Скачать в других форматах:

Сергей Худиев

Об уверенности в спасении

Спасение как процесс

Итак, рассмотрев те блага, которыми мы уже обладаем во Христе, т.е. спасение как состояние, в которое мы введены Господом, перейдем теперь к рассмотрению спасения как процесса, как пути, которым мы идем в течение нашей земной жизни, или, лучше сказать, пути, которым нас ведет Господь. Спасение, как об этом уже было сказано, — не страховка на случай смерти, но некая реальность, которая начинает проявляться в жизни верующего уже здесь и теперь. Цель Бога, как мы уже говорили, соделать нас «подобными образу сына Его» (Рим. 8:30). Окончательно эта цель будет достигнута только в жизни будущего века (1 Ин. 2:3), но уже теперь жизнь христианина есть движение к этой цели, постоянное возрастание во Христе. Этот процесс может происходить по-разному, но он происходит во всех, кто через веру действительно примирился с Богом. Именно об этом процессе движения к христианскому совершенству и говорит Апостол:

Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение. Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению (Флп. 2:12-13).

Повторим: та же благодать, которая пробуждает в сердцах верных искреннее упование на Христа, научает «нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» (Тит. 2:12). Ибо Богу угодно избавить нас не только от возмездия за наши грехи, но и от того жалкого состояния внутренней испорченности, в которое мы были ввергнуты грехом.

Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их, и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более (Иер. 31:33-34).

И заключу с ними вечный завет, по которому Я не отвращусь от них, чтобы благотворить им, и страх Мой вложу в сердца их, чтобы они не отступали от Меня (Иер. 32:40).

И дам им сердце, чтобы знать Меня, что Я Господь, и они будут Моим народом, а Я буду их Богом; ибо они обратятся ко Мне всем сердцем своим (Иер. 24:7).

И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой, и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять (Иез. 36:26-27).

Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более (Евр. 10:16-17).

Таково обетование Божие, в которое нам повелено верить: Он исцелит и очистит сердца наши, чтобы сделать нас послушными Себе, и уже делает это. Вера и послушание, которую проявляет христианин, никоим образом не есть его достижение, но дар Божий:

Если кто скажет, что без благодати Божией нам, верующим, волящим, желающим, стремящимся, трудящимся, молящимся, бодрствующим, усердствующим, просящим, ищущим, стучащим, милосердие божественно даруется, а не исповедует, что мы веруем, волим, или все это, как нужно, можем делать, в нас происходит по излиянию и вдохновению Святого Духа, и либо к смирению, либо к послушанию человеческому присоединяет помощь благодати, а не соглашается, что является даром самой благодати то, что мы являемся послушными и смиренными, тот противится Апостолу, говорящему:

Что ты имеешь, чего бы не получил? (1 Кор. 4:7); и:

Но благодатию Божиею есмь то, что есмь (1 Кор. 15:10) (II Аравсийский собор, кан. 6).

Мы трудимся над нашим спасением лишь потому, что над ним трудится Бог:

потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению (Флп.2:13);

Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь (Евр. 13:20-21).

Является Божиим даром, когда мы право мыслим и стопы наши от лжи и неправды удерживаем; ибо сколько раз мы делаем добро, столько раз Бог с нами и в нас творит, чтобы мы творили.

Ничего благого не совершает человек без Бога. Много благого творит в человеке Бог такого, чего человек не творит; никакого, однако, не творит человек блага, которого Бог не дает человеку творить. (II Аравсийский собор, кан. 9, 20).

Бог обещает довести Свою работу до конца:

(Бог) Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа. Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего (1 Кор. 1:8-9),

будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа (Флп. 1:6),

Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Верен Призывающий вас, Который и сотворит сие (1 Фес. 5:23-24);

Но верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого (2 Фес. 3:3);

По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день (2 Тим. 1:12);

И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства; Ему слава во веки веков. Аминь (2 Тим. 4:18).

Тут может возникнуть сомнение: Бог, мол, обещает совершить это при условии нашего содействия, а мы не можем быть уверены в том, что оно будет достаточным. Блаженный Августин отвечает на это:

Следует опасаться, братья, возлюбленные Богом, чтобы человек себя не превозносил пред Богом, говоря, что он сам сделал то, что Бог обещал (О предопределении святых, гл.2).

В самом деле, Бог обещает нам веру и стойкость как Свой дар — как же мы можем говорить, что у нас не хватит веры и стойкости? Да у нас ее вообще не может быть!

Итак, верен Призывающий вас, Который и сотворит сие (1 Фес. 5:24).

Гарантом доброй воли верующего является не он сам, но благодать Божия, которая

Нежелающего предваряет, чтобы он желал; желающего сопровождает, чтобы желал не напрасно (бл. Августин. Энхиридион, гл. 32).

Дело нашего свободного произволения — то, что мы возрастаем в вере; наше свободное произволение есть дело благодати Божией. Верующий отнюдь не возлежит на диване, но «прилагает все старание» (2 Петр. 1:5) к своему духовному возрастанию; при этом он с благодарностью признает, что именно Бог пробуждает в нем и желание, и способность стараться (Флп. 2:13). Итак, по благодати Божией христианин свободно и охотно стремится к своему духовному возрастанию. Это, однако, не означает, что христианину это всегда легко. Благодать не устраняет трудностей с пути верующего, но созидает в нем волю к их преодолению. Приведу пример. Альпинист свободно и охотно стремится к вершине, но это не значит, что восхождение — дело легкое и не требующее усилий.

Было бы полным непониманием (или даже лукавым нежеланием понимать) учения Апостолов о благодати пытаться использовать его для оправдания собственной лености: если человек творит нечто доброе, то это дар Божий (Аравсийский собор, кан. 9); если отказывается творить, то это его собственный грех (Иак. 4:17). То же самое говорит и Павел: все свои труды он приписывает благодати Божией (1 Кор. 15:10), но вместе с тем признает, что будет сам виноват, если не будет благовествовать (1 Кор. 9:16).


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.