05.12.2014
Скачать в других форматах:

Уоррен Ламмерс

Цена обладания. Часть 2.

УРОК 15. Убийство и его причины

БИБЛЕЙСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ: Второзаконие 5:17; Исход 20:13; Матфея 5:21-26, 43-45

ЗАПОВЕДЬ, ЗАПРЕЩАЮЩАЯ УБИЙСТВО

Шестая Заповедь гласит: «Не убивай». Шестой Заповедью часто пренебрегают. Из всех заповедей ее значение приуменьшается простыми людьми чаще, чем всех остальных. Когда вы слушаете Десять Заповедей, то, возможно, не задумываетесь над этими двумя словами: «Не убивай». Такое ощущение, что данная заповедь на многих людей производит слабое впечатление или вообще не производит впечатления. Она практически игнорируется в свете невероятных разрушительных способностей ядерной войны или перспективы всеобщего уничтожения. На протяжении веков эта заповедь, как может показаться, почти уже отменена кровью гибнущих солдат. Она высмеивается сценами кровопролития, запекшейся крови и преднамеренных убийств, демонстрируемых с киноэкранов. Она сводится к забаве в детских, подростковых, а также и взрослых видеоиграх, где зарабатываются очки по количеству «попаданий» (уничтоженных или обезглавленных людей). Кажется, что шестая Заповедь имеет незначительное влияние на сознание современного общества.

Лично размышляя над этими словами, мы находим их отстраненными и излишними. «Не убивай» – для нас в этом не так много смысла, не правда ли? Вы же не убиваете, не так ли? Но не спешите с выводами: с Божьей точки зрения убийство включает в себя как внешний акт насилия, так и внутренние побуждения к нему. Вспомните слова Иисуса: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Матфея 5:21-22).

Что касается внешнего проявления убийства, то имеется три различных способа убить, все из которых Библией запрещаются: преднамеренное убийство, несчастный случай без намерения убивать, и незнание об ответственности за преступление. Не будем забывать, что все три являются злом.

Для человека злом является затаить ненависть в своем сердце и мысленно убивать, активно составлять заговор и плести интриги с целью навредить сопернику. Для всех очевидно: войти в чей-либо дом, затаиться в темноте, и как только хозяин войдет в дверь, выстрелить ему в грудь из огнестрельного оружия – является злом. В нашем обществе подобное называется преднамеренным убийством. Это – зло, и Библия также называет это убийством.

Кроме того, Библия считает убийством случай, когда кто-либо кого-либо лишает жизни, не имея намерения убить. Если я – неопытный водитель, нахожусь под сильным влиянием каких-либо факторов или веществ, и в час ночи несусь по автостраде, то я, будучи в помраченном состоянии, могу совершить убийство «по неосторожности». Я могу выехать на встречную полосу и врезаться в автомобиль, движущийся мне навстречу, причинив при этом смерть находившимся в нем пассажирам. Адвокаты могут добиться, чтобы мне вынесли как можно более мягкий приговор, так как я совершил это не преднамеренно, это всего лишь «непредумышленное убийство». Однако и это Библия называет убийством (Второзаконие 19:3-7).

Также Библия называет убийством деяние, когда какой-либо человек убивает другого, не имея понятия о том, что это убийство. Когда мать переступает порог абортария, и, не будучи осведомленной, считает, что она удаляет «кусок плоти» (хотя в глубине души она знает правду), это не означает, что ее деяние не является убийством. Библия по-прежнему называет это убийством, даже если оно совершается в неведении (Второзаконие 4:42).

Имейте в виду, что данная заповедь стоит на страже всякой человеческой жизни. Седьмая Заповедь «Не прелюбодействуй» является Божьим защитным экраном для брака. Восьмая заповедь «Не кради» есть божественный защитный экран для имущества. А девятая – «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» является Божьим защитным экраном для честного имени человека. Точно также и шестая Заповедь «Не убивай» – это Его защитный экран для самой жизни. Она оберегает неприкосновенность жизни.

