20.01.2010
Скачать в других форматах:

Дэвид Джекман

Послания Апостола Иоанна

1 Послание Иоанна 4:1-6 13. Испытывайте духов

 

1 Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. 2 Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; 3 А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире.

4 Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, кто в вас, больше того, кто в мире. 5 Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их. 6 Мы от Бога: знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. Посему-то узнаем духа истины и духа заблуждения.

Глава 3 закончилась на том, что наша христианская убежденность, в конечном счете, зависит от Святого Духа и дается пребывающим в Боге только благодаря Его неустанному служению. Это придало мыслям Иоанна другой поворот, заставив его в связи с уже сказанным вернуться к теме борьбы со лжеучителями за умы и души прихожан церквей Малой Азии. Причина в том, что многие из стремившихся расколоть церковь пытались снискать поддержку своим лжеучениям, ссылаясь, подобно христианам, на свидетельства Святого Духа. Как быть, когда представители различных богословских течений делают подобные авторитетные заявления?

Ответ Иоанна таков — «испытывайте духов» (ст. 1). Мир никогда не обходился без всевозможных, в том числе самых невероятных религиозных течений и культов, и всегда в нем были лжепророки, которые для доказательства своих теорий ссылались на Божье откровение. Недавняя вспышка активности всевозможных сект и интереса к ним, в особенности в провинции, лишь подчеркивает тот факт, что нынешнее поколение не является исключением из правила. И сейчас, на нашем отрезке истории, есть немало людей, утверждающих, будто они общались непосредственно с Богом и что им было божественное откровение. Есть и такие, кто, по-видимому, верит им. Даже внутри церкви встречаются люди, считающие возможным говорить от лица Бога. Обычно их высказывания начинаются с заявления: «Так сказал Господь», или иногда менее официально: «У меня к вам есть слово от Господа». По миру странствуют люди, выдающие себя за пророков, которые ищут возможности обратиться к большому количеству людей, чаще всего в церквах. Есть и такие, кто, ссылаясь на авторитет Бога и якобы полученные от Него непосредственные указания, дают советы другим людям о том, как и где им жить, включая вопросы работы, брака и т. п. Другие с «Божьей помощью» изгоняют злых духов, исцеляют, демонстрируют чудеса и знамения. Любой думающий христианин (а следуя Библии, все мы должны быть думающими!), сталкиваясь с подобными явлениями, испытает желание разобраться, подлинные они или мнимые. Мы не должны быть наивными и легковерными, веря всем, кто утверждает, что говорит от имени Бога. Напротив, следуя призыву Иоанна, мы должны подвергать испытанию эти необыкновенные явления, подходя к ним доброжелательно, безо всякого цинизма и используя для проверки два основных критерия, рассматриваемые ниже в этом параграфе.

 

1. Прислушивайтесь к тому, что они говорят (ст. 1-3)

Указание, данное в стихе 1, — испытывать духов -вполне определенное, достаточно решительное, и в нем самом кроется объяснение, как следовать ему. На всех нас производит впечатление все новое, необычное, и нередко возникает искушение приписывать такие явления Божьей силе. Но Иоанн предостерегает нас, чтобы мы не верили всему, что нам говорят, а пытались разобраться, от Бога оно исходит или нет. Потому что много лжепророков появилось в мире, мы должны быть настороже, опасаясь «подделки». Такие «пророчества» или «заявления» нередко бывают воображаемыми, в том смысле, что могут исходить от чрезвычайно восторженных людей, которые сами верят в то, что говорят. Они напоминают тех футбольных болельщиков, которые сообщают всем и каждому о возможных ошеломляющих победах весьма посредственных команд, чьими приверженцами они являются. Дальнейшее развитие событий доказывает, что они, увы, сами себя ввели в заблуждение. Их слова, не соответствуют действительности. Есть и другие, обманутые опытными мошенниками, стремящимися ради выгоды привлечь людей на свою сторону. Лжепророки способны даже подстроить какое-нибудь удивительное явление или чудесное исцеление, якобы «подтверждающее», что они говорят правду. Но тем не менее сколь бы впечатляющим ни было все продемонстрированное ими, на самом деле это вовсе не значит, что они от Бога. Сверхъестественные силы как таковые не несут в себе информации о том, что или кто является их источником. В Египте были «волхвы, чарами своими» способные с успехом подражать некоторым сверхъестественным деяниям Бога, проявленным через Моисея (Исх. 7:22; 8:7, /ю см. также 8:18-19). Был Симон, который изумлял народ самарийский своими «волхвованиями» (Деян. 8:11). Такие чудеса должны обязательно подвергаться испытанию.

Это также верно и относительно пророчеств, которые выдаются за слова, услышанные от Бога. Здесь Иоанн уделяет этому вопросу особое внимание. Надо сказать, что для Божьих людей эта проблема была не нова. Обратившись к Второзаконию, записанному для нас Моисеем, мы обнаружим, что Богу уже приходилось помогать людям разрешать подобные проблемы. «И если скажешь в сердце твоем: «как мы узнаем слово, которое Господь говорил?» Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил его пророк по дерзости своей, — не бойся его» (Втор. 18:21-22).

Это очень полезный совет для испытания; однако, без сомнения, проблема состоит в том, что он не может быть применен непосредственно в то самое время, когда совершается пророчество. В предыдущей главе уже говорилось о том, что наиважнейшим фактором в оценке любого высказывания является его суть, то, о чем оно сообщает. «Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет при том: «пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им»: то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог наш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей. Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь... А пророка того или сновидца должно предать смерти... и так истреби зло из среды себя» (Втор. 13:1-5).

Важна суть высказывания. Способствует ли сказанное тому, чтобы Божьи люди служили и повиновались Ему, или уводит их в сторону идолопоклонства? То, что говорит пророк, несравненно важнее того, как он говорит, или любых, даже сверхъестественных чудес, которые он способен продемонстрировать в поддержку своих слов. Испытание состоит не в том, чтобы ответить себе на вопрос, действительно ли здесь имеет место чудо, а в том, чтобы разобраться, подлинное ли оно. И в качестве критерия должна быть применена Божья истина, открытая нам в Священном Писании. Каждый христианин просто обязан поступать так, столкнувшись с подобными явлениями. Иоанн обращается в своем Послании ко всем членам церкви, agapetoi, а не только к тем, кто старше годами или стоит во главе ее. Выполняя его наказ, мы должны исходить из того, что Бог, Который есть неизменная истина, не будет делать ничего, противоречащего сказанному Им Самим прежде. Иоанн в стихе 2 предлагает «испытывать духов», опираясь на Божье Слово, и нам нужно поступать именно так. Каждый проповедник должен чаще повторять, обращаясь к своей общине: «Верьте в то, что я сказал, не потому, что вы доверяете мне, а потому, что так говорит Бог в Своем Слове». Он должен стремиться к тому, чтобы его прихожане стали общиной «благомысленных», чтобы они «приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так» (Дуян- 17:11). Какое бы количество сверхъестественных чудес ни предъявлялось в качестве доказательства учения, противоречащего Библии, оно не может быть от Бога и, следовательно, не должно иметь авторитета в глазах христианина.

С тех самых пор, как Дух Святой совершил Свое великое дело, возвестив о Христе и прославив Его (Ин. 16:13-14), личность Господа нашего Иисуса стала пробным камнем для выявления истины или заблуждения. Когда Павел писал к церквам в Коринфе, он указал на очень простой способ, с помощью которого можно отличить правду от лжи. «Никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12:3). Иоанн придерживается того же мнения, хотя особенно подчеркивает значение отрицания, что Иисус «пришел во плоти», поскольку это было главным еретическим утверждением гностиков. Как мы видели, /они готовы были признать тот факт, что Дух Святой особенным образом снизошел на Иисуса, но отрицали Его предсуществование и, следовательно, то, что Он — Бог. Именно такой подход и свидетельствует, что «это дух антихриста» (ст. 3). Таким образом, мы не должны рассчитывать на просвещенность или духовное сотрудничество с теми, кто отрицает как божественность Господа нашего Иисуса Христа, так и Его человечность, с кем бы мы ни имели дело — с учеными богословами или со Свидетелями Иеговы. Если мы положительно воспринимаем библейские истины о Христе, то должны отрицательно относиться к любым заблуждениям на этот счет. Это ни в коем случае не призыв к богословской «охоте на ведьм», это лишь указание на необходимость разобраться в том, каким образом Священное Писание учит проводить границу между истиной и заблуждением, и неукоснительно следовать этому подходу. Дух антихриста по-прежнему пронизывает собой дух нашей эпохи, заставляя не допускать даже на мгновение, что сказанное Христом — истина. Он проявляет себя не только через средства массовой информации, но и в советах тех христианских объединений, которые ставят под сомнение истины, открытые Богом в Священном Писании, и не считают их отрицание ересью. Довольно интересно, что и сегодня борьба ведется вокруг той же самой ключевой проблемы, касающейся личности Христа. «Кто такой Иисус?» — не только главный вопрос евангелизма, он является тем основным мерилом, с помощью которого может быть проверена приверженность к христианской доктрине. И не только проверена, но и по необходимости подвергнута критике.

2. Приглядывайтесь к тому, как они живут (ст. 4-6)

Поскольку мы уже знаем, что вера и поведение всегда неразрывно связаны друг с другом, нас не удивляет, что Иоанн для успешного «испытания духов» предлагает рассматривать не только суть того, что проповедуют лжеучителя, но и последствия, к которым их учение приводит. В каждом из этих трех стихов группы людей, к которым они обращены, обозначены различными местоимениями. Вы (ст. 4) относится ко всем христианам, они (ст. 5) — к лжепророкам, не христианам, а мы (ст. 6) - к Апостолам и истинным учителям, следующим их учению.

На первый взгляд, кажется, что стих 4 не подтверждается обычным человеческим опытом. Как может Иоанн говорить, что христиане «победили» лжепророков, когда тревога по поводу здоровой обстановки в церквах и даже самого их существования все время возрастает? В наше время это положение усугубляется тем, что те христианские деноминации, которые придерживаются основной доктрины, подвергаются постоянной суровой критике со стороны представителей радикальных богословских течений, отрицающих Христа и q насмешкой относящихся к тем, кто верит, что Библия — это непогрешимое Божье Слово. И тем не менее, Иоанн прав, потому что лжеучителя не победили подлинных христиан в том, что касается их веры. Апостол сам непоколебимо сохранил свои убеждения, так же, как и многие верующие, чью решимость он стремился поддержать своими Посланиями. То же самое можно сказать о происходящем сегодня. Мне нравится, как эту мысль выразил Гордон Кларк: «Мы, дети Иоанна, одержали победу над лжепророками... Мы по-прежнему верим в непорочное зачатие, искупление и воскресение. Мы победили лжепророков. Они не могут победить нас» 1. Подвергая проверке все истины, с которыми они сталкиваются, христиане сумели сохранить свою правду; их вера не погибла, они не отреклись от своего Спасителя. Он Сам предсказывал, что так и будет, когда говорил о Своих овцах: «За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса» (Ин. 10:5). «Волк» антихристианства может проникнуть в загон овец Христовых, чтобы попытаться уничтожить и разогнать Его стадо, но победить их он не в состоянии. Стих 46 объясняет пбчему. Тот, кто в вас, больше того, кто в мире. Все Христовы овцы неразрывно связаны со своим Пастырем, Который есть истина. Сами по себе они не вы-

1 Кларк, стр. 127.

 

стояли бы, но их поддерживает сила Пастыря, способная справиться с любым врагом, сила, удостоверенная крестом и опустевшей могилой. Более того, поскольку Он — Истина, те, кто выступает против Него, выступают против структуры самой реальности, и поэтому они обречены на поражение. Важно и то, что всякое дитя Божье, пребывающее в Нем, имеет доступ к безграничному источнику Его силы. «Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас» (Рим. 8:37).

Напротив, лжеучителя связаны с этим миром (ст. 5) — миром, который «проходит» (2:17). Они — его порождение, и поэтому «мир слушает их». Недаром многие из еретических учений включают в себя построение нового мирового порядка или хотя бы нового правительства и новой системы, обычно во главе с их лидером в качестве мессии. Человеческий мир, бунтующий против Бога, тянется к лжепророкам, их культам и сектам, потому что, в основном, они отвечают его желаниям и склонностям. Они всегда найдут слушателей. Когда такие «пророки» от политики или религии заявляют, что человек и удовлетворение его желаний превыше всего, неважно, какой ценой и какие нравственные нормы при этом попираются, такая идея весьма успешно овладевает умами людей. Так уж мы, человеческие существа, устроены. Нам нужна уверенность в том, что все у нас в порядке безо всяких устаревших и ненужных идей о грехе, Божьей каре или ответственности перед Создателем. Есть определенный соблазн в том, чтобы пересмотреть Евангелие, оставив в нем только этические нормы. Или заменить призыв во всем повиноваться Христу на совет лишь следовать в своих жизненных установках Его примеру. Или вообще ограничить вмешательство Евангелия в нашу жизнь лишь тем, что оно способно внести в нее некоторое обновление, придать ей другую окраску. Вот какие стремления порождает мир, и у нас появляется желание сделать его более удобным местом, где мы могли бы получать как можно больше удовольствий. Мир не интересуют вечные проблемы, ему нечего сказать по поводу них. В нем отсутствует действующее начало, способное подтолкнуть нас к изменению себя, и всякие рассуждения о загробной жизни для него просто лишены смысла, поскольку могила для него — это конец всему.

Но истинных апостолов узнают по их учению (ст. 6). Источник их знаний - Сам Бог, и слушают их те, кто знает Бога. В таком случае, получается, что сказанное может быть отнесено и к Керинфу и его последователям, утверждающим, что они знают Бога. Так ли это? Иоанн отвергает подобные заявления как ничего не стоящие, поскольку эти люди отказывались признавать Слово Божье в изложении Апостолов, нарушая тем самым Божью волю. Сам Бог избрал для нас единственный путь, который может привести к Нему - это Его откровение. Конечно, поступки тоже играют важную роль с точки зрения веры, однако слово, выраженное в письменных и устных заявлениях Апостолов, — непременный элемент Божьего откровения. Доктрина, лежащая в основе апостольского учения, допускает только такой путь к Богу, и наше отношение к этому вопросу показывает, кто управляет нами — дух истины или дух заблуждения. НМВ использует это выражение «дух истины», возможно, на том основании, что оно уже употребляется в отношении Святого Духа в Евангелии от Иоанна (14:17; 15:26; 16:13), но в стихе 1 его нет, и это вполне объяснимо, поскольку там речь идет о разных «духах». Было бы бессмысленно говорить об испытании Духа Святого, происходящего от Бога. Иоанн озабочен тем, как помочь людям в церквах отличать псевдопророков от подлинных учителей. Нам не нужно пытаться заглянуть в их сердца, это столь же невозможно, сколь и бесполезно. Нужно просто слушать их, чтобы понять, исповедуют ли они Христа, и затем внимательно приглядеться к тому, как себя ведут их последователи.

В наше время, когда все относительно, мы нуждаемся в) постоянном напоминании, что есть вещи всегда истинные, и есть вещи всегда ложные. Истина - это не то, что договариваются считать истиной. Истина определяется Богом. Современные лжепророки столь же убедительны, как и лжепророки первого века, и их влияние столь же губительно. Они скажут, что Библия является авторитетом, однако добавят, что не наивысшим из авторитетов. Они скажут, что в принципе верят в воскресение, но не в тот факт, что тело Христа физически воскресло на третий день после смерти. Дух лжи — это дух коварного обольщения. Мы сможем познать Бога, только если примем учение Апостолов и станем жить в согласии с ним. Мы не должны соглашаться ни на какую замену.

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.