразумевает. «Он всегда готов прийти на помощь, оказать любому добрую услугу, — услышал я в ответ. — Он не догматик в вопросах веры. Для него неважно, разделяете ли вы его веру».
Это и есть подлинный христианин? Без сомнения, такое определение можно отнести к миллионам людей; однако жизненно важно, чтобы люди открыли для себя определение, которое дает Бог, поскольку на этом держится все наше вечное будущее. Именно этим больше всего озабочен Иоанн в рассматриваемой части Послания, на что часто не обращают должного внимания. Лжеучителя, проникающие в церковь и стремящиеся расколоть ее изнутри, часто предъявляют весьма высокое требование -- быть подлинными христианами, но таковы ли они сами? Несомненно, их поведение не раз вызывало большое брожение умов в церкви и приводило к дискуссиям относительно их истинной позиции, ведь они составляют значительную часть христианского братства (2:19).
От стиха 2:29 к стиху 3:10 тянется целая серия описаний двух контрастирующих групп людей; своей кульминационной точки она достигает именно в стихе 10. Есть тот, кто делает правду (2:29), и тот, кто делает грех (3:4-5). Есть тот, кто пребывает во Христе, и тот, кто «не видел Его и не познал Его» (3:6). Есть тот, кто «не делает греха» (3:9), и тот, кто не делает правды и не любит братьев своих (3:10). В соответствии со стихом 3:8 эти две группы людей могут быть определены более четко и отождествлены с двумя семьями, отличающимися по тому, кто стоит во главе каждой из них, — дети Бога и дети дьявола. Эти факты очень важны с практической точки зрения, ни в коем случае нельзя упускать из виду, насколько искренне наше отношение к Богу. Более того, они должны стать средоточием всего нашего подхода к жизни. Устанавливая этот критерий, Иоанн не просто следует логике здравого смысла и жизненного опыта, но прежде всего учению своего Господа: «Берегитесь лжепророков... По плодам их узнаете их» (Мф. 7:15-16).
1. Принципиальные различия (ст. 7-8а)
Маленьких детей легко сбить с пути. Их доверчивость и относительная неопытность в жизненных вопросах делают их легко уязвимой мишенью для тех, кто хочет извлечь из этого выгоду, эксплуатируя их. Опасность такого рода, применительно к поколению новообращенных христиан в тех церквах, которые знает Иоанн, не может ускользнуть от его взгляда. Проблема состоит в том, что, оценивая лжеучителей, мы склонны руководствоваться неправильными мерками. Для нас большее значение имеет личность самого учителя, а не его учение. Он кажется таким милым человеком, таким приятным и любезным, таким заботливым и участливым, он проявляет такую готовность поделиться волнующими его новыми взглядами и идеями! «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные», - предупреждает нас Иисус (Мф. 7:15). Вне всякого сомнения, учителя-гностики были весьма привлекательны. Их система представлений выглядела интригующей интеллектуальной конструкцией и производила большее впечатление, чем апостольские Послания, которые рядом с ней казались очень «простыми». Несомненно, многие из гностиков были выдающимися ораторами и обладали большим личным обаянием, иначе они не достигли бы такого быстрого успеха. Но, объединяя Божью истину и свои собственные выдумки, порожденные богатым воображением, они, фактически, делали ненужным Евангелие. То сверхзнание, на которое они претендовали, не было божественным откровением и не вело к праведной жизни.
Они заявляли, что в душах некоторых особо духовно одаренных людей есть божественный потенциал или «искра», которая может зажечься с помощью тайного знания, ставшего доступным этим людям. Опираясь на это знание, душа как таковая (чистый дух) будто бы способна покинуть тюрьму бренного тела и, ускользнув от враждебных демонов всякого рода, устремиться своим путем, чтобы воссоединиться с Богом. Спасение, таким образом, зависело исключительно от знания, но никак не от благодати. Получалось, что оно доступно лишь определенной элите, а не любому, кто пожелал бы его. Невооруженным глазом здесь можно распознать призыв к интеллектуальной гордыне и общественному снобизму. Быть внутри этого круга, одним из «озаренных», очень привлекательно для многих. Все это по-прежнему существует и сейчас. Находиться среди избранных, быть на несколько ступеней выше других — этот призыв нашей падшей греховной человеческой природе все еще имеет большую притягательную силу. Он исходит от различных сект и культов, берущих свое начало в христианстве, которые за последние десятилетия распространились по всему миру. Но ведет ли этот путь к истинной набожности? Это для Иоанна принципиальный вопрос.
