Фернан Легран
Все о говорении на иных языках
2. Послание людям?
Исследуя данную тему, нам следует постоянно помнить о принципе, разработанном Д. Кормье в 1 главе: дух, который противоречит Святому Писанию, не может быть Святым Духом. Используя этот принцип, пятидесятничество вскрывает серьезные ошибки харизматического движения и делает следующий вывод: «Сверхъестественные явления (в харизматической среде) являются для них доказательством правильно выбранного ими пути. Харизматы считают, что им нечего бояться. На самом же деле они пребывают в заблуждении. Эти явления, в большей или меньшей степени, являются всего лишь имитациями истинных сверхъестественных событий, которые происходили во времена Нового Завета. Вот почему мы вправе называть их подделками» («Анализ харизматического возрождения», 14 страница). Можно только позавидовать такому рвению пятидесятников в деле защиты истины. Вот только это рвение направлено всего лишь в одну сторону. Ибо если бы наши пятидесятнические друзья приложили хотя бы часть своих усилий на рассмотрение собственного учения, тогда они признали бы, что «знамения, чудеса и говорение на иных языках как доказательства правильного пути» являются основой их собственного учения, силы и чувства безопасности. Например, харизматы объясняют поразительный рост своего движения сверхъестественными явлениями. Пятидесятники, гордо утверждая, что их церкви растут намного быстрее евангельских церквей, пользуются аналогичным объяснением. Тем не менее, они говорят: «Наше учение основано на Святом Писании! Наша практика основана на библейских моделях!» В таком случае давайте посмотрим, действительно ли это так.
Библейские модели?
Что же говорит Святое Писание относительно истинного говорения на иных языках? «Ибо кто говорит на [незнакомом] языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает [его], он тайны говорит духом» (1-е Кор. 14:2). Апостол Павел, величайший учитель Церкви, ведомый Святым Духом, утверждает следующее: «...говорит не людям...» Одного этого стиха достаточно для полного уничтожения основы пятидесятнического движения. Сам Святой Дух, Которому мы не имеем права противиться (ибо последствия нашего противления будут ужасны), утверждает, что «кто говорит на [незнакомом] языке, тот говорит не людям, а Богу». Верийцы ежедневно исследовали Писания, дабы удостовериться в истинности сказанного им апостолом Павлом (Деяния 17:11). Нам следует поступить точно так же, дабы проверить учение пятидесятнического движения. После более чем тридцатилетнего общения с представителями пятидесятнических церквей и принятия некоторых аспектов их учения я был вынужден признать, что в данном вопросе они не следуют учению Святого Писания.
Прежде всего, я капитулировал перед авторитетом Святого Писания. Затем я приступил к тщательному анализу учения и практики пятидесятнического движения, дабы сделать для себя соответствующие выводы. Беседуя с людьми, которые были глубоко убеждены в правильности своих взглядов, я задавал им следующий вопрос: «Когда сказанное на иных языках истолковывается на ваших собраниях, какой смысл несут эти слова?» Я задавал этот вопрос не потому, что не знал ответа. Мне хотелось услышать прямой ответ именно от представителя пятидесятнического движения, дабы он четко и ясно объяснил мне это явление. За исключением нескольких случаев, я услышал то, что и ожидал услышать. Истолкованные послания были словами ободрения, пророчества, утешения и даже призывами к благовестию. Совершенно очевидно, что эти послания были обращены к людям. Тем самым они противоречили Святому Духу, который утверждал противоположное: «Кто говорит на [незнакомом] языке, тот говорит не людям, а Богу». Поэтому такие истолкованные послания в пятидесятнических церквях имеют такое же библейское происхождение, что и молитвы Деве Марии. Говоря кратко, дар, который противоречит Святому Писанию, не может исходить от Святого Духа. Такой дар (которым обладают, по мнению пятидесятников, харизматы) исходит от чуждого духа. Услышав ответы на свой вопрос, я начинал показывать этим людям, что говорит Святое Писание. Некоторые из них поражались кристально ясным словам апостола Павла. Ведь многие никогда не видели этот отрывок или не обращали на него внимание. Наиболее восприимчивые сразу же осознавали, что потерпели сокрушительное доктринальное поражение. Для них это было настоящее Ватерлоо!
