05.12.2014
Скачать в других форматах:

Уоррен Ламмерс

Цена обладания. Часть 2.

УРОК 12. Употребление Имени Божия

БИБЛЕЙСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ: Левит 24:10-16

Имя Божье и Его слава – драгоценны для Него. В приведенном отрывке Писания и в Днях Господних 33 и 34 мы должны увидеть святость Его Имени, и то, насколько важным для нас является упоминание Его имени с особым почтением и благоговением.

НИКОГДА – КАК ОПРАВДАНИЕ ГНЕВА

История сына Силумифи[85] вызывает у нас мелкую дрожь, потому что в некоторой степени мы испытываем к нему жалость. Его грех в нашем мире очень распространен. В приступе гнева из уст этого молодого человека слетело проклятие. Он мало чем отличается от нас с вами. Он мог бы быть вашим или моим братом. В 24-й главе книги Левит описана странная история!

Рассуждая над этой ситуацией, мы испытываем естественное чувство жалости к этому человеку и можем понять его чувства. Согласно установлению Господа (Числа 2:1-31, Второзаконие 23:7, Иисуса Навина 6:23), этого юношу требовалось вывести за пределы стана Израильского, поскольку его отец был египтянином. Проходя станом, он поссорился с молодыми израильтянами. Возможно, они начали его дразнить. Возможно, его черты лица отличались. Будучи наполовину египтянином, он олицетворял собой ненавистного врага, который в течение многих лет порабощал Израиль. В пылу ссоры он разозлился и выругался. Стих 11 говорит, что «хулил сын Израильтянки имя [Господне] и злословил».

Что бы ни произошло, при каких бы то ни было обстоятельствах, хуление и злословие не позволительны: ни тогда, когда все идет плохо, ни тогда, когда у нас выскальзывает из рук гаечный ключ и нам больно от полученной травмы, ни тогда, когда мы ссоримся. Даже если кто-то «подрезает» нас, когда мы едем на автомобиле, или когда противники насмехаются над нами, оскорбляют и унижают нас, хотят нас убить или когда враги организовывают против нас заговор, – нам ни при каких условиях нет извинения за злословие.

Упоминание «имени Божьего всуе», злоупотребление этим именем, обесценивание его значения или же его недооценивание, является богохульством. Упоминание имени Божия всуе, по сути, означает: «Меня Бог не беспокоит. Господь очень мало для меня значит». Злословие означает бросить вызов Богу и требовать, чтобы Он осудил или произнес проклятие на кого-либо или на что-либо.

Когда сын Силумифи похулил имя Господа, он как бы сказал: «Ваш Бог меня не беспокоит, Он очень мало для меня значит». Злословя и гневаясь, он говорил остальным: «На самом деле, я никоим образом не принадлежу Богу Израиля». Возможно, божества египетские были для него куда более значимы. Возможно, он хотел унизить израильтян тем, что проявил свое неуважение к их Богу.

Вам понятно, почему был умерщвлен этот юноша? По сути, он был лицемером. Он исполнял волю сатаны, даже находясь внутри стана народа Божия. Он открыто провозгласил: «Мне не нужен Господь, заветный Бог». Он отверг Бога, и в его злословии обнаружилась его вера!

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

1. Почему гнев во время ссоры или боль неудачи побуждают людей к злословию?

2. Было ли, по вашему мнению, наказание Божье для сына Силумифи слишком суровым? Поясните.

 

НИКОГДА – НАПРАСНО И СО ЗЛЫМ УМЫСЛОМ

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

Исход 20:7, Третья Заповедь

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

В Третьей Заповеди мы видим, как Святой Бог завета выступает в защиту Своего имени. Он желает, чтобы Его имя соблюдалось и почиталось как святыня. Он также заповедует, чтобы и мы были защитниками Его имени. «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно». Почему? Потому что имя Господне есть Его слава. Его имя представляет Его Личность. Он не желает, чтобы Его представляли в оскверненном или в искаженном свете.