Некоторых последователей гностицизма их собственные взгляды приводят к величайшей безнравственности. Они настойчиво утверждают, что доступное только им особое знание превращает их в «жемчужины», что грязь этого мира не может коснуться их, в то время как уникальные возможности, которыми они обладают, просто обязывают их действовать активно, поэтому они считают, что им все позволено. Других, придерживающихся чуть более аскетической линии поведения, снедает их собственная гордыня и чувство воображаемого превосходства. Однако Иоанн настаивает, что лишь по поступкам можно безошибочно судить о личности. Иисус «ходил, благотворя и исцеляя всех... потому что Бог был с Ним» (Деян. 10:38). Что было справедливо для Господа нашего Иисуса, праведность Которого доказывали Его праведные поступки, то, тем более, справедливо для того, кто искренне считает себя Его учеником. Бог принимает нас не потому, что мы поступаем по правде, поскольку «вся праведность наша — как запачканная одежда» (Ис. 64:6), праведность Христа и цена Его искупительной смерти приближают нас к Богу, а вера оправдывает нас. Но и этого недостаточно. Мы должны своим поведением подтвердить, что заслуживаем оправдания. Если мы действительно принадлежим Христу, Его праведность найдет отражение в нашей жизни.
Отсюда напрашивается вывод, что наша жизнь постоянно должна подвергаться проверке и пересмотру. Это относится и к тем, кто претендует на право учить других Божьей истине. Всякий может делать любые голословные заявления о том, что он якобы надеется получить непосредственно от Бога особое знание, так же, как всякий вправе утверждать, что намерен стать христианином. Проверкой служит повседневная жизнь человека. Поведение подтверждает принадлежность к одной из семей. Иисус сказал, обращаясь к некоторым якобы крайне религиозным начальникам из Иудеев, что их отец не Авраам и не Бог, как они утверждают, а дьявол. Он основывал Свое заявление на том, что, несмотря на все прекрасные слова и показную набожность, их поступки говорили о другом. «Если бы вы были дети Ав-раамовы, — сказал Иисус, — то дела Авраамовы делали бы. А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога... Если бы Бог был отец ваш, то вы полюбили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня» (Ин. 8:39,40,42). Они жаждали Его смерти, это проистекало из их неспособности воспринимать Божью истину и являлось неоспоримым доказательством того, к какой семье они принадлежали. Они были детьми дьявола; каков отец, таков и сын. Вот почему Иоанн предупреждает своих «детей», чтобы они не поддавались словесному обману, а смотрели вглубь, оценивая стоящие за ним поступки, которые позволяют понять истинную сущность говорящего.
2. Сила, способная «разрушить дела диавола» (ст. 86-10)
Одну из целей воплощения Бога Иоанн определяет как разрушение. Христос пришел, чтобы «разрушить» дела дьявола. Глагол lyo, в своем основном смысле, имеет значение — «развязывать, освобождать» и используется в Евангелии при описании случая с молодым ослом, на котором Иисус совершил Свой царственный въезд в Иерусалим (Мф. 21:2), или когда Иисус говорит о погребальных пеленах, обвивавших по рукам и ногам воскрешенного им Лазаря: «... развяжите его» (Ин. 11:44). Но это слово также стало использоваться в значении «разбивать что-либо», например, сносить постройку, тем самым разрушая ее. Такое истолкование проясняет нам смысл употребленного здесь Иоанном выражения, когда он говорит об уничтожении дел дьявола, о том, чтобы разрушить их и положить им конец. Вот, в сущности, причина появления Иисуса.
Между прочим, следует обратить внимание на то, что такой подход дает нам главный ключ к решению проблемы о происхождении и намерениях врага; эта проблема часто вызывает недоумение. Например, стих 8, где сказано: сначала диавол согрешил. Люди часто спрашивают: «Почему? Разве Бог не предвидел, что это могло произойти? А если предвидел, то почему допустил? Может быть, Он недостаточно силен, чтобы помешать этому? Или Его это не волнует?» Потребовалось бы слишком много времени, чтобы разобраться с этими вопросами, вполне естественными для человека, если бы ни реальная помощь, которую оказывает нам Иоанн. Он утверждает, в согласии с остальным текстом Библии (см., например, Иов. 1-2, Ис. 14:12-15, Евр. 2:14-15, Отк. 20:7-10), что, как и все прочие существа, дьявол был сотворен, причем изначально обладал чрезвычайно высоким духовным и умственным потенциалом. Однако он предпочел восстать против власти Бога, попытаться узурпировать Его трон и провозгласить себя соперником Того, Кто правит миром. Сам бунт против Бога является для врага источником силы для продолжения борьбы. Дьявол был первым грешником в этом мире, и сегодняшние грешники, те, которые не с Христом, — его потомки.
