Луис Беркхоф
История христианских доктрин
I. ПЕРЕХОДНОЕ СОСТОЯНИЕ
Доктрина о последнем времени никогда не находилась в центре внимания, она наименее разработана и поэтому требует тщательного обсуждения. Ее основные элементы были довольно постоянными, и они практически составляют всю догму Церкви относительно будущего. Иногда отклоняющиеся мнения занимали важное место в богословских дискуссиях, но они никогда не включались в Церковные вероисповедания. Доктор Орр предполагает, что мы сейчас достигли того момента в истории догмы, в который доктрина о последних событиях получит большее внимание и испытает дальнейшее развитие. И это, может быть, так и есть.
Апостольские Отцы не помышляли о переходном состоянии. В соответствии с общим мнением того времени, благочестивые, умирая, немедленно наследуют небесную славу, приготовленную для них, а нечестивые сразу страдают от адского наказания. Только тогда, когда стало ясно, что Христос не вернется немедленно, Церковь Отцов начала размышлять о состоянии между смертью и воскресением. Один из первых был Юстин, который сказал: «Души благочестивых находятся в лучшем месте, души неверных и нечестивых — в худшем, ожидая времени суда». Он объявлял еретиками тех, кто говорил, что «их души по смерти берутся в небеса».
Общее мнение поздних Отцов, таких, как Ириней, Тертуллиан, Иларий, Амвросий, Кирилл и даже Августин, состояло в том, что мертвые спускаются в ад, место с различными отделениями, где они остаются до дня суда или, по Августину, пока они не очистятся достаточно. По мере того как становилось ясным, что возвращение Христа — это далеко отстоящее событие, становилось также все труднее поддерживать идею ада, как просто временного и предварительного места пребывания мертвых. Вскоре было сделано исключение для мучеников, которые, по Тертуллиану, сразу допускались в славу. Сошествие Христа в ад толковалось, как способствующее освобождению ветхозаветных святых от преддверия ада. И когда стала оформляться доктрина о заслугах добрых дел, то начали учить, что те, кто были старательными в этом деле, — заслужили немедленного перехода в небеса. Ад постепенно лишалcя своих праведных обитателей. Наконец, остались только одни нечестивые, и ад стал рассматриваться, как место наказания, иногда совпадающее с геенной. Ориген открыто учил, что Христос перевел всех праведных прошлых веков из ада в рай, который (т. е. рай) с тех пор стал назначением всех отходящих святых.
В связи с идеей, что многие христиане не достаточно святы при смерти, чтобы войти в область вечного благоcловения, постепенно стало иметь успех убеждение, что они за могилой подвергаются процессу очищения. Ранние Отцы Церкви уже говорили об очищающем огне, который некоторые из них помещали в раю, а другие связывали с большим финальным пожаром. Они не всегда имели в виду буквальный или материальный огонь, но часто думали просто о духовном испытании или дисциплине. Ориген понимал ад, включая геенну, а также и финальный пожар в конце света, как очищающий огонь. Некоторые из поздних греческих и латинских Отцов Церкви, такие, как трое каппадокийцев, Амвросий, Ефрем, Августин и другие, поддерживали идею об очистительном огне в переходном состоянии.
Идея об особом, очистительном огне развивалась главным образом на Западе. Григорий Великий уже подчеркивал это, как вопрос безусловной веры. Он говорит: «Должно верить, что для некоторых легких грехов существует очищающий огонь до суда». Поэтому его обычно называют «изобретателем чистилища». Он был также первым, кто ясно выдвинул идею, весьма смутно поддерживаемую другими задолго до него, об освобождении от этого огня через ходатайственные молитвы и пожертвования. Средневековые схоласты и мистики были весьма красноречивы (выразительны) в их описании чистилища, и большинство из них понимало его, как материальный огонь. Греческая Церковь никогда сердечно не принимала грубые взгляды, бытующие на Западе. Местоположение чистилища тоже обсуждалось и в целом рассматривалось как отделение ада, ближайшее к геенне. В некотором отдалении от него было предварительное место для детей, место, где, по мнению схоластов, содержатся дети, умершие некрещеными, но они не страдают от явной боли, однако навеки держатся вне небес. Еще дальше от геенны было предварительное место отцов, тоже называемое «рай» или «лоно Авраамово», где, как считалось, ветхозаветные достойные содержались до сошествия Христа в ад. Доктрина о чистилище была торжественно подтверждена Трентским Собором в 1546 г. Именно в связи с этой доктриной в Церкви стала возрастать порочная практика торговли индульгенциями.
