Фернан Легран
Все о говорении на иных языках
8. Конец говорения на иных языках
В начале этой книги мы говорили о том, как сильно консервативные пятидесятники осуждают ложные доктрины харизматического движения. Пользуясь их же методами, мы раскрыли семь важных заблуждений как харизматов, так и пятидесятников. Мы утверждаем, что:
1. Говорение на иных языках не направлено на людей.
2. Говорение на иных языках не является знаком для верующих.
3. Это был знак для неверующих иудеев.
4. Эти языки были настоящими иностранными языками.
5. Современное истолкование иных языков – подделка.
6. Христос не говорил на иных языках. Этот факт еще раз доказывает, что иные языки – знак для неверующих иудеев.
7. В Святом Писании не упоминается о говорении на иных языках наедине с самим собой. Ведь это знамение для неверующих.
Давайте воспользуемся простым дедуктивным методом. Третьего и шестого утверждения вполне достаточно, чтобы доказать, что дар иных языков исчез давным-давно. Этой точки зрения придерживался еще Блаженный Августин. Он писал: «Этот знак был актуален для своего времени. Он провозглашал схождение Святого Духа на все народы и племена и показывал, что Евангелие должно быть даровано всем. Это знамение исполнило свое предназначение и впоследствии исчезло» (Гомилии на 1-е Послание Иоанна).
Это так очевидно, что, кажется, и не требует доказательств. Ранняя Церковь становилась все менее «иудейской» и все более «языческой». Ее неотъемлемой частью становились представители разных народов. Поэтому Церковь все больше убеждалась в том, что Бог желает спасения всех народов, племен и языков. Полностью осознав эту истину, Церковь более не нуждалась в знамении такого рода. Ей не нужно было напоминать, что Бог возлюбил и язычников, а не только Израиль. Господь является Господином не только иудеев, говорящих на иврите, но и других народов, которые говорят на своих языках! Посему Бог забрал этот дар. Господь показал Петру видение полотна с нечистыми животными три раза и, достигнув Своей цели, больше не показывал. Ведь надобность в этом видении исчезла. Использование дара, который завершил свое предназначение, подобно установке дорожного знака «Движение не более 30 километров в час. Ведутся дорожные работы» на идеальном участке автотрассы, ремонт которого был завершен несколько лет назад. Увидев такой знак, водители только пожмут плечами в недоумении.
Еще немного библейского знания
Ревностные сторонники говорения на иных языках поражаются, когда мы начинаем утверждать, что некоторые дары Святого Духа, которые были чрезвычайно полезны в ранний период Церковной истории, исчезли, хотя сама Церковь продолжает существовать. В ответ на это они утверждают следующее: «Если Церковь нуждалась в этих дарах в период своего становления, то в наше трудное и непростое время она нуждается в них еще больше». Увы, для них важнее прислушиваться к своей «логической» точке зрения, чем к здравому учению Святого Писания.
Один пятидесятник, дискутируя со мною на эту тему, процитировал хорошо известные стихи Святого Писания: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8) и «Ибо дары и призвание Божие непреложны» (Рим. 11:29). Он придерживался мнения, что все сказанное в Писании следует обязательно исполнять в наше время. Естественно, это касается и всех даров Святого Духа. Тогда я спросил своего друга: «Ты обрезал своего сына, дабы исполнить ветхозаветный закон? Ты все еще приносишь жертвы в Иерусалимском храме?» Немного смутившись, он признался, что немного погорячился. Он согласился с тем, что в Святом Писании есть повеления, которые не следует исполнять в наше время, несмотря на то что Слово Божие «непоколеблется вовек». Все же он упорно настаивал на следующем: «Да, в Ветхом Завете есть много такого, что невозможно применить в современном мире. Но все, о чем говорит нам Новый Завет, следует незамедлительно исполнять». Открыв свою Библию, я попросил его объяснить слова Иисуса из Евангелия от Матфея 10:5: «Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите» (Матф. 10:5). Я спросил своего растерянного друга: «Веришь ли ты, что эти слова Иисуса актуальны в наше время?» После некоторого замешательства он вынужден был признаться, что никогда не думал об этом.
Тогда я немного по-другому задал вопрос:
«Ты согласен, что эти слова нашего Господа, Который всегда один и тот же, не применимы к нашему времени?»