Хотя нам не дано проникнуть в тайну Божьих замыслов, мы не можем представить себе хотя бы на мгновение, что эта цепь событий была для Него неожиданностью или что Он мог допустить, чтобы бунт дьявола коснулся небес. В противном случае, как нам понимать слова Петра о Христе, Агнце, «предназначенном еще прежде создания мира» (1 Пет. 1:20), или утверждение Павла об избрании христиан во Христе «прежде создания мира» (Еф. 1:4)? Создавая ангелов, а затем и человека, чтобы они почитали и любили Его (и тех, и других - наделенных свободной волей), Бог знал, что Его создания могут сделать неправильный выбор и встать на путь борьбы с Ним, ведущий к погибели. Он мог в одно мгновение уничтожить врага, но что стало бы тогда с нами? Говоря современным языком, где бы, по нашему мнению, вмешательство Бога должно было начаться и где закончиться? Представьте себе два автомобиля, мчащихся навстречу друг другу, одним из которых управляет человек в состоянии сильного опьянения. Разве мы рассчитываем на то, что Бог остановит этот автомобиль или сверхъестественным образом заставит его изменить направление? Мы хотим жить в мире, где действуют причинно-следственные связи и где люди отвечают за свои поступки? Хотели бы мы, чтобы Бог поступил с врагом так же, как с нами, например, как только мы начинали бы лгать, так сразу же теряли бы дар речи?
Такая точка зрения открывает нам еще один аспект Божьей благодати. Настолько велика благодать Бога, что Он воплотился в человека, Господа нашего Иисуса, чтобы взять на Себя грех мира. Он страдал на кресте, истекал кровью и умер за всех грешников мира. В результате, мы можем получить прощение, родиться заново, полностью преобразиться. У Бога есть дела поважнее, чем уничтожение врага, а с ним и всего того, что он создал. Бог противостоит ему; смерть Христа и Его воскресение открывают перед нами возможность победить врага, которого Бог превосходит в любви и благодати.
Таким образом, пришествие Христа, главной целью которого является крест, представляет собой полную победу надо всеми враждебными силами, пытающимися подавить нас и опутать цепями греха. Они настолько сильны, что сами мы не в состоянии освободиться от них. Христос не только освобождает пленников, Он уничтожает того, кто захватывает в плен. Он стал таким же человеком, как мы, «дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть, диавола. И избавить тех, которые от страха смерти чрез всю жизнь были подвержены рабству» (Евр. 2:14-15). Не удивительно поэтому, что, когда Иоанну было видение на острове Патмос, Господь наш Иисус произнес Свои возвышенные слова, показывающие, как далеко простирается Его власть: «Я имею ключи ада и смерти» (Отк. 1:18).
Почему, в таком случае, как мы видим, дьявол и сейчас все еще творит свои дела? Ответ на этот вопрос мы вновь находим в Новом Завете. Победа была одержана, но цель ее полностью будет достигнута, только когда исполнятся замыслы Бога, стремящегося привести в дом славы каждого Своего сына и дочь, когда в каждом селении будет создана Его церковь. Пока это время не настало. Бог распространяет Свою милость и благодать на весь род человеческий, и сегодня мы знаем, что нас ожидает «день спасения» (2 Кор. 6:2). Как учит нас Павел: «А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу; ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится — смерть... Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» (1 Кор. 15:24-26,28).
Но давайте спустимся с небес и вернемся к реалиям повседневной христианской жизни. Дьявол продолжает творить свои дела, искушая нас обманчивыми удовольствиями мира и «похотью плоти». Как мы должны на это реагировать? Если проверкой духовности является наша жизнь, то Христос должен дать нам возможность и силы жить по-новому. Именно в этом смысл стиха 9. Христос постоянно разрушает дьявола внутри нас, вот почему мы можем изменить свою жизнь, стать неподвластны греху, все больше и больше уподобляясь Ему Самому. Таковы возможности Христа, и прибегнуть к ним может всякий, кто рожден от Бога. Когда семя отца пребывает в его сыне или, иначе говоря, когда человек рождается заново во Христе, жизнь Бога проникает внутрь жизни этого человека, наполняет ее собой, пронизывая все его существо. Природа Бога становится частью его природы, дает ему силы ослабить и, в конечном счете, уничтожить влияние сатаны на свою жизнь. Новое рождение приводит к радикальным изменениям в самых глубинах нашей души. Насколько прежде для нас было естественно «совершать грех», настолько теперь кажется противоестественным продолжать грешить.