Против доктрины о чистилище восстали в конце Средних веков такие предшественники Реформации, как Уиклиф и Гус. Лютер гремел против пагубной практики, которая явилась в Церкви в связи с этой доктриной, и реформаторы единодушно отвергли все учение о чистилище, как противное Писанию. Шмалькальдские статьи говорят о чистилище как принадлежащем «паразитическому отродью идольста, зачатому хвостом дракона». И тридцать девять статей Церкви Англии заявляют, что «римское учение, касающееся чистилища... напрасно изобретено и не имеет ни основания, ни полномочия Писания».
II. ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ И НАДЕЖДА НА ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ
Первых христиан учили ждать возвращения Иисуса, и очевидно даже из Нового Завета, что некоторые из них ожидали скорого возвращения. Буквальное толкование Отк. 20:1-6 побудило некоторых Отцов Церкви делать различие между первым и вторым воскресением и верить в тысячелетнее Царство между ними. Некоторые из них с большой любовью останавливались на этих надеждах на тысячелетие и рисовали радости будущего века в грубо-материалистическом плане. Так думали в особенности Палий и Ириней. Другие, такие, как Варнава, Герма, Юстин и Тертуллиан, хотя и учили этой доктрине, избегали ее крайностей. Учение о тысячелетии было с радостью принято Керинфом, евионитами и монтанистами. Но неправильно утверждать, как это делают пре-милленарии, что это учение было вообще принято в первые три века. Правда в том, что сторонников этого учения было немного. Нет и следа его у Климента Римского, Игнатия, Поликарпа, Татиана, Афиногена, Феофила, Климента Александрийского, Оригена, Диония и других значительных Отцов Церкви.
Ожидание наступления тысячелетия Ранней Церковью было постепенно преодолено. Когда проходили столетия без возвращения Христа, когда прекратились гонения и когда христианство твердо обосновалось в Римской империи и даже стало государственной религией, то страстное ожидание явления Иисуса Христа очень естественно уступило место приспособлению Церкви к ее задачам времени. Аллегорическое истолкование Писания, введенное Александрийской школой и особенно поддержанное Оригеном, также охладило все надежды на тысячелетие. На Западе мощное влияние Августина послужило повороту мыслей Церкви от будущего к настоящему, когда он приравнял Церковь к Царству Божьему. Он учил людей искать тысячелетия в современном христианском периоде (диспенсации).
В течение Средних веков ожидание тысячелетия рассматривалось, как еретическое. Правда, здесь и там возникали преходящие и стихийные всплески надежды на тысячелетие в сектах, но они не оказывали глубокого влияния. В десятом веке было широко распространено ожидание приближающегося конца света, но оно не сопровождалось хилиастическими надеждами, хотя и было связано с идеей скорого пришествия Антихриста. Христианское искусство часто черпало свои темы из эсхатологии. Гимн «Гнев богов звучал ужасом надвигающегося суда, художники изображали конец света на полотнах, и Данте дал живое описание ада в своей «Божественной комедии».
Во время Реформации доктрина о тысячелетии была отвергнута протестантскими церквами, но ожила в некоторых сектах, таких, как более фанатичные анабаптисты и люди «пятой монархии». Лютер с презрением отверг «мечту», что будет земное царство Христа, предшествующее дню Суда. Аугсбургское исповедание осуждает тех, «кто сейчас распространяет иудейские мнения, будто до воскресения мертвых святые займут Царство мира, а нечестивые будут везде подавляться» (Статья 17). И второе Гельветское вероисповедание говорит: «Мы осуждаем иудейские мечты о том, что до дня Суда будет золотой век на земле, и святые будут владеть царствами мира, а их нечестивые враги будут попираемы ногами» (Глава 11).
В семнадцатом веке, однако, появилась новая форма миллениализма. Было несколько лютеранских и реформатских богословов, которые, отвергая идею видимого правления Христа на земле в течение тысячи лет, защищали более духовную концепцию тысячелетия. Они считали, что до конца света и возвращения Иисуса Христа будет период, когда духовное пришествие Христа в Церкви будет испытываться с необычной силой, и за этим последует общее религиозное пробуждение. Царство Христа тогда будет стоять, как Царство мира и праведности. Это была первоначальная форма постмиллениализма, отличавшаяся от пре-миллениализма.
В течение восемнадцатого и девятнадцатого веков учение о тысячелетии снова вызвало большой интерес в определенных кругах. Его защищало общество Бенгеля и недавно — общество Эрлангена, оно имело среди своих сторонников таких людей, как Гофманн, Делич, Оберлен, Бонары, Алфорд, Зан и другие. Существует огромный разброс мнений среди этих пре-милленариев, касающихся порядка последних событий и положения вещей во время тысячелетия. Были сделаны неоднократные попытки определить точное время возвращения Христа, которое объявлялось с великой уверенностью в его близости, но до сего времени все эти расчеты проваливались. Хотя сегодня существует широко распространенное верование, особенно в нашей стране, что за возвращением Христа последует временное, видимое правление Христа на земле, однако серьезное богословское мнение — против такого верования. В либеральных кругах явилась новая форма постмиллениализма. Ожидаемое Царствие будет состоять в новом социальном порядке, «в котором будет преобладать закон Христов, и в результате этого будет мир, справедливость и славный расцвет существующих духовных сил». Именно это имеет в виду Раушенбуш, когда он говорит: «Нам нужно восстановить надежду на тысячелетнее Царствие» («Богословие за социальное Евангелие», стр. 224). До настоящего времени, однако, доктрина о тысячелетии еще не была отражена ни в одном вероисповедании, и поэтому ее нельзя рассматривать как церковную догму.
III. ВОСКРЕСЕНИЕ
Большинство Ранних Отцов Церкви верили в воскресение тела, то есть в тождественность тела будущего и тела настоящего. Взгляды Климента Александрийского в какой-то степени неопределенны, но ясно, что Ориген, защищая учение Церкви от Цельсия, отвергал идею, что воскреснет, то же самое тело. Он описывал воскресение тела очищенного, духовного. Некоторые Отцы Церкви разделяли его мнение, но большинство считало, что тело воскресения будет тем же, что и сейчас. Августин сначала соглашался с Оригеном, но в итоге принял преобладающее мнение, хотя он не считал необходимым думать, что существующие различия в размере и росте сохранятся в будущей жизни. Фактически, он верил, что в воскресение у всех будет рост взрослых людей. Иероним, однако, настаивал, что даже волосы и зубы будут те же самые. В целом можно сказать, что Восток проявлял тенденции более духовно смотреть на воскресение, чем Запад. Два Григория, Златоуст и Синезий были в общем согласны с Оригеном. Иоанн Дамаскин подтвердил восстановление того же самого тела, но удовлетворялся тем взглядом на тождественность, который предлагался в аналогии семени и растения. Верующие в будущее тысячелетие говорили о двойном воскресении, сначала — благочестивых, а затем — нечестивых, в завершении тысячелетнего правления.
Схоласты рассуждали о теле воскресения своим особенным
образом. Их умозрительные теории были довольно фантастичными и почти не имели
ценности. Фома Аквинский, похоже, имел особую информацию по этому вопросу. Он
сообщает нам, что тот, кто будет живым во время пришествия Христа, сначала
умрет и потом будет воскрешен вместе с остальными мертвыми. Воскресение
произойдет ближе к вечеру. Восстанет та сущность, которая была в момент
смерти. Все
будут в расцвете юности. Тело будет осязаемым, но прекрасным и светлым, и оно
не будет расти. Повинуясь импульсу души, оно будет легко и быстро двигаться.
Тела нечестивых, с другой стороны, будут безобразны и
деформированы, способные сильно страдать, хотя и неразрушимые.
