Дэвид Джекман
Послания Апостола Иоанна
1 Послание Иоанна 2:1—6 4. Признаки подлинной веры
1 Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника: 2 Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира.
3 А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. 4 Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; 5 А кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем. 6 Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал.
Бог есть свет. Он полностью последователен в Своей безупречной праведности, и ничто не может изменить истинной сути Его личности. Все другие истины нуждаются в сопоставлении с Божьей истиной. Опираясь на это положение, Иоанн объясняет нам способы, с помощью которых можно проверить, прав ли тот, кто заявляет, что познал Бога и живет в Его свете. Если человек действительно живет в общении с Богом, это должно отразиться на его поведении и, следовательно, может быть проверено. Отсутствие последовательности в этом вопросе объясняет, почему многое из того, что с такой бездумной легкостью написано по поводу христианской веры, по сути не имеет к делу никакого отношения. Как могут «христиане», утверждающие, что познали Бога, быть до такой степени непохожими на Него? Ничто иное не является большим камнем преткновения для агностиков. Самым большим препятствием на пути к распространению Благой вести часто было то, что происходило внутри самой христианской церкви.
Это не означает, что христианин должен стать совершенным. Согласно Евангелию, такое невозможно. Мы уже говорили о том, что в этой жизни ни один христианин не может быть уверен в своей безгрешности. Совершенство ждет нас на небесах. Но у нас есть цель, которая определяет направление нашего развития, и, продвигаясь к ней, все мы можем достигнуть большого прогресса. Вот то направление, которое должно определять всю нашу жизнь. Во всяком случае, оно свидетельствует об искренности христианской веры.
Например, в процессе обучения человек должен начинать с усвоения элементарных истин, прежде чем переходить к более высоким уровням. Любой учащийся понимает, что невозможно узнать сразу все, относящееся к избранным дисциплинам. По мере обучения он постепенно продвигается в нужном направлении, овладевая необходимыми знаниями. Вскоре ему становится ясно, что люди, являющиеся признанными авторитетами в данной области, лучше чем кто-либо понимают, как мало они знают; недаром величайшие ученые часто оказываются чрезвычайно скромными людьми. Путешествуя по миру знаний, человеку нередко приходится оступаться и двигаться ощупью. Однако он старается делать выводы из своих ошибок и, что важнее всего, проявляет настойчивость. Между этим процессом и опытом настоящего христианина можно провести поучительную параллель. Джон Ньютон, который до обращения был морским капитаном и занимался работорговлей, а затем стал верным служителем Господа и Его Слова, возможно, выразил эту мысль наиболее исчерпывающе, когда сказал: «Я не тот, кем я должен быть; но и не тот, кем я был когда-то. И лишь благодаря милости Божьей я стал тем, кто я есть».
В этих стихах Иоанн выдвигает на первый план три характерные особенности, которые присущи человеку, придерживающемуся библейских истин. Христиане знают, что Христос существует, уповают на то, что Он сделал, и соблюдают Его заповеди.
1. Христиане знают, Кто такой Христос (ст. 1)
Говорят, что когда Джон Уэсли покидал родной дом, его мать, Сусанна, показала ему слова, написанные на чистом листе в начале Библии, которую он брал с собой: «Грех будет удерживать тебя от чтения этой книги, но эта книга удержит тебя от греха». Апостол Иоанн тал, что сила Божьего Слова защищает его людей от нападок врага и вдохновляет их в стремлении к святой жизни. В этом состоит одна из причин, по которой Иоанн решил написать свои Послания. Вслед за псалмопевцем, каждый христианин должен иметь возможность сказать: «В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою» (Пс. 118:11). Но зная своих детей и будучи реалистом, Иоанн понимает, что в жизни любого христианина случаются поражения и ошибки. Вот почему признаком истинной веры не может быть «совершенство», основанное на подтасовке понятия греха. Вера, скорее, проявляется в умении понять, до какой степени мы подвержены легко «запивающему нас греху» (Евр. 12:1). Наличие такого отношения или отсутствие его зависят от степени понимания нами того, что собой представляет Христос, что Он сделал и делает для нас. Как утверждает Библия, именно наше правильное восприятие Христа является признаком подлинной веры. Допуская ошибку в этом вопросе, мы будем ошибаться во всем.
