20.01.2010
Скачать в других форматах:

Дэвид Джекман

Послания Апостола Иоанна

1 Послание Иоанна 2:24-29 8. Продолжайте следовать путем христианина

24 Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце. 25 Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная.

26 Это я написал вам об обольщающих вас. 27 Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте.

28 Итак, дети, пребывайте в Нем, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествии Его.

29 Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него.

Каждый, кто когда-либо пробовал писать книгу, знает, что одно дело начать ее, но совсем другое — закончить. В промежутке между тем и другим бывают моменты, когда завершение (или даже продолжение!) кажется самым невероятным из всех возможных исходов. В такие минуты важно упорно идти тем же путем, повторяя в качестве девиза: «Продолжать работу и не сдаваться». В нашей христианской жизни мы все имеем подобный опыт. Мы пережили трепет начала и, подобно пилигриму Беньяна, скинули с плеч бремя греха и вины, похоронив его навсегда. И вот тут нередко бывают периоды, когда мы с трудом бредем по жизни, когда на повестку дня ставится вопрос постоянной самодисциплины, когда «мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть» (Евр. 2:1). Картина достаточно выразительна. Вам остается взять себя в руки, либо вы сорветесь с якоря и беспощадное течение унесет вас от обретенного причала к чужим, вероломным скалам.

Как выполнить свое намерение продолжать следовать путем христианина? Никакого «автопилота» для этого не существует. Как сказано в одном из церковных гимнов: «Я вижу ослепляющие зрелища, я слышу заманчивые звуки». Как удостовериться в том, что под влиянием бойких болтунов или вкрадчивых советчиков я не свернул в тупик, что на самом деле я следую в направлении, предназначенном мне Христом, и Его намерения относительно моей жизни выполняются? Обо всем этом и говорится в тех стихах, которые мы рассматриваем.

1. Пусть Божья правда пребывает в вас (ст. 24-25)

Стих 24 в греческом тексте начинается со слова вы, этим подчеркивается контраст со стихами 22 и 23, где говорится о лжецах, отрицающих, что Иисус есть Христос. Благодать Божья уже отделила нас от этих людей, выведя из тьмы к свету и даровав новое рождение. Производить это разделение не наша задача, мы должны лишь радоваться ему и поддерживать его. Шесть раз в рассматриваемых шести стихах Иоанн употребляет в той или иной форме глагол, который переводится в разных версиях по-разному — пребывать, сохраняться или оставаться. Иоанну нравится этот глагол; он означает «занимать неизменную позицию» или «находиться в одном и том же месте». Если мы хотим продолжать жить как христиане, духовно возрастать, то истина Бога во Христе и Его Слово будут всегда занимать в нашем сознании и сердце главное место.

Это вовсе не означает, что нам нужно усвоить какую-то новую истину. Новизна сама по себе может оказаться опасной ловушкой. Правильнее было бы сказать, что мы должны глубже вникнуть и полнее применять на практике те великие истины, которые осознали в начале своего христианского опыта (от начала). Многие из нас, современных христиан, тратят сравнительно мало времени на то, чтобы предоставить возможность величественным истинам нашей веры проникнуть глубоко в сознание. Мы не жалеем времени на разговоры о нашем опыте христианской жизни, но не уделяем достаточно внимания таким вопросам, как свойства Бога, личность Христа, Его искупляющая смерть, Его жизнь после воскресения, суть и деятельность Святого Духа, а также — наша всеобщая человеческая греховность, благодать Божья, данная во спасении, процесс изменения личности, приближающий наше уподобление Христу (очищение от порока), и надежда на то, что мы разделим с Богом Его славу. Эти истины — реальность жизни, не зависящая от нас, но они должны постоянно присутствовать в сознании и управлять нашими желаниями. Как дети, мы должны питаться «молочной пищей», прежде чем нам станет доступна «твердая»; но во всех случаях этой «пищей» должна быть истина Божья, только тогда мы сможем, будучи христианами, духовно возрастать.

Мы говорим: «Упражнение позволяет достичь совершенства». Я наблюдаю это (и слышу!), когда мои дети упражняются на пианино и тромбоне. Если вы хотите достигнуть успеха в игре в теннис, вы должны тренироваться, отрабатывая взмах и подачу, чтобы это умение было частью вас самих, стало автоматическим, иначе говоря, вошло в привычку. Почему мы не понимаем, что все сказанное применимо и к жизни христианина? Если мы не будем жалеть времени и позволим Божьему Слову совершать свою работу, глубоко проникая в нашу жизнь, то «пребудем в Боге». Самьюэл не раз повторял: «Дух Божий использует Слово Божье, чтобы создать детей Божьих».

