Фернан Легран
Все о говорении на иных языках
3. Знак для верующих?
В предыдущей главе мы отметили следующий, очень важный момент. Хотя знак говорения на иных языках и привлекает внимание людей, тем не менее их послание обращено не к людям, но к Богу. Таким образом, этот дар ограничивается молитвой и прославлением Бога.
В этой главе, мы рассмотрим в свете Святого Писания другой практический аспект данного явления в пятидесятничестве. Мой опыт и обширные познания в области пятидесятнического учения и практики позволяют мне говорить об этом с уверенностью.
Нам никогда не следует забывать, что говорение на иных языках БЫЛО ЗНАКОМ. Если бы мы спросили пятидесятников «Для кого предназначен этот знак в наши дни?», мы бы услышали стандартный ответ: «Прежде всего, это неопровержимый знак крещения Святым Духом. Это несомненное доказательство того, что верующий пережил второе духовное благословение, которое открывает ему доступ к дарам Святого Духа. По крайней мере, он получил дар говорения на иных языках». Согласно этому утверждению данный знак послужит для верующего и его церковной общины доказательством того, что он достиг «высшего уровня» в своей духовной жизни. Таким образом, говорение на иных языках – это знак для верующих. Но это еще не все. Оказывается, согласно данному взгляду этот знак будет полезен верующему и при других обстоятельствах.
ПРИМЕР 1. Человек, который недавно уверовал, приобрел этот второй духовный опыт. По причине сложнейшей ситуации в семье его первая любовь к Господу охладела и он перестал общаться с верующими. Этот человек с ужасом думал, что Бог отверг его. Время от времени он пытался говорить на иных языках. Когда у него это получилось, он наконец-то получил долгожданное облегчение (уже сейчас мы можем увидеть, что для данного человека говорение на иных языках заменило веру, которая есть «...осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом», Евр. 11:1). Он посчитал, что этот дар предотвратил его самоубийство. Ведь сей дар уверял его, что он все еще является Божьим дитятей. На самом же деле этот человек использовал дар, чтобы показать себе самому знак. Итак, это пример знака для верующих в чистейшем виде.
ПРИМЕР 2. Один христианин столкнулся в своей жизни со многими трудностями: плохое здоровье, неудачи и духовные нападки в собственной семье. Его вера была подвержена ужасным испытаниям. Единственное, что сохраняло ему веру (согласно его собственным словам), – это ежедневные молитвы на иных языках. Неужели не видно, что и в этом случае говорение на иных языках заменяет веру? Ведь апостол Иоанн ясно говорит: «Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша»
(1-е Иоан. 5:4). И снова мы видим, как говорение на иных языках превращается в знак для верующих.
ПРИМЕР 3. Один брат впал в грех. Он прекрасно понимал, что согрешает, но при этом чувствовал себя прекрасно. Он оценивал свое духовное состояние на основании дара иных языков. Всякий раз, когда ему удавалось помолиться на иных языках, он вздыхал с облегчением, говоря: «Если Святой Дух продолжает действовать во мне, значит Он не порицает мой образ жизни. По крайней мере, Он не лишает меня возможности провозглашать Его неизведанные слова». В этом случае поражает то, что этот человек, оценивая свое состояние, заменил Слово Божье (1-е Кор. 11:28, 31) знаком говорения на иных языках для верующих. Его самооценка была основана не на Святом Писании.
Эти три примера ясно показывают, что вся совокупность учения и практики пятидесятничества основана на следующем утверждении: Бог даровал верующим для личного пользования дар говорения на иных языках, который является для них важным знаком. Но что говорит Святое Писание? Оно учит совершенно противоположному: «Итак, языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих» (1-е Кор. 14:22). Совершенно ясно, что взгляд пятидесятников полностью противоречит этому библейскому тексту. Как часто и сильно радовались верующие, получив этот знак! Сколько раз мне твердили, что говорение на иных языках – наипервейший знак для верующих и неоспоримое свидетельство их крещения в Духе. Но Святой Дух категорически выступает против таких суждений. Он ясно и четко говорит нам, что иные языки – ЗНАМЕНИЕ ДЛЯ НЕВЕРУЮЩИХ!
