15.12.2010
Скачать в других форматах:

Йохем Даума

Книга Притчей Соломоновых. Книга Екклесиаста. Книга песни песней Соломона

2.2. И всё же Бог определяет время

1. Кто зациклился на негативных высказываниях в Книге Екклесиаста, мог бы себя спросить, можно ли ещё что-нибудь узнать из книги, которая так сильно акцентирует на временности, бесполезности и бессмысленности всего “под солнцем”, как в этом случае и происходит. Как из этого можно почерпнуть мудрость, которая была бы направлена на жизнь человека? Неужели Проповедник не признаёт какое-либо значение того, что происходит в мире, так что он становится сторонником нигилистических убеждений? Конечно, это вовсе не так, поскольку, несмотря на “суету” во всех её проявлениях, Екклесиаст признаёт, что речь идёт о твёрдости и порядке в Божьих делах.

Особенно это демонстрирует Еккл. 3. Кажущееся на первый взгляд самим собой разумеющимся утверждение о том, что всё под небом имеет своё время, обретает в этой главе глубокое значение. Мы должны осознать, что речь идёт здесь о Боге, Который позволил всему происходить в назначенное Им время. Бог всему дал своё наилучшее место во времени (Еккл. 3,11). Под этим не следует понимать (только) творение, которое когда-то было хорошим. Всё, что Бог делает, Он делает навсегда. К этому нельзя ничего прибавить, от этого нельзя ничего отнять (Еккл. 3,14). Именно Богом назначено время, чтобы родиться и умереть, садить и выкапывать, умерщвлять и исцелять, вести войну и заключать мир, и т.д. Для этого выпадают не только хорошие дни, но и плохие (Еккл. 7,14). Также любовь и ненависть мудрого и праведника – в руках Божьих (Еккл. 9,1). Ни один человек не может выпрямить то, что Бог сделал кривым (Еккл. 7,13). Проповедник считает многие вещи кривыми, но он знает, что эта кривизна идёт от Бога. Непонятность различных Божьих решений не мешает ему говорить, что Бог для всего определил своё время.

 

Сказанное в Еккл. 3 имеет не менее фундаментальное значение для всей книги, чем всё то, что книга говорит о суетности всех вещей, как мы это тоже увидим дальше. Проповедник часто заводит речь не только о несчастьях, выпавших на долю человека по причине суетности вещей, но также и об уверенности в Божьем замысле.

 

2. Вся история, вплоть до самых печальных событий, определена Богом. Можно было бы предположить, что это предопределение в сочетании с тем, что Екклесиаст говорит о “суетности” вещей, привело его к детерминистской жизненной позиции. У событий была отнята произвольность. Что ещё остается человеку, кроме как занять пассивную позицию и позволить происходить тому, что было Богом заложено на века? Ведь к этому ничего не возможно ни добавить, ни от этого убавить (Еккл. 3,14)?

Однако Проповедник не впадает в подобную пассивность. Детерминизм чужд Екклесиасту. Поступки человека всё же влияют на “время”, установленное Богом. Так, человек по своей же глупости может умереть раньше своего назначенного часа (Еккл. 7,17). Таким образом, Божье твёрдое руководство всем в мире не исключает собственной ответственности. Человек в ответе за свои поступки. Именно на этой ответственности акцентирует внимание Екклесиаст, когда он говорит о храме (Еккл. 4,17-5,6), об отношении к власти царя (Еккл. 8,2сл.; 10,4), о заботе о пропитании (Еккл. 11,6), и т.д.

Поэтому в Книге Екклесиаста не может быть и речи о фаталистическом восприятии мира. Не фатум, не рок, а Бог определяет все вещи.

 

См. Крюгера [Krüger 2000,173], который замечает, что деятельность Бога не отбирает всю свободу у человека, но Он открывает человеку относительную свободу, чтобы тот мог действовать при изменяющихся обстоятельствах. Это мнение разделяет также Бринк [Brink 1993,112]. Крюгер обращает внимание на повторяющиеся предупреждения и предостережения, которые встречаются в Книге Екклесиаста. К этому я добавлю ещё то, что замечание о человеке, который может умереть до “своего времени” (Еккл. 7,17) невозможно логически связать с верой, что каждый человек умирает в определённое ему Богом время. Выбор в пользу Бога, а не рока всё же не мешает Проповеднику употреблять слово рок [евр.: miqrè] в Еккл. 2,14; 3,19; 9,2сл., равно как и слово “случай” [евр.: pèga] в Еккл. 9,11 . Но в этом случае речь идёт о роке (смерть), который постиг человека по Божьей воле. О роке как силе рядом или вне Бога не может быть и речи. Так же время и случай находят бегуна на дорожке, героя на войне и т.д. Не старания человека определяют исход дела, но время Бога является определяющим для того, кому Он желает послать удачу. Человек же может воспринимать это “время” как случай.

 

Йохем Даума. «Комментарий к Ветхому Завету» в 4 т.

Готовится к публикации издательством «Коллоквиум».

www.colbooks.org

2009–2012 гг.

© Ukraine Committie Hattem

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.