Фернан Легран
Все о говорении на иных языках
6. Истолкование
В данной главе мы рассмотрим дар истолкования иных языков. Ведь Святой Дух дал Церкви не только дар говорения на иных языках, но и дар их истолкования.
Божественная математика
Когда апостол Павел говорил на иных языках (а он говорил на иных языках часто и намного лучше, чем любой из нас), он не позволял себе пользоваться этим даром в собрании верующих. Поскольку этот дар является знамением для неверующих иудеев, Павел говорит следующее: «Но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на [незнакомом] языке» (1-е Кор. 14:19). Когда Павел говорил на иных языках, он не был похож на человека, «бьющего воздух», «кимвал звучащий» или «трубу, которая издает непонятный звук». Нет, он пользуется этим даром по его прямому назначению. То есть в среде «суперпатриотичных» иудеев, которые считали себя в духовном плане намного выше остальных израильтян и презрительно относились к язычникам (гоям). Где бы не находился Павел, он всегда конфликтовал с такими «супериудеями». К сожалению, многие обращенные в христианство иудеи противостояли апостолу, пребывая в плену своих предрассудков относительно этой важной истины. После своего первого миссионерского путешествия Павел возвращается в Антиохию. Пребывая в антиохийской церкви, которая отправила его благовествовать в разных странах, Павел рассказал «...все, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам» (Деян. 14:27). В таких случаях Павел, по всей видимости, мог прославлять Бога Израилева на иных языках. На языках язычников! Иные языки, на которых говорил Павел, были доказательством его апостольства и, прежде всего, свидетельством для неверующих иудеев того, что Бог желает спасения язычников (Гал. 2:7–9).
Неправильный путь
Вряд ли Павел был способен пойти неправильным путем в своей практике говорения на иных языках. Но кроме него говорение на иных языках практиковали и другие христиане. К сожалению, они далеко не всегда правильно пользовались этим даром. Они забыли, что дар говорения на иных языках является знамением для неверующих иудеев. Эти христиане говорили на иных языках в церковных собраниях, где не было иудеев. Они получали личное удовлетворение от того, что другие слушали их «иные языки». Они забыли, что «лучше сказать пять слов умом, чем тьму слов на иных языках» (1-е Кор.14:19). Следует помнить, что в то время это был настоящий дар Святого Духа. Поэтому Павел не запрещал его использование. Для некоторых христиан обладание этим даром стало показателем великой духовной силы. Подобно ветхозаветному Самсону, они обладали силой, но не всегда использовали ее по прямому назначению. Они злоупотребляли этим даром. Вот почему Павел призывает таких христиан разумно им пользоваться. Коринфяне не жаловались на отсутствие дара иных языков, но им не хватало разума пользоваться этим даром правильно. Павел укоряет коринфян, указывая на их духовную незрелость. Будучи питаемы духовным молоком (1-е Кор. 3:2), коринфяне акцентировали все свое внимание на даре иных языков. Будучи младенцами в вере, коринфяне гордились тем, что у них есть этот дар. Позвольте мне современным языком изложить слова апостола Павла, обращенные к коринфянам в 16-м и 17-м стихах 14-й главы:
«Это хорошо, что вы можете молиться Богу и прославлять Его на коптском, персидском языке или латыни. Но на вашем собрании нет ни одного радикально настроенного иудея из Александрии, Персеполиса или Рима. Возможно, вы обладаете даром говорения на латыни высочайшего классического стандарта. Возможно, вы счастливы от этого. Возможно, вы от этой практики получаете для себя определенную пользу. Но какой смысл во всем этом говорении на иных языках, если никто из верующих вашей общины не понимает ни единого слова? Как же люди произнесут «аминь», если они не понимают ваши слова?»
Относительно практики истолкования иных языков в коринфской церкви мы можем сказать следующее:
1. Дар истолкования тесно связан с даром иных языков. Он помогает дару иных языков достигнуть цели – служить знамением для неверующих иудеев. Этот аспект был детально рассмотрен нами в предыдущих главах.
2. Всякое говорение на иных языках должно было сопровождаться истолкованием. Почему? Дабы, как говорит Павел, сказанное на иных языках было понято слушателями. В таком случае люди смогут сказать «аминь» и осознанно присоединиться к молитве, которую они поняли. Святой Дух давал говорящему на иных языках или другому верующему способность истолковывать эти языки. Этот дар был не менее сверхъестественным, чем дар говорения на иных языках.
3. Сказанное на иных языках обязательно должно было быть истолковано. Этот дар нельзя было использовать без истолкования (стих 28). В общине обязательно должен был присутствовать истолкователь. Иначе никто не имел права говорить на иных языках – «Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви...» (1-е Кор. 14:28). На основании вышесказанного можно сделать вывод, что коринфяне пренебрегали этими правилами. В наши дни на эти тексты никто не обращает внимания, полностью игнорируя их.
4. Есть еще одна небиблейская практика – когда собрание вместе молится или поет на иных языках. В таком случае даже при наличии истолкователя невозможно истолковать все это неудобовразумительное многоголосие. Бог порицает такую практику и называет ее беспорядком. Следует помнить, что Святой Дух не может противоречить Себе. И что же Он говорит? «Если кто говорит на [незнакомом] языке, [говорите] двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй» (1-е Кор. 14:27).
Рассмотрев данный аспект нашего исследования и засвидетельствовав многочисленные извращения Святого Писания в этой области, мы приходим к следующему выводу. Консервативные пятидесятники, как и большинство харизматов, которых они обвиняют в извращении учения Святого Писания, сами сбились с истинного пути. Как говорят в мире спорта, они сошли с дистанции.