Иисус — земное имя, закрепленное за Ним в истории как за реальным человеком, не является плодом чьего-то воображения. Но это не просто имя, оно отражает цель Его появления на земле, «...наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1:21). Христос — помазанный, мессия. Из Евангелия известно, как Его беспокоило широко распространенное в те времена недопонимание роли мессии, в котором Его современники, в силу своего ограниченного восприятия, ожидали увидеть бряцающего оружием завоевателя или сверхгероя националистического толка. Суть тайны мессианства кроется в утверждении Иисуса, что Он не только сын Давидов, но что «сам Давид называет Его Господом» (Мк. 12:35-37). Это говорит «о сверхъестественном сане и происхождении Иисуса, а также указывает на то, что Он не был просто чьим-то сыном в обычном человеческом понимании этого слова» 1. Вот почему Он был распят. В самом деле, отождествление Его личности именно с «Христом» было существенно для церкви; чтобы понять, что в действительности Он собой представлял, имя Христос было специально использовано как собственное. Рожденный в Вифлееме как обычное человеческое дитя, Он, тем не менее, существовал и прежде со Своим Отцом. Он — Сын Бога.
Две природы слиты во Христе воедино, как будто золотой нитью. Обе они являются доказательством, что Он — Сама Праведность. Он праведен как по Своей вечной божественной природе, потому что Он — Бог, так и в земной жизни, в отличие от грешных людей. Его жизнь была абсолютно безгрешна, хотя искушения, которые Ему пришлось испытать, значительно больше тех, с какими порой сталкиваемся мы. Он просто никогда не поддавался им (Евр. 4:15).
Это и есть то, что дает Ему право быть нашим «Ходатаем пред Отцем» (1 Ин. 2:1). Современный перевод этого стиха звучит именно так. Это означает, что Он имеет право выступать от имени грешных людей, защищая их и спасая от гибели. В более старом переводе здесь использовано слово «защитник» (АВ, ПВ, ПНВ), что мне кажется предпочтительнее. Греческое слово parakletos, употребленное в оригинале, обозначает того, кто призван помогать ближним. Вот почему основное его значение — «защитник». В своем Евангелии Иоанн, гово-
1 Винсент Тэйлор, Знак (Макмиллан, Лондон, 1966) - Vincent Taylor, Mark (Macmillan, London, 1966), ad loc.
ря о Святом Духе, не раз употребляет то же самое слово (переведенное здесь как «Утешитель»; Ин. 14:16,26; 15:26; 16:7). Тот факт, что, говоря о Святом Духе (Ин. 14:16), Иисус употребляет слова «другой Утешитель» (alias parakletos), имеющие смысл «другой, подобный мне», указывает на то, что, скорее всего, Он признал бы правильным оба значения.
Именно эта двойная праведность — Бога и человека — давала Христу право выступать в роли защитника, о чем упоминал также и Петр. «Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных...» (1 Пет. 3:18). Мы получили прощение только благодаря тому, что Он пожертвовал ради нас Своей праведной жизнью. Эта жертва дала Ему право защищать нас, грешников, перед лицом праведного Отца.
Настоящий христианин никогда не станет делать противоречащих истине заявлений о своем совершенстве или легкомысленно утверждать, будто, по его мнению, несущественно, грешит он или нет. Такой человек с благодарностью принимает, что, несмотря на греховность, положение его небезнадежно. Близкие отношения между Иисусом Христом, Праведником, и Его Отцом -вот что является для нас залогом прощения и возрождения.
2. Христиане уповают на то, что сделал Христос (ст. 2)
Ключевым здесь является слово умилостивление или, как сказано в более старых переводах, «искупление» (АВ, ПВ, ПНВ). Защищая нас, наш Ходатай с целью признания нас невиновными выдвигает тот факт, что Он предложил Самого Себя в качестве жертвы, искуп-ляющей нашу вину. Существуют значительные расхождения между различными переводами и комментариями этого места Библии, но основную идею, на мой взгляд, нетрудно понять в любом из вариантов. Греческое слово hilasmos, использованное здесь, во всем Новом Завете используется еще только один раз, в этом же самом Послании, 4:10.
