05.12.2014
Скачать в других форматах:

Уоррен Ламмерс

Цена обладания. Часть 2.

УРОК 13. Помнить День субботний

В данном уроке мы обратимся к четвертой Заповеди, которая затрагивает День субботний, подвергается нападкам и осквернению. В то же время он почитается в жизни тех сообществ, где большинство людей посещают церковь и воздерживаются от каждодневной работы. Но во многих местах едва ли можно сказать, что сегодня воскресенье, не говоря уже о том, чтобы сказать «сегодня День Господень». Менее чем в трех милях от нашего дома находится оживленный торговый центр, супермаркеты, огромное скопление ресторанов и кинотеатров под открытым небом. Когда в воскресенье я проезжаю на машине мимо подобных мест, мне кажется, что День Господень утратил значение. Паркинги при кинотеатрах заполнены настолько, что это уже препятствует посещаемости поместных церквей. Споры о том, как следует почитать День Господень, на протяжении многих лет обнаруживают множество мнений. Как же в современном контексте следует почитать День Господень наилучшим образом?

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

Второзаконие 5:12-15, четвертая Заповедь

Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой;

шесть дней работай и делай всякие дела твои,

а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты;

и помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний.

 

СОБЛЮДЕНИЕ ДНЯ ГОСПОДНЯ

Вам, пожалуй, известно о том, что ряд христиан и христианских церквей не очень хорошо знают, как следует относиться к четвертой Заповеди. В самом деле, некоторые думают, что верующие времени Нового Завета не обеспокоены соблюдением Дня субботнего или же почитанием Дня Господня. Если вы спросите их: «Следует ли нам соблюдать Первую Заповедь?», они ответят: «Конечно же!» Если вы спросите, следует ли христианам соблюдать Третью Заповедь путем воздержания от сквернословия и проклятий, они скажут: «Безусловно». Если вы спросите о Божьем запрете на убийство, прелюбодеяние, воровство и ложь, они ответят: «Это не обсуждается!» Но по отношению к данной заповеди некоторые люди проявляют странное легкомыслие.

Не заблуждайтесь: Бог дал нам не девять Заповедей, а десять! Поэтому нам необходимо скорректировать собственное представление о Боге. Нужно понять, какие намерения Он имел о Своем искупленном народе, давая Четвертую Заповедь. Один день из семи мы должны отдыхать и «наблюдать день субботний, чтобы свято хранить его».

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

1. Обратите внимание, как Господь Сам учредил данную заповедь! Пересчитайте, сколько раз в этой заповеди используется местоимение «вы» или «ваш».

2. Сравните вариант четвертой Заповеди из книги Второзакония (см. выше) с вариантом из книги Исход 20:8-11. В чем обнаруживаются различия между ними? Какова причина, по вашему мнению, этих различий?

 

Нам заповедано «наблюдать день субботний, чтобы свято хранить его». Еврейское слово «наблюдать» или «хранить» имеет значение «стоять на страже». Держите оружие наготове, подобно полицейскому, охраняющему чемодан с деньгами, и подобно охраннику в банке. Проявляйте бдительность. Не смыкайте глаз. Стойте на страже Дня субботнего, потому что если вы не станете этого делать, мир полностью похитит у вас воскресный День, и вы лишитесь возможности наблюдать день покоя. Вам необходимо соблюдать его, хранить его свято, освящать его! Другими словами, соблюдайте его особенным образом, выделите его, посвятите его одному лишь Господу.

Если вы не станете соблюдать его надлежащим образом, то вскоре этот один день из семи перестанет быть святым, отделенным или особенным. Если вы допустите, что этот день будет посвящен удовольствиям, спорту, развлечениям, делам этого мира, если вы позволите этому особенному дню утратить свой особый статус, он вскоре станет обыденным и заурядным. Мир и житейские дела постепенно украдут его у вас.

После данной в начале заповеди отдыхать в День субботний, Бог дал вторую заповедь о том, чтобы человек трудился остальные шесть дней. Люди не обращают внимания, что одна и та же заповедь, которая повелевает нам отдыхать в один день из семи, также заповедует трудиться остальные шесть дней недели. Люди часто не принимают в расчет эту часть четвертой Заповеди. Однако в ней ясно говорится: «шесть дней работай». Здесь не сказано: «шесть дней ты можешь бездельничать, слоняться без дела, откладывать дела на потом или валяться на диване».

В повелении «шесть дней работай и делай всякие дела твои» Господь устанавливает прямую и точную заповедь как для тех, кто работает слишком много, так и для тех, кто работает совсем мало. Некоторые люди являются трудоголиками. Они полагают, что Господь не дал недостаточно времени для работы в течение недели. Если трудоголики сделали недостаточно за шесть дней, они думают, что обязаны взять некоторую часть работы на День Господень. Другие же люди ленивы и делают все медленно, они не работают так, как им следовало бы трудиться шесть дней в неделю. На протяжении всей недели они откладывают свои дела, уклоняются от работы или трудятся неохотно, и не удивительно, что у них остается много работы на воскресное утро. Данная заповедь исправляет мышление как трудоголиков, так и любителей откладывать дела на потом: «шесть дней работай и делай всякие дела твои!».

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

3. В чем смысл соблюдения этого особенного дня?

4. Данная заповедь повелевает нам работать шесть дней в неделю. Что она говорит о ленивых людях и любителях отложить дела «на потом»?

5. Что данная заповедь повелевает трудоголикам?

6. Что имеется в виду, когда говорится, что этот день есть суббота Господня?

Независимо от того, как поступает остальной мир, Бог желает, чтобы вы не уподоблялись миру. Ему известно, что нехристиане, неверующие, атеисты, агностики и многие другие, не любящие Бога, полностью игнорируют данную заповедь, точно так же, как они игнорируют и большинство других. Вы являетесь тем, кто обязан жить христианской жизнью. Поскольку вы являетесь Его дитем, Бог хочет, чтобы вы почитали Его, проводя свою жизнь и почитая День воскресный, чтобы ваш выбор поступать по-христиански был осознанным.

Далее в этой заповеди Господь указывает: «ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя». Иногда у родителей-христиан дети небрежно относятся к данной заповеди. В воскресный день, когда в автомобиле «необходимо» заменить масло, или обработать его поверхность воском (а мама с папой задремали, заняты чтением или просмотром телевизионных программ), сын проникает в гараж и занимается любимым автомобилем. Он не считает, что это является работой: «Я получаю от этого удовольствие». Однако сын проводит день Господень для самого себя, доставляя удовольствие самому себе, а не Господу. А что насчет дочери? Дочь легко идет на то, чтобы заняться домашней работой, стиркой, выпечкой или зубрежкой перед экзаменом. Однако можно сказать с уверенностью, что от сыновей и дочерей Господь также ожидает почитания данной заповеди. Господь желает, чтобы Его народ соблюдал Субботу, потому что Его воля заключается в том, чтобы и вы, и ваши дети, и ваши рабы, и даже ваш скот отдыхали в Его день, и посвящали этот день Ему.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

7. Как, с точки зрения книги пророка Исаии 58:13-14, относится Библия к молодому человеку, который хочет в воскресенье заняться полетом на дельтаплане или к молодой женщине, которая весь воскресный день посвящает прогулке по супермаркету?

8. Почему некоторые родители смотрят сквозь пальцы на то, что их дети заняты работой в воскресенье?

9. Почему, по вашему мнению, домашний скот не должен работать в день отдыха? Ведь животные не обладают религиозными чувствами.

В данной заповеди под еврейским словом «работа» очень ясно подразумевается «профессия» или «призвание». На протяжении шести дней необходимо работать согласно роду деятельности. Чем бы ни были заняты ваши руки и голова с понедельника по субботу – будь то бизнес, работа на производстве, ведение домашнего хозяйства, фермерство или занятия в школе, – все это является различного рода деятельностью в течение шести дней в неделю. Господь желает, чтобы именно такую деятельность отложили в сторону в один из семи дней. В отличие от них, воскресенье должно соблюдаться в святости, быть отделенным от будней, посвященным Господу.

Имейте в виду, что в Ветхом Завете день отдыха наступал в конце недели – в субботу. После того, как в Новом Завете в первый день недели наш Господь воскрес из мертвых, все изменилось. Как пример, Иисус постоянно навещал Своих учеников в первый день недели. И теперь, благодаря тому, что Христос совершил ради нас, мы начинаем неделю со святого дня, этого особенного праздничного дня. Ветхозаветный народ Божий все время находился в ожидании того Единственного, Кто принесет им искупление. Наш же взгляд обращен назад, потому что Христос уже однажды пришел. Поэтому мы чтим наше спасение в день воскресный, а все оставшиеся дни недели живем с осознанием того, что Христос искупил нас.

Обладая новозаветным пониманием, мы рассматриваем спасение Христово как символически показанное в следующих словах: «и помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний». Если вы – христианин, то вы были «рабом в царстве греха». Вы были в рабстве у сатаны, в оковах и цепях греховных, но Бог во Христе явил к вам милость. Он спас вас, Он освободил вас. И поэтому вам нужно почитать день субботний. «Потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний». И если Бог Сам прошел через все трудности, связанные с вашим спасением от власти греха, не возвращайтесь снова в рабство. Соблюдайте день субботний как прекрасный праздник вашей свободы во Христе.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

10. Почему во время Ветхого Завета день покоя был в конце недели, а теперь – в начале недели?

11. Каким образом игнорирование Дня Господня или работа в воскресенье вскоре приводит снова в землю рабства?

 

УПОТРЕБЛЕНИЕ ДНЯ ГОСПОДНЯ

Гейдельбергский Катехизис, День Господень 38

 

В.103 Что требует Господь

в четвертой заповеди?

О. Во-первых,

чтобы церковная служба велась по Евангелию, и чтобы содержались христианские школы;[100]

и я, особенно в воскресные дни, то есть в дни отдыха,

усердно посещал Церковь Божию,[101]

слушал Слово Божие,[102]

участвовал в таинствах,[103]

открыто молился Богуприсутствии других),[104]

делал христианские пожертвования в пользу бедных.[105]

Во-вторых,

чтобы навсегда

я оставил злые свои дела

и позволил Господу действовать во мне Своим Духом Святым,

и еще в этой жизни

начал вечное воскресенье.[106]

 

Жизненно важным для христиан является то, что соблюдение воскресного дня включает в себя также и искреннее поклонение, во время которого проповедуются Закон и Евангелие, совершаются таинства – и Бог использует это, чтобы привести нас к духовной зрелости. Это также означает, что для исполнения подобного служения требуется соответствующая подготовка. Служители обязаны иметь хорошее образование для ясного изложения Слова Божия с церковной кафедры, – чтобы верно разъяснять библейское учение и его силу, дающую жизнь и изменяющую душу. Если вы попали к плохо подготовленному врачу, стоматологу, юристу или автомеханику, у вас вскоре возникнут проблемы. Евангельское служение является важным для верного и разумного поклонения народа Божия каждое воскресенье.

Обратите внимание, что в ответе данного Дня Господня сказано: «усердно посещал Церковь Божию». Почему употреблено именно слово «усердно»? Почему, к примеру, не говорится: «раз в несколько недель»? Или «раз в месяц»? Разве этого будет недостаточно? Когда вы пропускаете регулярные собрания народа Божия, ваш дух охладевает. Одинокий прутик в костре никогда не сможет самостоятельно поддерживать свое горение. Чтобы не прекратилось горение, вам нужен жар других прутиков, находящихся рядом. Более того, Слово Божье говорит, что дитю Божию следует усердно посещать совместные собрания Его народа (Евреям 10:23-25, Псалом 41:2-3, 83:2-8, 115:3-10, 121:1, 7-9). Именно таким образом Иисус показывал пример еженедельного поклонения в местной синагоге.

Обратите внимание, что вы не просто «ходите в здание церкви», но «усердно посещаете собрания народа Божия»! Если вы только лишь посещаете церковное здание по воскресеньям, то его мертвые и холодные камни, дерево и стекло оставят ваше сердце холодным. Однако если вы приходите в собрание вместе с народом Божьим (храмом из живых камней), то находитесь среди живых людей. Поэтому, прежде всего, вы пребываете в общении святых с Богом, а уже затем – с братьями и сестрами, со всей семьей Божьей.

Вы посещаете собрания народа Божия по четырем определенным причинам:

1. Познавать, чему учит Слово Божье. Здесь имеется в виду верное и точное разъяснение Божьего Слова, которое исправляет, вдохновляет и наставляет верующих. Личное посвящение является важным, однако народ Божий должен быть испытан и научен с помощью ясной проповеди Его Слова, с соответствующим применением, для созидания Тела Христова.

2. Участвовать в таинствах. Когда дитя завета принимает крещение, или когда человек совершает исповедание веры и крестится, народ Божий обязан поддержать тех, кто входит в его семью. Участие в таинстве святого Причастия является как волей нашего Господа, так и личным желанием, и потребностью веры каждого (Иоанна 6:48-59, Матфея 26:26-29, 1-е Коринфянам 11:17-26).

3. Совместно молиться Богу. Господь обещает, что там, где двое или трое собраны вместе, там и Он посреди них. Он повелевает, чтобы Его народ собирался вместе для частых и горячих молитв, в которых бы христиане просили Его о своих духовных и физических нуждах.

4. Жертвовать в пользу бедных. Господь учит нас приносить десятины и приношения во время поклонения. В Библии даже содержится учение о том, что ни один поклоняющийся не должен появляться перед Господом с пустыми руками (Исход 23:15, Исход 34:20, Второзаконие 16:16). Вот почему даже бедные родители часто практикуют обычай – каждому ребенку дают монетку, чтобы тот положил ее в тарелку для пожертвований. И это есть выражение признательности. Такой обычай является частью новозаветного поклонения: «В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние» (1-е Коринфянам 16:2).

Обратите внимание, как в Ответе 103 говорится о том, «чтобы навсегда я оставил злые свои дела... и еще в этой жизни начал вечное воскресенье». Господь не желает, чтобы его народ оставался в этом мире в жестоком рабстве бесконечного изнурительного труда. Он хочет, чтобы мы с вами не принимали участия в злых делах. Грех в самом себе содержит крайний беспорядок. Библия говорит, что «для неправедного нет отдыха», что «путь грешника тяжел», что греховный труд подобен рабству сатаны. Однако Иисус приглашает нас: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Матфея 11:28-30). И хотя мы уже здесь можем пребывать в покое от зла, до тех пор, пока мы не войдем в небеса, наш покой не будет совершенным.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

12. Что бы произошло с нами, если бы церковь не совершала евангельское служение и не обучала тому, как его совершать?

13. Назовите четыре причины, почему «я регулярно посещаю собрания народа Божия»?

а.

б.

в.

г.

14. Объясните, для чего необходимо регулярное поклонение. Проведите сравнение согласно Евреям 10:23-25, Луки 4:16, Псалом 115:9-10, Псалом 99:2, Псалом 99:4.

15. С какой целью каждое богослужение включает в свой распорядок сбор пожертвований? Сравните Исход 23:15, 34:20; 1-е Коринфянам 16:2.

16. Как вы думаете, почему Бог акцентирует внимание на различных результатах в двух вариантах Четвертой Заповеди (Второзаконие 5:12-15, Исход 20:8-10).

17. Как вы думаете, почему Господь почил в седьмой день, потому что Он устал? Прочитайте Бытие 2:2, 3; Исход 20:11; Исход 31:17.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ

Наблюдение Дня субботнего – в Четвертой Заповеди Господь требует, чтобы Его народ хранил День Субботний в святости, и чтобы он был отделен для поклонения Ему.

Соблюдение Дня Господня – несмотря на то, что Бог дал нам шесть дней, чтобы трудиться на работе, к которой Он призвал нас, заповедь о Дне Господнем необходимо хранить от посягательств, чтобы мир постепенно не похитил ее у нас. Бог предназначил, чтобы он был для нас непрестанным источником отдыха.

Регулярные собрания народа Божия – воля Божья состоит в том, чтобы мы регулярно посещали собрания народа Божия, чтобы познавать, чему учит Слово Божье, чтобы участвовать в таинствах, чтобы молиться вместе со всеми, и чтобы приносить пожертвования для бедных.

Покой – во время соблюдения Дня Господня нам надлежит воздерживаться от всякого рода зла, позволять Господу действовать в нас Своим Духом и уже в этой жизни начать вечное Воскресенье.

 

КОНЦЕВЫЕ ССЫЛКИ

 

 

 


 

[100] Второзаконие 6:4-9, 20-25; 1 Коринфянам 9:13, 14; 2 Тимофею 2:2; 3:13-17; Титу 1:5.

[101] Второзаконие 12:5-12; Псалом 39:10-11; 67:27; Деяния 2:42-47; Евреям 10:23-25.

[102] Римлянам 10:14-17; 1 Коринфянам 14:31, 32; 1 Тимофею 4:13.

[103] 1Коринфянам 11:23-24.

[104] Колоссянам 3:16; 1 Тимофею 2:1.

[105] Псалом 49:14; 1 Коринфянам 16:2; 2 Коринфянам 8-9.

[106] Исаия 66:23; Евреям 4:9-11.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.