«Да».
Я спросил: «Есть ли в современной Церкви такой дар, благодаря которому мы могли бы добавить новые страницы Божьего откровения к уже существующему каноническому Писанию?»
«Нет, у нас нет такого дара».
«Значит, ты веришь, что Бог удалил такой дар?» (1).
«Да».
«Как ты считаешь, говорит ли Библия о том, что этот дар прекратил свое существование?»
«Нет, я так не считаю».
«Но, несмотря на это, ты утверждаешь, что Бог удалил такой дар. Таким образом, ты веришь, что этот дар Святого Духа был удален Богом, хотя Библия ничего нам об этом не говорит. Тогда объясни мне, почему ты отказываешься верить, что дар иных языков прекратил свое существование, хотя Святое Писание упоминает об этом?» (1-е Кор. 13:8).
Пятидесятники верят, как и остальные евангельские христиане, что канон богодухновенного Святого Писания завершен. То есть мы не имеем права добавлять новые откровения к канонической Библии. Но они весьма неохотно говорят об этом. Почему? Потому что если Святой Дух удалил наиболее важный дар, тогда в оборонительной стене пятидесятничества образуется огромная зияющая дыра. Ведь в таком случае и остальные дары могли быть удалены Богом за ненадобностью! Следует помнить, что Святой Дух сошел на учеников в виде сильного ветра и огненных языков. Но нигде больше эти знамения ветра и огненных языков не повторялись. Святой Дух не использовал их по определенным причинам. Посему глупо придерживаться следующей линии аргументации: если ранняя Церковь нуждалась в знамениях сильного ветра и пламенных языков, тогда современная Церковь нуждается в них намного больше. Если такие знамения происходили в прошлом, тогда они должны происходить и сейчас. Нам следует признать следующий очевидный факт: Бог явил эти знамения, а затем упразднил, после того как они исполнили свое предназначение. Поэтому, если Церковь неплохо себя чувствовала без «огненных языков», «сильного ветра» и «дополнительного записанного откровения» на протяжении девятнадцати столетий, то и в настоящее время это значит только одно: Церковь может существовать без них! Это явное доказательство того, что некоторые дары и знамения предоставлены нам Богом на определенное время.
Когда?
Теперь перейдем от логических умозаключений к рассмотрению библейских текстов. Возникает естественный вопрос: когда дар иных языков прекратил свое существование? Пятидесятники и харизматы утверждают, что дар иных языков исчезнет, когда придет «совершенное». «Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится»
(1-е Кор. 13:10). Под «совершенным» они подразумевают второе пришествие Христа. Но есть одна серьезная проблема. Святое Писание нигде не говорит, что дар иных языков исчезнет с наступлением совершенства! Просто нам следует читать Святое Писание спокойно, внимательно и без лишней спешки. Отрывок из 1-го Послания к коринфянам, 13:8–9, совершенно ясен и понятен, несмотря на неоднократные попытки извратить истинное значение этого текста. В 8-м стихе говорится:
1. Пророчества прекратятся;
2. Языки умолкнут;
3. Знание упразднится.
Все это совершенно ясно. Следующий, 9-й стих говорит нам, что именно исчезнет с появлением «совершенного». Давайте будем читать очень внимательно:
1. Отчасти знаем (дар знания);
2. Отчасти пророчествуем (дар пророчества);
3. ???
Что же случилось с даром иных языков? Его там нет! Один человек написал нам: «Конечно, этого дара там нет! Но тем не менее он там есть!» Боюсь, некоторые люди пытаются вставить упоминание о даре иных языков в 9-й стих, дабы необоснованно убедить себя в том, что этот дар, подобно двум другим, будет пребывать в Церкви до наступления совершенства. Но упоминание об исчезновении иных языков НЕ СВЯЗАНО с наступлением совершенства. Святой Дух никогда не говорил об этом! Напротив, Он учит нас, что этот дар связан с чем-то совершенно иным. Этот дар связан с ЦЕЛЬЮ, которую для него предназначил Бог. Цель была достигнута, когда Церковь полностью осознала, что «все народы, племена и языки» могут войти в Божий Новый Завет вместе с иудеями. Все приняли этот очевидный факт, никто его не оспаривал. Поэтому не было смысла в дальнейшем существовании этого знамения. «Огненные языки» угасли не с приходом «совершенного», но по причине нехватки естественного топлива – иудеев, которые не верили, что Бог желает спасения всех народов. Все знают, что звезды можно увидеть только в ночное время. С наступлением рассвета звезды исчезают с небосклона. Точно так же дар иных языков был полезен только во времена неверия иудеев.