Четвертый пример послужит в качестве дополнения к предыдущим. Некий брат говорит на иных языках, только оставаясь наедине с собой (этот аспект мы рассмотрим более детально в 7-й главе). Те блага, которые он получает от использования этого дара, ни в коей мере не могут быть препятствием для употребления сего дара по его прямому назначению (это обязанность возложена на него Святым Духом), а именно – быть знамением для неверующих. Но где этот брат найдет неверующих, если он говорит на иных языках, пребывая в одиночестве? В такой же ситуации находится и благовестник, который желает проповедовать неверующим о спасении. Ведь если он говорит на иных языках, только оставаясь наедине с собой, тогда как этот благовестник преподаст сие знамение неверующим? В таком случае он не достигнет поставленной цели. Ведь Святой Дух говорит четко и ясно, что харизма говорения на иных языках – ЗНАМЕНИЕ ДЛЯ НЕВЕРУЮЩИХ! Позвольте уточнить. Мы не подвергаем сомнению крещение Святым Духом, о котором нам говорит Писание. Точно так же мы не отвергаем исторической реальности дара говорения на иных языках. Мы просто пытаемся задать несколько основных вопросов: какой же дух вдохновляет некоторых людей приписывать дару говорения на иных языка роль, которая полностью отвергается истинным Святым Духом? Каким же духом были крещены те, кто прячет свет истины под сосудом (1-е Кор. 14:22). Почему они ведут себя так подозрительно, когда мы указываем на их явные заблуждения? Считайте себя счастливым человеком, если вы не перешли дорогу пятидесятнику крайних взглядов, который будет оскорблен тем, что вы скажете ему об истинном учении Святого Духа. В своем невежестве он будет яростно утверждать, что вы похулили Святого Духа. Завершим наше рассмотрение небольшим примером. Представьте мост, который стоит на десяти опорах. Как вы думаете, насколько этот мост будет устойчив, если убрать хотя бы две опоры? Мы только что стали свидетелями крушения двух столпов здания пятидесятнического учения: а) говорение на иных языках обращено к людям; б) говорение на иных языках – знак для верующих.
Кто же эти неверующие?
Мы уже выяснили, что, вопреки общепринятому мнению и практике пятидесятничества, говорение на иных языках является знамением не для верующих, но для неверующих. Однако нам следует выяснить, кто же эти неверующие. Давайте рассмотрим случаи, в которых было явлено Богом сие знамение.
1. О ком говорится во 2-й главе книги Деяний? О собрании богобоязненных иудеев, которые прибыли в Иерусалим для празднования дня Пятидесятницы. Этих людей вряд ли можно назвать атеистами. Ведь только благодаря своему благочестию и религиозному рвению эти иудеи решились предпринять такое долгое, изнурительное и дорогое путешествие ради участия в религиозном празднике. Поэтому их нельзя назвать скептиками, атеистами или безразличными к вере людьми. Однако у них было определенное неверие. Какое? Об этом мы узнаем позднее.
2. В 8-й главе книги Деяний святых апостолов повествуется об обращении жителей Самарии. Некоторые толкователи считают (хотя нет никаких текстуальных оснований для этого заявления), что во время этого события самарянам было дано знамение иных языков. Но следует помнить, что среди этих людей не было атеистов или агностиков. Ведь они, так же как и мы, верили в Господа Иисуса Христа. Знамение иных языков могло появиться в Самарии только в случае некоего скрытого неверия людей.
3. В 10-й главе книги Деяний рассказывается об обращении первых язычников в доме сотника Корнилия. В данном случае людям было дано знамение иных языков. Но где же здесь неверующие? Апостол Петр, который был очевидцем случившегося, несомненно, верил в Иисуса Христа. Если только в потаенном уголке его сердца не затаилось некое неверие. Какое же это было неверие? Нам следует помнить, что неверие в скрытой форме может присутствовать в сердце любого верующего человека. Но это не значит, что он является неверующим в полном смысле этого слова. Например, Фома был верующим, тем не менее у него была определенная форма неверия (Иоан. 20:27). Израильский народ, состоявший из верующих людей, не вошел в Землю обетованную по причине определенной формы неверия (Евр. 3:19). В Евангелии от Марка, 9:19, Иисус говорит Своим ученикам: «О, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» Разве в нашей жизни не случались моменты, когда мы молились словами отца, сын которого не мог быть исцелен учениками Иисуса: «Верую, Господи! Помоги моему неверию» (Марк. 9:24).
4. В 11-й главе книги Деяний описано, как Петр, прибыв в Иерусалим, рассказывает апостолам, что язычники заговорили на иных языках в доме сотника Корнилия. Совершенно ясно, что апостолы не были неверующими людьми, если только в их сердцах не затаилась некая форма скрытого неверия.