Фантазии
Эти отклонения от истинного курса учения Святого Писания весьма серьезны. Но заблуждения, которые мы рассмотрим в этом разделе, еще более опасны. Я с огромной тщательностью исследовал множество случаев истолкований иных языков и пришел к следующему выводу. Они являются не чем иным, как фальсификациями и человеческими уловками. Меня смущала очевидная разница между краткими высказываниями на иных языках и огромной длиной их истолкований. Например, чтобы истолковать несколько звуков на иных языках, потребовались сотни слов. Опросив множество пятидесятнических служителей, я пришел к следующим выводам:
1. Тот, кто говорит на ином языке, не понимает, о чем он говорит.
2. Община не понимает, о чем он говорит.
3. Истолкователь также не понимает значения слов, произносимых говорящим на иных языках.
Лично я был оскорблен таким очевидным мошенничеством. Но пятидесятнические «знатоки» с умным видом объяснили мне, что, оказывается, такие истолкования – не настоящий перевод иностранного языка, но ДУХОВНОЕ ТОЛКОВАНИЕ! Таким образом, толкование иных языков зависит от того, что взбредет в голову любому псевдотолкователю. Совершенно очевидно, что Библия не говорит нам о таком ДУХОВНОМ ТОЛКОВАНИИ. Дональд Ги, выдающийся пятидесятнический мыслитель, с уверенностью утверждал, что истолкование иных языков является настоящим переводом иностранного языка (1). Некоторые пятидесятники, пытаясь выбраться из этого затруднительного положения, утверждали, что истолкование не является настоящим прямым переводом, но что ЭТО ОТВЕТ НЕБЕС НА ПРОИЗНЕСЕННОЕ ПОСЛАНИЕ НА ИНЫХ ЯЗЫКАХ! Немыслимо! Такие люди попирают своими сапогами заблуждения истинное учение Святого Писания! Ведь в Библии написано четко и ясно: «Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: "аминь" при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь. Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается» (1-е Кор. 14:16,17).
Другой пятидесятнический лидер осмеливается утверждать, что в некоторых случаях говорения на иных языках может быть несколько истолкований! Если я понял его правильно, тогда получается следующая картина. Крестьянин, посеяв пшеницу, не должен удивляться тому, что вместо этого злака он соберет ячмень, рожь или кукурузные початки. Разве кошка может родить щенков или утят? Но нас убеждают в том, что существует несколько истолкований одного послания на иных языках! У нас что, существует пятидесятнический дарвинизм? Неужели мы являемся свидетелями мутации видов? Разве я обязан соглашаться с этим явным мошенничеством? Неужели я должен молчать?
Настоящий перевод
Дабы убедиться, что в данном случае используется слово «ПЕРЕВОД», мы рассмотрим значение греческого термина «ГЕРМЕНЕЙЯ», которое использовал апостол Павел в своих посланиях. Этот термин часто используется в Новом Завете. Вот несколько примеров:
- «И, взяв девицу за руку, говорит ей: "талифа куми", что значит (герменейя): девица, тебе говорю, встань» (Мар. 5:41).
- «Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, – что значит (герменейя): учитель, – где живешь?» (Иоан. 1:38).
- «Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит (герменейя): Христос» (Иоан. 1:41).
- «И привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит (герменейя): камень Петр» (Иоан. 1:42).
- «И сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит (герменейя): посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим» (Иоан. 9:7).
- «В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит (герменейя): "серна"; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь» (Деян. 9:36).
Особое внимание обратите на эти два отрывка:
- «Иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков (герменейя)» (1-е Кор. 12:10).
- «Итак, что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование (герменейя), – все сие да будет к назиданию» (1-е Кор. 14:26).
Таким образом, вместе с Дональдом Ги мы приходим к следующему выводу:
греческое слово «ГЕРМЕНЕЙЯ», которое использовал сам Святой Дух, означает «ПЕРЕВОД».
Отставной полковник Армии Спасения рассказал мне интересную историю из своей личной жизни. Участвуя в пятидесятническом служении, он начал прославлять Бога на лингала, языке племен Западной Африки, среди которых совершал миссионерское служение. Каково же было его изумление, когда «опытный истолкователь», будучи уверен, что полковник говорит на иных языках, дал полностью (на все 100 процентов) неправильное истолкование его слов. Полковник был шокирован таким очевидным мошенничеством.
Очевидная подделка
Я заметил, что в пятидесятнических кругах знают о таких очевидных подделках. Присутствуя на одном пятидесятническом собрании, я услышал, как один брат из Кабо-Верде молился на своем родном языке (на одном из португальских диалектов). Как только он сказал «Аминь», один старейшина (который был мудрее остальных), желая предотвратить созревающее «истолкование», громко объявил: «Наш брат прославлял Бога на своем родном языке». Если бы он не вмешался, мы бы стали свидетелями очередного «чуда» истолкования. В таких истолкованиях присутствуют «правильные» христианские слова. Но по своему духу они так же ложны, как и слова молодой прорицательницы из 16-й главы книги Деяний. Следует помнить, что чуждый дух, пребывавший в этой девушке, говорил «правильные» слова: «Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки – рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения» (Деян. 16:17).
Присутствуя на одном собрании, я внимательно прислушивался к тарабарщине, произносимой одним пятидесятником. Его так называемые иные языки были набором неудобовразумительных звуков и выкриков. Но вдруг этот человек отчетливо произнес на итальянском языке: «SPIRITI SANTI, SPIRITI SANTI, SPIRITI SANTI» (Святой Дух). Услышав эти понятные мне слова, я с нетерпением ждал их появления в последующем истолковании. Но мои ожидания были напрасными. Может быть, Святой Дух, Который предположительно говорил чрез этого человека, позабыл упомянуть эти важные слова в истолковании? А может быть, это был не Святой Дух? Тогда какой дух вещал чрез этого человека?
Мой друг из Испании, присутствуя на богослужении французской пятидесятнической общины, произнес молитву «Отче наш» на своем родном языке. В последующем истолковании говорилось обо всем, что только можно представить, но только не о молитве «Отче наш». Для моего друга этот случай стал еще одним доказательством того, что «истолкователь» не только не понимал его речь, но и (что намного важнее и серьезней) нагло обманывал общину! Он скрывал свой явный обман под личиной благопристойной христианской фразеологии! Я до глубины души был оскорблен такой фальсификацией. Поэтому решил более детально исследовать это явление, дабы выявить больше доказательств. Вооружившись диктофоном, я попросил одного брата из Шотландии, (который говорил на английском с присущим их народу ужасным акцентом) произнести молитву «Отче наш» дважды. После этого я добавил записи двух «настоящих» речей на иных языках, которые записал на одном собрании. Записав все три речи на отдельную кассету, я отправился к «очень умеренным» пятидесятникам, которые считали, что все заблуждения и ошибки пятидесятничества чужды им. Никто из общины не сомневался в их христианском образе жизни, искренности и одаренности. У них была «харизмата»! После совместной молитвы я попросил их истолковать настоящий язык и псевдоязыки. Никто не отказался сделать это. Увы. Английский язык молитвы «Отче наш» превратился «чудным» образом в слова ободрения на французском языке! Что касается остальных истолкований, то они отличались от первого точно так же, как Рона от Рейна, которая течет в противоположном ему направлении! Когда я рассказал об этом случае своему другу-шотландцу, тот не знал, что сказать. Он только и произнес: «Не может быть... Не может быть...»
В таком случае возникает правомочный вопрос. Разве можем мы называть себя христианами, если мы пользуемся орудиями того, кто скрывается под личиной ангела света? Пытаясь выбраться из такого двусмысленного, затруднительного положения, некоторые пятидесятники утверждают (сами не веря на самом деле своим утверждениям), что истинность дара Святого Духа нельзя проверить с помощью электронных устройств. Но следует отметить, что электронное устройство не создавало этот наглый обман, оно всего лишь показало и подтвердило следующее:
эти так называемые дары Святого Духа не включены в число даяний добрых, и всякого дара совершенного. Их там попросту нет! (Иаков 1:17).
Доктор Джекил и мистер Хайд
Следующий вопрос не связан с электронными устройствами, тем не менее я прошу вас его внимательно рассмотреть. Было установлено, что содержание послания на иных языках можно использовать в личных целях. Их трактовка будет зависеть от чувств симпатии или антипатии к вам со стороны истолкователя. Лично ко мне было обращено два таких «истолкования». Одно и то же послание на иных языках было истолковано, с одной стороны, как слова ободрения и утешения, а с другой – как осуждение моих действий! Разве можно к этому относиться серьезно? Разве может Святой Дух быть доктором Джекилом и мистером Хайдом в зависимости от Своего настроения? У одного пятидесятнического пастора возникли проблемы личного характера. Спустя определенное время он стал основным объектом пророчеств на иных языках. Эти пророчества были слишком детализированны. Было видно, что те, кто пророчествует, очень хорошо знают этого пастора. Осознавая этот факт, он сделал следующее заявление: «Я принимаю пророчества на иных языках только от тех братьев и сестер, которые не знают меня лично». Своим заявлением этот пастор признал существование откровенной фальсификации. Но это был однобокий подход. Ведь он согласился принимать те пророчества, в которых не упоминалась его личная жизнь! Но все прекрасно знают, что если одна сторона монеты фальшивая, то вторая также фальшивая. Вся монета является подделкой. Совершенно ясно, что такие «истолкования» являются (всегда) отражением определенных тенденций и чувств. Они ясно показывают, что это явление есть человеческое изобретение, которое не имеет ничего общего с истинными дарами Святого Духа. Например:
- римо-католические харизматы демонстрируют приверженность учению своей церкви;
- спиритуалисты получают таинственные откровения;
- пятидесятники, будучи частью евангельского движения, пользуются языком этого движения, используя фразеологию и убеждения, свойственные только их группе;
- мусульмане также говорят на иных языках.
Значит ли это, что нам следует назвать их верными последователями Бога? Это значит, что как только неудобовразумительные слова превращаются в истолкование, маска отбрасывается и появляется истинное обличье.
Дипломатический иммунитет
Я заметил, что пятидесятники становятся чрезвычайно раздражительными, когда мы просим их привести доказательства истинности этих двух даров. Некоторых такая просьба приводила в бешенство. Другие проклинали меня. Но разве дар иных языков обладает неким дипломатическим иммунитетом? Разве мы не должны проверять его истинность? Ведь Библия заповедует нам испытывать духов, от Бога ли они (1-е Иоанна 4:1–3).
Мы обязаны проверить дар благовестника и духов, которые вдохновляют его, согласно 1-му Посланию к коринфянам, 15:1–2: «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали», и Посланию к галатам, 1:8: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема».
Согласно Евангелию от Марка, 16:17–18, знаком истинности веры и дара исцеления того, кто возлагает свои руки на больного, является полное исцеление больного человека. Истинность дара пророчества следует проверять согласно 1-му Посланию к коринфянам 14:29: «И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают (то есть, внимательно проверяют)». В 32-м стихе говорится следующее: «И духи пророческие послушны пророкам» (1-е Кор. 14:32). То есть дар пророчества не может противоречить общему пророчеству, которое является своего рода лакмусовой бумажкой истинности пророчеств. Более того, все пророчества должны исполниться (Втор. 18:21).
Относительно своего апостольства Павел говорит: «Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами» (2-е Кор. 12:12).