Недавно один из главных лидеров харизматического движения Франции, пытаясь уловить меня в западню, задал мне следующий вопрос: «Вы можете назвать мне дату исчезновения этого дара и имя последнего человека, который обладал им?» В шутливой форме я ответил вопросом на вопрос: «Скажите мне, пожалуйста, когда наш город отказался от использования газовых уличных фонарей? Вы можете мне назвать имя и возраст последней газовой лампы нашего города?» Все прекрасно знают, что эпоха газовых ламп подошла к своему естественному завершению с появлением электрических ламп. Таким же образом дело обстоит с даром иных языков. Они исчезли, когда все осознали, что Бог спасает не только иудеев, но и язычников. Так как Святой Дух не связывает исчезновение дара иных языков с наступлением «совершенного», нам не следует попусту тратить время, пытаясь разузнать, относится ли оно ко времени второго пришествия Христа, или, как считают многие, ко времени завершения составления канона Святого Писания. Для нашего исследования это не существенно. Такие выражения из 13-й главы Послания к коринфянам, как «несовершенное исчезнет», «увидим лицом к лицу», «тогда мы полностью узнаем», не говорят об исчезновении дара иных языков. Следует отметить, что Святой Дух вообще не упоминает об иных языках в 9-м стихе. Он связывает с приходом «совершенного» только дары знания и пророчества. В таком случае кто осмелится утверждать противоположное? Может быть, всемогущий Святой Дух позабыл упомянуть об этом в 9-м стихе Послания?
Шесть или три?
Давайте представим, что дар иных языков все же упоминается в 9 стихе. Даже в таком случае мы покажем, что «приход совершенного» не является синонимом «пришествия Христа».
Нам следует отметить, что Павел говорит не о трех, но о шести дарах:
- знание;
- иные языки;
- пророчества;
- вера;
- надежда;
- любовь.
Святой Дух подчеркивает, что из этих шести даров останутся только три – вера, надежда, любовь (3). Они будут присутствовать в Церкви до времени пришествия Христа. Это очевидный факт. Если ОСТАНУТСЯ только три дара, это значит, что остальные три ИСЧЕЗНУТ! Какие же дары исчезнут? Написано черным по белому: знание, пророчества и дар иных языков. Если мы не верим, что дар иных языков исчез в ранний период существования Церкви, в таком случае Святой Дух мог бы сказать, по нашему мнению, следующие слова: «Все эти ШЕСТЬ ДАРОВ остаются в Церкви до пришествия Иисуса Христа». Павел, в свою очередь, добавил бы: «Извините, но из шести даров только три останутся в Церкви вплоть до второго пришествия Христа, а остальные три не останутся, но исчезнут в какой-то момент времени в будущем». Но когда же они исчезнут? В какой момент времени? Так как явление этого «совершенного» должно произойти задолго до второго пришествия Христа, мы не имеем права связывать их воедино. Если это действительно так, тогда мы не должны извращать Божье Слово, как некоторые, и утверждать, что все ШЕСТЬ ДАРОВ ОСТАНУТСЯ в Церкви вплоть до пришествия Господа! Святой Дух говорит только о ТРЕХ дарах. Посему нам следует сделать выбор.
Что означает «совершенное»?
