Скачать в других форматах:

Сергей Худиев

Об уверенности в спасении

Спасение как нынешнее состояние

Итак, сам Господь и Его Апостолы утверждают — а я не могу не верить их свидетельству, — что во Христе Иисусе мы уже оправданы перед судом Божиим:

Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия (Ин 3:18).

Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную; и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь (Ин. 5:24).

Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа (Рим. 5:1).

Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева (Рим. 5:9).

См. также Рим. 8:30, 33; 1 Кор 6: 11.

Спасены:

Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены — и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар; не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять (Еф. 2:4-10).

Итак не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога, спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен (2 Тим. 1:8-9).

Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего (Тит. 3:4-6).

Существует мнение, что спасение, о котором говорится в этих стихах, носит несовершенный, промежуточный и предварительный характер. Мы, дескать, спасены от прежней беспутной жизни, от заблуждений, но не спасены еще в окончательном смысле. Христос предоставил нам возможность спастись, но эту возможность каждый христианин должен еще осуществить своим личным подвигом. Однако я не вижу, чтобы Апостол говорил здесь что-нибудь подобное. Он говорит: «благодатью вы спасены», «Он спас нас». Если бы Апостол (или, лучше, Святой Дух устами Апостола) хотел сказать «благодатью вам предоставлена возможность спастись», он именно это и сказал бы. Вместо этого Апостол говорит, что Бог во Христе нас оживотворил, воскресил, посадил на небесах, и соделал новым творением во Христе — для того, чтобы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей. Какое еще спасение тут нужно? О каком «промежуточном» спасении тут может идти речь? Иногда говорят, что речь здесь идет о спасении «человеческой природы». Мы уже немного говорили об этом раньше. Во всех приведенных текстах речь идет о спасении не «человеческой природы», а совершенно конкретных людей — верующих во Христа. Те, кто пребывает в неверии и противлении, совершенно очевидно не спасены, хотя принадлежат к той же самой «человеческой природе» (Еф. 4:17-19). Иногда говорят, что спасена Церковь, а не конкретные люди. Но Церковь может существовать только в лице своих конкретных членов: если конкретные члены Церкви не спасены, то все, что спасено, — это некая философская абстракция из платоновского мира идей. Платон мне, конечно, друг, но Апостол дороже — особенно тогда, когда Апостол возвещает мне, бедному грешнику, спасение во Христе, а эллинская философия превращает это спасение в фикцию. К тому же Павел ясно говорит, что спасены «мы», что Бог спас «нас»; я не нахожу для себя никакой возможности упираться против ясного слова Божиего. Конечно, усвоить это крайне трудно. Падшим людям — таким, как я или Вы, — хочется, чтобы Бог прославил нас самих: наши дела, наше благочестие, наши заслуги, наши подвиги. Вместо этого Бог прославляет Своего Сына, Иисуса: Его служение и Его подвиг, а нам говорит, «чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:9). Он обещает, что мы разделим неизреченную славу Его Сына и насладимся плодами Его подвига — но не раньше, чем откажемся от притязаний на свою собственную славу и от упования на свои собственные подвиги.

Это смертельный удар по человеческой гордыне — ибо гордыне несравненно легче перенести незаслуженное оскорбление, чем незаслуженное благодеяние. Если я подвергаюсь незаслуженным поношениям и обидам, то могу восторженно любоваться своей кротостью, долготерпением и незлобием; если мне оказана незаслуженная милость, то у меня отнят всякий предлог к самохвальству (Рим. 3:27) и выясняется, что я — вовсе не великий подвижник, а просто несчастный и жалкий, нищий, слепой и нагой грешник, спасенный Христом из чистой жалости. Думаю, что именно поэтому человек склонен с такой изобретательностью противиться милости Божией — милость поражает гордыню в самый ее корень. Но рассмотрим другие обетования, которые Писание дает верующим:

Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную (Ин 6:47).

Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем (Ин. 3:36).

Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную; и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь (Ин. 5:24).

Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная (1 Ин. 2:25).

Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем. Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни. Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную (1 Ин. 5:10-13).

См. также Ин. 6:39-40, 47; 11:25-26; 20:31.

Как бы мы ни понимали жизнь вечную, ясно, что верующий уже ей обладает, и что она не совместима с осуждением (Ин. 3:18; 5:24), духовной смертью (Ин. 5:24), пребыванием под гневом Божиим (Ин. 3:36). Как говорит св. Амвросий Медиоланский:

И для того написано: всякий, верующий в Него, не погибнет. Всякий, какого бы состояния ни был, и какому бы падению ни подлежал, но если будет веровать, пусть не опасается погибели (О покаянии, гл. 11).

Комментируя Ин. 3:36, святитель говорит:

Как скоро кто верует, гнев Божий отступает, и место его занимает жизнь. Итак, веровать во Христа означает приобретение жизни: Ибо верующий в Сына не будет осужден (О покаянии, гл. 12).

О верующем также говорится, что он усыновлен Богу во Христе, является наследником небесных благ, сонаследником Христу:

А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились (Ин. 1:12-13).

Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его. Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть (1 Ин. 3:1-2).

Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться (Рим. 8:14-17).

Ибо все вы — сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись…Если же вы Христовы, то вы — семя Авраамово и по обетованию наследники (Гал. 3:26, 27, 29).

Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу (Еф. 2:19).

Наследник небесных благ:

И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я (Ин. 14:3) .

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время (1 Петр. 1:3-5).

В нем (во Христе) мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей (Еф. 1:11).

А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его (2 Тим. 4:8).

Рожден свыше, возрожден к новой жизни во Христе:

Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть; а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: «должно вам родиться свыше» (Ин. 3:5-7).

Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий (Иак. 1:18).

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому (1 Петр. 1:3).

Всякий, верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него (1 Ин. 5:1).

Все грехи верующего прощены – этот вопрос мы подробно рассмотрим в следующей главе.


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.