Тогда на каком основании мы должны предоставлять некий дипломатический иммунитет этим двум дарам? Почему мы не должны их проверять? Тем, кто отказывается проверить свой дар на основании диктофонной записи, утверждая, будто такое действие не будет благоприятным для Святого Духа, я напоминаю:
1. Дэвид Уилкерсон, которого пятидесятники обожают, утверждает, что может говорить на иных языках в любое время и в любом месте;
2. Недавно на одном из французских телеканалов демонстрировалась передача, в которой три пятидесятника сидели напротив телекамер и общались друг с другом на иных языках. Несмотря на сложную обстановку в телевизионной студии, вспышки фотоаппаратов, свет телекамер и софитов, они записали истолкование посланий на иных языках;
3. Один из самых знаменитых лидеров пятидесятничества, Гордон Линдси, в своей книге «Дар Святого Духа» (стр. 147) пишет: «У ОДНОГО послания на иных языках может быть НЕСКОЛЬКО ЖЕЛАЕМЫХ ИСТОЛКОВАНИЙ» (выделено нами).
На основании этих трех предпосылок пятидесятников, которые мои оппоненты не могут отрицать, я предложил им следующее: «Организуйте собрание, на котором один из вас будет говорить на иных языках, а трое остальных истолкуют это послание. Но истолкователи должны быть изолированы друг от друга. Затем мы сравним содержание истолкований, которые предположительно должны говорить об одном и том же».
В данной книге я снова предлагаю любой харизматической или пятидесятнической общине провести этот простой эксперимент. Ведь до сих пор никто из них не согласился провести такое исследование. Почему же никто не соглашался, не соглашается и не согласится в будущем принять мое искреннее предложение?
Засада
Позвольте мне привести совет двух братьев, которые осознали серьезность заблуждений в области учения и нравственности пятидесятничества и отказались от них:
«Будь начеку, брат! Если эти люди начинают играть с тобой, это значит, что они желают навязать тебе правила своей игры и выиграть любой ценой. Даже ценой обмана! Если ты предложишь им проверить истинность их дара истолкования, они согласятся. Но при одном условии. Если они будут уверены, что смогут жульничать с самого начала проверки. Например, они могут заранее выбрать определенный текст Святого Писания и эффективно «истолковать его», изменив одно или два слова. Но если ты предложишь им истолковывать твой текст, с помощью истолкователей, которые не знают друг друга, последует полнейший отказ. На протяжении многих лет мы были уверены, что Святой Дух говорит через членов нашей общины. Истолкования, которые мы слышали, были «откровениями» частного характера. В них затрагивались вопросы частной жизни всех членов церкви, со всеми подробностями. Мы считали, что благодаря дару «проницательности» у нас есть истолкования откровений на иных языках. Сначала мы поражались этим «чудесным» явлениям, но впоследствии благоговение превратилось в обеспокоенность. Это продолжалось до тех пор, пока «кота не вытащили из мешка». Благодаря ссоре из-за пустяков, которая стала причиной дальнейшего раскола церкви, мы увидели истинное обличье этих «чудесных откровений». У многих развязались языки! Оказалось, что пастор вместе с двумя старейшинами посещал разные семьи нашей церкви и договаривался с ними, дабы на следующем воскресном собрании они указали на «иных языках» и в последующих «пророчествах» на многочисленные факты «плохого» поведения остальных членов!»
Совет этих братьев, которые столкнулись с явным мошенничеством в своей церкви, весьма актуален и для нас. Когда обман становится необходимым принципом, тогда можно ожидать худшего. Там, где используется только личина христианства, допускается «удар ниже пояса». Нет ничего удивительного в том, когда такая тактика используется миром. Вот почему мы должны вести себя, как овцы среди волков, и быть мудрыми как змии и кроткими как голуби, пребывая в безбожном мире. Но как могут применять такую тактику те, для кого искренность, честность и верность должны быть жизненными принципами? Одна мысль об этом вызывает чувство тошноты. Господь сказал: «Так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих» (Ис. 29:13).
Конечно, мы не можем обвинять a priori всех пятидесятников в обмане и лукавстве. Христианское милосердие требует от нас веры в их искренность ДО ТЕХ ПОР, пока у них не представится возможность оправдать наше доверие. Но это не может продолжаться вечно. Вот почему мы используем выражение «ДО ТЕХ ПОР». Ведь если пятидесятники отказываются проверить истинность своих даров, значит их нравственная честность мертва, а доктринальные заблуждения становятся грехом. Вот что сказал Иисус относительно слепоты фарисеев, после того как Он исцелил человека в Иерусалиме: «Если бы вы были слепы, то не имели бы [на] [себе] греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас» (Иоан. 9:41).
Пятидесятнический отчет относительно электронных устройств
Многие, если не все, пятидесятники упорно отказываются пройти предложенный мною тест на основании ошибочной предпосылки, что якобы мы не имеем права проверять истинность дара Святого Духа с помощью электронных устройств. Неужели они так сильно опасаются узнать правду? Тогда как они объяснят то, что миллионы кассет с посланиями пятидесятнических служителей распространены по всему земному шару? Их копируют, записывают, переписывают, а сотни тысяч пятидесятников и харизматов внимают каждому произнесенному слову! Этим кассетам придается огромное значение. Для многих они являются чуть ли не богодухновенными посланиями. Многие были возрождены Святым Духом во время прослушивания этих кассет.
Следует помнить, что аудио-визуальные устройства весьма популярны в пятидесятнических кругах. Они с удовольствием фотографируют и снимают на видеокамеру чудеса и исцеления, производимые, по их мнению, Святым Духом. Более того, они копируют эти записи и распространяют повсюду. Послания на иных языках и их истолкования записываются на кассеты, а затем распространяются по церквям. Там их внимательно прослушивают и обсуждают. Таким образом, совершенно очевидно, что отказ от эксперимента с использованием нейтрального электронного оборудования объясняется простым страхом. Эти люди боятся узнать, что послания на иных языках и их истолкования являются всего лишь подделкой. Когда водитель притормаживает перед патрульной полицейской машиной, это значит, что он чего-то опасается! Сейчас я предоставлю несомненное доказательство того, что отказ от вышеупомянутого эксперимента не имеет под собой библейских оснований. Просто пятидесятники умеют избегать сложных и «неудобных» вопросов.
Французский журнал Experiences («Переживания») является бесспорным сторонником пятидесятничества. Весь 73-й номер этого журнала (1989 год) посвящен рассмотрению единственной темы – «Необычайное открытие математических структур в Библии с помощью СВЕРХСКОРОСТНЫХ КОМПЬЮТЕРОВ» (страница 24). «В данном исследовании принимали участие лучшие математики США и Израиля, из университетов Иерусалима и Тель-Авива, Гарвардского и Йельского университетов». «Эта серьезная работа была проделана серьезными людьми...» «Нет слов, дабы описать все величие и объем их исследований, а в особенности – результаты!» «КОМПЬЮТЕРЫ доказывают, что Библия – уникальная книга. Она несет на себе отпечаток Создателя! Даже самые выдающиеся мужи веры не могли себе представить всей глубины и широты величия и сложности Святого Писания!» (страница 4). С помощью чего эти ученые пришли к таким выводам? Я не ослышался? ЭЛЕКТРОНИКИ! Следует помнить, что написание Святого Писания относится к дарам Святого Духа – знания и пророчества (13-я глава 1-го Послания к коринфянам). Эти два элемента образуют Библию. Другими словами, все Писание состоит из знания и пророчества. Это не просто важные дары Святого Духа, но НАИБОЛЕЕ важные из всех «харизмата». Помните, «Все Писание богодухновенно» (2-е Тим. 3:16) и «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2-е Пет. 1:21).
Оказывается, этот журнал поддерживает исследования этого Божественного дара с помощью электронных устройств! Этот журнал не сдерживает своих эмоций. Он прямо-таки брызжет неуемным энтузиазмом. Можем ли мы в таком случае утверждать, что истинность слов, которые Бог влагает в уста наших пятидесятнических друзей, труднее доказать, чем слова Моисея, Иеремии, Петра, Павла или нашего Господа? Если современные технологии увеличивают нашу веру в истинность Божьего Слова в десятки раз, тогда почему бы не подтвердить истинность слов, которые, по мнению пятидесятников, исходят от Святого Духа? К чему такая нерешительность? А может, есть какие-то сомнения? В чем суть проблемы? Корень данной проблемы находится в тексте самой статьи (страницы 6 и 7). Вместо слова «Библия» мы употребим выражение «иные языки». Под этим выражением мы будем подразумевать говорение на иных языках и их истолкование. Прошу читателей несколько раз вдумчиво прочитать этот отрывок:
«Мы пришли к поразительным выводам! Эти факты невозможно отрицать. Любой ученый, который желает увидеть несомненные доказательства, может проверить эти факты. Но мы столкнулись с психологической (нравственной) проблемой. Возникает чрезвычайно важный вопрос жизни и смерти. Верим ли мы в истинность «иных языков», или отбрасываем в сторону как мусор? Или это исследование предоставляет нам новейшие данные, или оно бессмысленно! Многие заинтересовались нашими научными изысканиями. Но как только эти люди поняли, куда ведут наши исследования, они отказались участвовать в них, утверждая следующее: «Всякий может поверить в то, во что он желает верить». Но нет! На психологическом уровне каждый из нас может поверить в плод своего воображения. Но в данном случае мы имеем дело с математическими структурами... Все знают, что дважды два – четыре! В данной области мы не можем просто верить в то, во что желаем верить» (выделено нами).
«Но как только эти люди поняли, куда ведут наши исследования…» Есть веская причина для отказа участвовать в исследовании подлинности иных языков и их истолкований с помощью электронных устройств. Это страх. Многие боятся признать, что тот же электронный тест, который подтвердил истинность Святого Писания, не подтвердит истинности иных языков и истолкований. Ведь он может показать, что за ними стоит тот, кто принимает вид ангела света.
Любой человек может провести этот эксперимент. Для его проведения не требуется сложное и дорогостоящее оборудование. У кого нет диктофона? Если вам важна истина, тогда сделайте запись ваших собственных «иных языков». Если вы верите, что обладаете подлинным даром иных языков, тогда у истолкователя должен быть подлинный дар истолкования. Найдите истолкователей, которые не знают друг друга. Попросите их ОТДЕЛЬНО ДРУГ ОТ ДРУГА дать истолкование вашему посланию на иных языках, а затем сравните все «истолкования». Лично я так делал. Я понял, что они исходят не от Отца светов, но от отца всякой лжи и неправды (Иаков. 1:17, Иоан. 8:44).
Еще одна проверка
Так как пятидесятники, опасаясь раскрытия их заблуждений, отказывались от проведения исследования с использованием электронных устройств, я предложил другой вариант. Вот что я сказал в письмах двум известным пятидесятническим лидерам Франции и Швейцарии:
«Так как вы верите, что у вас есть подлинный дар иных языков, тогда, вне сомнений, вы обязаны верить и в то, что ваш дар истолкования (который неразрывно связан с даром иных языков) обладает такими же чудесными характеристиками. Так как вы не одобряете исследования с помощью электронных устройств, я предлагаю вам следующий вариант. Мы выберем четырех свидетелей и посетим одну из пятидесятнических общин (на мой выбор), где никого из нас не знают и где истолкование иных языков происходит спонтанно. Я буду говорить на плохом голландском, а вы – на своей тарабарщине. Вы увидите, что истолкование моего и вашего «иных» языков будет полностью «евангельским» по своему содержанию! Такие «истолкования» станут неопровержимым доказательством того, что эти «чудесные» явления на самом деле являются человеческими измышлениями и подделкой. Засвидетельствовав обман, мы вместе с нашими свидетелями незамедлительно составим отчет о случившемся факте, подпишем его и распространим по всем церквям Франции и Швейцарии».
Один из них попросту не ответил на мое письмо. Другой отказался участвовать в подобном эксперименте, обозвав меня в ответном письме богохульником и лжепророком! Ни один из эти двух лидеров пятидесятничества не осмелился принять вызов. Почему? Потому что они прекрасно знают, что результатом такого эксперимента будет раскрытие обмана и мошенничества в пятидесятничестве. Может ли человек называть себя христианином, если он поступает менее честно, чем пророки Ваала, которые, по крайней мере, приняли вызов Илии, дабы доказать всемогущество своего божка (3-я Царств, глава 18).
Необходимое объяснение
Как же нам объяснить то, что возрожденные, истинно обращенные люди попали в силки отца всякой неправды? Просто невероятно! Ведь настоящий христианин не может постоянно лгать самому себе. Поэтому нам необходимо дополнительное объяснение. Для того чтобы понять этих людей, вам необходимо прожить несколько лет с ними, полностью погрузиться в их мир. Мы намного полнее понимаем изломанную жизнь Самсона, когда осознаем, что во времена его жизни «каждый делал так, как считал нужным». Самсон был человеком своего времени. Этим многое объясняется. Например, христианин, который вырос в церкви, где не запрещается употребление табака и где сами старейшины являются примером для подражания, не задумывается о правильности такого подхода. Такой человек никогда не будет освобожден от никотинового рабства. У него не возникает ни малейшего желания избавиться от пагубной привычки. Ведь никотин проник в его кровь и образ жизни без какого-либо сопротивления со стороны совести этого человека. Он просто вырос в такой среде. Почему он должен бросить курить, если его община разрешает табакокурение или, по крайней мере, не запрещает?
В таком же положении находятся и католики. Они не могут отделить себя от присущей им мирской жизни. Поэтому религиозная жизнь католиков насквозь пропитана мирским духом. Без каких-либо колебаний католик после мессы посетит близлежащий бар, где будет играть в дартс со своими друзьями, делать ставки на бегах, распевать песни и звенеть бокалами со священником, который назначит его ответственным за проведение следующего церковного танцевального вечера. Это обмирщение не дает ему возможности осознать, что он находится на пути в погибель. Несмотря на это, католик уверен, что служит Господу Иисусу. Ведь сей человек знает, что, совершая добрые дела, он приобретает спасение своей души. Но как он мог закрыть дверь покаяния и обращения? Ключ забрал господин его совести.
Такая же обстановка царит и в общинах с сильным харизматическим влиянием. Опыт и переживания ценятся намного выше доктрины Святого Писания. Уделяется большое внимание религиозной экзальтации. Серьезное и глубокое изучение Библии заменено рассказами, свидетельствами, видениями и пророчествами. Это превосходное средство для отрицания роли разума в христианстве. Ваша вера должна превосходить все ожидания. Например, тексту из Евангелия от Марка, 11:24, «Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам», придается чрезвычайно важное значение. Каждый харизмат находится под тяжким гнетом обязательства свидетельствовать о полученном от Бога ответе на молитву, даже когда на самом деле он никакого ответа не получал. Пребывая одной ногой в могиле, они бесстыдно утверждают, что получили от Бога полное исцеление от своих болезней. Согласно харизматическому учению, это не ложь. Напротив, это триумф веры! Человек обязан верить, что бы не случилось. Он не имеет права сомневаться. Ужасающее извращение смысла данного текста привело к тому, что всякий истолкователь иных языков, который совершенно не понимает их, но все же истолковывает, является не обманщиком, но верующим в истинность своего толкования. Он просто верит в это. А если он верит, тогда это чистейшая правда! Вот такая логика! Он верит, что прославляет Бога. Он уверен в этом. Ведь если он с верою попросил Бога даровать ему дар истолкования иных языков, значит Господь по его вере даровал ему этот дар! Он уверен, что получил этот дар. Так как в его общине никто не собирается проверять истинность и подлинность его дара, этот человек продолжает уверять себя в том, что он делает все правильно. Даже когда его практика явно противоречит учению Святого Писания. Когда пастор утверждает, что на собрании были сотни людей, в то время как в действительности там было меньше двадцати человек, он не лжет! Он просто верит, что Бог, Которого он попросил полностью заполнить зал, исполнил его просьбу! На основании слов «верьте, что получите» он верит, что получил просимое. Поэтому, несмотря на реальные факты, этот пастор уверенно утверждает, что зал был заполнен сотнями людей!