Мы рассмотрим еще одно возражение, которое позволит нам объяснить значение выражения «когда придет совершенное». Некоторые люди утверждают, что если дар иных языков исчез, тогда дары пророчества и знания были упразднены вместе с ним. Мы согласны с данным утверждением и с удовольствием объясним почему. Когда Павел писал свое 1-е Послание к коринфянам, канон Святого Писания еще не был составлен. Книги Нового Завета еще не были написаны. Из чего состоит Слово Божие? Из знания и пророчества. В те времена, когда эти два основных элемента христианской веры еще не составляли Новый Завет, Святой Дух даровал Своему народу знание и пророчества посредством спонтанных провозглашений во время собраний общины (1-е Кор. 12:8). Павел вместе с другими авторами под водительством Духа Святого написал богодухновенные книги, которые говорили о Господе и Его учении. В своих книгах они предоставили нам все необходимые пророческие откровения для нашего духовного возрастания. Эти знания и пророчества, даже в богодухновенных Писаниях, не предоставляют нам всю информацию о Боге (Иоан. 21:25, 1-е Кор. 19:3). Тем не менее их вполне достаточно для нашего спасения и назидания в вере. Бог не пожелал даровать нам больше знаний о Своем Сыне и о будущем. Однако, как только все явленные знания и пророчества были включены в канон Нового Завета, эти два дара прекратили свое существование. Они исполнили свое предназначение. Завершение составления канона Нового Завета и есть то «совершенное», о котором говорил Павел. Квинтэссенцией разнообразных свидетельств совершенства Святого Писания может послужить 96-й стих 118-го псалма: «Я видел предел всякого совершенства, [но] Твоя заповедь безмерно обширна». Канон Святого Писания совершенен. Вот почему за 1900 лет своего существования он не изменялся! У нас есть только вторичные знания и пророчества, которые могут лишь комментировать подлинник. Мы можем только истолковывать тексты Святого Писания, но не имеем права добавлять что-либо к нему. Ценность знаний и пророчеств не идет ни в какое сравнение с великой ценностью Святого Писания. Если бы наши знания и пророчества были богодухновенны, тогда мы могли бы добавить их к канону Писания. Но они таковыми не являются. Конечно, были такие пророки, как Агав, который пророчествовал о голоде (Деяния 11:28). Но не такого рода пророков упоминает апостол Павел, говоря: «Вы... стоите на основании апостолов и пророков, главою угла которого является Сам Иисус». Это значит, что есть основное знание и пророчество, к которому нам нечего добавить. Апостол Павел под водительством Святого Духа утверждал, что эти дары будут упразднены с пришествием «совершенно». Так и произошло! Любой христианин может уверенно сказать, что дары знания и пророчества исчезли, как только было написано последнее слово книги Откровения. Вот что пишет Скоуфильд в своем комментарии к 1-му Посланию к коринфянам, 14:11: «Новозаветный пророк не был простым проповедником. Он был проповедником богодухновенным! Он провозглашал откровения новой диспенсации до тех пор, пока не было завершено написание Нового Завета».
Подобно медному змию
Повинуясь Божьему повелению, Моисей сделал медного змия (Числа 14:29–30). Это был Божий дар, сила Божия для тех, кто верил Слову Господню. В своей знаменательной беседе с Никодимом Иисус упоминает об этом медном змие. Он проводит поразительные параллели между Собой и медным змием: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому» (Иоан. 3:14). Израильтяне хранили статую медного змия в течение многих веков и относились к ней с благоговением. Но что пришлось благочестивому царю Езекии сделать с этим медным змием? «Он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан» (4-я Цар. 18:4). Этот медный змий стал камнем преткновения для многих израильтян. Следует помнить, что это не была жалкая копия с величественного оригинала. Они поклонялись подлинной статуе медного змия! Дабы получить исцеление, израильтяне времен Моисея должны были взирать с верою на этого змия. Но с течением веков их потомки взирали на него не с верою, а с суеверием. Они даже кадили ему. Статуя, которая указывала на неизменного всемогущего Бога, впоследствии сама стала богом для Израиля, уподобившись множеству остальных идолов. Мы можем быть уверены, что те благочестивые израильтяне, которые осуждали эту идолопоклонническую практику, не встретили единодушной поддержки со стороны соотечественников. Ведь сторонники медного змия могли указывать на исторические, библейские и несомненные эмпирические факты! Они могли утверждать, что создавший медного змия Бог неизменен. Он всегда один и тот же! То, что произошло в пустыне, несомненно, может происходить и сейчас! Ведь сила Божия не изменилась. Более того, Бог не сказал ни единого слова об отмене использования и силы медного змия!