В наше время некоторые люди с легкостью пренебрегают ценностью жизни как таковой. Кто-то полагает, что личная выгода или финансовая прибыль более важны, чем чья-либо жизнь. Некоторые матери и отцы рассматривают собственный комфорт и свободу куда более важными, нежели жизнь их не родившегося ребенка. Некоторые дети полагают, что личные удовольствия куда более важны, чем жизнь их родителей. С точки зрения закона Божия все выглядит наоборот: жизнь более важна, чем все земные блага.

В Ветхом Завете сказано, что когда люди стали проливать невинную кровь, что особенно проявлялось в жестоком убийстве младенцев и детей, такие преступления были настолько омерзительными в очах Господних, что в определенный момент Он посылал наказание на весь народ (Второзаконие 19:13; 2 Царств 21:16, 24:4; Иоиля 3:19). Кроме того, Библия свидетельствует, что когда люди приносили в жертву младенцев, Господь уничтожал таковых (4 Царств 16:1-4, 17:17-18; 2 Паралипоменон 28:1-6, 33:4-9; Иеремии 7:31; Иезекииля 20:31, 23:3-39).

Иисус сказал: «…все, взявшие меч, мечом погибнут» (Матфея 26:52). Создается впечатление, что в нынешнем веке эти слова могут оказаться справедливыми при совершении двойного преступления – абортов и эвтаназии. Во многих странах континентальной Европы аборты узаконены, а ныне распространяется практика применения эвтаназии, сокращающая продолжительное и дорогое пребывание немощных и престарелых людей в домах для престарелых. По иронии судьбы, когда посредством абортов уничтожаются миллионы невинных младенцев, следующее поколение часто оказывается неспособным платить налоги, необходимые для содержания стариков. Следствием этого является растущее применение эвтаназии. Иисус знал, о чем говорил, когда заявлял, что те, кто совершают убийство, сами будут убиваемы. Человеческая жизнь чрезвычайно ценна для Бога, даровавшего эту жизнь.

Какой же должна быть реакция на столь ужасное явление под названием «убийство»? Единственной нашей надеждой является Крест Голгофы. Именно на нем был предан смерти невинный и совершенный Сын Божий, чтобы мы с вами могли иметь жизнь. Будучи виновными перед Богом, мы не имеем даже права на жизнь. Но Христос отдал Себя на крест за наши грехи, чтобы в Нем мы могли обрести новую жизнь.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

1. Когда вы слышите слова шестой Заповеди, обличают ли они вас, или вы полагаете, что они к вам не относятся?

2. Назовите три различных вида убийства. Какой из них признается как убийство общественным мнением? Какие из них названы убийством в Писании? Обсудите Второзаконие 5:17, 9:3-6, 4:42.

  «Виды убийства»                          Общество утверждает:              Писание утверждает:                              

 

3. Что происходит с обществом, которое пренебрегает шестой Заповедью как Божьим защитным экраном для жизни как таковой?

4. Что говорится в Божьем Слове о тех, кто проливает невинную кровь, в том числе детей и младенцев? См. Второзаконие 19:13; 4 Царств 21:16, 24:16; Иоиля 3:19; 4 Царств 16:1-4, 17:17-18, 2 Паралипоменон 28:1-6, 33:4-9; Иеремии 7:31; Иезекииля 20:31; 23:37-39.

5. Некоторые люди предостерегают, что когда общество прибегает к абортам и умерщвляет других невинных людей, то Бог на совершающих подобное возлагает вину за убийство, и впоследствии они будут преданы смерти. Что говорится в следующих отрывках о последствиях греха?

а. Бытие 9:6

б. Матфея 26:52

в. Галатам 6:7-8

6. Какое слово ободрения вы, будучи христианином, оставили бы человеку, виновному в совершении убийства? Обсудите 1-е Иоанна 1:7-9.

 

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

Матфея 5:43-45

Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного.

 

 

ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ ДЛЯ УБИЙСТВА

Гейдельбергский Катехизис, День Господень 40

 

В.105 Что требует Бог в шестой заповеди?