Такие «истины» быстро формируют харизматическое мировоззрение, которое чуждо другим евангельским христианам. Последние даже не могут представить, что такие извращения существуют на самом деле. Харизматы поражены очень тяжелой формой духовной болезни, которая является родственницей восточных оккультных религий. Ее симптомы ужасны — потеря воли, отречение духа, отвержение разума. Разве один из представителей данного движения, Г. Рамсейер, не написал книгу «Вы думаете слишком много»? (Мы рассмотрим ее в дальнейших разделах). В этой книге он призывает нас полностью отречься от себя, своего разума и здравомыслия, дабы исполниться духом. Но каким духом? Конечно, можно, защищая это утверждение, использовать отрывок из 1-го Послания к коринфянам, 14:14, – «Ибо когда я молюсь на [незнакомом] языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода» (1-е Кор. 14:14). Вырывая этот отрывок из контекста, в котором утверждается важность и значимость разума, они приветствуют все, что не имеет отношения к здравому смыслу и рассудительности. В таком случае стирается грань различия между человеком и животными и нарушается первая Божья заповедь: «Возлюби Господа Бога твоего всем... разумом твоим». Другими словами, всем разумом, всей волею, всей душой, всем знанием. Но противники разума говорят следующее: «Не сопротивляйся. Отрекись себя. Не пытайся использовать свой разум. Позволь Святому Духу владычествовать в тебе. Откажись от своего разума и настройся на волну Святого Духа». Мы можем быть уверены, что когда наш дом разума пуст (Матф. 12:44), враг войдет в него под личиной Святого Духа и станет нашим господином. Иисус говорил, что в таком случае человек становится намного хуже, чем был раньше. Это и есть единственное объяснение такого явления, как «истолкование иных языков».
Подделка и создание подделок
Я думаю, нашей работе придадут больший вес свидетельства христиан, которые осознали опасность ложных даров, признали, что они являются явными подделками, и покаялись пред Господом за использование этих даров. Если это заявление оскорбит чувства некоторых, я напомню, что ортодоксальные пятидесятники используют более оскорбительные выражения, осуждая своих харизматических собратьев за пользование теми дарами, которые сами же и практикуют. Более того, они сами случайно передали эти дары харизматам! Бывший пятидесятник написал смелую, но в то же самое время ужасную исповедь: «Беседуя с пятидесятниками, вам не следует использовать логические аргументы. Это бессмысленно. Они пользуются логикой только тогда, когда им это выгодно. В противном случае они не будут вас слушать. Мы поражены болезнью. Страшной болезнью. Мы нуждаемся в исцелении». Этот брат написал исповедь после своего духовного исцеления.
Никто не может сделать так, чтобы фальшивомонетчики не печатали поддельные банкноты и не пускали их в оборот. Фальшивые деньги, подобно фальшивым дарам, приносят несказанную радость тем, кто ими обладает. Они приносят настоящее богатство своим владельцам и даруют уверенность в завтрашнем дне. Все это продолжается до тех пор, пока владельцы подделок не будут схвачены полицией. Не за горами то время, когда все, делающие подделки, предстанут пред Господом отмщения. Им следует всегда помнить слова Бога:
1. «Дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять» (Лук. 16:2);
2. «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9:27).
Что же будут делать в тот Великий День Суда Божьего те, кто создавал подделки в святой церкви Господней, утверждая, что благодаря им люди могут намного эффективнее провозглашать Имя Господа? Они больше не смогут призвать это великое Имя. Будет слишком поздно исправлять ошибки. Мы знаем, что любое допущение ошибки является серьезным нарушением Божьего Закона. Когда мы отказываемся признаться в своих ошибках и считаем себя правыми, тогда наша вина становится намного больше. Но если мы осознанно вводим людей в заблуждение, тогда нам следует выслушать слова нашего Господа: «Оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Матф. 15:14). Да не надеются эти обманщики, что в день Господень они оправдаются пред Богом. Ибо «многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Матф. 7:22, 23).
«Старинные» часы
Когда я был мальчиком, мой отец принес домой старинные часы. Они были очень красивыми. Ручная резьба, бронзовые детали, стеклянный купол. На них была вырезана пасторальная сцена со множеством фигурок. Все наши гости обязательно должны были насладиться созерцанием этого чудного произведения искусства и выслушать комментарии моего отца относительно истории и художественной ценности этих часов. Мы заводили эти часы с необычайной осторожностью. Это был целый ритуал! В течение пятнадцати лет эти часы занимали почетное место в нашей гостиной, будучи объектом восхищения, вожделения и зависти многих. Я проводил много времени, любуясь внешним видом этого старинного предмета, который выбивал мелодию каждые полчаса. Это были действительно старинные красивые часы, которые прошли непростое испытание временем, равномерно тикая, секунда за секундой, минута за минутой, час за часом, день за днем, год за годом. Эти часы были нашей гордостью и радостью на протяжении пятнадцати лет! Но когда умер мой отец, мы были вынуждены их продать. Поэтому мы с матерью отправились в антикварный магазин, дабы специалисты оценили этот старинный предмет. Но знаток назвал нам такую смешную цену, что мы пришли в замешательство. Мы были возмущены до глубины души. Пару копеек за старинный бронзовый предмет?! Тогда специалист раскрыл часы и показал нам их внутреннюю сторону. Оказалось, что эти часы были отлиты из олова и покрыты бронзовой краской! «Антикварная» вещь была простой подделкой! Цена ей медный грош! Несмотря на этот очевидный факт, нам было трудно расставаться с этими часами. Ведь на протяжении многих лет они были объектом нашей радости, счастья, мечтаний. Они даровали нам иллюзию, которая в конце концов была полностью разрушена. Оказывается, моего отца обманули. Но этого бы никогда не произошло, если бы мой отец принес эти часы на экспертную оценку специалистам по антиквариату. Мы бы оставили эти часы и хранили тайну их происхождения, продолжая наслаждаться их внешним видом, равномерным тиканием и боем, делая вид, что это настоящие антикварные часы.
Параллели очевидны. Многие люди так себя ведут в отношении «дара» иных языков. Библейская оценка на основании исследования с помощью электронных устройств доказала бы им то, о чем они и так догадывались. Говорение на иных языках является в лучшем случае психологическим явлением, которое не имеет ничего общего с подлинным апостольским даром. Однако этим людям очень сложно отказаться от своих воспоминаний, мировоззрения, мечтаний, от практики говорения на иных языках. Эту ностальгию вполне можно понять с точки зрения человека. Однако с точки зрения Бога она неприемлема.