Каждый из нас может найти в этом Слове то, что важно лично для него. Во время визита в Северную Ирландию я слышал об одном молодом человеке, который отбывал долгий срок наказания за террористические преступления и участие в акциях «грязного протеста». Единственной вещью, которую ему позволили иметь в тюремной камере, была Библия. Он проводил время, читая ее, но ничего не понимал и поэтому попросил, чтобы ему позволили увидеться с тюремным священником. Священник объяснил, что нужно просить Бога и Святого Духа открыть «духовные очи». Заключенный так и поступил. Спустя недолгое время произошло его второе рождение, он перестал протестовать против своего заключения и начал духовно возрастать. Слово Божье сблизило его со Христом, с Ним он и пребывает.

То, что Он обещал нам, есть жизнь вечная (ст. 25). Мы знаем, что вся полнота счастья ожидает нас по ту сторону мира. Исаак Уотте был прав, когда пел: «Люди благодати обрели славу, начало которой положено на земле». Вечная жизнь начинается здесь и сейчас, когда Святой Дух приходит, чтобы поселиться в душе вновь родившегося христианина и возродить его к новой жизни в Боге. Мы можем познать Бога, а не только получить представление о том, что Он существует. Мы вступаем в личное общение с Ним, опираясь на веру, которая объединила нас навсегда. Уже сейчас мы частично обладаем нашим будущим наследием. Чтобы пребывать в Боге, углубляя наше знание и любовь к Нему и становясь христианами, которые приносят много пользы Божьему делу, важно, чтобы Его правда стала главным стремлением нашей жизни. Мы всегда будем чувствовать потребность обращаться к Его Слову, подобно тому, как ежедневно нам требуется пища. Чем больше мы будем возрастать, тем больше будет эта потребность. Для большинства из нас еда не является самоцелью; она позволяет эффективно проживать наши дни и выполнять свое дело. Легкость ее приготовления, приятный вкус и внешний вид значат меньше, чем то, что мы поглощаем и усваиваем, когда в этом возникает необходимость.

 

2. Пусть Божье помазание учит вас (ст. 26-27)

И снова здесь подчеркивается контраст между фальшивой и подлинной верой, между ложью и истиной. Лжеучителя, обольщая христиан, стараются сбить их с истинного пути, переманить на свою сторону и втянуть в свою клику. Честолюбивые устремления лжеучителей в наше время толкают их к созданию своих маленьких «империй», каждая из которых стоит особняком по отношению к остальным. Греческое слово, переведенное как обольщающие, образовано от глагола planao, что значит «вводить в заблуждение», и созвучно слову «планета». Греки противопоставляли планеты, которые перемещаются по небу, то есть, «блуждают», звездам, чье положение на небосводе остается неизменным. Процветающие секты и культы двадцатого века извлекают немалую выгоду, вводя в заблуждение и обманывая колеблющихся христиан. Для этого они используют свои, рассчитанные на эффект заявления и искусно выстроенные теории. Средство от этой болезни не просто «Истина» как абсолют, как нечто самодовлеющее, стоящее вне нас, а прежде всего умение понять, что Истина -в душе.

Вот почему мы зависим от Божьего помазания (ст. 27). Помазание, получаемое царем или священником, в Ветхом Завете было символом благодати Божьей, которая, излившись на человека, обеспечивала выполнение им своей задачи или осуществление служения. По мнению Иоанна, Новый Завет — это та же самая благодать, изливаемая Святым Духом на каждого из спасенных Божьих людей и дающая христианам возможность жить в истине. Своим первоначальным пониманием Евангелия и ответной реакцией на него мы обязаны Святому Духу, равно как и дальнейшим возрастанием во Христе, которое приходит от Него же через Божью правду. «Противоядием, которое не позволит нам попасть под влияние ложных идей, касающихся христианской веры, может быть лишь одно — стойко придерживаться христианской истины, которую мы усвоили с самого начала. Она была дана нам в свидетельствах Апостолов, и помазание, полученное от Святого Духа, помогает этой истине укорениться в наших сердцах» 1.