Интересно, что выражение «богохульствовать» происходит от еврейского слова, обозначающего «просверлить или проколоть отверстие в чем-либо». Когда мужчина или женщина хулят Имя Божье, тем самым они «простреливают отверстие» в образе Божьем. Когда охотник в лесу целится в оленя из ружья и спускает курок, он наносит животному небольшой ущерб. Он просто простреливает тело оленя небольшим кусочком свинца; остальная же часть оленя остается неповрежденной! Когда человек хулит Имя Божье, он всего лишь «простреливает отверстие» в Его славе, Его Имени, пятнает Его репутацию в глазах других людей. Если человек ругается – дома, в школе, в спортивном зале, на скотном дворе, в магазине, на производстве, в офисе, разговаривая по телефону или находясь в церкви, он наносит ущерб Имени Божьему. Божья слава подвергается опасности. Поэтому Он не терпит и ненавидит людей, злоупотребляющих и сквернящих Его Имя. Вот почему Бог повелел наказать смертью за это преступление. В чем же состоит смысл утверждения, что если человек произносит напрасно Имя Божье, то «Господь не оставит того без наказания»? Это значит, что Господь дает такому человеку испытательный срок и налагает на него условное наказание. Когда время правления царя Давида подходило к концу, он дал повеление Соломону относительно негодного человека и бунтовщика Семея: «Не оставь его безнаказанным». Давид приказал своему сыну назначить этому лукавому человеку испытательный срок и смотреть за ним. И если он совершит хотя бы еще один проступок, то более уже ему не прощать, подвергнув его самому строгому наказанию. Именно так и произошло. Уже в следующей главе Семей нарушает свой обет не покидать пределы Иерусалима. И поскольку условия испытательного срока были нарушены, он был умерщвлен мечом палача (3 Царств 2:8-9, 36-46, особенно стих 43). То же самое случилось и с Иоавом, бывшим главнокомандующим армии Давида. После истории с неоправданным насилием он был наказан условно и ему был назначен испытательный срок, так как «он был не безвинен». Когда он совершил очередное преступление, то был предан смертной казни (3 Царств 2:5, 28-33).

Когда Господь произносит слова: «ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно», Он тем самым говорит: «Я услышал то, что сейчас слетает с ваших уст. Поэтому вы наказаны условно и находитесь на испытательном сроке. И когда вы станете сквернословить или злословить, Я не стану считать вас невиновными». Так же, как офицер полиции наблюдает за преступником, освобожденным под честное слово, так и вы, когда будете сквернословить или злословить, употребляя Его Имя, вы будете под наблюдением Самого Господа. Будьте осторожны!

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

3. Почему для Бога настолько важно, каким образом упоминается Его Имя?

4. Что означает «Бог не оставит его без наказания»?

5. Если вы виновны в сквернословии, каким единственным способом ваша вина может быть устранена (1 Иоанна 1:7-10)?

 

ДАВАТЬ ОБЕТ ТОЛЬКО С БЛАГОГОВЕНИЕМ

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

Гейдельбергский катехизис, День Господень 36

 

В.99 Что требует Господь

в третьей заповеди?

О. Чтобы мы не оскверняли Божьего имени и не злоупотребляли Им

 ни злословием,[86] ни лжесвидетельством,[87] ни ненужной клятвой.[88]

Чтобы не стали соучастниками этих ужасных грехов

молчанием или попустительством.[89]

И, говоря кратко,

чтобы мы поминали Святое Имя Божье

лишь с уважением и почтением,[90]

чтобы мы истинно

исповедовали Его,[91]

поклонялись Ему[92]

и славили Его всеми нашими словами и делами.[93]

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

6. Что является богохульством?

7. Что такое лжесвидетельство?

8. Объясните, что представляет собой ложная клятва.

9. Выражение «О, мой Бог» постоянно, с почтением и благоговением, встречается в книге Псалмов. Под влиянием телевидения, индустрии развлечений и окружающей нас культуры данное выражение, а также всевозможные формы сквернословия, стали настолько широко распространенными, что их почти совсем перестают слышать. Сколько раз в среднем вам приходится слышать или читать разные формы сквернословия или злоупотребления Именем Божьим в обычной жизни на протяжении недели?

        Никогда                       1-20                                  20-50                         50-100                         100+

10. Что говорится в книге Левит 5:1 о молчащем свидетеле, слышащем сквернословие или проклятие?

 

Гейдельбергский катехизис, День Господень 36

 

В.100 Верно ли, что осквернение Божьего Имени клятвами и злословие

столь ужасный грех,

что разжигает гнев Его даже против тех,

кто – насколько это было в их силах –

не помог предотвратить или запретить такие клятвы и злословия?

О. Несомненно,[94]

ибо нет греха страшнее

и вызывающего больший гнев Божий,

чем осквернение Имени Его.

И поэтому этот грех, по заповеди Его, должен быть наказан смертью.[95]

Не стоит скрывать того, что мы, христиане, позволяем ругательствам и проклятиям слетать с наших уст. Это для нас большая проблема! Гнев может вспыхнуть подобно канистре бензина в огне. Кто-то нас раздражает. Что-то идет не так. У нас выходит из строя автомобиль. Нас постигает горе. В доли секунды из наших уст вылетают слова, способные заставить краснеть ангелов. Как такое может происходить?

По правде говоря, злоупотреблять Именем Господним легко даже во время бездумной молитвы. Мы склоняем головы, складываем руки, в то время как уста трещат без умолку, либо бормочут заплетающимся языком. Или же мы можем сидеть в церкви и петь прекрасные христианские гимны, произнося Имя Божье десятки раз подряд, не размышляя о них. Что можно ответить на это? Единственным ответом будет Христос и Его крест!

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

11. Кто-то поносит женщину ужасными грязными словами, когда она стоит рядом со своим мужем. Он никак не реагирует. Какой вывод ей следует сделать об отношении к ней ее мужа?

12. Какой вывод делает Господь, когда другие люди злоупотребляют Его Именем, а вы никак не реагируете?

13. Почему просьба к Богу отправить кого-либо в ад вызывает у Него гнев?

 

ТОЛЬКО ДАВАЯ ЗАКОННЫЙ ОБЕТ

Гейдельбергский Катехизис, День Господень 37

 

В.101 Можно ли клясться Именем Божьим,

если это делать богобоязненно?

О. Да, когда власти требуют этого [от своих подданных]

или иная необходимость заставляет нас

подтвердить верность и истину,

ко славе Господа и благополучию наших ближних.

Ибо такая клятва основана на Слове Божьем[96]

и поэтому по праву ею пользовались святые в Ветхом и Новом Завете.[97]

Есть время и место для законной клятвы. Этот торжественный обычай использовался верующими как Ветхого, так и Нового Завета. Илия, стоя перед Ахавом, провозгласил: «Жив Господь Бог твой!» Павел прибегнул к использованию выражения «Свидетель мне Бог!» Есть случаи, когда власти требуют принесения клятвы, чтобы удостовериться в вашей преданности, например, при вступлении на государственную должность, на воинской службе или в судебном органе. В церкви также имеются случаи, когда появляется необходимость произнести клятву: во время брачных обетов, обетов при крещении, рукоположении служителей или при исповедании веры.

Обратите внимание на различие в сроках действия данных обетов. Если вы присягаете в суде «говорить правду, всю правду, и ничего, кроме правды, да поможет мне Бог», то такая клятва действительна только на время судебного заседания. Военная присяга действует только на время военной службы, а клятва государственного служащего – только на срок его полномочий. В церкви же брачные обеты даются на срок «доколе смерть не разлучит вас». Крещальные обеты действенны лишь в качестве духовного попечительства над ребенком, или же до тех пор, пока ребенок не умирает. Однако обеты исповедания веры по своему характеру являются вечными. Даже когда вы будете посажены за стол на праздничном пире на небесах, вы и тогда будете исполнять данный вами обет вечно любить Господа.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

14. Какой наиболее важный обет в жизни вы даете?

15. Согласно В/О 101, в каких случаях могут даваться законные клятвы?

 

Гейдельбергский Катехизис, День Господень 37

 

В.102 Можем ли мы также клясться святыми или еще чем-либо из творений Божьих?

О. Нет, законная клятва – это призвание Бога

как единственного, знающего сердца наши,

чтобы Он свидетельствовал истину

и покарал меня, если я клянусь лживо.[98]

И честь эта не принадлежит никому из Его созданий.[99]

Нам часто приходится слышать так называемые слова-эвфемизмы, которые звучат несколько более мягко, чем откровенно грубая форма. Однако почти каждый знает «реальное» слово, стоящее за таким эвфемизмом. Библия заявляет совершенно обратное: «Слово ваше [да будет] всегда с благодатью, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому» (Колоссянам 4:6), и не будет приправлено ядом или уксусом. Вам это не нужно, не используйте этого. Да будет ваше слово по-настоящему словом христианским.

Существуют также выражения, которые маскируют открытую клятву, например: «о, ангелы небесные», «ради всего святого», «о, небеса». Это то, как Иисус говорил о фарисеях, которые клялись не храмом, а золотом храма: «клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем» (Матфея 23:16-22). Не поступайте так. Иисус говорил: «Не клянись вовсе… Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Матфея 5:34, 37).

Не забывайте и о том, что клятва способна причинить тяжкие страдания нашему Господу и Спасителю Когда Он стоял на судилище Каиафы, Первосвященник говорил Иисусу: «заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» (Матфея 26:63). Находясь на официальном суде и под присягой, Он отвечал «Я». Он сказал правду, и Он был осужден на смерть за свои слова. Как такое могло произойти? Он был невиновен, но был осужден на смерть! Почему? Вам, конечно же, ответ известен. Мы с вами слишком часто произносим Имя Господне напрасно. Мы злоупотребляем Его святым Именем. И Бог «не оставляет нас безнаказанными». Вместо этого Он назначает нам испытательный срок и налагает условное наказание. В то время как мы заслуживаем смерти, подобно сыну Силумифи, Сын Божий занял наше с вами место, чтобы понести наше наказание и принести освобождение посредством Своей смерти.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

16. О чем я прошу Бога, когда произношу клятву? Сверьтесь с Ответом 102.

17. Как вы, будучи христианином, избегаете наказания за нарушение Третьей Заповеди?

18. Какой самый лучший подход к данной проблеме? Прочитайте Матфея 5:34-37.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ

Третья Заповедь – «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно».

Воля Божья в Третьей Заповеди – чтобы мы не оскверняли Божьего имени и не злоупотребляли Им ни через злословие, ни через лжесвидетельство, ни через ненужную клятву. Чтобы не стали соучастниками этих ужасных грехов через молчание или попустительство. Чтобы вместо этого мы упоминали Святое Имя Божье лишь с уважением и почтением.

Принесение клятв – нам разрешается приносить клятвы именем Божьим, если мы делаем это почтительно, когда власти или необходимость того требует. Законные клятвы никогда не приносятся во имя святых, либо живых творений, но только во Имя Бога, Который всегда неусыпно печется о нас.

 

 


 

[85] Левит 24:11, в Русском Синодальном переводе отсутствует текст: «А имя матери его Силумифь, дочь Дивры, из племени Данового».

[86] Левит 24:10-17.

[87] Левит 19:12.

[88] Матфея 5:37; Иакова 5:12.

[89] Левит 5:1; Притчи 29:24.

[90] Псалом 98:1-5; Иеремии 4:2.

[91] Матфея 10: 32, 33; Римлянам 10:9,10.

[92] Псалом 50:14, 15; 1 Тимофею 2:8.

[93] Колоссянам 3:17.

[94] Левит 5:1.

[95] Левит 24:10–17.

[96] Второзаконие 6:13, 10:20; Иеремии 4:1, 2; Евреям 6:16.

[97] Бытие 21:24; Иисуса Навина 9:15; 1 Царств 1:29-30; Римлянам 1:9; 2 Коринфянам 1:23.

[98] Римлянам 9:1; 2 Коринфянам 1:23.

[99] Матфея 5:34-37; 23:16-22; Иакова 5:12.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.