05.12.2014
Скачать в других форматах:

Уоррен Ламмерс

Цена обладания. Часть 2.

УРОК 17. Воровать или доверять!

БИБЛЕЙСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ: Луки 6:27-38; Исход 20:15; Второзаконие 5:19

Дополнительные тексты: Ефесянам 4:19; 1-е Тимофею 6:6-10

В Восьмой заповеди четко и ясно говорится: «Не кради». Эти слова Бог использовал для того, чтобы помочь вам проявлять веру в повседневной жизни, где вы имеете дело с наличными и безналичными деньгами, чековыми книжками, кошельками, а также совершаете покупки и ведете финансовые дела. В понедельник утром вы возвращаетесь к своим повседневным обязанностям в школе и на работе. Вы сталкиваетесь с искушением воспользоваться пиратскими программами в интернете или купить ворованные товары. Это искушение подстерегает вас за рабочим столом, в аудитории, у прилавка магазина, в банке и у банкомата. Возможно, находясь на работе, вам постоянно приходится иметь дело с кассовыми аппаратами, с денежными средствами вашего руководителя, с деньгами покупателей, с номерами кредитных карточек и с финансовыми перечислениями. Находясь на работе, вы ведете табель учета рабочего времени, сверхурочных часов, подоходного налога, имеете дело с различными сторонами в области экономики.

Для христианина Восьмая заповедь связана с воскресным поклонением и с поведением на протяжении всей остальной недели. Во время богослужения вы приносите все ваши дела и проблемы к ногам своего небесного Отца, Который обещал восполнять все нужды. Здесь необходимо иметь полное доверие. Господь, искупивший вас, искупил вас полностью. Результатом вашей веры должна быть жизнь, исполненная надеждой, выражающаяся в поведении, способе ведения дел, а также в глубокой убежденности в том, что Господь о вас заботится. Вы никогда не должны прибегать к воровству, чтобы обеспечить себя сверх того, что Он дает вам.

БЛАГОЧЕСТИВАЯ ЖИЗНЬ

В шестой главе Евангелия от Луки наш Господь говорит о благочестии и уповании так, как никто из людей никогда ранее не говорил. В этой главе Христос заповедует не красть и удаляться от этого греха, жить жизнью уподобления Ему. Христианин должен молиться о тех, кто его оскорбляет (ст. 28), подставить обидчику другую щеку (ст. 29), отдать просящему верхнюю одежду и быть готовым отдать также и рубашку (ст. 29), давать взаймы тому, кто просит (ст. 30), и даже любить своих врагов (ст. 35).

Ученикам не понаслышке было известно о врагах, когда Иисус произносил эти слова. Иудейский народ находился под властью римских завоевателей. Люди также знали, как можно вести дела и быстро сколотить состояние. Кроме того, иудеи времен Иисуса часто совершали свои сделки за пределами рынка, вне поля зрения сборщиков налогов. Они знали, как заниматься коммерцией в нерабочее время, и как сделать так, чтобы доход выглядел незначительным, увеличив свои расходные счета.

Однако наш Господь Иисус Христос отстаивает совершенно иные этические нормы, особенно когда речь заходит о денежном обороте. Он говорит: «Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд».

Стыдно говорить о том, как некоторые «христиане» могут быть настолько не по-христиански скупыми. Одна весьма состоятельная женщина, которой было около 95 лет, владела имуществом, счетами в банке и недвижимостью. Но приходящая к ней в гости невестка должна была приносить с собой собственный пакетик чая. Престарелая дама не желала нести расходы. Молодые люди, работающие в ресторанах, говорят, что они не любят, когда в ресторан приходят некоторые члены церкви, потому что те придираются к качеству еды и, как правило, скупы на чаевые. Встретить по-настоящему щедрого христианина – приятная неожиданность. Я вспоминаю одного достойного подражания христианина, эмигранта из Филиппин, который угощал всех приготовленными дома аппетитными пирожными. Окружающие были приятно удивлены его щедростью, но он лишь отвечал на это словами Иисуса: «Даром получили, даром давайте».

Да, христиане не должны быть жадными. Недопустимо, чтобы христианин был уличен в воровстве. Мы должны быть известны как самые щедрые люди. Как говорил апостол Павел: «Я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии, и в недостатке». Эти слова Павел писал, сидя в римской тюрьме, где охранники не обязаны были обеспечивать осужденных пищей. Еду должны были приносить члены семьи узника и его друзья.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

1. Как вы исполняете наставления Иисуса из Евангелия от Луки 6:29-30?

2. Что нужно для исполнения повеления, записанного в Евангелии от Луки 6:34-35?

3. Приведите пример, как можно исполнять то, о чем заповедано в стихе 38.

 

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

Ефесянам 4:28

Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся.

Гейдельбергский Катехизис, День Господень 42

 

В. 110 Что запрещает Господь

в восьмой заповеди?