Утверждение Иоанна о том, что вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас (ст. 27), на первый взгляд, противоречит сказанному выше. Однако, если бы он подразумевал, что те, к кому он обращается, не нуждаются в учении, вряд ли он вообще взялся бы писать свое Послание! Он уже упоминал (ст. 21), что пишет к тем, кто знает истину, но все еще нуждается в учении. Здесь он лишь хочет сказать, что, поскольку каждый верующий имеет такого божественного учителя, как Дух Святой, нам не нужны никакие дополнительные тайные «знания», о которых твердят руководители гностических сект. Свидетельства Апостолов, собранные в Новом Завете, представляют собой превосходное «пособие» для обучения. Имея в руках Божье Слово, а в сердце — Святого Духа, мы не нуждаемся больше ни в чем для того, чтобы понимать истину и возрастать во Христе. Чему оно научило вас, в том пребывайте. Благодаря Духу Святому истина жива, и мы всегда можем открыть в ней для себя что-то новое, свежее. Она возрождает и обновляет наш духовный опыт, учит всему необходимому и помогает тем, кто повинуется Богу, обрести искреннюю, глубокую веру. Главная задача Святого Духа состоит в том, чтобы для каждого из нас Иисус стал реальным и бесконечно дорогим (Ин. 16:14), потому что это единственный способ пребывать в Нем.

3. Пусть Христос станет основой вашей жизни (ст. 28-29)

Как только мы начинаем осознавать, что секрет христианской стойкости заключается в наших отношениях с Христом, нам тут же приходит на память притча, рас-

Маршалл, с. 164.

 

сказанная нашим Господом, в которой речь идет о виноградной лозе и ее ветвях (Ин. 15). Существует органическая связь между стеблем и ветвью, дающая возможность растению плодоносить. Сказанное относится и к каждому христианину. «Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Это единственный способ оставаться христианами и приносить «много плода», тем самым осуществляя Божье намерение относительно нашей жизни. Если этот «мир проходит» (ст. 17) и если сейчас «последнее время» (ст. 18), то нам больше, чем кому бы то ни было из живущих на земле, необходимо отчетливо представлять себе, что ждет нас в будущем. Господь наш Иисус намерен прийти вновь, и мы встретим Его появление с радостью или стыдом, с раскаянием или надеждой. Велико желание Иоанна, чтобы его «дети» могли иметь «дерзновение [это слово означает возможность встретиться с радостью и свободой, без страха] и не постыдиться пред Ним». Возможно, здесь игра слов. Божьи дети должны иметь parresia (дерзновение) при parousia (появлении) Христа. Это произойдет только в том случае, если мы пребываем в Нем; но достичь этого можно, лишь живя каждый день в соответствии со своими христианскими убеждениями. Может быть, наше отношение к Христу, позволит иметь хотя бы некоторое представление о том, готовы ли мы к встрече с Ним.

Эта мысль подводит нас к стиху 29, в котором Иоанн выдвигает на первый план результат нашего искреннего пребывания во Христе, проявляющегося уже сейчас. Если я пребываю во Христе и неразрывно связан с Ним, как ветвь со стеблем виноградной лозы, то жизнь Христа течет через меня, порождая плоды святости, благодаря которым я уподобляюсь Ему. Всякий праведник на самом деле подобен Христу. Когда Павел в Послании к Галатам 5:22-23 перечисляет плоды Святого Духа, перед нами предстает образ Самого Христа, Который все эти плоды нес в Себе. Он — праведник; мы знаем, что это непреложный факт. Если я пребываю в Нем, а Он — во мне, то отсюда логически вытекает, что и моя жизнь все в большей и большей степени становится праведной. Праведность является основой наших отношений с Богом, это основная гарантия их существования. Всякий, делающий правду, рожден от Него. Вот почему знание истины, о которой говорится в начале стиха, логически обосновывает понимание того, что изложено во второй его части. И как бы подводя итог всему сказанному, Иоанн напоминает нам, что суть христианского опыта состоит в том, чтобы быть рожденными от Него. От кого? От Отца или от Христа? Нигде больше во всей Библии не упоминается о христианах как о сыновьях Христа; мы — Его братья, но не сыновья (Евр. 2:11). Тем не менее, праведность, о которой мы знаем (об этом говорится в первой части стиха), должна быть отнесена именно к Иисусу, поскольку только о Его жизни у нас есть сведения. Вот почему рассматриваемое местоимение должно обозначать Христа. Но разве не соответствует такая характеристика всему богословскому подходу Иоанна? Он никогда не думал о Боге и Его отношении к человеку в отрыве от Христа. И он никогда не представлял себе человеческую природу Христа в отрыве от Его божественной сути. Эти две стороны Его натуры полностью и совершенно взаимосвязаны. Вот «знание», на котором основана вера. Подобно Сыну, Который всегда исполнял волю Отца, мы должны постоянно стремиться радовать Отца, это и будет признаком нашей новой жизни.

Действующая сила исходит от Христа, но ее реализация зависит от нас, при условии, что день за днем мы обращаемся к Его безграничным источникам. Каждый из нас, пребывая во Христе, может иметь надежду, что с Божьей помощью никогда не сойдет с праведного пути.

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.