5. В 19-й главе рассказывается, как ученики Иоанна Крестителя обратились в христианство и получили дар говорения на иных языках. В данном случае, как и в остальных, мы не находим никаких доказательств очевидного неверия людей. Однако во всех упомянутых случаях присутствует важный элемент неверия. Ведь в противном случае Святой Дух не использовал бы это знамение. 1-е Послание к коринфянам, 14:21, говорит ясно: «...Я буду говорить этим людям...» Интересно отметить, что данное знамение всегда имело место в присутствии ИУДЕЕВ. Но там, где иудеев не было (например, Афины или Мальта), знамение говорения на иных языках не появлялось.
Теперь нам следует определить эту таинственную форму неверия ИУДЕЕВ. Нет необходимости нанимать Шерлока Холмса или Коломбо. Как только мы узнаем, какой менталитет был у иудеев (обращенных и необращенных) того времени, это даст нам ключ к разгадке всего дела. ПРИРОДА НЕВЕРИЯ ИУДЕЕВ КРОЕТСЯ В САМОМ ЗНАМЕНИИ ИНЫХ ЯЗЫКОВ. Знамение проявлялось в говорении на иностранных языках. Таким образом, сей знак указывал на чуждых для иудеев иностранцев, то есть язычников. Это знамение значило следующее. Иудеи не могли поверить, что Бог в настоящее время явил Свое спасение ЯЗЫЧНИКАМ. Этот знак был очень важен для того необычайного события, которое произошло в день Пятидесятницы. Когда многие люди, говорившие на иностранных языках, стали частью зарождавшейся христианской церкви. Говорение на иных языках было провозглашением великой, новой истины в форме знамения. В тот великий день Бог показал всем, что Церковь состоит не только из иудеев, но и из язычников. Иудеям и язычникам было дано новое определение – Церковь, Тело Христово, в котором нет ни иудея, ни эллина, обрезанного и необрезанного, варвара и скифа (Колос. 3:11). Именно в это иудеи и не могли поверить. Напротив, они «...препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и через это всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца» (1-е Фес. 2:16). Скоуфильд пишет в своих библейских заметках к Посланию к ефесянам следующее: «Бог желал создать из язычников новое сообщество – Церковь, Тело Христово, которая получила свою жизнь благодаря крещению Святого Духа. Сие крещение Святого Духа уничтожает любое различие между иудеями и язычниками...» Иудей не мог даже помыслить об этом. Он попросту отказывался верить такому заявлению. Сама мысль о том, что иудеи будут одним целым с язычниками, была отвратительна для них. Тем не менее они были обязаны осознать эту новую реальность и принять ее. По этой причине Бог даровал иудеям сей знак, дабы они могли осознать то, во что отказывались верить. Благодаря чудесному Божьему действию иудеи начали говорить на иных языках и прославлять Его.
Аналогия веры
Если некоторые посчитают, что приведенных мною доказательств недостаточно, тогда нам следует обратить внимание на то, что Жан Кальвин называл «аналогией веры». То есть рассмотрение Слова Божия во всей его целостности. Слишком опасно создавать доктринальные системы на основании отдельных отрывков Библии и субъективного опыта. Я заметил, что довольно часто мы рассматриваем отдельные тексты Писания ч точки зрения своих современных представлений. Считая, что понимаем их правильно, мы на самом деле вкладываем в них свое собственное значение. Но простое и внимательное исследование Библии показывает нам, что иудеи яростно сопротивлялись всему языческому.
Например, Иона ненавидит ниневитян до такой степени, что отказывается исполнять Божье повеление. Вместо того чтобы провозгласить жителям Ниневии весть о спасении, Иона бежит в Тарсис. Он противится Божьему повелению и желает увидеть полное разрушение ассирийского мегаполиса. Ведь Иона считал, что Яхве является исключительно Богом Израиля, но не язычников. Он не мог представить, что его Бог может быть Богом Ниневии. Не желая принять эту истину, он просит у Господа смерти. Если Ниневия будет жить, тогда пусть Иона погибнет! Иона укоряет Бога за то, что Он желает быть Спасителем всех народов, племен и языков. Этот дух противления и неверия будет только усиливаться в иудеях на протяжении последующих столетий. Иудеи принадлежат Яхве, а Он принадлежит только им. В таком случае получается замкнутый круг. Все остальные прокляты. Все попытки установления тесных отношений с язычниками и терпимости вызывали у иудеев крайнее раздражение. Ненависть к язычникам достигала заоблачных высот. Смерть всем, кто говорит на иностранных языках! Смерть всем язычникам! Иудей, который осмеливался предположить, что язычники могут получить Божье благоволение, подвергал свою жизнь смертельному риску. Помните, иудеи повели Иисуса к вершине холма, дабы сбросить Его оттуда, по одной простой причине: Он говорил, что «...во времена Илии было много вдов в Израиле... но он был послан не к этим вдовам, а к вдове в Сарепте Сидонской». Вызывая крайнюю ярость у иудеев, Иисус продолжал: «Во времена Елисея было много прокаженных в Израиле, но Он исцелил только Неемана из Сирии». По единодушному мнению иудеев, Иисус заслуживал незамедлительной смерти за такую крамольную речь.
