15.12.2010
Скачать в других форматах:

Йохем Даума

Книга Притчей Соломоновых. Книга Екклесиаста. Книга песни песней Соломона

1.2. Притчи – книга мудрости

1. Книга притчей сама даёт нам в руки ключевое слово, с помощью которого мы сможем найти целостность и смысл многих притчей. Речь идёт о мудрости, которая нужна человеку, чтобы найти свой путь в этой жизни. Первые главы выносят эту тему как вступление, которому, на мой взгляд, подчиняются все подразделы книги. Сотни притч, очевидно, происходят из разных времён; но все они объединены обучением мудрости, которая становится центральной темой этой книги.

Мы можем описать мудрость как умение человека поступать так, чтобы распознавать опасности в жизни и через самообладание быть в состоянии вести безопасную и счастливую жизнь. Это описание можно подкрепить следующим текстовым материалом:

Опасности поджидают неопытного (молодого) человека на каждом шагу. Он не должен связываться с теми, кто жаждет крови и добычи (Притч. 1,10сл.). Он должен опасаться легкомысленных женщин, которые хотят склонить его к прелюбодеянию (Притч. 2,16сл.; 5,1сл.; 7,6сл.). Его предупреждают о последствиях лености (Притч. 6,9сл., и др.) и т.д. Чтобы оказывать сопротивление подобным опасностям, человек должен учиться самообладанию. Из превратных вещей исходит непреодолимая сила влечения. Украденная вода по вкусу восхитительна, сворованный хлеб – лакомство (Притч. 9,17). Слова клеветника человек ненасытно вбирает в себя (Притч. 18,8; 26,22). Кто мудрый, тот всё же противостоит этим соблазнам. Он обходит стороной блудницу или прелюбодейку (Притч. 6,24сл.; 7,7сл.). Он не желает становиться ленивцем (Притч. 6,9сл.; 20,4.13; 24,33; срн. 13,4; 21,25). Он умеет молчать (Притч. 10,19; 12,16) и не раскрывает никаких чужих тайн (Притч. 25,9). Он сдерживает свой гнев (Притч. 29,11). Он не вступает в словесное состязание, которое его не касается (Притч. 26,17). Он избегает общества пьяниц и чревоугодников (Притч. 23,20). Он распознаёт опасность вина, которое легко течёт по языку, но кусает, как змея (Притч. 23,30сл.). Он сдерживает свою ненасытность, если сидит за столом рядом с человеком, облечённым властью (Притч. 23,1сл.). Он не докучает своими визитами другу, но приходит к нему только время от времени (Притч. 25,17). Он не выставляет свои знания напоказ (Притч. 12,23).

Кто обладает мудростью и распознаёт опасности жизни, может, не оступаясь, беспечно идти своей дорогой (Притч. 3,23; 4,12). Он обходит стороной неправильный путь (Притч. 4,15; 14,16) и таким образом избегает сетей смерти (Притч. 13,14; 14,27).

Обладание мудростью ведёт к счастливой жизни. Кто находит мудрость, тот находит жизнь (Притч. 8,35). Долгая жизнь (Притч. 4,10; 9,11) лежит в одной руке мудрости, слава и богатство – в другой (Притч. 3,16). Даже телесно человек чувствует себя хорошо, благодаря мудрости (Притч. 3,8). Веселое сердце способствует хорошему здоровью (Притч. 17,22), сильным духом человек преодолевает свою болезнь (Притч. 18,14). Мудрость строит дом и наполняет комнаты драгоценным и прекрасным имуществом (Притч. 24,3сл.). Житницы наполняются зерном, и бочки истекают вином (Притч. 3,10).

 

“Мудрость” [евр.: ḥochmā] в Притчах имеет отношение к знаниям, которые предназначены для среднего человека. Здесь речь не идёт о каких-то специальных профессиональных знаниях, которые требовались для изготовления священнических одежд (Исх. 28,3), или составляющих частей скинии (Исх. 31,2.6; 35,30сл., Веселеил и Аголиав) и храма (3 Цар. 7,14, Хирам). Также не говорится об особенной мудрости, которой может обладать человек, как напр., Соломон (3 Цар. 5,9сл.) или мудрецы по профессии, занимающие отдельное место наряду со священниками и пророками (Иер. 18,18). См. Saebø [THAT I,560v]. В данном случае нам больше подходит пример мудрости Авигеи, в отличие от мудрости её мужа Навала (“он безумный, как это и говорит даже его имя” 1 Цар. 25,25). Авигея была женщиной со “светлым умом” (1 Цар. 25,3; евр.: ṭōvat śèchèl) – то, что Пс. 110,10 видит как плод мудрости: “начало мудрости – страх Господен; разум верный у того, кто живёт по Его закону”.

 

2. Приобретение и сохранение мудрости не происходят сами собой. Молодой человек ещё неопытный и поэтому ещё неразумный (Притч. 1,4; 7,7). Его следует посвятить в мудрость и научить ходить правильным путём (Притч. 22,6). Человек приобретает мудрость, прислушиваясь к наставлениям своих отца и матери (Притч. 1,8; 4,4; 6,20). Поскольку в первую очередь родители прививают своим детям мудрость и вместе с этим оберегают своих детей от различных опасностей, совершенно понятно, почему обещание долгой жизни связывается с послушанием детей. Взирая на огромное значение, которое обучение мудрости имеет для жизни, пренебрежение наставлениями родителей считается серьёзным проступком (Притч. 1,8). Позор – когда человек жестоко обращается со своим отцом и выгоняет мать (Притч. 19,26), злословит их (Притч. 20,20), обкрадывает (Притч. 28,24) или пренебрегает ими, когда они состарятся (Притч. 23,22). В противоположность этому стоит радость, которую испытывают родители по отношению к “мудрым” детям (Притч. 10,1; 15,20; 23,24сл.; 29,3).

Наряду с родителями мы встречаем также учителя, который, как “отец”, даёт наставления своему ученику, как “сыну” (Притч. 1,8; 2,1; 4,1сл.; и т.д.). Учитель просит своего “сына” отдать ему своё сердце. Учитель заслуживает такого доверия, поскольку он показывает ученику дорогу, которой тот должен идти (Притч. 23,26).

 

В притчах есть мудрецы [евр.: hachāmīm, Притч. 1,5сл.; 3,35 и др.] и глупцы [евр.: kesīlīm, Притч. 1,22.32; 3,35 и др.], но также и “неразумные” и “простаки” [евр.: petā’īm, Притч. 1,4.22 и др.; см. также Пс. 18,8; 114,6; 118,130]. Если же образ глупца всё-таки негативный, то к неразумному [евр.: pètī] нам нет надобности относиться точно так же. Слово можно воспринимать благоприятно и неблагоприятно (vox media). Неразумность – это недостаток, который искореняется обучением мудрости. См. R. Mosis [ThWAT VI,824]. “Не иметь ума” [евр.: hasar-lēv, досл. “с отсутствием сердца”, Притч. 6,32; 11,12; 12,11; Еккл. 10,3] вовсе не означает, что кто-то поступает “бессердечно” с эмоциональной стороны, но “бездумно” с интеллектуальной стороны. Он не знает, что делает [H.J. Fabry в ThWAT III,95].

Проводилось много дискуссий по вопросу, существовала ли в Израиле, начиная со времени царей, система образования. Все пришли к утверждению, что учители мудрости появились из-за надобности обучать должностных лиц и придворных служащих во времена Соломона. Но мы нигде в Ветхом Завете не находим следов системы образования. Притчи не предлагают никакого обучения особенным должностным лицам, и др. Политический аспект присутствует, но он вовсе не выходит на первый план. Складывается впечатление, что обучение в Книге притчей предназначено для всех, особенно для молодых. О “доме науки” речь идёт всего лишь во времена Иисуса Сираха (см. 51,23), во втором веке до н.э. См. Martin [2001,20vv].

 

3. Приобретение мудрости не происходит без дисциплины. Дисциплина содержит как словесный (Притч. 1,8; 4,1; 6,23 и др.), так и физический аспект (Притч. 13,24; 22,15). Чем является бич для коня, узда для осла, тем является розга для спины глупца. (Притч. 26,3) Розга и наказание дают мудрость, поскольку невоспитанный ребенок позорит свою мать (Притч. 29,15). Сам Яхве служит в данной ситуации примером: Он наказывает тех, кого любит, как это делает отец, любящий своего сына (Притч. 3,12). Кто ненавидит порицания, тот глуп (Притч. 12,1). Нельзя отрицать дисциплину для молодых людей. От наказания розгами ребёнок не умирает; ведь так его спасают от смерти (Притч. 23,13сл.). Если ребёнок имеет склонность к глупости, розга удержит его от неё (Притч. 22,15).

Обучение мудрости актуально во все периоды жизни. Речь идёт о постоянном процессе обучения. Ребёнок, которого наставили на правильный путь, не сойдёт с него, даже когда состарится (Притч. 22,6). Мудрый постоянно слушает добрые советы (Притч. 12,15) и общается с мудрыми людьми (Притч. 13,20). Для того чтобы принять мудрое решение, необходимо посоветоваться с другими (Притч. 15,22). Кто надеется на собственный ум – глупец; кто выбрал мудрость своим проводником, избежит всякой опасности (Притч. 28,26). Истину нужно собирать, а не разбазаривать (Притч. 23,23).

 

См. Saebø [THAT I,738vv] о понятии дисциплины [евр.: mūsār], которая употребляется в Притчах 30 раз. Он указывает на то, что мы не должны противопоставлять “слово” и “розгу”. Оба понятия имеют позитивную цель, так что дисциплина может называться дорогой к жизни. Особенно чётко это видно из “порицаний Яхве” (Притч. 3,11v). В Псалмах наказание Яхве (болезнями) также служит для блага тех, кто их терпит (Пс. 6,2; 37,2; 38,12; 117,18).

 

Йохем Даума. «Комментарий к Ветхому Завету» в 4 т.

Готовится к публикации издательством «Коллоквиум».

www.colbooks.org

2009–2012 гг.

© Ukraine Committie Hattem

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.