О. Господь запрещает не только воровство и грабеж как таковые,

за которые наказывают и власти.[124]

Но Он также клеймит как воровство

все злоумышленные приемы и уловки по отношению к нашему ближнему,

имеющие вид законных деяний, и уготованные для присвоения его имущества.[125]

И чем бы это не достигалось:

неверными весами или мерами,

плохим товаром,

фальшивыми деньгами,

ростовщичеством

или любыми другими способами, запрещенными Богом.[126]

Кроме того, Он запрещает всякую алчность,[127]

злоупотребление и расточительство Его даров.[128]

 

ИСКУШЕНИЕ УКРАСТЬ

Искушение украсть приходит по-разному. Заповедь Господа проста: «Не кради». Нам не позволено присваивать принадлежащее другому. В Послании к Ефесянам 4:28 говорится: «Кто крал, вперед не кради». Христиане обязаны прекратить воровать, красть в магазинах, мошенничать – они должны жить по-иному. Христианам нет нужды воровать. Они знают, что небесный Отец о них позаботится.

Как у людей появляется искушение украсть? Что вынуждает человека опускаться до кражи, грабежа, хищения, мошенничества или воровства в магазинах? Грех воровства имеет место там, где люди не удовлетворены своим достатком, и они оправдываются тем, что восстанавливают справедливость. Грабитель считает, что он больше нуждается в деньгах, чем банк, который он ограбил. Тот, кто уклоняется от уплаты налогов, думает, что государственная казна бездонна. Такой человек может полагать, что Бог несправедлив, что кого-то другого Он благословил в большей мере, чем его. Бог всему виной! Возможно, кто-то получает высокую зарплату, а иной довольствуется минимальным доходом. Однако это обстоятельство не является поводом к совершению кражи. Скрытая причина греха воровства – это грех недовольства.

В Восьмой заповеди мы наталкиваемся на Божью защитную стену вокруг права собственности. Требуя почтения к имуществу ближнего, его обладанию материальными благами, его дому или земле, легковому автомобилю или грузовику, состоянию или даже к его велосипеду, данная заповедь повелевает: «Возлюби ближнего твоего как самого себя».

Восьмая заповедь побуждает вспомнить о мире финансов или бизнеса, о правильных весах, о рабочем времени, о перерывах на обед, о рабочих местах, где можно легко найти множество малозаметных скрытых способов обворовать работодателя. Слово Божье проливает свет на вопросы ценообразования и предполагаемых расходов, зарплат и трудозатрат. Данная заповедь обращает внимание на то, как вы обращаетесь с финансами. Господь повелевает, чтобы вы всегда относились к деньгам как Божье дитя. Все то, чем вы обладаете, даровано Богом, и Он желает, чтобы вы полностью доверялись Ему.

Поэтому христиане должны противостоять искушению воровать, отвращаясь от всяких краж и грабительства. Имея желание служить Господу, вы должны избегать всякого скрытого воровства и всякого явного грабежа. Если вы являетесь христианином и учитесь в школе, любое мошенничество при выполнении заданий или тестов просто исключено. Христианам также запрещено мошенничать при продаже товаров, подделывать чью-либо работу, обманывать при определении качества, веса, размера или объема товара. Дети Божьи не должны быть фальшивомонетчиками и им запрещено пользоваться фальшивыми деньгами. Бог ожидает от Своих детей, что никто из них не станет требовать завышенных процентных ставок.

В данной заповеди Бог запрещает также всякую алчность и бездумное расточительство Его даров. Приходится наблюдать, сколько доброкачественной еды выбрасывается на помойку из школьных столовых, а также из ресторанов быстрого питания. Каждый год большая часть из того, что Бог дает для пропитания людям, пропадает из-за бездумного расточительства. Кроме того, в данной заповеди Бог запрещает всякую алчность. Имеется в виду, что верующим непозволительно участвовать в азартных играх, даже если это кажется заманчивым. «Шанс» заполучить кучу денег, купив еще один лотерейный билет, еще раз посетив казино, еще раз разместив ставки – такие желания подогреваются алчностью.

Помните о том, что вы не просто работаете на фирму, на предприятие, на корпорацию или на земного начальника. Вы на службе у Господа. И Он обещает вам дать всё необходимое.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

4. Назовите три вида воровства, к которым у ваших сверстников появляется наибольшее искушение:

а.

б.

в.

5. В данном Ответе говорится, что Бог «запрещает всякую алчность, злоупотребление и расточительство» Его даров. Приведите три примера расточительства, известных вам в окружающем обществе:

а.

б.

в.

6. Является ли злом то, что оставшаяся еда выбрасывается:

а. согласно данному Ответу

б. согласно Евангелию от Марка 8:8, 19, 20

 

СРЕДСТВО ОТ ВОРОВСТВА

Гейдельбергский Катехизис, День Господень 42

 

В. 111 Но что же Господь требует от нас

в этой заповеди?

О. Чтобы я всякий раз, когда это для меня возможно,

способствовал благополучию ближнего

и поступал с ним так,

как хочу, чтобы другие поступали со мной.

И более всего Он требует от меня усердной работы,

чтобы я был в состоянии помогать нуждающимся.[129]

 

В/О 111 далее проливает свет на положительную сторону Восьмой заповеди. Господь ожидает от вас большего, нежели просто воздерживаться от обкрадывания ближнего. Он повелевает действовать и жить так, чтобы поступать с другими так же, как бы вы хотели, чтобы они поступали с вами.