Комплекс превосходства
Самаряне, несмотря на родственные с иудеями узы, не избежали расистского отношения к себе со стороны Израиля. Такое отношение не было чуждо и ученикам Иисуса. Однажды Иисуса Христа не пустили в одно самаритянское селение. Видя это, ученики Иисуса спросили Его: «Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?» Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: «Не знаете, какого вы духа» (Лук. 9:54, 55). Если бы вы пожелали смертельно оскорбить иудея того времени, вам следовало назвать его самарянином и с отвращением сплюнуть на пол. Ученики не могли себе даже вообразить, что пройдет немного времени и они будут проповедовать самарянам о спасении. Они не будут более просить Господа ниспослать огонь на жителей Самарии. Наоборот, апостолы будут просить Бога, дабы Он крестил самарян Духом Святым, тем самым сделав их причастниками Тела Христова. Это злобное и яростное неприятие язычников иудеями уходит своими корнями в далекое прошлое. Они неправильно понимали пророчество, написанное 1 500 лет назад: «Они раздражили Меня не богом, суетными своими огорчили Меня: и Я раздражу их не народом, народом бессмысленным огорчу их» (Втор. 32:21). Конечно, они были избранным Божьим народом, но тем не менее полностью извратили смысл древнего пророчества. Бог предназначил Израилю быть народом-свидетелем, который отделен от других племен и народов. Но они были призваны отделяться не от людей, но от зла, идолопоклонства и безнравственности язычества. Это древнее пророчество не подразумевает ненависть к язычникам, горделивость и комплекс превосходства израильтян. Они отделились не от мира, но от людей. Израиль спрятал своего Бога Яхве от язычников, вместо того чтобы явить Его им. Когда Бог являет Себя языческим народам, полностью исполнив древнее пророчество, у иудеев вспыхивает жгучая ревность. В Фессалонике «неуверовавшие Иудеи, возревновав и взяв с площади некоторых негодных людей, собрались толпою и возмущали город и, приступив к дому Иасона, домогались вывести их к народу» (Деян. 17:5). В Антиохии «иудеи, увидев народ, исполнились зависти и, противореча и злословя, сопротивлялись тому, что говорил Павел» (Деян. 13:45). Когда Павел и Варнава начали проповедовать: «Ибо так заповедал нам Господь: Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли» (Деян. 13:47), тогда «иудеи, подстрекнув набожных и почетных женщин и первых в городе [людей], воздвигли гонение на Павла и Варнаву и изгнали их из своих пределов» (Деян. 13:50).
На крепостной лестнице
По прибытии апостола Павла в Иерусалим иудеи оказали ему яростное сопротивление. Какое впечатляющее повествование находится в 22-й главе книги Деяний! Пленник Павел стоит на ступенях крепостной лестницы и пытается успокоить разгневанную толпу. Как только он обращается к иудеям на родном языке, наступает полнейшая тишина. Все, затаив дыхание, слушают его слова. Павел рассказывает о чудесной встрече с Иисусом на дороге в Дамаск. Они внимательно его слушают, не осмеливаясь прервать. Павел повествует о своей прошлой ревностной деятельности в иудаизме. Он рассказывает иудеям о явлении Иисуса Христа, и они внимают его словам! Он говорит о своем крещении, и снова полная тишина! Но как только Павел начинает говорить: «И Он сказал мне: иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам» (Деян. 22:21), иудеи начинают буйствовать. Они внимательно Его слушали, пока не услышали слово «ЯЗЫЧНИКИ». Иудеи сбросили с себя верхние одежды и, бросая пыль на воздух, завопили: «Истреби от земли такого! Ему не должно жить». Почему они так себя вели? Ответ прост. Они не могли представить, что Бог является милостивым Господом всех народов и племен. Теперь нам понятно, почему Бог использовал говорение на иных языках в качестве знамения провозглашения сей великой истины. Иудеи упорствовали в своем неверии до такой степени, что некоторые из них поклялись не есть и не пить, доколе апостол Павел не будет уничтожен. Они желали убить человека, который так успешно провозглашал Евангелие спасения языческим народам и племенам (Деян. 23:12). Иона поступал точно так же. Он праздно сидел в тени кустарника у восточной городской стены Ниневии, ожидая полнейшего уничтожения сего языческого града. Как только он узнал, что Господь отменил Свое наказание Ниневии, Иона завопил от горя и сожаления. Ведь он ожидал, что Бог Яхве разрушит этот город до основания, не оставив никого в живых. Иона не мог себе представить, что Господь желает спасения жителей Ниневии.