Но давайте возвратимся к «антикварным» часам. Что было бы хуже? Предаваясь ностальгическим воспоминаниям, обманывать себя или, пытаясь продать эти часы, обманывать людей, нагло доказывая подлинность этого предмета?
Распродажа тарабарщины
К сожалению, именно так поступают многие в Божьей Церкви. Они устраивают собрания, на которых желают встретиться со Святым Духом и лицезреть Его чудные деяния. Но практика проведения таких собраний так же беспочвенна и бессмысленна, как и само их предложение. Происходящее на этих мероприятиях напоминает жалкую пародию на великое явление Духа в день Пятидесятницы. В начале такого собрания рассматриваются причины, по которым некоторые из присутствующих не получили Святого Духа. Затем приводятся свидетельства о силе и чудных деяниях Святого Духа в жизни тех, кто получил дар говорения на иных языках. После такой рекламы многие желают получить этот «дар» (кто бы отказался после такой психологической обработки!). Начинается активная фаза собрания. Люди громко и эмоционально молятся. Все с нетерпением ожидают сверхъестественных явлений. Атмосфера собрания накаляется до предела. Сначала мы слышим стоны, возгласы, вздохи, громкие восклицания. Затем наступает кульминация! Все собрание приходит в крайнее возбуждение. Мы погружаемся в море всеобщего ора. Служители поспешно возлагают руки на людей, дабы они получили Святого Духа и пали ниц в исступлении. Они приказывают Святому Духу снизойти на человека и овладеть им. Некоторые доходят до того, что снимают свои поясные ремни и начинают стегать ими людей. Оказывается, они таким способом изгоняют из братьев и сестер особо упорных бесов. Если человек желает получить дар говорения на иных языках, тогда от него требуют отказа произносить молитву на английском языке. Если у брата ничего не получается, тогда советник отводит его в сторону и советует повторять фразу «Иисус, Господь» десятки раз. Но ему следует произносить эти слова все быстрее и быстрее. Конечно же, человек теряет контроль над своей речью и начинает произносить странные звуки. Окружающие, увидев, что этот человек начал говорить на «иных» языках, вопят от радости. Это называется «победное ликование». Все начинают поздравлять брата, обнимать его. Лица всех сияют от радости, у некоторых на глазах слезы. Несколько лет назад в некоторых общинах ввели КЛАССЫ ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ НАУЧИТЬСЯ ГОВОРИТЬ НА ИНЫХ ЯЗЫКАХ! Руководство желало, чтобы «крещенные в Духе» могли обладать этим «даром» в полной мере. Некоторые возмутились, говоря: «Разве это не хула на Святого Духа во Имя Его?» Но если одни харизматы противятся такой скандальной практике, то другие, наоборот, относятся к ней, как к совершенно естественному явлению. Они от всего сердца поддерживают «промывку мозгов» новообращенных. Ведь они сами ее прошли! В нашем регионе один человек использует свой «новый» дар, дабы малые дети могли получить крещение Святым Духом. С согласия поместных церквей области он посещает семьи христиан и учит детей, как правильно говорить на иных языках!
Виноваты не мы, виноваты другие
Некоторые братья из харизматического движения будут утверждать, что в их общинах такой практики нет. Но посетите их церкви и вы все увидите своими собственными глазами! Когда я начинаю говорить о такого рода заблуждениях, мне всегда отвечают: «Виноваты не мы, виноваты другие». К другим относятся, конечно же, не их общины, но «какие-то» другие. Они могут указать на соседнюю церковь или общину на другом конце города. Но почему такие благочестивые и спокойные братья, которые отрицают всевозможные крайности своего движения в частной беседе со мной, становятся ярыми сторонниками этих идей в своей общине? Когда я указал нескольким братьям на некоторые крайности, они пришли в замешательство. Но были ли они искренними, отвечая: «Такие вещи происходят не у нас, но у других»? Однако я говорил именно об их общине, которая собирается в пригороде Парижа. Присутствуя на молитвенном собрании молодежной группы (в которой я должен был выступать через час), я стал свидетелем события, о котором противно вспоминать. Я осознаю ответственность перед Богом за свои слова. Все, о чем я расскажу, является чистой правдой. Я выражусь словами апостола Павла (которые он использовал четыре раза в своих посланиях): «Истину говорю вам, не лгу». Дабы описать то, чему я стал свидетелем, могу привести только один пример. Однажды я припарковал свой автомобиль на стоянке огромного супермаркета. Мое внимание привлекли разноцветные вагончики странствующего цирка. Было время кормления хищников из семейства кошачьих. Одно только рычание этих животных наводило на меня страх и трепет. Молитвенное служение молодежной группы выглядело именно так. Дичайшие крики, истошные вопли, рычание. Казалось, каждый из присутствующих стремился перекричать другого. Я был шокирован до такой степени, что начал просить Господа прекратить этот ужас. Я покинул это собрание с чувством отвращения. Я был свидетелем еще нескольких собраний подобного рода. Разница была только в нескольких децибелах. За двадцать пять лет до появления так называемого торонтского благословения в одной «умеренной» церкви, которая не была подобна «остальным» церквям, произошло следующее событие. На воскресном собрании одна из сестер «духовно» захохотала. Пастор, которого можно назвать образцом умеренности и рассудительности, одобрил этот новый «дар» и призвал общину «хохотать во Святом Духе»: «Смейтесь, смейтесь во Святом Духе!» Один человек засмеялся, затем второй, и вскоре вся община заливалась хохотом. Смеялись все, за исключением одной женщины. По всей видимости, она была невосприимчива к действию «Святого Духа». Это была моя жена!
(1) Дональд Ги, Les dons Spirituels, стр. 75.
Комментарии: