Скачать в других форматах:

Сергей Худиев

Об уверенности в спасении

Вера

Поскольку все блага спасения мы обретаем через веру, нам прежде всего понадобится выяснить, как слово Божие определяет веру. Апостол Павел дает это определение на примере Авраама:

Не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу, и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное. Потому и вменилось ему в праведность. А впрочем не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему, но и в отношении к нам; вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего, Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего (Рим 4: 20-25).

Итак, согласно Павлу, вера — это непреложная уверенность в том, что Бог исполнит Свои обетования, которые Он дает во Христе, несмотря на все то, что кажется противоречащим этому. Вера в Бога — это вера Его слову: бессмысленно заявлять, что я верю в Бога, если я не верю тому, что Он говорит. Обетование — это не что-то такое, что возможно осуществится, а возможно нет. Бог силен исполнить обещанное. Бог знает, что Он говорит; нелепо думать, будто Его всеведение упустило что-то из виду или Его мудрость что-то не учла. Бог не может ни обманывать, ни ошибаться. Отрицать непреложность Его обетований — значит отрицать то, что Он является Богом:

Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет, и не сделает? будет говорить, и не исполнит? (Числ. 23:19).

Кому Бог дает Свои обетования? Всякому, кто уверует:

И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется (Иоил. 2:32; Деян. 2:21; Рим. 10:13).

Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш (Деян. 2:39).

Ибо Писание говорит: «всякий, верующий в Него, не постыдится» (Рим. 10:11; Ис. 28:16).

Итак, верить — значит полагаться на обетования Божии, данные во Христе. Бессмысленно спрашивать, так ли сильна моя вера, как вера Авраама, чтобы я мог рассчитывать на исполнение обетований. Авраам вообще не задается вопросом о силе своей веры. Он смотрит не на себя, а на Бога. Если бы Авраам смотрел на себя, он увидел бы только, что Тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении (Рим. 4:19). Его поведение иногда выдает страх и недостаточную уверенность в Божием покровительстве (Быт 12:11-12, 20:2). Он ясно видит, что не имеет в себе самом ничего, заслуживающего исполнения обетований как некой награды:

  Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел:  (Быт. 18:27)

 но ему и в голову не приходит, что Бог может отказаться от Своего слова. Верность Бога не зависит ни от чего.

Потому, что праведный Авраам, приемля обетование из уст Божиих, не на плоть свою омертвелую смотрел и не на мертвость Саррину смотрел, но на неложное слово Всемогущего Бога (св. Иоанн Златоуст).

Златоуст при этом подчеркивает, что не праведные деяния Авраама, но именно вера оправдала его перед Богом:

Ведь нимало не странно оправдаться верою тому, кто не имеет дел; но украшенному заслугами сделаться праведным не вследствие их, а по вере — это было особенно удивительно и особенно обнаруживало силу веры (Беседы на послание к Римлянам, стр. 567).

Итак, подчеркнем: вера смотрит не на себя, но на Бога. Это важно уточнить, так как некоторые христиане весьма смущаются вопросом – обладаю ли я подлинной верой? Могу ли я знать, что моя вера – истинная?

Но что делает веру спасительной? Ее собственные качества, сила убежденности, готовность пострадать за свои убеждения,  ее определяющее влияние на жизнь человека? Нет. Коммунисты и нацисты  нередко проявляли поразительное мужество и жертвенность, приверженцы культов отдавали все свое имущество и посвящали всю свою жизнь самотверженному служению, язычники предавались суровому аскетизму – делает ли это их убеждения истинными и спасительными? Ни в малейшей мере.

Что же делает веру истинной и спасительной? Предмет веры. Тот, в Кого мы верим. Самая пламенная, искренняя и преданная вера в то, что не может оправдать наших ожиданий, не может принести нам никакой пользы; самая робкая и колеблющаяся надежда на Того, кто действительно достоин доверия, не будет обманута. Приведу пример. Допустим, государь провозглашает амнистию мятежникам – всякий, кто сдастся на его милость, будет прощен. Если Вы капитулировали, на чем будет основана Ваша уверенность в безопасности? На том, что Ваша вера в милость государя отличается какой-то особой непоколебимостью? Нет, просто на том, что у Вас есть государево слово, и Вы знаете, что он его не нарушит. Когда Государь мироздания во Христе провозглашает нам, мятежникам, амнистию, на чем может быть основана моя уверенность в том, что лично я амнистирован? На качествах моей веры? Нет, но на слове Божием. Как говорит Апостол:

 По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день.  (2 Тим. 1:12)

Апостол не говорит – «я знаю, насколько могучей, непоколебимой, плодотворной верой я обладаю», но я знаю, в Кого уверовал. Итак, истинная вера – это вера истинному Спасителю. Он силен исполнить то, что Он обещал. Бог дал слово – немыслимо, чтобы Он его нарушил. Истинная вера взирает на Христа и признает непреложность Его обетований.

Ночью я могу испытывать невротический страх, что солнце никогда не взойдет, и мир навсегда останется погруженным во мрак; но при этом я понимаю, что восход солнца никак не зависит от моих переживаний — он определяется верностью Творца, Который установил и поддерживает неизменные физические законы, по которым Земля вращается вокруг своей оси. Как верующий, я могу испытывать периоды глубокого смятения и эмоционального упадка, но при этом я понимаю, что верность Бога никак не зависит от моих эмоций. Пребываю ли я в радостной уверенности или терзаюсь сомнениями и страхами, — слово Божие остается неизменным. Обетование, которое Он дал нам, есть жизнь вечная (1 Ин 2:25). Бог обещает вечную жизнь всякому, верующему в Иисуса Христа (Ин. 3:16, 36, 5:24, 6:27 и т.д.). Если я верю в Иисуса Христа, то имею жизнь вечную и на суд не прихожу, но перешел от смерти в жизнь. Отрицать это — значит в лицо называть Бога обманщиком (1 Ин. 5:10). Иисус говорит:

Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную (Ин 6:47).

Если Он говорит правду, то я, как и всякий, кто верует, имею жизнь вечную. Вера — это не чувство и не переживание; она совершенно не обязательно связана с каким-то ярким мистическим опытом. Обращение — просто акт воли, которым человек, настигнутый словом Божиим, говорит «да». Мои эмоции могут лгать; мой разум может заблуждаться; мой мистический опыт может оказаться полностью ложным, но Божии обетования останутся истиной — причем истиной по отношению ко мне — независимо ни от чего. Бог нерушимо и непоколебимо верен.

Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению. Ибо Писание говорит: «всякий, верующий в Него, не постыдится». Здесь нет различия между Иудеем и Эллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его. Ибо «всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Рим. 10:9-13).

Мы можем быть уверены в своем спасении потому, что Господь нам его обещал. А лгать Он не может.

Возможно, читатель возразит: слово Божие постоянно (напр., Мф. 7:21, Иак. 2:26), указывает на то, что спасение невозможно без благочестивой жизни, соблюдения заповедей и усердия к добрым делам; а так как человек не может знать, достаточно ли он благочестив, послушен и усерден, он не может быть уверен в своем спасении.

Пусть это недоумение разрешит блаженный Августин:

Бог обещал это не по причине нашей воли, но по причине Своего предопределения. Ибо обещал то, что Сам собирался сделать, а не то, что собирались сделать люди. Потому что если люди и делают добро, относящееся к почитанию Бога, Он Сам делает так, чтобы они творили заповеданное, а не наоборот, они делают так, чтобы Он исполнил то, что обещал. Иначе не в Божией власти, а во власти людей будет исполнить обещанное Богом (О предопределении святых, 19).

В самом деле, если Бог не способен соделать верующих послушными Ему, и привести их к вечному спасению, то Он просто обещает то, что не в Его власти. А обещать то, что не в товоей власти – значит просто говорить неправду. Мы не можем помышлять такого о Боге.

Но не устраняет ли такое представление свободу и ответственность самих христиан? Если это Бог производит в нас и через нас всякое доброе дело, то не превращаемся ли мы в каких-то марионеток, лишенных собственной воли? Писание явно обращается к христианам, как к свободным людям, ответственным в своем выборе — как совместить это с тем, что сам Бог производит в нас хотение и действие по своему благоволению? Объяснить это можно. В любой ситуации человек сам делает свободный выбор и сам несет за него ответственность. Но каким будет этот выбор — определяется тем, что он из себя представляет как личность (Мф. 12:35). Выбор человека свободен, но он в значительной степени предопределен его нравственными качествами. Если Вы доверяете, например, деньги честному человеку, вы можете быть уверены, что он их не украдет. Бог не дергает христиан за ниточки, заставляя творить угодное Ему, — Он просто, Своей всемогущей благодатью, делает их такими людьми, которые охотно и свободно творят Его волю.

Итак, мы становимся подлинно свободными, когда Бог создает нас, т. е. образовывает и творит не так, чтобы мы были людьми, это Он уже сделал, но чтобы были добрыми людьми, что делает Он теперь Своей благодатью, чтобы мы были новой тварью во Христе Иисусе (Гал. 5:16), сообразно чему сказано «сердце чистое сотвори во мне, Боже» (Пс. 50:12) (бл. Августин. Энхиридион, гл. 31).

Бог обещает не только простить грехи верующих, но и вложить в их сердца искреннее стремление к праведности:

«Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их и в мыслях их напишу их, и грехов их и беззаконий их не вспомяну более» (Евр. 10:16-17; Иер. 31:33).

Те, кто действительно прощены и приняты Богом, будут являть плоды этого в своей жизни, ибо та же благодать, которая пробуждает в сердцах верных искреннее упование на Христа, «научает нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» (Тит. 2: 12) (о чем мы подробнее поговорим ниже). Если же наша добродетель является предварительным условием, при котором обетование обретает силу, то любое обетование сразу же недействительно, ибо в силу нашей падшей природы мы не можем выполнить никаких предварительных условий. Напомню: никто не имеет ничего своего, кроме обмана и греха (II Аравсийский собор, кан. 22). Мы должны быть ревностны к добрым делам, но наша надежда может быть основана только на обетованиях Божиих.

Но может ли оказаться так, что человек, притязающий на то, что он – верущий, на самом деле обманывается? Апостол пишет, обращаясь к людям, которые явно считали себя верующими

  Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть.  (2 Кор. 13:5)

Они, похоже, не сомневались в том, что они – верующие. В этом сомневается Апостол. Как же нам «исследовать себя»? Чтобы понять это, рассмотрим слова Апостола в контектсте:

 В третий уже раз иду к вам. При устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово.   Я предварял и предваряю, как бы находясь у вас во второй раз, и теперь, отсутствуя, пишу прежде согрешившим и всем прочим, что, когда опять приду, не пощажу. Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне: Он не бессилен для вас, но силен в вас.   Ибо, хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиею; и мы также, хотя немощны в Нем, но будем живы с Ним силою Божиею в вас.  Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть.  (2 Кор. 13:1-5)

Апостол отвечает тем, кто сомневается в его власти учить от имени Христа, и он указывает на то, что если коринфяне – истинные верующие, и то пребывающий в них Христос не может противоречить Христу, пребывающему в Павле. Если же они ставят под вопрос его Апостольский авторитет, то им следует задуматься – в вере ли они?

 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.

(2 Кор. 10:7)

Что же касается урока для всех нас, который содержится в этом отрывке, то здесь Апостол указывает на критерий истинной веры – ее согласие с благовестием, возвещенным Апостолами.  Если я Христов, то я не могу входить в противоречие с Христовыми Апостолами. Вера, претендующая на истинность, на особый мистический опыт (как это было с коринфянами), на особую духовность, является ложной, если она противоречит слову Божию, возвещенному Апостолами.

Итак, обетования Божии, Его слово является единственным основанием веры; оставляя слово Божие, мы оправляемся блуждать в пустыне, где нет путей, и нам имеет смысл задуматься, а в вере ли мы вообще.

Теперь мы можем перейти к следующему вопросу: об оправдании верой.


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.