05.12.2014
Скачать в других форматах:

Уоррен Ламмерс

Цена обладания. Часть 2.

УРОК 20. Блага молитвы

БИБЛЕЙСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ: Матфея 6:5-15; Матфея 7:7-11

В этом уроке мы начинаем изучение заключительной части Гейдельбергского катехизиса – раздела о Молитве Господней. Мы будем изучать образец совершенной молитвы, которой Иисус научил нас, и то, какое значение имеет она в нашей жизни. Лично я надеюсь на то, что наша молитвенная жизнь существенно обогатится, когда мы узнаем о благах и силе общения с Богом.

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

Матфея 7:7-8

Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

ПРИГЛАШЕНИЕ К МОЛИТВЕ

Рассмотрим замечательное обетование Иисуса, записанное в Евангелии от Матфея 7:7 – «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам». Для детей естественным является просить что-то у своих родителей. Когда эти просьбы звучат вежливо и в дружелюбном тоне, родители охотно отвечают на них и удовлетворяют потребности своих детей. Но если ребенок просит о чем-либо требовательным тоном, такая просьба, скорее всего, будет отвергнута. В молитвах нам следует просить Бога смиренно, так как угодно Ему.

Молитва – это не лотерейный билет, где одни получают выигрышные номера, а другие оказываются проигравшими. Все, что мы получаем, нисходит от Бога. Ничего не происходит случайно. Он Сам устраивает всю вашу жизнь, вплоть до мельчайших подробностей. Он посылает добро. И даже когда в вашей жизни случается зло, «Он обращает зло в добро ради вашего блага». «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу» (Римлянам 8:28). Бог никогда не принимает решений как диктатор, не сдержанный в эмоциях и подверженный смене настроений. Бог является Личностью. Ничего не происходит случайно. Он всякий раз отвечает на наши молитвы и посылает «несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем».

В Матфея 7:7 Иисус говорил: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам». Это не значит, что можно молиться легкомысленно или поверхностно, а благословения будут изливаться с небес на просящих автоматически. В тексте этого известного стиха используется глагол настоящего времени, который указывает на действие, происходящее в текущий момент, и имеет значение «просите и продолжайте просить, ищите и настойчиво продолжайте искать, будьте настойчивы, не переставая стучать в небесную дверь, пока Бог не даст ответ». Бог желает, чтобы в наших прошениях была проявлена искренность.

 

ПОТРЕБНОСТЬ В МОЛИТВЕ

Гейдельбергский Катехизис, День Господень 45

 

В. 116 Почему христианам необходима молитва?

О. Потому что молитва – главная часть

благодарности, которую Господь требует от нас,[139]

и, более того, потому что Господь посылает Свою милость и Духа Святого

лишь тем, кто с сердечным воздыханием непрестанно

молит Его об этом

и благодарит.[140]

 

Молитва – важнейшая составляющая благодарности, которой ожидает от нас Бог. Если вы христианин, Бог принял вас в Свою семью как одного из Своих детей. Если в семье родители искренне любят дочку, она охотно и без колебаний будет любить всех домочадцев и иметь желание общаться с ними. Если вы являетесь дитем Божьим, вы будете иметь естественное желание говорить с Богом. Если между вами и Богом существуют взаимоотношения любви, вы будете стремиться к сердечному общению с Ним. Молитва – это разговор с Богом.

Однако многие люди не относятся к Богу как к своему любящему Отцу. На самом деле, они пытаются использовать Его, как будто Он для них является небесным волшебным автоответчиком. Они считают, что могут получить помощь небес по принципу ускоренного телефонного вызова. С Богом нельзя обращаться как с небесным торговым автоматом, выдающим лакомства в подставленные вами руки. Такое отношение к Богу совершенно недопустимо.

Бог – это любящий и заботливый Небесный Отец. Он с большим вниманием отвечает на просьбы Своих детей. Но, кроме этого, поскольку Бог истинно любит нас, Он желает, чтобы и мы отвечали Ему любовью, живя жизнью благодарения. Наиважнейшей составляющей благодарения является молитва. Действительно, в ответе нашего Дня Господня (116) сказано, что Бог «посылает Свою милость и Духа Святого лишь тем, кто с сердечным воздыханием непрестанно молит Его об этом». В Послании к Римлянам 8:26 говорится, что Дух Божий молится за нас и «ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными». Истинная молитва никогда не бывает легкомысленной или равнодушной. Она связывает христианина с его любящим и заботливым Отцом.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

1. В чем состоит важность молитвы для дитяти Божия?

2. Что вы можете сказать о «христианине», который не любит молиться своему Небесному Отцу?

3. Как можно «молиться непрестанно» (стр. 4)? Сверьтесь с Первым посланием к Фессалоникийцам 5:16-18.

 

КАК МОЛИТЬСЯ

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

Гейдельбергский Катехизис, День Господень 45

 

В. 117 Какая молитва угодна Богу и будет услышана Им?

О. Во-первых, важно, чтобы от самого сердца

мы обращались только к единому истинному Богу,

явившему Себя в Слове Своем,

и просили Его обо всем том, о чем Он заповедовал нам просить Его.

Во-вторых, чтобы мы знали наши нужды и страдания,[141]

ничего не утаивая,

для смирения нашего перед лицом Его величия.[142]

В-третьих, чтобы мы были твердо уверенны,

что хотя и недостойны этого,

Он несомненно услышит нас

ради Христа, нашего Господа,

как и обещал нам в Слове Своем.[143]

 

Далее приводятся три основных требования, предъявляемые к молитве, если мы хотим, чтобы наша молитва была услышана Богом.

1. Следует «молиться от чистого сердца». Это означает, что молиться нужно искренне, не относясь к Богу, как к кризис-менеджеру, когда мы оказываемся в тяжелых личных переживаниях или неожиданно попадаем в затруднительное положение. Многие люди не обращаются к Богу до тех пор, пока им не потребуется дополнительная помощь в трудных испытаниях, при несчастном случае, в болезни или же при пожаре в доме. Такие люди резко становятся «религиозными» и просят Бога вывести их из тесных обстоятельств, но тут же забывают о Нем, как только стихает буря и восстанавливается мир.

2. Необходимо «открывать свои нужды и страдания, ничего не утаивая», смиряясь перед Его величием. Иными словами, Он хочет, чтобы мы осознавали свою зависимость от Него. Он повелевает отбросить всякую гордость и амбиции. Не пытайтесь скрыть какой-либо грех, но молитесь, исполняясь истиной и смирением. Он хочет, чтобы из нашей жизни была изгнана всякая гордость, ибо в Библии сказано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иакова 4:6).

3. Третье требование, необходимое для угодной молитвы, звучит так: «чтобы мы были твердо уверенны, что хотя и недостойны этого, Он несомненно услышит нас ради Христа, нашего Господа». Наша молитва должна основываться только на заслугах Христа. Господь не примет ваших прошений по той лишь причине, что вы – замечательный, добрый и святой человек, но только ради Христа. «Как и обещал нам в Слове Своем». Как же прекрасно основание наших молитв! Он слышит наши молитвы, не ради наших мнимых заслуг, но потому что мы искуплены во Христе.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

4. Почему так необходимо, чтобы молитвы исходили «от чистого сердца», без лицемерия или пустого многословия?

5. Почему важно в смирении «признавать свои нужды и страдания, ничего не утаивая»?

6. Почему никому и никогда не позволительно молиться во имя свое, ради собственных добродетелей, а только «ради Христа, нашего Господа»?

 

Гейдельбергский Катехизис, День Господень 45

 

В. 118 О чем Господь заповедовал нам молиться Ему?

О. Обо всем, что необходимо нашей душе и телу,[144]

как Христос, Господь наш,

учил в Своей молитве.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

7. В чем различие между тем, чего нам хочется, и тем, в чем мы нуждаемся?

8. Почему уместно молиться о «наименьших личных потребностях»?

9. Что является более важным: духовные потребности или телесные потребности?

 

ОБРАЗЕЦ МОЛИТВЫ

Господь Иисус, дав нам совершенную молитву, одновременно дал и ее совершенный образец, и точный пример ее верного применения.

Гейдельбергский Катехизис, День Господень 45

 

В. 119 Что такое Господня молитва?

О. Отче наш, сущий на небесах!

Да святится имя Твое,

Да придет Царство Твое;

Да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

Хлеб наш насущный да нам на сей день;

И прости нам долги наши,

как и мы прощаем должникам нашим;

И не введи нас в искушение,

но избавь нас от лукавого.

Ибо Твое есть Царство

и сила

и слава во век.

Аминь.[145]

Пожалуй, одним из наиболее полезных изобретений в современном мире является телефон. Имея телефон, вы можете как бы лицом к лицу общаться с другом, находясь от него на расстоянии многих километров. Мы являемся очевидцами широкого распространения мобильной связи в окружающем мире. Помимо этого, мы пользуемся связью в виде голосовой почты, автоответчиков, электронной почты, текстовых сообщений, а также гарнитурами, которые располагаются в ухе или монтируются внутри автомобиля. С помощью таких устройств при наличии спутниковой связи вы можете связаться с человеком, находящимся на другой стороне земного шара.

Однако еще большим преимуществом является возможность для христиан обладать инструментом общения, который называется молитва. Она является тем проводником и средством, с помощью которого дитя Божье может иметь связь со всемогущим Господом Вселенной. Чтобы помочь нам в общении с нашим Небесным Отцом, Господь Иисус дал нам образец молитвы, который мы называем молитвой Господней.

Рассмотрим эту молитву во всей ее полноте. Фактически она начинается со своего рода приветствия. Ее начало – это зов ребенка, привлекающего внимание Бога: «Отче наш, сущий на небесах!» Затем, согласно данному Иисусом образцу, следуют три кратких замечательных молитвы, или прошения, сосредоточенные на Боге: «Да святится имя Твое, да придет Царство Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе». Затем следуют три прошения, небольших молитвы, сосредоточенные на человеческих нуждах: «Хлеб наш насущный да нам на сей день; и прости нам долги наши; и не введи нас в искушение». Однако на первом месте находится Бог. Он является первым, мы, люди, помещаемся после Него, на втором месте. И затем, подобно телефонному разговору, молитва завершается выражением любви и хвалы: «Ибо Твое есть Царство и сила и слава во век».

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

10. Назовите три прошения Молитвы Господней, сосредоточенных на славе Божьей:

а.

б.

в.

11. Назовите три прошения данной молитвы, сосредоточенных на человеческих нуждах:

а.

б.

в.

 

ВЕРА В МОЛИТВУ

Гейдельбергский Катехизис, День Господень 46

 

В. 120 Почему Христос заповедал нам

обращаться к Богу со словами «Отче наш»?

О. Уже в самом начале молитвы

Христос желает разбудить в нас то,

что должно быть основой нашей молитвы –

сыновнее почтение и упование на Господа в том,

что Бог через Христа стал нашим Отцом.

Ведь наши родители не отказывают нам

в мирских вещах;

и Бог, наш Отец, тем более не откажет нам,

когда мы с истинной верой просим Его о чем-либо.[146]

 

Уча нас правильно молиться, Господь Иисус хочет, чтобы в нашей молитве на первом месте был Бог. Поэтому самыми первыми в ней являются слова «Отче наш». Молитва начинается со слова, наиболее располагающего к себе: «Отче». Не важно, на каком языке вы говорите, чтобы – слово, определенное Богом, выражает всю теплоту, любовь и близость, которую мы имеем к нашему Господу.

В нашем испорченном, искаженном грехом и развращенном мире слово «отец» может у некоторых людей вызвать тяжелые воспоминания. Если у вас был недоброжелательный, буйный, жестокий, эгоистичный, отец, который выпивал, обижал жену и избивал детей, то истинное значение слова «отец» для вас будет безвозвратно утрачено. Напротив, если отец вас любил, был добрым, хорошим, мудрым, справедливым, беспристрастным, милосердным, добросовестным и положительным человеком, вы вспоминаете это слово с уважением и теплотой. Именно в таком значении употребил это слово в молитве Иисус.

У Самого Иисуса были совершенные отношения со Своим Небесным Отцом. Он хочет, чтобы и у вас также сложились наилучшие отношения с Отцом. С того момента, как Христос искупил вас Своей кровью, Его Отец стал также и вашим Отцом. Благодаря тому, что Он принял вас в Свою семью, Иисус желает, чтобы вы радовались и жили согласно вашему положению усыновленного или удочеренной. Вы теперь можете называть вашего Бога Его законным титулом: Отец. Эта честь оказана только лишь тем, кто является Его дитем.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

12. Почему Иисус учит начинать нашу молитву с обращения к Богу: «Отче наш»?

13. Что имеется в виду в Ответе 120, когда говорится, что от нас ожидается «сыновнее почтение и упование» на нашего Небесного Отца?

14. Если ваш земной отец оскорблял вас, был эгоистичен, недоброжелателен, как это способно исказить ваше понимание того, каким на самом деле является Небесный Отец?

 

 

ДЕРЗНОВЕНИЕ В МОЛИТВЕ

Гейдельбергский Катехизис, День Господень 46

 

В. 121 Почему добавлено:

сущий на небесах?

О. Эти слова учат нас тому,

чтобы у нас не было земных мыслей

о Его Небесном величии,[147]

и чтобы мы могли ожидать

от Его могущества

всего, что необходимо для тела и души.[148]

 

Первые два слова данной прекрасной молитвы «Отче наш» напоминают, что мы имеем доступ к Богу и замечательные близкие и тесные отношения, как в лучшей из семей. Следующие слова «Сущий на небесах» напоминают, что Бог не принадлежит миру земных творений. Он – превознесенный, святой и великий Бог. Слова «на небесах» имеют отношение к Божьему величию, поскольку Он не может быть чем-либо ограничен. Соломон говорит, что «небеса небес не вмещают Его». Он превознесен и превыше всей вселенной. Поэтому в нашем Дне Господнем сказано: «чтобы у нас не было земных мыслей о Его Небесном величии». Он не принадлежит к земным творениям. Наш Отец пребывает на небесах. Ему принадлежат могущество, всякая власть, царское достоинство и величие, святость, превышающая небеса. И хотя здесь на земле мы можем испытывать невероятные потрясения, тревогу, Бог все содержит под Своим контролем. Нас могут поражать враги, но престол Господень никогда не будет поколеблен. Там, где пребывает наш Небесный Отец, ничто не остается неподвластным Ему.

В то же самое время, если ваш Отец правит на небесах, Он, вне сомнений, может позаботиться о вас и о каждой мелочи в вашей жизни. Как Его дитя, вы «можете ожидать от Его могущества всего, что необходимо для тела и души». Ваш Отец не обессиливает и не ослабевает. Он могущественен! Он всемогущ! Он обладает властью! Он обладает полной властью! Он всесилен! Все власти небес, земли и силы ада повинуются Его совершенной воле.

Несмотря на то, что силы, противостоящие вам на земле, могут казаться подавляющими, ничто не является слишком трудным, если смотреть на него с небесного престола Божия. Ваш Отец повелевает – и мировые правители преклоняются перед Его властью. Даже сатана и демоны убегают от присутствия Божия. По причине Его всемогущей великой власти ничто не является чрезмерно трудным для Него. Никогда не следует думать, что существует что-либо невозможное для Его всемогущества.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

15. Почему Иисус учит нас молиться словами «Отче наш», которые свидетельствуют о близких отношениях, общности духа, привязанности, в то время как в следующей фразе Он учит нас говорить «Сущий на небесах», что напоминает нам о Боге превознесенном, святом и обладающем абсолютным всевластием?

16. Приведите доказательства из Библии о том, что Бог будет всегда заботиться о Своих детях. См. Матфея 6:25-34; 10:26-31.

17. В ответе 121 говорится, что мы можем ожидать от Его могущества всего, что необходимо для тела и души. Если это так, то как вы объясните, что в автокатастрофе может лишиться жизни молодой верующий?

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ

Молитва Господня – как учил нас Господь Иисус в совершенной молитве, христианин нуждается в молитве как неотъемлемой части благодарности, которую ожидает от нас Бог. Также Он обещает подавать Свою милость и Святого Духа тем, кто молится с искренностью.

Искренняя молитва Бог услышит нас как Своих детей, когда мы молим от чистого сердца, осознавая свои нужды и страдания, смиряясь перед лицом Его величия, ради одного Христа, нашего Господа.

Доверие – в молитве Господней Христос желает разбудить в нас то, что должно быть основой нашей молитвы – сыновнее почтение и упование на нашего Небесного Отца, зная, что Он не откажет нам, когда мы с истинной верой просим Его о чем-либо.

«Сущий на Небесах» – в этих словах Он заповедует нам помнить о том, что Он всегда свят и превознесен, что Его могущество имеет неземное происхождение. Тем не менее, от Своего могущества Он может даровать и дарует нам все, в чем мы имеем настоящую нужду.

 

 

 

 


 

[139] Псалом 49:14-15; 115:3-10; 1 Фессалоникийцам 5:16-18.

[140] Матфея 7:7-8; Луки 11:9-13.

[141] Псалом 144:18-20; Иоанна 4:22-24; Римлянам 8:26, 27; Иакова 1:5; 1 Иоанна 5:14, 15.

[142] 2 Паралипоменон 7:14; Псалом 2:11; 33:19; 61:9; Исаии 66:2; Откровение 4.

[143] Даниила 9:17-19; Матфея 7:8; Иоанна 14:13-14; 16:23; Римлянам 10:13; Иакова 1:6.

[144] Иакова 1:17; Матфея 6:33.

[145] Матфея 6:9-13; Луки 11:2-4.

[146] Матфея 7:9-11; Луки 11:11-13.

[147] Иеремии 23:23, 24; Деяния 17:24, 25.

[148] Матфея 6:25-34; Римлянам 8:31, 32.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.