В Послании к Ефесянам 4:28 говорится, что каждый христианин обязан трудиться, чтобы было из чего уделять нуждающемуся. Для чего вы трудитесь? Побуждающий мотив, указанный в Библии, состоит не в том, чтобы вы смогли разбогатеть. Может произойти так, что после прилежного и упорного труда вы увидите, что Бог благословил ваши усилия и ваше благосостояние улучшилось. Библия говорит о правильных мотивах для усердного труда и для усилий в жизни. Бог повелевает, чтобы мы не просто обеспечивали потребности наших семей, но чтобы мы также участвовали в восполнении нужд менее удачливых.

Иисус Христос даровал прощение всех ваших грехов, поэтому вы по-настоящему богаты. Кроме того, Он дает все необходимое для заботы о теле. Осознавая Его удивительную щедрость, вы обладаете иммунитетом от совершения воровства и краж, называемым довольством в Господе.

Когда появляется искушение украсть, полезно вспомнить, что Господь Иисус не обладал значительными земными благами. Тем не менее, Он никогда не проявлял недовольство или жадность. Он – обладатель Вселенной и наследник Небесного Престола. Однако здесь, на земле, у Него никогда не было Своего дома. Птицы имеют собственные гнезда, в которых растят своих птенцов, а наш Господь не имел где приклонить голову. Когда Он странствовал по пыльным земным дорогам, у Него не было Своего участка земли, но вам Он предлагает рай. Хотя Сын Божий сотворил всех зверей, Он не владел стадами домашнего скота. Он не имел гардероба, полного одежды. Когда Иисус взошел на крест, всё, что было на Нем, – это пара сандалий, рубашка, пояс и подаренный Ему терновый венец. Он питался пищей, которую Ему приносили другие, но Он ежедневно посылает нам пищу. Он обнищал ради нас, чтобы мы обогатились по-настоящему (2-е Коринфянам 8:9).

Средство, предохраняющее от греха воровства, состоит в глубокой вере в то, что Господь пошлет всё необходимое. В Первом послании к Тимофею 6:6-8 апостол Павел писал: «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести [из него]. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем».  Обязанность христианина – не только не красть, но также быть честным и справедливым в финансовых делах. В Ответе нашего Дня Господня говорится, что необходимо делать все возможное для блага ближнего, и поступать с ним так, как бы вам хотелось, чтобы поступали с вами; усердно трудиться, чтобы можно было поделиться с теми, кто находится в нужде.

Господь ожидает, чтобы вы будете полагаться на то, что дано вам небесным Отцом, так чтобы избавиться от всякого искушения украсть, и чтобы иметь великую радость от возможности поделиться с другими. В этом отношении Восьмая заповедь – испытание того, насколько вы довольны.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

7. Если человек задержан и арестован за кражу, он, скорее всего, должен будет уплатить штраф и отправиться в тюрьму. Какая мера ответственности за совершение кражи содержалась в Ветхом Завете? Обсудите Исход 22:1, 4.

8. Согласно Ответу 111, какие мотивы должны руководить действиями христианина по отношению к греху воровства? См. Луки 6:30 и далее.

9. Что вы сделаете, если найдете пачку денег? См. Исход 23:4, 5; Второзаконие 22:1-4.

10. Что является единственным исключением из этого правила? См. Второзаконие 23:15-16.

11. Высказывается ли Иисус в пользу политики финансирования бедных в Луки 6:34-36 и в Матфея 6:19-34? Поясните.

12. Если Бог позволяет вам зарабатывать больше денег, чем вам необходимо, как Он повелевает поступать с излишком? См. Ефесянам 4:28.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ

«Не кради» – в Восьмой заповеди Господь заповедует полагаться на Него в такой мере, чтобы никогда не красть, зная о том, что Он всегда даст то, в чем вы имеете нужду.

Избегать всякого воровства – Господь повелевает, чтобы вы, вплоть до мельчайших деталей в финансовых делах, избегали всякого воровства. Если же кто раньше крал, тот обязан полностью оставить свой прежний образ жизни.

Греховное поведение – Господь повелевает Своим детям избегать всякого грабежа, обмана, мошенничества, а также воздерживаться от всякой алчности и расточительства Его даров.

Наш ближний – Господь повелевает, чтобы каждый из нас трудился, дабы мог поделиться с другими, и делать всё возможное для блага ближнего.

 

 

 


 

[124] Исход 22:1; 1 Коринфянам 5:9, 10; 6:9, 10.

[125] Михея 6:9-11; Луки 3:14; Иакова 5:1-6.

[126] Второзаконие 25:13-16, Псалом 14:5; Притчи 11:1, 12:22; Иезекииля 45:9-12; Луки 6:35.

[127] Луки 12:15; Ефесянам 5:5.

[128] Притчи 21:20; 23:20, 21; Луки 16:10-13.

[129] Иоанна 19:30; Евреям 7:27; 9:12, 25, 26; 10:10-18.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.