Лишены возможности видеть
В других случаях я замечал, что многие совершенно не понимают значения этого ясного отрывка Святого Писания – «Кто говорит на [незнакомом] языке, тот говорит не людям, а Богу». Возникает такое чувство, будто у этих людей повязка на глазах. С одной стороны, они соглашаются. С другой – не понимают, о чем вообще идет речь. Они не пытаются игнорировать этот отрывок. Просто эти люди его не понимают. Читая этот текст, они приходят к совершенно противоположному выводу, говоря: «Как же еще Бог может обращаться К НАМ!»
Один из моих друзей, ревностный пастор, пригласил меня поприсутствовать на благовестническом собрании в его церкви. Он рассказал мне об одной сестре, которая в личной беседе говорила с ним на ином языке. Этот пастор сказал: «В ее словах я услышал послание, обращенное лично ко мне». Услышав это, я понял, что у меня есть прекрасная возможность задать ему следующий вопрос: «Не кажется ли тебе, что слова на ином языке, которые эта женщина произносила лично для тебя, противоречат библейскому утверждению «кто говорит на [незнакомом] языке, тот говорит не людям, а Богу». Разве ты Бог?» Мой вопрос поразил этого пятидесятнического пастора. Он не знал, что сказать. Только сейчас он услышал библейский текст, на который ранее не обращал никакого внимания. Он выглядел таким несчастным, что мне стало жаль его. Я не сказал ему, что такие действия попахивают ересью. Я не спросил его, что же это было на самом деле – обман или мистификация? Я всего лишь предоставил ему возможность самому осознать всю глубину этого духовного заблуждения.
Моя недавняя беседа, посвященная рассмотрению данного вопроса, является прекрасной иллюстрацией слепоты некоторых представителей пятидесятнического движения. Я осознал, что простое цитирование этого текста не очень помогает мне переубедить моего собеседника. Человек, с которым я общался, слушал только самого себя и был глух к словам Святого Писания. Тогда я открыл Библию и попросил его прочитать громко этот текст – «Кто говорит на [незнакомом] языке, тот говорит не людям, а Богу». Никакой реакции. Мы перечитывали этот отрывок более пяти раз, и каждый раз – полнейшее непонимание. Как вдруг его осенило! Наконец-то он понял значение слов апостола Павла! Но тут же у этого человека возникла иная проблема. Он начал осознавать, что сила истины этого отрывка сокрушила его убеждения, подобно айсбергу, который столкнулся с Титаником, и отправила его ко дну. Бедный малый! Он пережил лобовое столкновение с могучим библейским учением, разрушившим до основания его доктринальные убеждения. Дабы с честью выбраться из сложившейся ситуации, ему не осталось ничего лучшего, чем обратиться к зыбучим пескам собственного опыта.
В своей первой книге, посвященной теме говорения на иных языках, я описал спор, который произошел между служителем Братской Ассамблеи и пятидесятническим пастором. Последний, осознавая правоту своего собеседника, закрыл свою Библию, отложил ее в сторону и сказал: «С точки зрения Библии ты прав, но я не могу отвергнуть свой опыт!» Поведение и слова этого пастора показали его истинное отношение к рассматриваемому нами вопросу. С одной стороны – Библия, с другой – опыт. Совершенно очевидно, что спустя тридцать лет так ничего и не изменилось. Моя последняя беседа, о которой я упомянул ранее, завершилась точно так же, как и первая. После того, как я еще раз показал этому человеку, что практика говорения на иных языках, существующая в его церкви, основана на человеческом опыте, направлена на людей и противоречит Святому Писанию, мне пришлось задать ему следующий вопрос: «Что ты выберешь – Слово Божье или свой опыт?» Он ответил без колебаний, повторив дважды: «Конечно же, свой опыт!» Это поразительное упрямство объясняется ужасной исповедью пятидесятнического служителя, который сказал мне следующее: «Когда в наших общинах начали исследовать этот отрывок Святого Писания, мы были поражены. Этот текст был бомбой замедленного действия. Мы не могли допустить, чтобы она взорвалась в наших церквях. Ведь в таком случае нам пришлось бы признать, что ВСЯ НАША ПРЕДЫДУЩАЯ ПРАКТИКА БЫЛА ЛОЖНОЙ!»
Конечно, эта практика ложна, но пятидесятники делают вид, что никто ничего не знает. Каким же образом они это делают? Есть четыре основных способа:
1. Уделяется чрезмерное внимание личным субъективным переживаниям и опыту. Например:
- Пророчество относительно меня, которое произносилось на иных языках, исполнилось.
