Уоррен Ламмерс
Цена обладания. Часть 2.
УРОК 23. Молитва о насущных нуждах
БИБЛЕЙСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ: Луки 11:1-13
Теперь мы подходим к следующей части молитвы Господней: «Хлеб наш насущный дай нам на сей день». Этой молитвой может и должен молиться каждый человек, даже дети. К сожалению, живя обеспеченной жизнью, мы часто не ценим Божье благословение – пищу на каждый день.
ХЛЕБ НАШ НАСУЩНЫЙ
В мире есть немало мест, где люди имеют настолько много еды, что не знают, что с ней вообще делать. Но есть и другие места, где голодные люди готовы питаться пищевыми отбросами, если бы только они смогли их отыскать. Мусорные контейнеры, стоящие за некоторыми ресторанами, переполнены остатками пищи, и в это же время голодающие люди, под покровом ночи, подбирают всё это изобилие, добывая таким образом свой насущный хлеб. В некоторых столовых так много продуктов выбрасывается как отходы, что нам должно быть стыдно. Во многих местах нищие и бродяги роются на свалках, стараясь отыскать пригодные в пищу объедки, до того, как их растащат птицы и грызуны. Наиболее состоятельные представители общества могут позволить себе лучший хлеб, испеченный из муки самого мелкого помола. Другие люди вынуждены питаться лишь хлебом из отрубей. Как это ни парадоксально, Бог слышит людей, принадлежащих к различным классам – тех, кто, склоняя головы и простирая руки, молится: «хлеб наш насущный дай нам на сей день». В этой молитве Господь учит доверять Ему в том, что Он обеспечивает нас хлебом на каждый день.
Какой прекрасный образ жизни! Однажды израильтяне были накормлены манной прямо в пустыне, и Господь посылал эту пищу каждое утро. Она появлялась вновь и вновь, манна лежала прямо на земле! Людям нужно было лишь собрать то, в чем они нуждались на предстоящий день. Если их одолевала жадность, и они собирали больше, чем им требовалось, на следующее утро остаток манны портился, и ее пожирали черви. Каждый новый день израильтяне должны были учиться доверять Богу в том, что Он пошлет им манну, чтобы они познали «что не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа, живет человек» (Второзаконие 8:3).
Современным христианам бывает трудно молиться такой молитвой. Можно с легкостью произносить эти слова каждый день на протяжении недели, но при этом непросто бывает прочувствовать важность молитвы о хлебе насущном. Во времена благоденствия, когда нет нужды экономить на чем-либо, некоторые считают, что необходимость в такой молитве отпадает.
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
1. Как вы считаете, кому легче искренне молиться о хлебе насущном – бедному или богатому?
2. Если богатый человек не испытывал настоящего голода, будет ли ему легче, чем бедному, доверять Богу в том, что Он обеспечит его пропитанием? Обоснуйте свой ответ:
3. Какую цель преследовал Господь, когда повелевал израильтянам собирать манну только на один день? Прочитайте Исход 16:1-9, 13-31; Второзаконие 8:1-5.
ЕЖЕДНЕВНОЕ БОЖЬЕ ПОПЕЧЕНИЕ О НУЖДАХ
Каждое слово в этой молитве обоснованно и имеет точное значение. В Евангелии от Луки греческое слово «день» встречается в этом предложении трижды: «хлеб наш насущный дай нам на сей день».[159] Это означает, что когда вы искренне молитесь этими словами, вы просите Бога позаботиться, чтобы у вас было именно столько пищи на каждый день, сколько Он определил для вас. В самом деле, на языке оригинала прошение выглядит нелогично: «Хлеб наш дай нам». Другими словами, существует определенное количество хлеба и другой пищи, которой Бог намерен нас ежедневно обеспечивать. Вы просите Его дать то, что Он уже для вас приготовил.
Если выражаться проще, то прежде, чем вы купите что-либо из еды, Господь уже приготовил ее для вас, и когда вы берете продукты с магазинной полки, вы получаете то, чем Он вас обеспечивает. Действительно, если Он есть суверенный, всезнающий, всевидящий, Податель всего, если «и волос с головы вашей не пропадет», и «ни одна из птиц не упадет на землю без [воли] Отца вашего», то ни один кусок хлеба не появится на вашем столе, если он не приготовлен Богом для вас.