В Септуагинте, переводе Ветхого Завета на греческий, сделанном в третьем веке, в Книге Пророка Иезекииля 44:27, употреблен термин «жертва за грех», который представляет собой перевод еврейского слова. «И в тот день, когда ему надобно будет приступить ко святыне во внутреннем дворе, чтобы служить при святыне, он [священник] должен принести жертву за грех, говорит Господь Бог». Этот отрывок полезен для нас с точки зрения объяснения основной идеи. Священник, будучи грешным человеком, должен был принести жертву, чтобы обрести право войти туда, где присутствует праведный Бог. Это помогает нам понять, что Господь Иисус принес жертву Своей смертью на кресте, чтобы заменить наказание прощением, а грех — милостью.
Господь переносит Свой гнев с грешника на Того, Кто принес Себя в жертву за него. Этот смысл отражает слово «умилостивление», именно в этом я и вижу его преимущество. Эта идея подвергалась значительной критике как недостойная библейского Бога и даже высмеивалась, ввиду того что она якобы сводит Его на уровень языческого божества, которого необходимо подкупить, чтобы умилостивить. Но такая критика подвергает сомнению или вообще опровергает тот факт, что Библия — откровение Бога, способного не только на справедливость, но и на гнев. Однако беспокойные и непослушные человеческие существа не раз убеждались, что это действительно так. Даже если мы отнесемся с пренебрежением к многочисленным упоминаниям о Божьем гневе, встречающимся в Ветхом Завете, мы обнаружим достаточное их количество в Новом Завете: «... не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин. 3:36); «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» (Рим. 1:18); «За которые гнев Божий грядет на сынов противления» (Кол. 3:6). Как поясняет Гордон Ш. Кларк: «Искупительными жертвами могут быть названы любые ритуалы, но спасение, в христианском смысле этого слова, требует принесения одной определенной жертвы, а именно — умилостивления... Иоанн совершенно точен. Искупительная жертва Христа — это и есть умилостивление. Ее целью было успокоить гнев возмущенного Бога, и эта цель была достигнута» *.
Христиане обрели благодать, потому что в Своем сострадании и милосердии Бог предусмотрел средство, благодаря которому грешные люди, такие, как мы с вами, могут быть по справедливости прощены. Более того, перед нами открывается возможность увидеть Его Самого, и Он будет приветствовать нас. Ни у кого не должно быть никаких сомнений в том, что Он простит нас и больше никогда не вспомнит наших грехов. Средством нашего спасения была смерть Его Сына. На кресте Христос заплатил за содеянное нами разрушение Божьего закона. Этим Он в полной мере подтвердил справедливость Бога. «Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются» (Пс. 84:11). Справедливость Бога и Его милосердие в равной степени удовлетворены. Мы, люди, созданы по образу и подобию Божьему, и потому в нас живет инстинктивное ощущение того, что так и должно быть. Мы не хотим жить в аморальном мире, в котором, например, Гитлер мог бы действовать безнаказанно. Мы постоянно взываем к справедливости, но сами мы нуждаемся в милосердии. Только оно может сохранить нас от истребления огнем Божьей святости (Пл. Иер. 3:22; Евр. 12:29). Его гнев не просто эмоция, не порыв обиды или плохого настроения, гневаясь, Он проявляет Свою убежденность в том, что правильно все, способствующее уничтожению греха. Благодаря Евангелию мы знаем, что у нас есть Защитник, имеющий право ходатайствовать о милосердии, потому что Он совершил праведное дело — умер смертью, ко-
1 Кларк, с. 46.
торую по праву заслуживаем мы. Благодаря Его смерти грешник не будет наказан, Сам Бог оплатил наш долг. Чтобы сделать это, Он стал человеком. Крест не является Отцовским наказанием ни в чем не повинного Сына, являющегося одной из трех ипостасей Бога. Крест означает, что Бог, воплотившись в Сыне, принял на Себя то, что требовал Его справедливый гнев, а также, что долг уплачен, карающий меч вложен в ножны и, таким образом, наши грехи искуплены.
Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира. Означает ли это, что, умилостивив Бога, Христос искупил грехи каждого, кто когда-либо жил или будет жить? Если да, то можно сделать вывод, что всякая вражда между Богом и человеком прекращена. Есть немало людей, которые хотели бы вкладывать именно такой смысл в эти слова и даже пошли бы еще дальше, провозгласив всеобщее спасение, не зависящее ни от индивидуальной веры во Христа, ни даже от того, слышал когда-либо человек о Нем или нет. Евангелизм, таким образом, становится большей частью провозглашением того, что сделал Бог и в чем все автоматически будут участвовать. Если бы Иоанн именно это имел в виду, Послание потеряло бы свою цельность из-за противоречий, которые бы его переполняли. Кто, в таком случае, те «антихристы», которые «вышли от нас, но не были наши» (2:18-19)? Они тоже прощены и возрождены к новой жизни? Если бы это было так, Послание во многом утратило бы свой смысл. Как мы должны относиться к утверждению, сделанному в 3:10, что некоторые люди являются «детьми диавола»? Это о них сказано: «... всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» (3:10). Как надо воспринимать вполне конкретное утверждение о том, что «есть грех к смерти» (5:16)? Если мы исходим из того, что Иоанн не стал бы противоречить самому себе, то должны задаться вопросом, что он имел в виду, говоря о грехах всего мира.
Иоанн явно проводит границу между «нами» (христианами) и миром. Это означает, что он использует слово мир в более распространенном его значении, подразумевая тех людей, которые в данный момент не со Христом. В других случаях Иоанн употребляет это слово (гр. kosmos) в смысле расы, населяющей землю, или рода человеческого, но чаще всего он подразумевает бунтующих людей (множество неверующих), которые отвергают все, сказанное Христом. Это тот мир, в котором Христос мертв. Каждый христианин когда-то был частью этого мира. «Иоанн никогда не допустил бы, чтобы его читатели восприняли дарованные Богом благословения в таком узком, ограниченном смысле. Сам факт, что можно воспользоваться умилостивлением для избавления от грехов, дает достаточно оснований, чтобы следовать ему» 1. На самом деле в рассматриваемом отрывке слово грехи присоединено к основному тексту переводчиками, хотя его употребление в этом контексте полностью соответствует тому, как это сделано Иоанном в Евангелии, где он говорит об Иисусе: «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29). Мы не должны сомневаться, что жертва, принесенная Христом, на самом деле, как сказано в молитвеннике, является «полной, совершенной и достаточной платой за грехи всего мира» 2. Никто не должен быть исключением.
В этом, несомненно, состоит смысл происшествия в храме в момент смерти Иисуса Христа (Мф. 27:51). Плотный занавес, или завеса, которая отделяла ту часть храма, куда заходили люди, пришедшие поклониться Богу, от «святая святых» (куда было дозволено входить только первосвященнику и то раз в году, в День Очищения), «разодралась надвое, сверху до низу», и произошло это по воле Бога, а не человека. Как будто
* Брюс, с. 50.
Порядок проведения святого причастия, Книга общих молитв (1662) — Order for Holy Communion, The Book of Common Prayer (1662).
Бог произнес, обращаясь ко всем грешникам мира: «Теперь ты можешь войти».
3. Христиане соблюдают заповеди Христа (ст. З-б)
В стихе 3 есть фраза, которая неоднократно встречается в этом Послании: мы знаем, или: «А что мы познали Его, узнаём из того...» Здесь говорится о третьем признаке подлинной веры, который состоит в том, что мы в действительности повинуемся Христу как нашему Господину. Иисус Сам говорил Своим ученикам: «Если любите Меня, соблюдайте Мои заповеди» (Ин. 14:15). Это Его высказывание, как и многие другие, в наше время утратило свою популярность, даже в среде тех, кто хотел бы называться христианином. Считающих необходимым повиноваться Божьему Слову, часто в насмешку называют «узколобыми», «следующими букве», тем самым ошибочно противопоставляя закон и любовь. Не так давно один молодой христианин заявил мне, что не видит смысла повиноваться Слову Христа (или даже читать его), потому что, как он выразился: «Я просто люблю Его». Напротив, Иисус говорил: «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюдал заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви» (Ин. 15:10). Прощение не отменяет Божьего закона, оно записывает его глубоко в наших сердцах. Об этом свидетельствуют стихи 3 и 4 Первого послания Иоанна. Тот, кто говорит, что исповедует христианство, но не повинуется Христу, — лжец (гр. pseustes), потому что подобные заявления находятся в полном противоречии с поведением. Возможно ли, чтобы в душе такого человека была правда Божья?