- Поучение на иных языках совпадает с положением дел в поместной церкви.
- При отсутствии переводчика проповедник начинает проповедовать на местном языке, который он никогда не изучал (рассказы о таких случаях весьма популярны, но ничем не подтверждены).
- Решение проблемы, провозглашенное на иных языках, оказалось правильным. Говорящий на иных языках указал на важную нужду и предоставил верный способ ее разрешения.
Существует огромное множество подобных историй. Рассказывая с полнейшей уверенностью такие истории, пятидесятники создают условия, при которых слушатели (особенно новообращенные) будут воспринимать в штыки здравое учение Святого Писания. Мы более детально рассмотрим вопрос субъективных переживаний и опыта в 12-й главе.
2. Второй метод заключается в обработке и отшлифовке определенного текста Святого Писания. Как говорил пастор, о котором я рассказывал ранее, нам следует отбросить идеи, которые слишком смущают нас. Именно так поступают иудаистские раввины с 53-й главой книги пророка Исаии во время годичного синагогального круга чтений Закона и Пророков. Прочитав 52-ю главу, они сразу же приступают к чтению 54-й главы! Могу засвидетельствовать, что за все свои тридцать лет общения, дискуссий, дружеских бесед и сотрудничества с пятидесятниками я ни разу не слышал этот важный отрывок Святого Писания. Рассмотрение данного отрывка тщательно избегалось. В своей книге «Двадцать одна причина, почему мы должны говорить на иных языках» Гордон Линдси указывает в 11-й причине, что мы говорим эти слова Богу, забывая рассмотреть вторую часть текста – «... не говорит людям...». Его «молчание» создает такое впечатление, будто первая часть отрывка эквивалентна второй части.
3. Третий способ – не придавать особого значения данному вопросу. В таком случае мы превращаем Святой Дух в флюгер, который вращается под воздействием дуновения наших переживаний. «Конечно, Библия говорит так, но кто может постичь Божьи намерения? Разве Он не всемогущий Бог? Разве Он не может использовать дары по Своему собственному усмотрению?» Совершенно ясно, куда могут завести подобные заявления – ко всем ересям этого мира! Такие утверждения – отличное место для работы лукавого обольстителя. Помните, что он сказал в книге Бытия: «Подлинно ли сказал Бог?» Все беды и несчастья нашего мира начались именно с этого вопроса. Я слишком осторожно отношусь к широкому взгляду на Божий суверенитет, при котором уничтожается суверенитет Его Слова. Потому что если непостижимые богатства Божьей любви и мудрости могут произвести иные языки, обращенные к людям, тогда, вне сомнений, они смогут даровать нам и Деву Марию как Царицу Небесную и «Соискупительницу». В таком случае станет возможным заработать своими добрыми делами место на небесах и усиленно молиться святым. Почему бы и нет?
4. Четвертый способ – найти ответ любой ценой. Как говорится, цель оправдывает средства. При таком подходе человек пытается найти слово или отрывок Святого Писания, дабы спровоцировать Святого Духа на конфликт с Самим Собой. Тогда он будет чувствовать себя намного уверенней. Но в таком случае, выходит, мы можем истолковывать Святое Писание, как пожелаем. Кстати, все ереси основаны на отдельных текстах Библии. Рискуя обратить на себя Божий гнев и негодование, извращая Святое Писание (2-е Петра 3:16), некоторые цитируют текст из 1-го Послания к коринфянам, 14:21, пытаясь доказать то, что противоречит общему учению Библии. «В законе написано: иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь» (1-е Кор. 14:21). На основании этого текста они утверждают следующее: если Бог обращался на иных языках к народу сему, значит Он использует эти языки, дабы обращаться ко всем людям. Но если они правы, тогда эти тексты полностью противоречат друг другу.