Богословы Реформации были совершенно согласны, что тело воскресения будет тем же, что и сейчас. Это учение выражено в вероисповеданиях реформатских Церквей. С развитием физических наук доктрина о воскресении встретилась с рядом трудностей, и в результате современный религиозный либерализм либо резко отрицает воскресение, либо объясняет библейские представления о нем, как образное выражение идеи, что человеческая личность во всей своей полноте и со всеми своими силами будет продолжать существовать после смерти. Эту точку зрения многие в настоящее время разделяют, она весьма популярна.
IV. ПОСЛЕДНИЙ СУД И ОКОНЧАТЕЛЬНЫЕ НАГРАДЫ
Ранние Отцы Церкви мало что имели сказать о последнем суде, но подчеркивали, что он обязательно будет. Большинство из них считали, что святые в небесах будут пользоваться разными степенями благословенности, соответственно тем добродетелям, которые украшали их на земле. Некоторые их писания изобилуют чувственными представлениями о наслаждениях будущего мира. Труды Оригена, однако, отражают более духовную концепцию. О наказании нечестивых обычно думали, как о вечных, но Ориген здесь был исключением. Правда, в своих известных речах он тоже говорит о вечном наказании, но в своих «Принципах» у него видна тенденция вовсе исключить его. Но даже он не видит будущего наказания, как чисто духовного. В действительности он решает, что это будет наказание, с надеждой даже для нечестивого, и он выражает веру в конечное восстановление всего мира.
Поздние Отцы также твердо были убеждены, что в конце мира будет окончательный суд. Но они говорили об этом преимущественно в стиле высокой риторики, как и о других эсхатологических событиях, не сообщая никакой определенной информации. Августин основывается на предположении, что представления Писания об этом все являются образными. Он убежден, что Христос явится судить живых и мертвых, но считает, что Писание не утверждает с определенностью, сколько времени этот суд будет продолжаться.
Нет единодушного мнения о том, что представляет собой небесная благословенность. Некоторые элементы этого названы как самые выдающиеся — более полное знание, общение со святыми, освобождение от оков тела и истинная свобода. Страдания проклятых рассматривались как полная противоположность радостям небес. Некоторые верили в степени благословения и мучения, хотя и те и другие понимались, как вечные. Большинство Отцов Церкви верили в материальный огонь, хотя некоторые предполагали, что наказание нечестивых будет преимущественно состоять из отделения их от Бога и сознания их собственного нечестия.
Особенное внимание схоласты уделяли местоположению небес и ада. По их мнению, небеса разделены на три части, а именно — (1) видимые небеса (твердь); (2) духовные небеса, место обитания святых и ангелов и (3) интеллектуальные небеса, где благословенные наслаждаются непосредственным видением Бога. Они также понимали, что и преисподняя разделена на различные отделы, а именно: (1) собственно ад, обиталище дьяволов и проклятых и (2) области, которые можно назвать средними между небом и адом, и их — три: (а) чистилище, самое близкое к аду; (б) место обитания некрещеных детей и (в) место обитания ветхозаветных святых.
Реформаторы довольствовались утверждением простого учения Писания о том, что Христос придет снова, чтобы судить мир. Они старательно различали общий суд в конце мира и тайный, особый суд, который происходит при смерти каждого индивида. Цель первого — это открытая (публичная) защита Божественного правосудия в определении окончательного воздаяния. Они разделяли общее верование в вечное благословение небес и вечные мучения ада. Некоторые анабаптисты учили о полном восстановлении (ресторационизме), а некоторые социниане — об уничтожении нечестивых. Некоторые протестантские богословы считали, что материальный огонь будет частью бесконечных мучений нечестивых; другие — не были с этим согласны; а еще третьи толковали все, что Библия говорит об огне, как образ. Учение о будущих воздаяниях и наказаниях, как этому учила Реформация, остается официальным учением Церкви до настоящего времени, хотя с середины прошлого века стало чрезвычайно популярным в известных кругах учение об обусловленном бессмертии. Только совершенные универсалисты — а их немного, — верят во всеобщее спасение и в восстановление всего в абсолютном значении слова.
Вопросы для дальнейшего изучения
Литература
Этот материал еще не обсуждался.