О. Чтобы я не оскорблял, не ненавидел, не ранил, не убивал своего ближнего –

ни мыслью, ни словом, ни взглядом, ни жестом,

ни тем более делом,

ни сам, ни через другого.[110]

Но оставил всякую жажду мести.[111]

Чтобы и себе самому я не причинил вреда и по произволу не подвергал себя опасности.[112]

Для того чтобы предотвратить убийство,

власть и вооружена мечом.[113]

 

Ответ 105 содержит практическое разъяснение шестой Заповеди: «Чтобы я не оскорблял, не ненавидел, не ранил, не убивал своего ближнего – ни мыслью, ни словом, ни взглядом, ни жестом». То, что может начаться с невинной шутки в присутствии других, которая заставит окружающих посмеяться, или что начинается с незначительного искажения слов, способного унизить чье-либо достоинство, либо поставить человека в глупое положение, может перерасти в обиду. Обида переходит в ненависть. Ненависть же способна вырасти до причинения страдания или убийства.

Согласно словам Спасителя, унижение, оскорбление, высмеивание и ненависть в отношении кого-либо являются различными формами убийства (Матфея 5:21-22). Кажется, что некоторые люди обладают талантом в этой области, благодаря своей манере разговора, комментариям, едким замечаниям и остротам. В конечном итоге это приводит к тому, что другие выставляются невежественными, глупыми или ничтожными. Объект насмешек многократно испытывает глубокое унижение так, как если бы он получил удар ножом в спину. Часто человек, которого унизили, способен лишь еле заметно улыбнуться и смущенно промолчать, хотя слова презрения глубоко ранят.

Иногда мужья и жены обмениваются взаимными колкостями. Муж может в шутку сказать: «Моя жена умеет приготовить даже подгоревший кофе!» А она иронично заметить: «Мой муж в высшей степени интеллигентен!» Иногда это говорят сквозь зубы или угрожая кулаком. Но каждый раз, когда такое происходит, дом наполняется духом убийства, семья разрушается и приносит огорчение Господу.

Грустно признавать, но подобный вид убийства очень распространен среди подростков. Школьники могут быть невероятно жестокими. Иногда молодые люди, обладая прекрасными способностями, чувствуют, что к ним придираются, и они не в силах избежать таких придирок. Другие же, с острым умом и отточенным языком, могут одной короткой, но едкой фразой нанести обиду тем, кто обделен подобными качествами. Поводом для словесной атаки может послужить всё, что угодно: плохие оценки, старомодная одежда, физические особенности, черты лица или что-либо другое, пришедшее на ум. В некоторых школах считается, что чем больше оскорблений вы можете отпустить в адрес менее популярных учеников, тем более популярными становитесь вы сами. Но и это – убийство!

Мы используем разнообразные средства защиты. Убийство можно совершить или действием, или злым словом, с помощью яда или огнестрельного оружия, или же с помощью слов, причиняющих острую боль. Убийство может быть совершено «мыслью, словом, взглядом, жестом». Действительно, всё это способно убивать.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

7. Какое определение убийству дал Иисус? Проведите сравнение с Матфея 5:21-22.

8. Как унижение, оскорбление и ненависть могут убивать, если вы даже и не размахиваете ножом и не вытаскиваете пистолет?

9. Как вы можете совершить убийство:

а. мыслями?

б. словами?

в. жестами?

10. Как человек может стать участником или соучастником убийства вместе с другими?

11. Почему жажда мести или даже желание зла кому-нибудь является злом, даже если вы сами не прилагаете усилий к осуществлению желания?

12. Назовите три способа, которыми люди могут опрометчиво причинить вред самим себе.

а.

б.

в.

13. Объясните, почему самоубийство является злом, даже если человек, решившийся на суицид, одинок, подавлен или страдает.

14. Одобряет ли Библия смертную казнь по отношению к тем, кто виновен в жестоких убийствах? См. Бытие 9:6; Исход 21:14; Римлянам 13:4.

 

ПЕРВОПРИЧИНЫ УБИЙСТВА

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

Гейдельбергский Катехизис, День Господень 40

 

В.106 Но в этой заповеди, кажется, говорится только об убийстве?

