Уоррен Ламмерс
Цена обладания. Часть 2.
УРОК 24. Страдания и прощение грехов
БИБЛЕЙСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ: Матфея 6:9-15 и Матфея 18:21-35
Пятое прошение молитвы Господней может стать для нас одновременно горьким и сладким. Его первая часть – «и прости нам долги наши» прекрасная и сладостная для нас часть прошения, с которым, как знает каждый христианин, нам нужно ежедневно обращаться к Богу. Осознание Божьего прощения посредством Крови Христовой является несказанно ценным. Однако вторая часть «как и мы прощаем должникам нашим» – может оставить горечь на устах, потому что некоторые из должников, которых мы должны прощать, могут оказаться подлыми, злонамеренными и жестокими.
ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ
Матфея 5:44-45а
А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного.
МОЛИТВА О ЕГО ПРОЩЕНИИ
Прошением «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» нельзя молиться беспечно. Господь Иисус особым образом и намеренно дополнил его Своим предостережением в Евангелии от Матфея 6:14-15: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Это двойное «если» – условие, способное остановить вашу молитву на полуслове, если вам тяжело простить какого-либо грешного человека. Как бы это ни было трудно, наш Господь учит прощать тех, кто грешит против нас, иначе Небесный Отец не прощает нас!
В одной замечательной притче (Матфея 18:21-35) Господь говорит о двух людях, которые были слугами одного хозяина. Один из них задолжал своему господину 10000 талантов, что в пересчете на сегодняшние деньги составляют по своей покупательной способности около двадцати миллионов долларов – это невообразимо огромная сумма! Должник просил о милости для себя. И господин простил ему долг. Однако позже этот же должник стал требовать, чтобы его товарищ выплатил ему 100 динариев, что составляет приблизительно жалование за три месяца. И когда товарищ его не смог выложить 10000 долларов, он бросил его в темницу.
Мы все являемся большими должниками у Бога, наш долг огромен, и мы не в состоянии его выплатить. Благодаря Крови Иисуса, эта астрономическая невообразимая сумма может быть погашена. Поэтому мы должны прощать ближних – наших должников за их довольно незначительные грехи.
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
1. Чему Господь желает научить нас из притчей о двух слугах? Прочитайте Матфея 18:32-35.
2. В Господних очах, прощение – это выбор или необходимость?
3. Когда Иисус учит нас молиться «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим», почему, по вашему мнению, Он ставит глагол в прошедшем[165] времени?
СИЛА ЕГО КРОВИ
«Прости нам долги наши» – это весьма утешает. Нам всем нравится слышать о том, что Бог прощает наши грехи. Однако со второй частью этой молитвы «как и мы прощаем должникам нашим» справиться намного труднее. Слово «прощать» имеет значение «отпускать», «отменять», «извинять», «вытирать из памяти».
Из личного опыта нам всем знакомо, что значит прощать и быть прощенным. Когда кто-либо причиняет нам зло, мы прекрасно это замечаем. Как ни посмотреть, для вас проступок совершенно очевиден. Когда же обижаем мы, – проявляем непочтение, причиняем вред, или поступаем с жестокостью, то этот грех нам увидеть трудно. Наше зрение вдруг становится тусклым, словно его омрачает катаракта; как и у старого Илия, который был почти слеп к грехам своих сыновей. Мы становимся ужасно косоглазыми. Один наш глаз видит лучше орлиного, и мы с расстояния мили замечаем недостатки ближнего. А другой наш глаз становится бесполезным, подобно родимому пятну, когда нам нужно выявить собственный грех.
Обратите внимание: непозволительно замалчивать серьезность греха. Вы обязаны научиться оценивать их так, как оценивает Бог, как вопиющие нарушения. Если вы надеетесь получить прощение ваших грехов, вам не следует скрывать их под личиной невиновности. Для серьезного подхода к вашим грехам вам потребуется обнажить всякое притворство и утаивание. Грех должен быть открыт перед Богом на Его суд.
Когда вы молитесь «прости нам долги наши», вы умоляете Бога сделать то, что вы сами сделать не в состоянии: исправить неисправимое. Вы просите о том, чтобы Он простил ваши грехи, смирил вашу гордыню и аннулировал ваши долги. Один Бог может это сделать, поскольку невозможное для людей возможно Богу. Какой подарок преподнес нам Господь Иисус, научив нас этой молитве!
Гейдельбергский катехизис дополняет эту поразительную весть следующим объяснением:
ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ
Гейдельбергский Катехизис, День Господень 51
В. 126 В чем заключается наше пятое прошение?
О. И прости нам долги наши,
как и мы прощаем должникам нашим.
Это значит: ради Крови Христовой
не ставь нам, бедным грешникам, в вину
ни одного из наших прегрешений
и то зло, которое всегда прибывает в нас;[166]
ибо мы, как свидетельство Твоей милости,
находим в себе твердое намерение
сердечно прощать наших ближних.[167]
Дар прощения, исправление неисправимого, становится единственно возможным «ради Крови Христовой». Когда мы молимся «прости нам долги наши», мы просим Бога исполнить труд прощения, настолько же великий, как и Его труд при сотворении мира. Прощая, Он восстанавливает жизнь, так что в очах Божиих вы становитесь совершенным и святым, как свят Сам Христос. Бог дарует вам такое же совершенство, какое Он дал Адаму и Еве, когда они обитали в Эдемском саду. Прощая, Бог воссоздает ваши разрушенные надежды и мечты и творит из вас Свой шедевр. «Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Ефесянам 2:10). Когда вы просите о прощении, тем самым вы умоляете Бога сотворить вас совершенным, каким является Христос!
Почему Бог прощает? Существует только одна причина: «ради Крови Христовой!». Иногда дети жалуются и хнычут до тех пор, пока родители не уступят их мелким требованиям. Однако Бог не реагирует подобным образом на стоны и плач. Его не впечатляют наши пылкие, многословные и выглядящие искренними молитвы. Невозможно получить прощение на основании ценности собственной молитвы. Вы будете прощены только на основании Крови Христовой и ценности Его жертвы. Ваше полное прощение зависит от труда Христа, а не собственных усилий, от Его, а не вашего действия, на основании совершенного не вами, а Спасителем.
В молитве мы просим Бога «не ставить нам в вину ни одного из наших прегрешений, ни того зла, которое пребывает в нас», но полностью простить нас «ради Крови Христовой». Бог отвечает на эту молитву ради Христа, независимо от того, насколько упорно дьявол старается убедить вас, что ваша молитва не действенна.
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
4. Что на самом деле означает слово «прощать»?
5. Почему намного легче замечать, как кто-то грешит против нас, чем увидеть собственные грехи по отношению к другим?
6. Каким образом эта молитва «просит Бога исправить неисправимое»?
7. Согласно данному ответу, в чем заключается единственная причина того, что Бог дарует прощение?
8. Почему мы должны завершать наши молитвы словами «ради Иисуса», или «во имя Христово»?
СВИДЕТЕЛЬСТВО ЕГО МИЛОСТИ
Вспомним о том, что первая часть этой молитвы – легкая: «И прости нам долги наши». Но существует и вторая часть, словами которой мы обязаны молиться не менее искренно: «как и мы прощаем должникам нашим». Ответ 126 поясняет, что когда мы молимся этой молитвой, мы просим Бога «не ставить нам... в вину ни одного из наших прегрешений, и то зло, которое всегда прибывает в нас; ибо мы, как свидетельство Твоей милости, находим в себе твердое намерение сердечно прощать наших ближних».
Часто эта часть молитвы дается тяжело. Должны ли мы также прощать? Как христиане, прощаете ли вы каждого, кто перед вами в долгу? Если вы отказываетесь простить кого-либо за оскорбление или проступок, совершенный против вас, означает ли это, что вы лишаете себя Божьего прощения за собственные грехи? Притча Иисуса о двух слугах ясно и недвусмысленно говорит об этом! И кому же она не понятна?
Одни люди прощают легко, другим же это делать сложнее. Когда тот, кого вы сильно любите, причиняет вам боль по неведению, его вы прощаете легко. Если четырехлетний малыш случайно ударил маму в лицо, она тут же прощает его, даже если ребенок не говорит: «прости меня». Если кто-то наносит вам незначительную обиду, его простить легче, чем причиняющего жестокую боль. Одного человека многие годы содержали в тюрьме при коммунистическом режиме, его постоянно избивали и жестоко пытали. Однако он обнаружил, что своих истязателей ему простить легче, чем жену, которая подала на развод и вышла замуж за другого, пока он находился в заключении.
Иногда мы прощаем зло, причиненное нам, потому, что проходит время, и мы просто забываем о причиненном зле. Если кто-то оскорбляет вас словами, бывает очень тяжело простить это оскорбление. Но три месяца спустя, когда горечь обиды притупляется, простить становится легче. Однако такое прощение не соответствует тому, как Господь учит молиться. Он повелевает немедленно прощать всякого, кто виновен перед вами.
Если говорить откровенно, то здесь обнаруживается и другая трудность. В некоторых сообществах, даже в церквях, прощению часто препятствуют разделения. Когда два прихожанина имеют разногласия, спорят или же открыто противостоят друг другу, они иногда делают вид, что ничего страшного не происходит, но в то же время они просто избегают друг друга. Другие прихожане не могут не замечать проблемы, однако предпочитают оставаться в стороне, чтобы не вмешиваться в конфликт и никому не досаждать. Но это не является прощением.
Двое членов одной семьи могут затаить обиду из-за оскорблений, нанесенных друг другу. Если они просто прекращают разговаривать друг с другом (кроме общения на бытовом уровне), – это не прощение. Если два члена церкви разошлись во мнениях так, что противостояние длится годами, и теперь они избегают друг друга, занимая места в разных углах церкви, – это не прощение. Возможно, вы уязвлены грубыми и жестокими выходками бессердечных людей. Вы знаете о том, что следует их простить, однако вы наблюдаете за ними и стараетесь держаться от греха подальше. Они даже наверняка знают о том, что вы их недолюбливаете. И если вы честны перед Господом, вам следует признать, что вы еще не простили их, а также и то, что вы еще не говорили им, что простили их. Вы просто объявили перемирие во избежание возникновения проблем в будущем.
К сожалению, раздельное существование озлобленных друг на друга людей – это не то же самое, что прощение. Избегать решения проблемы – это не то же самое, что прощать проступки. Бог повелевает прощать, даже если это причиняет боль. Он повелевает вам прощать не откладывая, пока свежо еще ощущение боли. Вы не должны ждать две недели, три месяца, четыре года или пять десятилетий. Почему так? Потому что Христос хочет явить Себя и Свою святость в вас. Он желает, чтобы через вас было явлено Его руководство.
Кроме того, простить не означает просто забыть. Если вы просто забыли обиду, которую вам причинили 29 лет тому назад, это нельзя расценивать как прощение. Когда у дуба отпиливают ветви, места повреждений на дереве не исчезают. По мере того, как дерево продолжает расти год за годом, прибавляя кольцо за кольцом, поврежденное место постепенно зарастает слоем коры. Место уродливого среза за десять или двадцать лет уменьшается, но оно все еще видно. За тридцать или сорок лет кора закроет его полностью. Через пятьдесят лет место среза вы больше не сможете увидеть. Однако и через восемьдесят лет, когда лесоруб свалит дерево, этот болезненный надрез будет все еще виден тому, кто захочет его увидеть.
Часто обиды, раны и причиненные боли, которые люди носят в своих сердцах и скрывают годами, все так же сохраняются глубоко внутри и нуждаются в благодати Христовой. Будучи пастором, я иногда встречаю людей с такими глубокими ранами, которые может исцелить один лишь Господь. Одна женщина, как казалось, имела все, о чем можно только мечтать. У нее был счастливый брак, замечательная семья и красивый дом. Как-то возле церкви, где стояли сотни прихожан, я ненароком спросил ее, живы ли еще ее родители. Внезапно она разрыдалась. Оказалось, что в четырехлетнем возрасте ее родители оставили ее, уехав в отпуск в Южную Америку, и не побеспокоились, чтобы за ней вернуться. Этой ране было уже сорок шесть лет, но глубоко внутри она причиняла ужасную боль.
Какой удивительной молитве учит здесь наш Господь. С первой половиной молитвенного прошения «прости нам» наши поврежденные отношения с Господом восстанавливаются и становятся правильными «через Кровь Христову», пролитую ради нас. Со второй частью: «мы также прощаем тех, кто в долгу перед нами», наши поврежденные, нарушенные отношения с ближними восстанавливаются и исцеляются.
Очень часто мы не можем простить по-настоящему. Однако, как объясняется в данном вопросе-ответе, мы просим Господа простить нас «как свидетельство Его милости в нас, находя в себе твердое намерение», чтобы следовать Его наставлениям в вопросе прощения. Это нелегко, но нам нужно всегда прилагать усилия к тому, чтобы поступать правильно.
У одной семейной пары из нашей церкви было трое прекрасных детей. Все восхищались их старшим четырнадцатилетним сыном – его возвышенной любовью к родителям и нежной заботой о младших сестрах. Однажды днем в прекрасную погоду, когда дети вместе шли из школы домой, пьяный водитель, выехав из-за холма, врезался в них, убив сына на месте. Уже на следующий день его отец прибыл в тюрьму и попросил полицию разрешить ему посетить водителя. Зайдя в камеру, отец сказал водителю-убийце, что простил его и молился вместе с ним, чтобы тот также мог обрести прощение у Господа. Будучи христианами, мы с вами учимся жить так, как жил Христос, и молиться так, как Он молился, даже тогда, когда боль – жгучая и невыносимая.
Какая невероятная молитва! Осмелитесь ли вы молиться так? «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим».
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
9. Если вам трудно прощать других, как это влияет на Божье прощение по отношению к вам?
10. Объясните различие между отстранением от обидчика и прощением проступка.
11. Как Бог исправляет неисправимое:
а. между вами и Собою?
б. между вами и тем, кто причиняет вам боль?
12. Объясните значение трех последних строк Ответа 126.
13. Сколько раз вы должны прощать другим? Прочитайте Матфея 18:21-22.
14. Почему Богу не угодно, когда вы выжидаете три месяца, четыре года или пять десятилетий, прежде чем простить тому, кто согрешил против вас?
15. Как ваше прощение других людей влияет на христианское свидетельство?
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ
«И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» – в этом прошении Господь учит нас прощать тех, кто перед нами в долгу, помня безмерность Его прощения во Христе по отношению к нам.
Исправление неисправимого – в этой молитве Господь также напоминает, что Он может исправить неисправимое только «через Кровь Христову». Он более не вменяет нам никакого греха, который мы совершили, и даже «то зло, которое всегда прибывает в нас».
Свидетельство прощения – Господь ожидает, что мы тотчас же явим миру, что являемся детьми Божьим, и «свидетельством Его милости в нас», чтобы прощать своих обидчиков.
[165] В англ. переводе – have forgiven, ср. греч. аорист – αφήκαμεν
[166] Псалом 50:1-9; 143:2; Римлянам 8:1; 1 Иоанна 2:1, 2.
[167] Матфея 6:14-15; 18:21-35.
Этот материал еще не обсуждался.