Мы повторяем: «Поступки говорят громче слов». Под этим подразумевается, что они более точно отражают то, что человек представляет собой на самом деле, позволяют глубже заглянуть в его душу. Слова стоят относительно дешево и могут легко ввести в заблуждение.
Что бы человек ни говорил, но если он не повинуется Богу, то на самом деле он не знает Его как Бога. Если бы то, что этот человек утверждает, так и было, он, не раздумывая, подчинился бы власти Бога, Его мудрости и силе. Он сказал бы: «Богу лучше известно, что мне делать, и поэтому я хочу идти путем, на который Он указывает». Фактически, отрицая необходимость повиноваться Богу, мы выступаем против Него, и в этом кроется корень всех искушений. Когда мы говорим, что разбираемся во всем не хуже Бога, это значит, что на самом деле мы недостаточно хорошо Его знаем. Чтобы поистине познать Бога, необходимо любить Его, а искренне любить — значит повиноваться Ему. Другого способа не существует. В этом вопросе мы должны опасаться самообмана, потому что впасть в заблуждение довольно легко, в особенности если больше полагаться на свои субъективные ощущения, чем на объективную истину Божьего Слова. Как-то мне довелось познакомиться с одной парой. Молодые люди жили вместе, но не были женаты. Они говорили мне, что молились Богу и Он ответил (так им казалось), что ничего страшного в этом нет. Это их «ощущение» находилось в прямом противоречии с тем, что говорит Бог в Священном Писании. Либо они не знали Бога, либо не любили Его в достаточной степени, чтобы повиноваться Ему.
Эта мысль подводит нас к стиху 5. И снова, в который раз, маятник рассуждений Иоанна отклоняется к противоположному полюсу, но, как всегда, каждый новый взмах прибавляет что-то к тому, что уже было сказано. Чем больше мы повинуемся Божьему Слову, тем шире распахиваем дверь для Его любви, давая Ему возможность осуществить задуманное в отношении нас. Если наша любовь к Богу растет, значит, мы ходим во свете. Окончательным доказательством этого являются не волнующие эмоции (хотя в какой-то степени и они могут быть проявлением нашей веры), а воспитание в себе привычки постоянного послушания; благодаря этому мы меняемся, приближаясь к образу Бога, Которого любим. Слово Божье — это не просто набор распоряжений. В Священном Писании, где бы заповеди ни встречались, они всегда сопровождаются напоминанием о том, к чему приводит их соблюдение. Это доказывает, насколько сильна Божья любовь по отношению к нам, и вдохновляет нас на более глубокое ответное проявление нашей любви к Нему, что предполагает доверие и послушание. Любовь Божья «совершилась», говорится в стихе 5, и эти слова подчеркивают тот факт, что именно послушание является способом достижения духовной зрелости. «Иоанн говорит здесь, как и во многих других отрывках своего Послания, об идеальном положении вещей. Любовь христианина к Богу не совершенна, но его знание Бога может в какой-то степени стать похожим на совершенство, так же, как послушание и любовь» 1.
В конце раздела хотелось бы привлечь внимание к тому, как сказывается на повседневной жизни наше пребывание во свете. Как это делал Иисус? Конечно, Он ходил в Божьем свете, а это значит, что Он безупречно повиновался воле Своего Небесного Отца, Сам Бог неоднократно подтверждал это (Мф. 3:17; 12:8; 17:5). Но Иисус также ходил во свете любви к толпам бедствующих, потерянных людей, с которыми ежедневно сталки-, вался (Мф. 9:36). Ходить во свете означает не только стараться избегать греха, но в равной степени — и любить. Тот, кто пребывает во Христе, несет на себе печать Святого Духа, становится в какой-то степени похожим на Христа. Жизненные соки растения дают возможность ветвям принести плоды, соответствующие его внутренней природе. То же самое происходит с истинным христианином, который постоянно пребывает во Христе (Мф. 7:16). Если мы действительно ходим в Божьем свете, мы будем стараться походить на Господа нашего, Иисуса Христа. Мы будем выполнять заповеди Божьи вовсе не ради того, чтобы угодить Ему, в таком случае нас по праву можно было бы назвать «узколобыми», «следующими букве». Искренне ходить во свете с Богом, повиноваться Ему по зову души, возрастать духовно — это и есть тот путь, который зовется благодатью.
1 Пламмер, с. 38-39.
Этот материал еще не обсуждался.