Даже апостолы
Иона, который укорял Бога за спасение Ниневии, стал духовным отцом апостолов. Да, вы читаете правильно – духовным отцом апостолов. Ведь апостолы укоряли Петра за то, что он проповедовал язычникам о Божьем спасении (Деян. 11:1–3). Невероятно! Они не могли осознать эту истину точно так же, как и сам Петр! Несмотря на то что он был очевидцем всех поразительных событий дня Пятидесятницы и говорил на иных языках, все же он с опаской относился к язычникам! Дабы убедить Петра выполнить Свое повеление, Господь посылает ему видение о нечистых животных. Господь был вынужден трижды повторить Петру: «Что Бог соделал чистым, того не считай нечистым». Только после этого Петр был вынужден признать, что «Бог нелицеприятен, и спасает всех людей» (Деян. 10:9–16, 34, 35). Кстати, именно после этого события Петр произносит свое знаменитое «ВСЯКИЙ», которое является ключевым выражением одного из самых великих исторических событий. «О Нем все пророки свидетельствуют, что ВСЯКИЙ верующий в Него получит прощение грехов именем Его» (Деян. 10:43).
Слово «ВСЯКИЙ» позволяет нам рассмотреть чрезвычайно важный аспект, который находится в тексте из Евангелия от Иоанна, 3:16. Этот стих знают наизусть миллионы христиан. Он содержит доктринальную истину, которую не видят очень многие верующие. Иисус сказал Никодиму: «Ибо так возлюбил Бог...» Кого? МИР. Иудей никогда бы не произнес этого предложения! Ни Иона, ни Петр, ни любой другой апостол. Они могли только сказать: «Ибо так возлюбил Бог ИЗРАИЛЬ». Таким образом, уже в Евангелиях Господь указывает на обширность Своей любви и спасения. Он спасает весь мир – народы, племена и языки! На табличке, прибитой ко кресту, был записан смертный приговор на трех языках — латинском (языке юриспруденции), греческом (языке коммерции) и иврите (религиозном языке). Даже не осознавая этого, авторы надписей провозгласили всеобщий аспект Евангелия. Их краткое официальное заявление стало своего рода предтечей Великого Поручения, которое произнес Иисус несколько дней спустя: «Идите, и научите все народы...». Но на тот момент апостолы не понимали, о чем идет речь.
Учение апостольских посланий
Теперь нам следует рассмотреть учение апостольских посланий относительно данного вопроса. В своем первом послании апостол Иоанн использует интересное выражение: «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за [грехи] всего мира»
(1-е Иоан. 2:2). Конечно, это так! Но иудеи не понимали этого выражения. Следует помнить, что Иоанн работал главным образом среди иудеев (Гал. 2:9). Он был вынужден постоянно им напоминать, что Божье прощение, приобретенное Христом на голгофском кресте, не только для них, но и для всего остального мира. В своих посланиях и даже в книге Откровения, которую он напишет через 60 лет, апостол Иоанн настойчиво подчеркивает эту истину. Он постоянно говорит о «новой песне», противопоставляя ее «песне Моисея». Какова была основная мысль песни Моисея? Уникальные Божьи взаимоотношения с избранным и отделенным от остальных племен народом. Больше ничего! Это песня Ветхого Завета Израиля. Но что же говорит нам песня Нового Завета? «Кровию Своей Ты искупил людей из всех племен, народов, и языков...» В песне Моисея этот аспект отсутствует. В ней не представлена идея о всеохватывающем спасении этого мира. Дабы осознать эту истину, необходимы три вещи: а) апостольское учение, б) просвещение Святого Духа, в) внешний знак – говорение на иных языках.
Тайна?
В своем Послании к ефесянам Павел, доктринальный учитель Церкви, объясняет, что иудеи и язычники – единое Тело и наследники всех Божьих обетований (Ефес. 3:6). В наше время для нас эта истина не является тайной. Но во времена Павла это была великая тайна для иудеев. Ибо иудеи не могли даже представить, что язычники станут наследниками обетований Господа (Ефес. 3:9). Для них эта истина оставалась тайной. Они только начинали осознавать эту истину благодаря знамению иных языков. Ведь, как мы помним, иудеи требовали чудес (1-е Кор. 1:22). Они, подобно Ионе, желали спасения людей. Но не всех людей, и, конечно же, не язычников. Иудеи не верили, что Бог желает спасения всех народов и племен (1-е Тимофею 2:4). В своем послании Титу апостол Павел повторяет эту новую истину (эта истина была новой только для иудеев) несколько иным образом. Он напоминает Титу не забывать учить людей о том, что Божья благодать является источником спасения всех людей (Титу 2:11). Но новые Ионы Нового Завета с трудом осознавали значимость этой истины. Только такой исключительно талантливый человек, как апостол Павел, смог целиком осознать эту великую истину и отстаивать ее ценность перед всеми (включая апостола Петра) (Гал. 2:5). Иудеи построили своего рода «берлинскую стену», которая отделяла их от язычников. Павел разрушил эту позорную стену шквальным огнем богословской артиллерии. Во-первых, язычники получили дар говорения на иных языках. Во-вторых, Павел постоянно учил, что Христос примирил обе враждующие стороны, создав из них одно Тело. Он разрушил до основания стену враждебности и из иудеев и язычников создал нового человека в Себе, «упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким» (Еф. 2:15–17).
Аллилуйя! Павел радостно восклицает: «Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия – благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово» (Еф. 3:8). К сожалению, далеко не все разделяли радость и глубокое убеждение Павла в том, что он был крещен Святым Духом, дабы помочь создать из иудеев и язычников новое Тело (1-е Кор. 12:13). Таковые люди по причине своего жестоковыйного противления истине обрекают себя на ужасное огненное крещение, «они убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся, которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и через это всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца» (1-е Фес. 2:15, 16). Да, эти иные языки, будучи знамением нового общемирового Завета, станут для них огнем осуждения. «Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» (Матф. 3:12).
Видение апостола Петра
Петр, «неверующий верующий», предоставляет нам бесспорное доказательство того, что знамение иных языков было обращено именно к такого рода неверию иудеев. Бог дал ему другой знак, тождественный дару говорения на иных языках. Несмотря на то что Петр был очевидцем великого чуда дня Пятидесятницы, получил дар говорения на иных языках и Божественное объяснение истины, в которую он отказывался верить и понимать (подобное произошло с Каиафой, когда этот первосвященник неосознанно произнес пророчество об искупительной смерти Христа, Иоан. 11:51), он все же противился истине, которую сам (полностью не осознавая) провозгласил: «Изолью Духа Моего на всякую плоть», то есть и на иудеев и язычников. В Послании к галатам, 2:11–14, упоминается печальное событие в жизни Петра: «Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием» (Гал. 2:12, 13). Этот случай доказывает, что верующим иудеям было чрезвычайно трудно избавиться от предубеждений по отношению к язычникам. Для того чтобы направить Петра в дом сотника Корнилия, Богу потребовалось сломить его сопротивление. Петр не понимал, почему Бог поступает таким образом. Входя в дом сотника Корнилия, он произнес знаменательные слова: «Вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым» (Деян. 10:28). 10-я и 11-я главы книги Деяний снова напоминают нам об этом. Каково же было значение увиденного Петром большого полотна, в котором находились нечистые по определению закона Моисеева животные, птицы и пресмыкающиеся? Ведь там были нечистые животные, к которым такой благоверный иудей, как Петр, никогда бы не прикоснулся! Это полотно с нечистыми тварями символизировало все языческие народы и племена. Таким образом, мы можем быть уверены, что это знамение было дано именно для переубеждения иудеев. Им следовало отказаться от своего неверия и не воспринимать язычников и языки, на которых они говорили, как нечистые и оскверненные. Ведь сам Святой Дух говорил на этих языках! Таким образом, дар говорения на иных языках имеет такое же значение, что и видение полотна с нечистыми животными. По причине своего иудаистского воспитания (1-е Петра 1:18) Петру было чрезвычайно трудно поверить в призвание язычников. Вот почему Бог послал ему это видение. Вот почему остальные иудеи (уже верующие и те, кто собирался войти в этот Новый Завет) нуждались в подобном знамении. Это знамение говорения на иных языках, как и тройное видение Петра, учило их, что Бог дарует Свое спасение всем народам, «всей плоти» и «всем языкам». Нам следует помнить, что хотя содержание знамения иных языков и видения Петра одинаково, тем не менее их формы отличаются друг от друга. И все же эти два знамения имеют много общего между собой. Таких точек соприкосновения мы не найдем в других дарах Святого Духа.
Сравнение двух знаков
1. Видение было дано верующему Петру, но указывало на его неверие. Говорение на иных языках практиковалось верующими, но указывало на их неверие.
2. Видение было знаком для апостолов Христа (невероятно, но факт), которые не могли поверить, что Бог желает спасения язычников. Видение Петра и событие в доме сотника Корнилия в конце концов убедили апостолов, что Бог дарует язычникам те же дары, что и иудейским верующим. Поэтому апостолы восклицали с изумлением: «Видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь» (Деян. 11:18). А в книге Деяний 10:45 говорится следующее: «И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников» (Деян. 10:45).
3. Видение полотна с нечистыми животными было явлено Петру несколько раз, но напоминание о его непреходящем значении прослеживается как в 10-й, так и в 11-й главе. Таким же образом дар говорения на иных языках был ограничен по времени. Конец времени использования этого дара был ясно объявлен Святым Духом в 1-м Послании к коринфянам, 13:8 (этот вопрос мы рассмотрим более подробно в 8-й главе данной книги). Подобно видению Петра, значение дара иных языков подчеркивается каждый раз, когда мы читаем о них в Святом Писании.
4. Видение Петра объяснило универсальный характер содержания проповеди Евангелия. В свою очередь, дар иных языков показывал, что Бог спасает не только Израиль, но и все языческие народы.
5. Видение Петра стало намного понятней после обращения сотника Корнилия и его домашних. Таким же образом знамение иных языков стало намного понятней во свете обращения язычников, которые говорили на своих «варварских» языках.
6. Видение Петра не было бы актуальным в среде верующих, которые убеждены, что Бог желает спасения как иудеев, так и язычников. Знамение говорения на иных языках бессмысленно среди верующих во всеобщность Божьего спасения.
7. Бог посредством видения полотна с нечистыми животными дал Петру объяснение того, что происходило в ранний период церкви. Поэтому мы не можем добавить к нему иное объяснение или преуменьшить его истинное значение. Так же обстоит дело и с даром говорения на иных языках. Понимание знамения говорения на иных языках ограничивалось его значением в контексте того периода времени. Ведь для верующих иудеев это знамение было новой идеей. Оно уверяло их, что Бог изливает Свой Дух на все народы и племена. Посему они не имели права называть нечистыми тех, кого сам Бог провозгласил чистыми. Поэтому и к нему мы не можем добавить иное объяснение или преуменьшить его истинное значение.
8. Бог показывал видение Петру три раза. После того как Петр осознал истинное значение данного видения, не было необходимости повторять его на протяжении дальнейшей жизни и служения апостола. О говорении на иных языках упоминается в книге Деяний три раза (Деяния, главы 2, 10, 19). Это явление продолжалось до тех пор, пока иудео-христианская церковь не осознала его истинного значения. Но если в наши дни мы стремимся возродить дар говорения на иных языках, тогда нам следует помнить о принципе, который применим к видению в 10-й главе книги Деяний. Однако скажите, пожалуйста, КОМУ в современной церкви, которая состоит из всех народов, племен и языков, необходимо убедиться в том, что Святой Дух действительно изливается на язычников? Поэтому мы можем сделать следующий вывод. Видение Петра и дар говорения на иных языках объясняли иудеям (которым было тяжело принять эту истину), что доступ к Богу Израилеву и Телу Христову полностью открыт для язычников. Ведь сам Святой Дух говорил на их «варварских» языках!
Нерушимое основание
Наше нерушимое основание – Святое Писание. Поэтому давайте прислушаемся к богодухновенным словам апостола Павла: «В законе написано: иными языками и иными устами буду говорить народу сему» (1-е Кор. 14:21). Кто же сей народ? К кому было обращено послание иных языков? В Новом Завете выражение сей народ употребляется 12 раз. Во всех без исключения случаях оно используется для описания Израиля.
Повторю еще раз. ЦЕЛЬ говорения на иных языках ясно представлена в описании чудесного события в день Пятидесятницы. Ключевой текст: «Изолью Духа Моего на всякую плоть. Всякий, кто призовет Имя Господне, спасется». Выражения «всякая плоть» и «всякий» подчеркивают цель: провозгласить иудеям, которые прибыли из всех стран, что Божье Евангелие обращено ко всем народам, племенам и языкам. Вот почему Павел утверждает, что говорение на иных языках является знамением не для верующих, но для неверующих. Ведомый Святым Духом, апостол показывает, что этими неверующими людьми являются иудеи. «Иными языками и иными устами буду говорить народу сему».
Значок шерифа
Некоторые спрашивают: «Если это знамение предназначалось только для иудеев, тогда почему в доме сотника Корнилия язычники заговорили на иных языках?» Во времена Дикого Запада США, когда у представителя закона не было еще полицейской формы, он был обязан носить отличительный знак, который крепился на груди. Это была так называемая «Звезда шерифа». Население и бандиты знали, что человек, у которого есть этот знак, обладает законными полномочиями. Он – законный представитель правительства США. Сотник Корнилий получил дар иных языков в качестве «Звезды шерифа». Этот знак подтверждал его положение пред Богом в глазах неверующих иудеев. Да, он был язычником. Но этот знак подтверждал его право на прямой доступ к Богу и его законное положение в Теле Христовом. У него были точно такие же права, что и у обращенных иудеев! Сотник Корнилий получил дар иных языков, дабы Петр, засвидетельствовав это чудо, мог рассказать о нем апостолам, которые все еще не верили в спасение язычников. Когда они услышали, что «...сошел на них Дух Святой, как и на нас вначале...», апостолы перестали возражать (Деян. 11:15). Этот текст ясно показывает, как апостолы неодобрительно относились к проповеди Евангелия язычникам. Таким образом, Корнилий показал Божью «Звезду шерифа» неверующему «сему народу». Благодаря этому знамению иудеи наконец-то поняли, что Бог принимает язычников на равных с ними.
Ученики в Эфесе
Аналогичное событие произошло в городе Эфесе (Деян. 19:1–7). Двенадцать учеников Иоанна Крестителя совершенно неожиданно заговорили на иных языках! Следует помнить, что они были иудеями, которые были крещены Иоанном Крестителем «во оставление грехов». В Малой Азии (территория современной Турции) было много иудеев. Они жили в своих мини-колониях, ревностно сохраняя иудейское самосознание среди языческого населения. Однако многие язычники Малой Азии услышали Евангелие и приняли его. Появилось несколько христианских церквей. Но Святой Дух столкнулся с упорным неверием иудеев. Они не могли поверить, что язычники получили возможность стать ОДНИМ ЦЕЛЫМ с Израилем. Поэтому Святой Дух даровал язычникам способность прославлять Бога Израилева на иных языках. Видя это чудо, иудеи были вынуждены признать, что их Бог является Господом всех народов и племен. Эти двенадцать человек нуждались в знамении дара иных языков, дабы осознать, что Бог Яхве дарует спасение всем народам.
На основании многих случаев из своей практики я могу отметить, что при рассмотрении этого учения многие христиане не в состоянии здраво осознать и принять его. Недавно я провел интересное исследование. Я дважды прочитал отрывок о видении апостола Петра троим новообращенным друзьям, которые еще плохо знают Святое Писание. Затем я прочитал этот рассказ детям. Одному было восемь лет, двум другим по девять. Я попросил их рассказать мне, что они поняли из прочитанного. За исключением некоторых простительных погрешностей, они дали мне правильный ответ. «Петр понял, что он может идти к язычникам и рассказывать им о спасении». Следует подчеркнуть, что «иные языки» не упоминаются в этом повествовании, тем не менее, дети прекрасно поняли, о чем идет речь.
В 1-м Послании к коринфянам, глава 14, выражения «иные языки» или «чуждые языки» ясно подразумевают идею о язычниках и их языках. Тем не менее некоторые христиане, иногда даже доктора богословия, которые уверены, что Дух Святой просветил их намного больше, чем остальных людей, полностью неспособны понять простую истину: знамение иных языков дано не верующим, но неверующим. Это знамение говорило иудеям, что они могут идти к язычникам и провозглашать Евангелие спасения для всех народов, племен и языков. Таким образом, необращенные дети и новообращенные взрослые прекрасно поняли видение апостола Петра, но «крещенные во Святом Духе» неспособны понять, о чем же все-таки идет речь. Хотя они больше всех говорят об этом.
Думаю, слова нашего Господа объясняют многое: «И сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Матф. 13:14, 15).
Этот материал еще не обсуждался.