05.12.2014
Скачать в других форматах:

Уоррен Ламмерс

Цена обладания. Часть 2.

УРОК 6. Сие есть Тело Мое

БИБЛЕЙСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ: Евангелие от Матфея 26:20-30

Дополнительные тексты: Марка 14:18-25; Луки 22:15-20; Иоанна 13:21-38; 1-е Коринфянам 10:14-17; 1-е Коринфянам 11:17-34

 

На художественном полотне запечатлена образная картина небесного божественного пира. Длинный стол накрыт тончайшей скатертью, сервирован свечами, изысканными столовыми приборами из золота, блюдами и салфетками. С обеих сторон стола стоят незанятые стулья. Свадебный стол в ожидании тысяч посетителей простирается до горизонта. Подпись под картиной гласит: «Иисус из Назарета имеет честь пригласить вас на пире, данный в Его честь». Однажды, заняв место за Его небесным столом, дети Божьи увидят окончательное исполнение таинства Вечери Господней.

На этом занятии мы продолжим изучать значение Вечери Господней. В Евангелии от Матфея, глава 26, описано событие, где Иисус устанавливает это таинство. Другие многочисленные отрывки Св. Писания, а также День Господень 29, расширяют наше понимание значения этого прекрасного и назидательного Святого Таинства.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

1. Учреждая Вечерю Господню в пасхальную ночь, Иисус совершил ряд поразительных действий. Как, по вашему мнению, должны были на них отреагировать ученики?

2. В стихе 27 Иисус дал заповедь: «пейте из нее все». Ясно, что этими словами Он не оставил вариантов не участвовать в чаше. Что можно сказать о вас как о верующем, если вы не участвуете в Святом Причастии?

 

КАК ПОНИМАТЬ ПРИСУТСТВИЕ ХРИСТА НА ВЕЧЕРЕ ГОСПОДНЕЙ

 

Когда мы исследуем значение Вечери Господней и Святого Причастия в свете учения Евангелия от Матфея 26:26-29, а также параллельных отрывков Марка 14:22-25 и Луки 22:15-20, нам необходимо обращать особое внимание на слова Иисуса: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое». В данном предложении нужно четко понять значение слова «есть». То же относится и к последующим словам: «сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая». В обоих предложениях необходимо верно истолковать слово «есть». С течением лет многие исследователи Библии написали тома на тему данного необычного выражения: «сие есть Тело Мое». Тем не менее, слово «есть» многими людьми остается понятым неверно.

Слово Божье никогда не возвращается к Богу, прежде не достигнув своей цели. Точно так же, каждый раз, когда совершается Вечеря Господня, происходит что-то невидимое для глаз – или позитивное, или негативное. Подобно обоюдоострому мечу Слова, Святое Причастие является представлением Живого Христа. Вы либо приближаетесь к Господу, либо «едите и пьете осуждение себе», и тем самым увеличиваете меру своего отступничества. В результате вы становитесь либо лучше, либо хуже. Говоря о сельском хозяйстве, внесение большой дозы высокоэффективного удобрения на поле, засеянное кукурузой, приведет к следующему результату: кукуруза либо начнет расти так, как никогда ранее, или же погибнет. Подобным образом и вкушение Вечери Господней не остается без последствий. Если вы еще не прошли конфирмацию в церкви, но просто наблюдаете за тем, как мимо проносят хлеб и чашу и как верующие вокруг участвуют в Вечере, у вас либо появляется расположение и желание самому участвовать в этом таинстве, либо же вы становитесь еще более невосприимчивым, огрубевшим и равнодушным. Остаться прежним вы не можете.

Земные родители с радостью, изо дня в день, заботятся о пропитании своих детей. Небесный Отец дает Своим детям обильную пищу. Он заботится о щедром духовном питании через проповедуемое Слово Божие и через Вечерю Господню. Он накрывает обильный царский стол, на котором Христос является животворящим духовным Хлебом, от которого можно питаться.

Однако помните, что в таинстве всегда остается нечто скрытое – глубокое и прекрасное, но таинственное. Христиане, которые веруют, и, веруя, участвуют в Вечере, поистине накормлены и насыщены. Но как это следует понимать? Что на самом деле означает слово «есть» в выражении «сие есть Тело Мое»? Каким образом Иисус на самом деле присутствует в Вечере?

 

ТРАНССУБСТАНЦИАЦИЯ

 

На протяжении всей истории люди давали разные ответы на этот вопрос. Одним из неверных представлений является учение под названием Транссубстанциация. Данная точка зрения была обоснована и одобрена римским папой Николаем в 1059 г. по Р. Х. В 1215 г., незадолго до начала Реформации, она стала официальным догматом римско-католической церкви. Согласно этой доктрине, когда священнослужитель произносит слова: «Сие есть Тело Мое», внутренняя субстанция хлеба и вина таинственным образом «пресуществляется», или изменяется, в тело и кровь Христа. Следовательно, Христос присутствует в них телесно. Во время Мессы, как в римско-католической церкви называется Вечеря Господня, причащающийся принимает внутрь тело и кровь Христову, поскольку хлеб и вино якобы пресуществлены в тело и кровь Христа. Это означает, что человек, который принимает участие в Мессе, соединяется с Христом посредством физического вхождения Христа внутрь его тела. По этой причине в римско-католическом учении Месса занимает центральное положение.

КОНСУБСТАНЦИАЦИЯ

 

Мартин Лютер отошел от римско-католического учения о транссубстанциации. Он исповедовал взгляд, который был назван Консубстанциация, и многими лютеранскими церквами этот взгляд исповедуется до сих пор. Лютер утверждал, что тело Иисуса присутствует в Вечере Господней физически, но не потому что хлеб и вино пресуществляются в тело и кровь Христа, но потому что физическое тело Христа присутствует повсеместно. Следовательно, как заявлял Лютер, когда кто-либо во время Вечери принимает причастие, тело Христово входит внутрь этого человека «в, с и под» хлебом и вином. Они входят совместно (con) друг с другом. Подобно тому, как магнит притягивает к себе скрепки для бумаги, так же и тело Христа входит в человека вместе с хлебом и вином, потому что они притягиваются друг к другу. Это и означает, что человек, принимающий Вечерю, соединяется с телом Христовым посредством физического вхождения Спасителя внутрь его тела.

Однако Ответ 78 наставляет нас в библейской истине о Вечере Господней. Он ясно отвечает на наш вопрос о том, каким образом тело Христово присутствует с нами. Физически Иисус во время Вечери Господней с нами не пребывает.

Гейдельбергский катехизис, День Господень 29

 

В.78 Действительно ли хлеб и вино превращаются

в Плоть и Кровь Христа?

О. Нет,

Вода во время крещения

не превращается в Кровь Христа:

и крещение – не очищение от самих грехов,

но лишь знак, данный Богом в залог этого очищения.[36]

Так же и хлеб во время причастия

не превращается в само тело Христа,[37]

хотя его называют Телом Иисуса Христа

соответственно природе таинств и по слову Духа.[38]

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

3. Дайте объяснение транссубстанциации:

4. Дайте объяснение консубстанциации:

5. Если хлеб и вино Вечери Господней пресуществляются в тело и кровь Христа (транссубстанциация), как нам следует поступать с хлебом и чашей Вечери Господней?? Нужно ли им поклоняться? Можно ли жевать хлеб?

 

ХРИСТОС НЕ ПРИСУТСТВУЕТ В ВЕЧЕРЕ ГОСПОДНЕЙ

 

Взгляд реформатора Ульриха Цвингли полностью отличался от взглядов римо-католиков и лютеран. Он утверждал, что тело Иисуса находится только на небесах. Цвингли отстаивал точку зрения, что Христос установил Вечерю как поминальную трапезу, помогающую вспоминать жертву Иисуса на кресте. При этом Вечеря Господня не дает подлинного единения с телом Христовым. Хлеб и вино являются простыми символами Его тела и крови. Это значит, что Христос во время Вечери Господней не присутствует каким-либо иным образом, который бы отличался от Его пребывания с нами где-либо еще. Эта доктрина исповедуется в конгрегационалистских, методистских, пятидесятнических и некоторых баптистских церквях.

 

ХРИСТОС РЕАЛЬНО И ДУХОВНО ПРИСУТСТВУЕТ В ВЕЧЕРЕ ГОСПОДНЕЙ

 

Наконец, мы подходим к реформатскому взгляду на Вечерю. Каким образом Христос присутствует в Вечере Господней? Он действительно в ней пребывает. Телесно Христос с нами не пребывает, как об этом утверждает римско-католическая и лютеранская церкви; тело Иисуса находится только на небесах. Тем не менее, духовно Он пребывает с нами. Мы имеем подлинную духовную связь с телом Христовым. Он на самом деле, через труд Святого Духа, Который соединяет, или же скрепляет нас с телом Христовым, находящимся на небесах, являет Свое присутствие. Посредством работы Духа мы едины с Христом-Богочеловеком. Следовательно, когда мы едим и пьем хлеб и вино в Его воспоминание, мы радуемся, имея духовное единение со Христом. Не Христос сходит к нам в виде превращения хлеба в Его тело, или же посредством Его повсеместного телесного присутствия, но мы Духом возносимся к Тому, Кто пребывает в небесах. Или, как сказано в одной из молитв Причастия: «Вознесем сердца наши к Господу; вознесем их к Богу Спасения нашего». В результате мы получаем истинную пищу и питье для своих душ в виде тела и крови Господней. И мы уверены в том, что «все Его страдания и смирение были принесены за нас, как если бы сами страдали и сами искупали перед Господом наши долги».

 

То же выражено и в Ответе 79 следующим образом:

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

Гейдельбергский катехизис, День Господень 29

 

В.79 Почему же тогда Христос называет

этот хлеб Своим Телом

и чашу Своей Кровью

или Новым Заветом на Крови Его

(и Павел говорит

о приобщении к Телу и Крови Христа?)

О. Христос говорит так не без всякой причины.

Он не только хочет этим научить нас,

что подобно тому, как хлеб и вино питают нас в этой временной жизни,

так Его распятое Тело и пролитая Кровь

становятся истинной пищей и питьем для наших душ для жизни вечной.[39]

Более того,

этими видимыми знаками и залогами Он хочет уверить нас в том,

что мы, посредством Духа Святого,

так же действительно причастны Его истинному Телу и Крови,

как действительно получаем в уста наши

эти святые знаки в память о Нем.[40]

И в том, что все Его страдания и смирение

были принесены за нас,

как если бы сами

страдали и сами искупали перед Господом наши долги.[41]

 

В одном из наших вероисповеданий – Бельгийском исповедании веры, статья 35, сказано следующее:

Мы верим и исповедуем, что наш Спаситель Иисус Христос предписал и учредил Таинство Святой Вечери (Причастия) для вскармливания и поддержания тех, кого уже возродил и принял в Свою семью, которая суть Церковь.

Чтобы для нас стало возможным представить этот духовный и небесный хлеб, Христос в качестве таинства Своего тела учредил земной и видимый хлеб, а в качестве таинства Своей крови – вино. Ими Он свидетельствует, что мы принимаем и держим эти символы в наших руках, едим и пьем их нашими устами, и впоследствии насыщаем ими нашу плоть. Точно так же мы принимаем верой (которая подобна руке и устам нашей души) истинное тело и кровь нашего единственного Спасителя Христа – для поддержания нашей духовной жизни.

Теперь ясно и вне всякого сомнения, что Иисус Христос возбраняет нам участвовать в Его таинствах нерадиво. И поэтому Он трудится во всех нас, чтобы представить Себя в Своих святых знаках, хотя способ такого представления превышает наше разумение, и не может быть вполне осознан, поскольку действия Святого Духа от нас сокрыты и непостижимы. В то же самое время мы не согрешим, заявив о том, что то, что мы едим и пьем, есть истинные и подлинные тело и кровь Христовы. Однако способ нашего причащения через них – не через уста, но духом через веру. Таким образом, Христос, хотя и восседает ныне на небесах по правую руку от Отца, Он и теперь не прекращает делать нас Своими причастниками через веру. Эта трапеза есть тот духовный стол, за которым Христос, со всеми Его благами, соединяется с нами, и там отдает их нам, чтобы мы имели радость, как в Нем Самом, так и в заслугах Его страданий и смерти: насыщаясь, укрепляясь и утешая наши несчастные опечаленные души через вкушение Его плоти, оживотворяя и подкрепляя их Его вином.

Следующая диаграмма поможет нам различать четыре основных точки зрения о Вечере Господней, которые мы узнали в данном уроке.

 

(Диаграмма)

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

6. Поскольку во время Вечери Господней Христос насыщает «наши души для жизни вечной», и поскольку эта пища духовна, будут ли ощущаться физические изменения после трапезы? Почему?

7. Будет ли замечено какое-либо духовное изменение после участия в трапезе? Почему?

8. Каким образом Вечеря Господня является знаком?

9. Каким образом Вечеря Господня является печатью?

10. Поясните, что имел в виду Иисус, когда говорил «Сие есть Тело Мое».


 

[36] Ефесянам 5:26; Титу 3:5.

[37] Матфея 26:26-29.

[38] 1 Коринфянам 10:16, 17; 11:26–28.

[39] Иоанна 6:51-55.

[40] 1 Коринфянам 10:16, 17; 11:26.

[41] Римлянам 6:5-11

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.