О. Нет. Запрещая убийство, Господь учит нас,

что Он питает отвращение к первопричинам убийства:

зависти, ненависти, гневу и жажде мести.[114]

Все это в Его глазах – убийство.[115]

Ответ 106 призывает вас взглянуть на корень явления и проникает вглубь человеческого сердца, чтобы рассмотреть скрытые мотивы убийства. Если вашему саду год за годом досаждают сорняки, вы, вероятно, будете каждую неделю брать газонокосилку и насколько это возможно выкашивать эти вредоносные растения. Возможно, удастся выкосить 50% или 75% этих растений, прежде чем они успеют посеять свои семена. Однако если вы не боретесь с их корнями, вы никогда не избавитесь от данной проблемы. За грехом убийства кроется множество первопричин, спрятанных в глубине души – это различные мотивы, которые способны породить чудовищные плоды ненависти.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

15. Каким образом зависть является первопричиной убийства?

16. Каким образом ненависть является источником убийства?

17. Как мстительность приводит к убийству?

 

Гейдельбергский Катехизис, День Господень 40

 

В.107 Но достаточно ли,

чтобы мы не убивали ближнего своего

ни одним из перечисленных способов?

О. Нет,

ведь когда Господь запрещает зависть, ненависть и гнев,

Он заповедует нам

любить ближнего своего как самого себя,[116]

быть терпеливыми, миролюбивыми, кроткими,

милосердными и дружелюбными,[117]

и, насколько это от нас зависит, предотвращать причинение любого вреда

и творить добро даже нашим врагам.[118]

В/О 107 обращает внимание на положительную сторону шестой Заповеди, а также на выводы, вытекающие из нее. Вместо распространения ненависти в ответ на ненависть и жестокости на жестокость, Господь повелевает нам любить ближних даже в случае, когда они озлоблены и враждебно настроены. Иисуса должны были арестовать в Гефсиманском саду, предать суду и унижению, а затем предать распятию, сопровождавшемуся невероятными мучениями, но тем не менее, Спаситель поразительным образом проявил благость к тем, кто Его ненавидел. Он продемонстрировал это, когда исцелил человека, чье ухо было отсечено мечом Петра (Луки 22:49-51). И нам следует быть терпеливыми, миролюбивыми, кроткими, милостивыми, творить добро даже нашим врагам.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

17. Кто подразумевается под словом «ближний»? См. Луки 10:29.

18. Каким образом следует «помогать» недругам? Прочитайте Римлянам 12:17-21.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ

Мотивы убийства – присутствуют повсеместно в мире и приносят великий ущерб.

Виды убийства – воля Божья состоит в том, чтобы мы не оскорбляли, не ненавидели, не ранили и не убивали своего ближнего, ни одним из возможных способов, и, конечно же, не буквальным физическим действием.

Первопричина убийства – запрещая убийство, Бог учит, что Он ненавидит первопричины убийства: зависть, ненависть, гнев и мстительность.

Положительная сторона шестой Заповеди – Господь повелевает нам обратить желание убийства и ненависти в совершенно противоположную сторону, являя любовь ближним, будучи терпеливыми, милостивыми и дружелюбными, делая добро даже врагам.

 

 

 

 


 

[110] Бытие 9:6; Левит 19:17-18; Матфея 5:21-22; 26:52.

[111] Притчи 25:21-22; Матфея 18:35; Римлянам 12:19; Ефесянам 4:26.

[112] Матфея 4:7; 26:52; Римлянам 13:11-14.

[113] Бытие 9:6; Исход 21:14; Римлянам 13:4.

[114] Притчи 14:30, Римлянам 1:29, 12:19; Галатам 5:19-21; 1 Иоанна 2:9-11.

[115] 1 Иоанна 3:15.

[116] Матфея 7:12; 22:39; Римлянам 12:10.

[117] Матфея 5:3-12; Луки 6:36; Римлянам 12:10, 18; Галатам 6:1-2; Ефесянам 4:2; Колоссянам 3:12; 1 Петра 3:8.

[118] Исход 23:4, 5; Матфея 5:44-45; Римлянам 12:20, 21 (Притчи 25:21-22).

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.