Давайте проясним ситуацию. Совершенно очевидно, что все знамения обращены к людям. Исходя от Бога, они не могут быть знамением для самого Бога. Ведь знамения, согласно Посланию к евреям, 1:1, являются «разнообразными способами», которые Бог использовал для общения с нами. Пример – первосвященническая молитва Иисуса (Евангелие от Иоанна, 17 глава). С одной стороны, в Своей молитве Иисус, прежде всего, обращается к Отцу. Но с другой стороны, не упоминая лично нас, все же обращается и к нам. Таким образом, Его молитва Отцу Небесному говорит нам о прошениях Иисуса, Его чувствах, характере, предстоятельстве за нас и, прежде всего, о Нем как о Великом Первосвященнике. Точно так же обстоит дело с иными языками. Услышав эти иные языки, Израиль должен был осознать, что теперь у язычников есть такой же доступ к Богу, как и у них самих. Именно об этом и говорит этот знак. Апостол Петр великолепно объяснил это в своей знаменательной проповеди в день Пятидесятницы. На вопрос иудеев «Что означает это говорение на иных языках?», Петр отвечает цитатой из книги пророка Иоиля: «Изолью Дух Мой на всякую плоть», то есть на все колена, племена и народы.
Доказательства Святого Писания
Следует напомнить, что, вопреки мнению некоторых людей, великое множество народа, собравшегося в день Пятидесятницы в Иерусалиме, состояло не из чужеземцев (язычников или гоев), но иудеев, прибывших из пятнадцати иностранных государств. Откройте, пожалуйста, ваши Библии.
Посмотрите, что написано во 2-й главе, 5-м стихе Деяний: «В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом». Кто находился в Иерусалиме? Язычники? Никак нет! Иудеи!
Обратите внимание на 14 стих: «Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим». К кому обращается Петр? К язычникам? Никак нет! К мужам ИУДЕЙСКИМ!
В 22 стихе Петр использует термин «братия», развеивая тем самым наши сомнения относительно национальности собравшихся в Иерусалиме.
И, наконец, 37-й стих гласит: «Услышав это, ОНИ умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи БРАТИЯ?»
В этой главе упоминается пять раз национальность собравшихся. Это означает, что только богобоязненные иудеи, жившие в дальних странах и пожелавшие потратить свои сбережения на поездку в Иерусалим для участия в ежегодном празднике Пятидесятницы, могли быть этим великим собранием народа. Этот праздник мог заинтересовать только иудеев и прозелитов. Ведь мы не увидим огромную толпу, состоящую из французов, желающих отправиться в Великобританию 5 ноября для участия в национальном празднике англичан. 14 июля мы не увидим великое множество англичан, которые приехали бы в Париж, чтобы поучаствовать в нашем празднике. Не могу представить, чтобы сонмище европейцев отправилось в США для празднования Дня Независимости. День Пятидесятницы был исключительно иудейским праздником. Таким образом, великим множеством людей были иудеи, говорившие на арамейском языке. Поэтому они прекрасно понимали, о чем проповедует Петр. Ему в принципе и не требовалось проповедовать на пятнадцати иностранных языках.
Теперь нам следует рассмотреть отрывки Святого Писания, которые говорят об иных языках. В нашем рассмотрении мы будем пользоваться работами лучших пятидесятнических авторов, дабы показать, что Бог не обращается к людям посредством иных языков (несмотря на то что этот знак был предназначен именно для них). Дональд Ги пишет: «Информация, которой мы обладаем, относительно знамений, явленных верующим во время их крещения во Святом Духе, жестко ограничена случаями, описанными в книге Деяний святых апостолов» («Глоссолалия», 101 страница). Это значит, что Дональд Ги желает основываться только на данных, содержащихся в Святом Писании, а не на субъективном опыте отдельных людей.
а) Во 2-й главе Деяний говорится, что люди слышали, как апостолы «провозглашают о великих делах Божьих» на разных иностранных языках. На основании этого отрывка многие считают, что спасение трех тысяч человек произошло благодаря проповеди Евангелия на иных языках. Но даже поверхностное рассмотрение данной главы показывает, что говорение на иных языках всего лишь побуждало людей задавать вопросы. Только благодаря проповеди апостола Петра, а не иным языкам, три тысячи человек спаслись. Вне сомнений, Дональд Ги был выдающимся пятидесятническим мыслителем. Он пытался упорядочить разношерстные идеи этого движения, дабы составить из них удобовразумительную доктрину. Умеренные пятидесятники высоко ценили его труд. В своей книге «Духовные дары» Дональд Ги говорит об иных языках дня Пятидесятницы следующее: «В день Пятидесятницы они все заговорили на иных языках прежде, чем собралась толпа народа. Люди желали узнать, что же это за шум. Они увидели учеников, которые говорили о великих делах Божиих на их собственных наречиях. Совершенно очевидно, что эти люди услышали слова апостолов, КОТОРЫЕ НЕ БЫЛИ АДРЕСОВАНЫ ЛИЧНО ИМ (подчеркнуто нами). Когда настало время для проповеди, именно Петр обратился лично к собранию народа, в то время как другие ученики молчали. Он проповедовал в тот момент на простом и понятном для всех арамейском языке... Таким образом, можно с полной уверенностью утверждать следующее. Популярная на протяжении многих десятилетий точка зрения, будто иные языки предназначены для провозглашения Евангелия, на самом деле ошибочна. Она не имеет под собой библейских оснований».
Деннис Беннет знаменит и широко известен в пятидесятнических кругах. Вот что он говорит относительно данного вопроса: «Поразительно, как много христиан, даже хорошо знающих Писание, считают, будто иные языки дня Пятидесятницы были предназначены Богом для провозглашения Евангелия огромному собранию людей только потому, что они пришли в Иерусалим из разных стран. Но ведь в тексте ясно показано, что в Иерусалиме находились именно иудеи из разных иностранных государств, которые прибыли в этот город для участия в празднике Пятидесятницы. Поэтому в тот момент не было необходимости в иностранных языках. Услышанное ими не было провозглашением Евангелия. Они увидели, как первые христиане ПРЕВОЗНОСИЛИ И ПРОСЛАВЛЯЛИ Бога за Его чудесные деяния» (Деян. 2:11).
Нам остается лишь согласиться с этими выдающимися пятидесятническими авторами и признать, что апостолы, говорившие на иных языках, обращались не к людям, но к Богу.
б) Второй случай связан с историей обращения сотника Корнилия и его домашних (10-я глава Деяний). Природа этой глоссолалии такая же, как и в первом случае. Петр, рассказывая апостолам о случившемся, говорил: «Когда же начал я говорить, сошел на них Дух Святой, как и на нас в начале... Итак, если Бог дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа, то кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу?» (Деян.11:15–17). В данном случае говорение на иных языках, как и в первом случае, обращено не к людям, но к Богу.
в) Третье упоминание об иных языках, записанное в 6 стихе 19 главы Деяний (обращение двенадцати учеников Иоанна Крестителя), ничего существенного добавить к общей картине не может.
г) Четвертый случай представлен в основном тексте нашего исследования – 14-й главе 1-го Послания к коринфянам. Как Павел относился к данному явлению? Он считал, что иные языки предназначены для молитвы, прославления и благодарения Бога (15 и 16 стихи). Его учение об иных языках ограничено областью молитвы и прославления. Совершенно очевидно, что молитвы и прославление могут быть обращены только к Богу. Посему в данном тексте мы не найдем доказательств того, что говорение на иных языках обращено к людям.
д) Пятое доказательство находится в ключевом стихе данной главы. Оно само говорит за себя: «Ибо кто говорит на [незнакомом] языке, тот говорит не людям, а Богу» (1-е Кор. 14:2). Можно отметить, что в столь важном моменте пятидесятническое учение и практика противоречат учению Святого Писания. Посему их глоссолалия ничем не отличается от своей харизматической сестры. Мы уже читали, что «...так называемый опыт «крещения Святым Духом», который противоречит свидетельству Святого Писания, не исходит от истинного Святого Духа». Если убрать замковый камень свода, тогда все сооружение рухнет. Таким же образом ключевая ошибка в области иных языков разрушает всю богословскую систему пятидесятничества (1). «То беззаконие это будет для вас, как угрожающая падением трещина, обнаружившаяся в высокой стене, которой разрушение настанет внезапно, в одно мгновение. И Он разрушит ее, как сокрушают глиняный сосуд, разбивая его без пощады, так что в обломках его не найдется и черепка, чтобы взять огня с очага или зачерпнуть воды из водоема« (Ис. 30:13, 14).
Нам следует вспомнить упомянутое ранее высказывание пятидесятнического служителя: «Когда в наших общинах начали исследовать этот отрывок Святого Писания, мы были поражены. Этот текст был бомбой замедленного действия. Мы не могли допустить, чтобы она взорвалась в наших церквях. Ведь в таком случае нам пришлось бы признать, что ВСЯ НАША ПРЕДЫДУЩАЯ ПРАКТИКА БЫЛА ЛОЖНОЙ!»
Наши пятидесятнические друзья считают, что дар, который они передали другим, попахивает ересью. Но в таком случае у нас есть неопровержимые доказательства того, что их собственная глоссолалия не стоит на библейских основаниях. Ведь именно эту глоссолалию они передали католическим харизматам посредством возложения рук.
Замазывание дыр
Прежде чем мы приступим к рассмотрению следующего заблуждения, нам следует сказать несколько слов о некоторых пятидесятнических церквях, которые резко изменили свои взгляды в области глоссолалии. В таких церквях продолжают практиковать говорение на иных языках, но оно ограничено прославлением и молитвой. Как нам относиться к подобной практике? Означает ли это, что данные церкви восстановили истинное учение об иных языках? На первом этапе данного исследования мы не сможем дать исчерпывающий ответ, не показавшись предвзятыми. Но в последующих главах мы покажем другие аспекты данного явления, которые они открыто игнорируют, что даст нам право высказать свое четкое мнение по этому вопросу. Тем не менее мы все же вынуждены отметить, что эти церкви изменили форму, но не содержание. Изменилось не само явление, но истолкование этого явления. Ведь практика говорения на иных языках как была в этих церквях, так и осталась. Те же люди, та же странная тарабарщина, интонация, возгласы и т. д. Но, прежде всего, следует отметить совершенно неприемлемую для нас разницу между протяженностью посланий на иных языках и их истолкованиями. Это явление похоже на производственную линию по сборке автомобилей, на которой без устранения неисправностей в машинах решили всего лишь изменить цвет их покраски. Несмотря на свой обновленный внешний вид, «современное» поколение иных языков так же далеко отстоит от Святого Писания, как и предыдущее. Ведь дух один и тот же. В шестой главе этой книги мы увидим, какое эти иные языки имеют под собой основание – апостольское учение или ограниченный субъективный человеческий опыт.
В 1990 году меня пригласили проповедовать на благовестнических собраниях в одной из пятидесятнических церквей. За несколько лет до этого события данная церковь вышла из состава деноминации «Ассамблея Бога». Члены этой церкви считали, что «Ассамблея Бога» прониклась духом этого мира и впадает в крайности в области духовных даров. Они осознали, что согласно 1-му Посланию к коринфянам, 14:2, дар истолкования иных языков, слова которых обращены к людям, не исходит от Святого Духа. Вот почему они отказались от такого рода истолкований, подвергнув их осуждению и заменив словами молитвы и прославления. Они стали более дружественно относиться к деноминациям, которые не были харизматическими или пятидесятническими. Теперь их собрания были менее шумными, чем прежде. Но в то воскресное утро, когда я присутствовал на благовестническом собрании этой церкви, одна женщина неожиданно начала говорить на иных языках. Вначале тихо и медленно, а затем громко и быстро, она взахлеб повторяла неудобовразумительную фразу «Динга, динга, ду, динга, динга, ду» (наверное, она произнесла эти слова более 30 раз!). Затем я с удивлением услышал истолкование ее фразы. Оказывается, это было наставление о Господней Вечере! После служения мы с женой разразились хохотом (хотя нам, скорее, следовало плакать) и одновременно произнесли фразу: «Les cloches de Corneville” (2). Затем к нам подошел смущенный пастор (он был смущен не странным говорением на иных языках этой женщины, но дополнительным «чудом» истолкования ее слов, которые были обращены не к Богу, а к людям) и сказал нам: «Прошу прощения за этого брата-«истолкователя». Он недавно оставил «Ассамблею Бога» и еще не научился контролировать себя». А может, брата и сестру контролирует так называемый «дух»? К еще большему смущению этого пастора я задал ему следующий вопрос: «Где во всем этом Святой Дух?» Тем вечером мы расстались с ним по-дружески, но этот пастор больше никогда не приглашал меня в свою церковь.
(1) В данном контексте мы используем выражение «богословская система пятидесятничества» только относительно учения об иных языках. Мы не намеревались подвергать сомнению фундаменталистские взгляды этого движения. Ведь мы с ними согласны. Мы считаем, что в целом пятидесятники верно провозглашают Евангелие. Мы не подвергаем сомнению их искренность и рвение служить Богу. Мы считаем пятидесятников Божьими детьми.
(2) «Колокола Корневиля» – знаменитая французская оперетта, в которой хор часто поет слова «Динь, динь, дон. Динь, динь, дон».
Комментарии: