Йохем Даума
Книга Притчей Соломоновых. Книга Екклесиаста. Книга песни песней Соломона
1.3. Уникальный характер мудрости
1. Мудрость, собранная в Книге притчей, содержит в большинстве случаев не какие-то высокие истины, но простые ситуации из каждодневной жизни. Для обычного человека они очень понятны. В Притчах мы видим мало “откровения”, но много “опыта”. Этот опыт является собранием мудрости, которая часто носит не особенный израильский, но общечеловеческий характер. Это – мудрость в решении мирских дел, которая основывается на понимании и разуме. У кого такой разум отсутствует, тот выступает в Книге притчей глупым бестолковым человеком. Он не пользуется своим разумом, не распознаёт опасности и является лёгкой добычей “охотников” (Притч. 7,7.22; 9,16; 10,21 и др.). Подобные премудрости, которые отображают знания человека, мы находим также среди народов, живущих по соседству с Израилем. Интернациональный характер мудрости, кстати, виден в самой Книге притчей, поскольку определённые части, несомненно, свидетельствуют о чужеземном происхождении, как напр., “слова Агура, сына Иакея” (Притч. 30,1сл.) и наставления для царя Лемуила (Притч. 31,1). Израильтянин питал уважение к мудрости, пришедшей из других земель, например, из Египта (3 Цар. 5,10сл.) и Эдома (Иер. 49,7; Авд. 8).
Много споров велось вокруг вопроса, была ли мудрость Израиля позаимствована у других народов или это было совсем наоборот. На мой взгляд, бессмысленно дискутировать по этому вопросу, поскольку тогда мы не замечаем такой детали: на Ближнем Востоке мы сталкиваемся с различными мудрыми изречениями, очень сильно похожими друг на друга, напр., если говорится о воспитании детей, опасности пьянства и т.д. По всему миру мы встречаем подобные предостережения. А о взаимной зависимости не может быть и речи. Мудрость охватывает людей, которые, в какой бы точке мира они не были, имеют очень много общего. Они живут в подобных отношениях с другими. Свои образы они черпают из одного и того же созданного Богом мира. Из этого создания человек своим пониманием может почерпнуть много мудрости (срн. Рим. 1,20). Яхве премудростью основал небеса и землю (Притч. 3,19сл.). Даже ещё перед тем, как Он что-либо создал, премудрость уже существовала (Притч. 8,22сл.). Если мы это осознаём, тогда очень легко понять, что человеческий разум по всему миру сталкивается с одной и той же премудростью Яхве. Человеческая мудрость открывает, что вредные привычки, плохое воспитание, пьянство, леность наносят ущерб жизни человека. Человек осознает, что борьба с такими вредными привычками обеспечивает процветание жизни. Опыт тысячелетий отображен в мудрости родителей и учителей, которые передают эту мудрость уже следующему поколению.
Насколько универсальна мудрость, вытекает из того факта, что цари с её помощью правят, а повелители узаконивают правду (Притч. 8,15). Ничто не свидетельствует о том, что здесь сказано исключительно об израильских царях. Каждый хороший царь знает, что он должен обладать мудростью, чтобы править своим народом.
Очень много совпадений существует между Притч. 22,17-23,11 и указаниями египетского писателя Аменемопа [COS I,115vv], работу которого достаточно трудно датировать (между 1000 и 500 г. до н.э.). Но, несмотря на это, даже здесь есть такое множество различий, что возникает вопрос, уместен ли вообще разговор о какой-то зависимости [Murphy 1998,292v]. Гемсер [Gemser I, 1929,19vv] предлагает пословицы племён Южной и Центральной Африки, которые очень напоминают нам Книгу притчей. Напр., человек знает свою скорбь. Сердце ближнего похоже на трость бамбука, ты не войдёшь в неё. Несмотря на то, что лев рычит, он не будет поедать своё потомство. Цыплята не умирают, когда их поклёвывает их мать. Кто-то высыпает горящие угли на свою голову. Глупца следует учить в его глупости. Я не поедаю свою блевотину, как пёс, и т.д.
2. Если мудрость так распространена по миру, нужен ли тогда ещё страх Господен, чтобы мудрость обрести и использовать? Об этом речь пойдёт в нашем следующем разделе [1.4]. Здесь я бы хотел сказать следующее. Яхве проливает Свою благость на всех людей (Пс. 144,9), хотя большинство людей Его не признают и не почитают. Двое людей могут прийти к одним и тем же действиям, невзирая на то, что один почитает Яхве, а другой этого не делает. Однако проявлять мудрость в определённых ситуациях – это нечто другое, чем использовать премудрость Яхве так, что она определяет всю жизнь человека. То, что Яхве и за пределами Израиля также дарует мудрость, всё же не приводит к признанию Яхве как источника всей премудрости за пределами Израиля и к жизни в зависимости от Него. Жизнь, какую желает Яхве, не “всемирная”, хотя мудрость можно найти повсюду.
Мудрость и разум употребляются в Книге притчей как синонимы (Притч. 3,19; 4,5.7; 7,4; 9,9сл.; 16,16). Оба они говорят о мудрости, которая нужна человеку в жизни, не акцентируя, что одно понятие более “мирское”, чем второе. Оба они исходят от Яхве.
Частичная мудрость обнаруживается повсюду, в то время как истинная мудрость происходит от страха Господнего. Где эта мудрость определяет жизнь, можно говорить об образе действий, которые совсем другие, чем у тех, кто не показывает Яхве никакого уважения. Это напоминает магнит. Магнит так притягивает железные частицы, что они создают некоторый узор. Этот узор в Израиле был иным, нежели ещё где-то в мире. См. также Гиспена [Gispen II, 1954,22] о двух людях, которые говорят одно и то же, в то время как это всё же не одно и то же.
Йохем Даума. «Комментарий к Ветхому Завету» в 4 т.
Готовится к публикации издательством «Коллоквиум».
2009–2012 гг.
© Ukraine Committie Hattem
Этот материал еще не обсуждался.