Имейте в виду, когда вы произносите эту молитву, следует противостоять искушению молиться эгоистично: «Дай мне сегодня мой насущный хлеб», не принимая во внимание потребности других людей. Следовательно, когда этими словами молится школьник, он должен быть готов поделиться бутербродом или печеньем с кем-либо из одноклассников, забывших, возможно, свой завтрак дома. Также и папа не может относиться к своей зарплате только как к своей собственности. Его молитва должна включать в себя и нужды его семьи. Когда, сидя за ужином, вы смотрите, как в новостях показывают голодных изможденных людей в какой-либо точке мира, вы должны быть готовыми уделить от своего избытка, посланного Богом, для восполнения их нужд, иначе ваша молитва останется пустым звуком. Когда вы молитесь словами: «хлеб наш насущный дай нам на сей день», вы учитесь также молиться и о других. Это значит, что вы будете делиться тем, что имеете. Если перед вами ставится тарелка с едой, то следует поделиться пищей с теми, кто сидит рядом с вами. Эгоизму нет места за обеденным столом. Также и в молитве не должно быть места эгоизму.
Иисус ясно учил молиться: «хлеб наш насущный дай нам на сей день», потому что Он хочет, что мы помнили о нашей полной зависимости от Него в том, что имеем. Никто из людей не может сказать, что не нуждается в Божьем ежедневном обеспечении, хотя некоторые и пытаются это делать, и никогда не молятся. Бог дает нам наш насущный хлеб. Когда вы принимаете пищу, Сам Бог стоит рядом с вами, подобно любящему родителю, подающему кушанье, которое каждый день необходимо ребенку.
Фраза «на сей день»[160] противопоставляется практике современного преуспевающего общества. Еду нередко выбрасывают как отходы в огромных количествах. Те, кто обслуживает детей в столовых, знают, как некоторые из них морщат носы при виде определенных виды блюд. Работники ресторанов видят, как много еды, которую дает Бог, отправляется в утилизатор отходов или выбрасывается в мусорный контейнер. Школьные завтраки, заботливо упакованные любящими мамами, часто оказываются на помойке. Было бы прекрасно, если бы излишки пищи отправлялись голодающим этого мира. Во многих странах мира на валяющийся огрызок яблока или выброшенное печенье тут же налетают караулящие их голодные дети.
Фраза «на сей день» также учит нас молиться о том, что является для нас действительно необходимым. Господь желает постоянно давать нам то, в чем мы на самом деле нуждаемся, – не больше и не меньше. Когда строитель приходит утром на рабочее место, он не съедает весь свой обед через десять минут после начала работы, лишь для того, чтобы остаться без еды на остаток дня. Он ест в течение дня, употребляя ту часть своей еды, которая требуется его организму.
Кроме того, в данном прошении вы молитесь о сегодняшнем дне, а не о завтрашнем или о послезавтрашнем. Вы не просите о полных закромах, заполненных полках или забитых холодильниках. Вы не просите о «добре на долгие годы», с которым можно «не знать забот», в то время как другие, менее удачливые, смотрят на вас тоскующим взглядом. В соответствии с этой молитвой, нам не пристало быть такими скупыми. Каждый день нам следует «вкушать из Божьей руки». Ведь живем мы именно днем сегодняшним. Нам нельзя прилагать сердца к тому, что тленно. Нам всегда следует рассчитывать на то, что мы имеем от нашего Отца как насущное пропитание на каждый день.
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
4. Если Бог дает вам ту часть, которую Он приготовил для вас, как вам следует поступать, когда вы подходите к холодильнику, посещаете продуктовый магазин или ресторан?
5. Каковы обязательства состоятельного человека по отношению к бездомной женщине, питающейся из мусорного контейнера?
6. Почему нельзя молиться эгоистично: «Дай мне сегодня мой насущный хлеб»?
7. Как принято поступать с остатками пищи в вашей семье?
8. Почему Господь не повелевает молиться о том, чтобы за один раз запастись продуктами на неделю или на месяц? Прочитайте Второзаконие 8:1-5.
9. Как Господь повелевает поступать с излишками продуктов или товаров, которые вам не нужны или которыми вы не можете пользоваться? Прочитайте Левит 19:9-10; Ефесянам 4:28.
ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ
Матфея 6:25
Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?
Гейдельбергский Катехизис, День Господень 50
В. 125 В чем наше четвертое прошение?
О. Хлеб наш насущный дай нам на сей день
Это значит: дай нам все необходимое для нашей телесной жизни,[161]
чтобы мы тем самым осознали,
что Ты единственный источник всякого блага[162]
и без Твоего благословения
нам не пойдут на пользу ни наши заботы и труды,
ни Твои дары;[163]
и научи нас не уповать более на творение,
но возлагать все наши упования на Тебя одного.[164]
НАШЕ ЕЖЕДНЕВНОЕ УПОВАНИЕ
В данном ответе говорится: «дай нам все необходимое для нашей телесной жизни, чтобы мы тем самым осознали, что Ты единственный источник всякого блага». Когда мы принимаем во внимание контекст, в который помещена молитва Господня в Евангелиях от Луки 11:1-13 и Матфея 6:9-13, становится ясно, что попечение Небесного Отца является бесконечно лучшим, чем забота самых доброжелательных людей. В Евангелии от Луки данная молитва помещена непосредственно после проповеди Господа о людях, которые с готовностью заботятся о других.
То же самое в вопросе о любящем отношении нашего Небесного Отца утверждает и евангелист Матфей. В тексте 6:16-18 говорится о том, как мы с вами можем совершать формальный пост, если молитва становится намного важнее хлеба насущного. Стихи 19-24 предостерегают, чтобы мы не делали сокровищем земные блага, которые истлевают, разрушаются или же могут быть украдены. В стихах 25-34 с уверенностью говорится, что Отец заботится о птицах небесных, о полевых лилиях, и даже посылает нам одежду. Он не желает, чтобы Его дети беспокоились, потому что Он всегда печется о них.
В то же время, когда вы каждый день молитесь о пропитании, Он учит, что «без [Его] благословения нам не пойдут на пользу ни наши заботы и труды, ни [Его] дары». Можно работать девяносто часов в неделю, однако без Божьего благословения это ни к чему не приведет. Вы можете беспокоиться день и ночь, однако без Божьего благословения вы ничего не приобретете, кроме тревоги и язвенной болезни.
Данная молитва подразумевает детское доверие Небесному Отцу. В нашем Дне Господнем сказано: «и научи нас не уповать более на творение, но возлагать все наши упования на Тебя одного». Для христиан жизненно важным является доверие и ожидание Господнего благословения. Господь печется обо всем Своем творении: о птицах, рыбах и зверях – как диких, так и домашних. Он заботится о полевых лилиях, о зерновых культурах и сорных растениях, деревьях и травах. Вы можете застраховать свой урожай, жизнь, здоровье и автомобиль. Он может восполнить ваши финансовые нужды через простую работу, через компанию-работодателя, или в транснациональной корпорации. Однако наше упование всегда должно быть возложено только на Господа. Нам необходимо оставить наше упование на любое из творений и возложить его единственно на Бога! Наш Отец никогда нас не разочарует.
Снова и снова Он призывает нас к большей вере. Вдова, собиравшая хворост, в день, когда встретилась с Илией, призвана была проявить подлинную веру. Бог ожидал, чтобы она вполне доверилась Ему и пожертвовала пророку последнюю муку и масло, вместо того, чтобы испечь хлеб для себя и своего сына. Когда она испекла опреснок для пророка Божия, это продемонстрировало ее веру в то, что Бог воздаст. Она сдала экзамен, и Бог воздал! На протяжении трех голодных лет кувшин с маслом и кадка с мукой не оставались пустыми. Наш Отец хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову (Псалом 145:9).
Господь ожидает и от нас веры в то, что Он пошлет все необходимое нам на нынешний день. Вы будете каждый день вкушать пищу из Божьей руки, не возлагая надежду на земное и тленное, но всегда уповая на Него – единственный Источник всякого блага. Ему можно доверять в том, что Он пошлет пропитание и всё необходимое на каждый день.
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
10. Приведите примеры из Писания или из вашей личной жизни того, как Бог позаботился о вашей потребности в пище.
11. Почему собственные «заботы и труды» без Божьего благословения ни к чему не приводят?
12. Объясните, почему мы так часто сосредоточены на «заботах и трудах» и «уповании на творение».
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ
«Хлеб наш насущный дай нам на сей день» – в этом прошении Иисус учит молиться о ежедневном хлебе, чтобы мы уповали на то, что Он восполнит все наши ежедневные нужды.
Ежедневное упование – когда Христос учит молиться этой молитвой, Он повелевает также быть уверенными в том, что Отец каждый день будет обеспечивать вас тем, что Он приготовил для вашей жизни.
Этот вопрос учит нас, что нам следует во всякое время позволять Богу «заботиться о наших телесных нуждах», чтобы мы доверяли Ему как «единственному источнику всякого блага».
Труды и заботы – кроме того, Он повелевает нам не полагаться на собственные «труды и заботы», «не уповать на творение», а возлагать все наши упования на Него Одного.
[159] Речь идет об английском переводе текста Евангелия от Луки 11:3 – «Give us day by day our daily bread»
[160] Англ. «day by day» – «день за днем».
[161] Псалом 103:27-30; 145:15, 16; Матфея 6:25-34.
[162] Деяния 14:17; 17:25; Иакова 1:17.
[163] Второзаконие 8:3; Псалом 36:16; 126:1, 2; 1 Коринфянам 15:58.
[164] Псалом 54:23; 61; 145; Иеремии 17:5-8; Евреям 13:5-6.
Этот материал еще не обсуждался.