И вновь — мы непременно должны очень вдумчиво отнестись к сказанному Иоанном в стихе 9 о том, что христианин не может грешить. Вспомним хотя бы, что христианин не безгрешен, как прежде уже не раз говорил нам Иоанн. Однако не следует забывать о том, что христианин не является грешником в обычном понимании этого слова, и тогда кажущееся противоречие между этими утверждениями исчезнет. С одной стороны, мы, конечно, не должны рассчитывать на то, что нам удастся достигнуть совершенства, но, с другой стороны, не стоит удовлетворяться средним уровнем в своем христианском опыте.
Представим себе человека, имеющего определенные недостатки, который становится христианином. Постепенно он осознает, что продвижение вперед, ломка устоявшихся дурных привычек и неправильного подхода к жизни потребуют от него значительных усилий и приведут к серьезным ограничениям. Это нелегко, но все же время от времени он добивается определенных успехов в борьбе с самим собой и даже, поступая неправильно, отдает себе в этом отчет. Признание своей вины играет очень важную роль. Медленно, но верно оно подталкивает его к тому состоянию, когда душа раскрывается для благодатного, очищающего воздействия Христа. Мало-помалу он начинает одерживать победу над своими дурными привычками. Бог, поселившись в его душе, оказывает на нее все большее воздействие, вытесняя и разрушая прежние привычки и преобразуя характер. Человек становится другим, хотя на первый взгляд это даже не очень заметно. Быстрота и глубина этих изменений в значительной степени зависит от того, насколько он позволит Святому Духу распоряжаться своей жизнью. Эти перемены в особенности заметны в тех случаях, когда они касаются таких бросающихся в глаза черт характера, как, например, вспыльчивость. В равной степени они способны затронуть распространенные, но не столь явные грехи — склонность критиковать других, ревность, горечь, жадность и грязные помыслы, которые точно тень неотступно ходят за нами по пятам. Если мы проявляем беспечность, прощая их себе как маленькие слабости и пустячные грешки, то тем самым оскорбляем и «угашаем» Духа Святого в нас (см. Еф. 4:30, 1 Фес. 5:19). Таким образом мы отрекаемся от своего нового рождения. Подлинный христианин никогда не будет испытывать чувство удовлетворения, зная, что он еще не справился со многими своими недостатками. Мы не можем быть счастливы, продолжая грешить.
На самом деле, мы в такой ситуации и не должны быть счастливы! Предостережение, которое звучит в стихе 9, одновременно способно оказать нам огромную поддержку. Дух Святой ведет непрекращающуюся борьбу с грешной плотью, ареной которой является душа каждого верующего, и нам вовсе не нужно самостоятельно сражаться с врагом. Господь Сам стремится одержать победу в этой битве. Мы находимся в живом контакте с Победителем, и все имеющиеся в Его распоряжении средства доступны для нас. Если верно, что только жизнь Христа может быть в полной мере признана праведной, то верно и то, что, когда мы рождаемся заново, Его праведность и сама Его жизнь наполняют нас, проникая до самых глубин существа. Если мы все же продолжаем грешить, это означает одно — мы не позволяем возвышенной жизни Христа со всей полнотой проникнуть в наши помыслы и побуждения, затронуть все обстоятельства и переживания нашей жизни, не даем возможность Его победоносной возрождающей силе воздействовать на нас в полной мере. Дом, оснащенный электричеством, имеет постоянный доступ к мощному энергетическому источнику. От нас требуется совсем немного — вставить штепсель в розетку и включить ток! Стих 10 преследует две цели: он подводит итог всему сказанному прежде, а его последнее предложение переключает наше внимание на следующую тему, к которой обращается Иоанн. Наше праведное поведение подтверждает, что мы в самом деле стали членами Божьей семьи, но эта праведность ни в коем случае не должна быть формальной, окружая нас аурой превосходства или хотя бы равнодушия по отношению к другим. Подлинная, непоказная праведность неотделима от любви. Любовь — это праведность, проявляющаяся во взаимоотношениях с другими, и прежде всего не в виде эмоций, а в форме сознательных действий. Важно не столько испытывать к другим теплые чувства, сколько делать для них добро с учетом индивидуальных особенностей каждого. Любовь, проявляемая только в виде чувства, бесполезна. Брак не может держаться на одних лишь чувствах. Любовь должна выражаться в заботе и участии, в совместном преодолении трудностей и преданности, в великодушии и долготерпении. Если мы не испытываем такой любви ни к одному человеческому существу, мы не вправе называться Божьими детьми. Конечно, ее происхождение носит сверхчеловеческий характер. Из грязи этого мира естественным образом она произрасти не может. Она — дар Божий. Но если она уже имеется, это бесспорно доказывает, что Бог живет в душе человека, который, вне всякого сомнения, принадлежит к Божьей семье.
Этот материал еще не обсуждался.