Кстати, духовная практика, основанная на почитании этой реликвии, стала мерзостью в глазах Бога. Для огромного числа современных христиан дар иных языков является своего рода реликвией. Они постоянно говорят об этом даре, уделяют ему большое внимание и почитают на самом высоком уровне! Они упорно защищают использование этого дара на основании того, что он был дарован ранней Церкви Господом. Эти люди забыли, что Бог даровал израильтянам медного змия в определенном контексте и на малое время. Вне этого контекста и времени этот Божий дар становится «просроченным», подобно уже негодным лекарствам. Если их срок хранения вышел, тогда они могут стать опасными для жизни. Таким образом, исцеление превращается в заболевание. Это то, что произошло с израильтянами, которые поклонялись медному змию. Вместо духовного здоровья они получили тяжелейшее духовное заболевание. Мы можем быть уверены, что, когда медный змий был уничтожен, у многих людей пропало религиозное рвение. Ведь основа их «духовной» жизни была полностью разрушена до основания. Теперь я прекрасно понимаю, почему такое огромное количество людей ревностно придерживается учения об иных языках. Ведь их духовная жизнь чрезвычайно убога. Библейское учение не является для них крепким, незыблемым основанием. Поэтому, когда эти бедные люди теряют «дар иных языков», у них ничего не остается. Одна пустота!
Манна
В течение сорока лет своего странствования по пустыне израильтяне получали от Бога шесть дней в неделю небесный дар – манну. Этот дар был своего рода знаком великой жатвы, которая ожидала их в Ханаане. Сорок лет они получали манну, но как только они вступили в Землю обетованную, этот дар исчез. Бог забрал его. Почему? Потому что они могли насытиться плодами земли ханаанской. Этот дар был знамением и предвкушением грядущего изобилия. Когда обещанное стало явью, тогда необходимость в этом даре исчезла. Как манна предвозвещала обильный урожай в Обетованной земле, так и дар иных языков указывал иудеям на великий Божий «урожай» язычников. Как манна была дарована на определенное время, так и дар иных языков существовал до тех пор, пока иудеи не осознали, что Бог желает спасения всех народов.
От библейских иллюстраций мы сейчас переходим к рассмотрению доктрины.
1. Осуждение неверующего народа израильского, которое было объявлено посредством знамения иных языков (Исаия 28:11–13, 1-е Фес. 2:9, 1-е Кор. 14:21), стало явью в 70 году от Р. Х. Тогда Иерусалим был полностью разрушен и разорен, а иудеи рассеялись по всему лицу земли.
2. Обращение огромного количества язычников в христианство, объявленное посредством знамения иных языков, происходило параллельно с осуждением и уничтожением неверующего народа израильского. Этот знак полностью исполнил свое предназначение. Как слово Иисуса «свершилось» ознаменовало прекращение приношения ветхозаветных жертв, так и дар иных языков прекратился с исполнением своего предназначения, согласно пророчеству Святого Духа о том, что «языки умолкнут» (1-е Кор. 13:8).
(1) Некоторые люди считают, что слова из Откровения, 22:18, предупреждают об опасности добавления новых откровений к полному канону Святого Писания. Однако данное предупреждение относится к «пророчествам книги СЕЙ». Подобное предупреждение находится в книге Второзаконие, 12:33. Несмотря на это, к Пятикнижию были добавлены другие книги. В Святом Писании есть много доказательств завершенности богодухновенного канона, но их рассмотрение выходит за пределы настоящего исследования.
(2) Пытаясь доказать, что дар знания существует в современной церкви, некоторые люди рассматривают его в качестве дара пророческого предсказания и духовной проницательности. Например, «знание» о тайном грехе. Но следует помнить, что слово «знание» («ГНОЗИС»), которое используется в Новом Завете 28 раз, никогда не употреблялось в таком смысле. Оно всегда обозначало «разумное знание» или «научное познание». Например: «О идоложертвенных [яствах] мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает» (1-е Кор. 8:1), «Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос» (1-е Кор. 8:10,11), «Теперь, если я приду к вам, братия, и стану говорить на [незнакомых] языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением?» (1-е Кор. 14:6). Последний отрывок ясно показывает, что знание отличается от пророчества, откровения или предсказания.
(3) Любовь, будучи вечной, никогда не прекратится. Вера и надежда исчезнут с пришествием Христа. Ведь вера и надежда станут действительностью (2-е Кор. 5:7, Рим. 8:24, 25).
(4) Смотрите 10-ю главу, «Огненные языки».
Комментарии: