Скачать в других форматах:

Сергей Худиев

Об уверенности в спасении

Уверенность в спасении и обязанности христианина

            Теперь мы рассмотрим вопрос о том, может ли конкретный христианин быть уверен, что эти обетования относятся к нему лично. При чтении апостольских посланий складывается впечатление, что не только может, но и обязан быть уверен. Во-первых, Бог дает обетования именно затем, что бы каждый из нас лично в них верил, во-вторых, такая уверенность является — как мы сейчас рассмотрим — необходимым предварительным условием исполнения наших христианских обязанностей. Свои увещевания к благочестивой жизни Апостолы строят по принципу «положение обязывает» – вы теперь дети Божии и должны вести себя соответственно:

  Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны,  (Ефесянам 4:1)

Вспомним слова Апостола, процитированные в предыдущей главе:

Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию (Рим. 15:7)

Как мы будем принимать друг друга, если не уверены, что Христос принял нас самих? О том же говорят и многие другие места Писания:

Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы (Кол. 3:12-13).

Здесь повеление Апостола облекаться во все эти добродетели основано на том, что мы являемся «избранными Божиими, святыми и возлюбленными», а повеление прощать — на том, что мы сами уже прощены Христом. Если я не уверен в том, что я лично, благодаря искупительному служению Христа, являюсь «избранным Божиим, святым и возлюбленным», прощенным, то я не могу быть уверен и в том, что повеление Апостола относится ко мне. Для того чтобы проявлять послушание Богу, я должен сначала проявить доверие. Приведу пример. Допустим, я слышу приказ: «всем офицерам срочно явиться в штаб». Для того чтобы выполнить этот приказ, я должен быть твердо уверен в своем офицерском звании. Если я не офицер, мне нечего делать в штабе. В этом случае приказ ко мне просто не относится. Для того чтобы я мог выполнять обязанности офицера, мне сначала должны присвоить офицерское звание. В Писании часто встречается оборот, который можно было бы назвать «повелениями, основанными на обетованиях». Это повеления, которые (как и в Кол. 3:12) могут относиться ко мне только в том случае, если ко мне относятся обетования.

Приведем еще примеры:

Ибо все вы — сыны света и сыны дня: мы — не сыны ночи, ни тьмы. Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения. Потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа (1 Фес. 5:5-9).

Если я не буду уверен в том, что принадлежу к сынам света и сынам дня, и в том, что Бог определил меня не на гнев, но к получению спасения, то на каком основании я буду бодрствовать и трезвиться?

мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу (1 Фес. 2:12).

Каким образом эти увещевания апостола могут относиться ко мне, если я не призван Богом в Его Царство и славу?

Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять (Еф. 2:8-10).

Как я буду творить добрые дела во Христе, если я не отношусь к тем, кто «благодатью спасен через веру»?

Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света (Еф. 5:8).

Если я не являюсь «светом в Господе», то как я могу «поступать, как чадо света»?

Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь (2 Петр. 1:10).

Если я не избран и не призван, то как я могу делать твердым свое звание и избрание?

Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца, как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек (1 Петр. 1:22-23).

Если я не возрожден, то как я могу «любить, как возрожденный»?

Мы можем также вспомнить слова Господа, уже упоминавшиеся, когда говорили об Искуплении:

Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. (Ин. 15:4-5)

Какие-либо угодные Богу плоды человек может принести, только уже пребывая во Христе. Апостол пишет:

Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас.

  (2 Тим. 1:14)

Это повеление может исполнить только тот, кто знает и уверен, что Святой Дух живет в нем. Необходимость избегать греха Апостол также связывает с уверенностью в нашем пребывании во Христе:

Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?  (1 Кор. 3:16)

Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!  (1 Кор. 6:15)

Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?  (1 Кор. 6:19)

Разве вы не знаете – восклицает Апостол – что вы храм Божий, что Дух Божий живет в вас, что тела ваши суть члены Христовы? Мы не только можем, мы должны, обязаны это знать – Апостол не допускает никакой неопределенности в этом вопросе. В 1 Кор.12:11-28 Апостол строит свои увещевания на том, что мы теперь члены Христовы и призваны вести себя исходя из этого.

На том же основании Апостол предписывает избегать лжи:

Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.

 (Еф. 4:25)

Обязанность свидетельствовать о Христе также связана с уверенностью в спасении, например

Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;  (1 Петра 2:9)

Если мы не род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, то и повеление возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет не может относиться к нам.

Господь наставляет нас молиться Отче наш, сущий на небесах (Мф. 6:9) – но мы не можем исполнить это повеление, если не уверены в том, что во Христе мы действительно усыновлены Богу. Конечно, эта молитва, возносимая от лица Церкви – Отче наш, а не Отче мой, но молясь такими словами человек исповедает свою принадлежность к тем, кто усыновлен Богу – иначе ему надлежало бы молиться словами «Отче их».

Будучи лишен уверенности в спасении, христианин неизбежно оказывается в противоречивом, если не сказать, нелепом положении – он пытается служить Богу, не зная, принят ли он на службу, возрастать во Христе, не зная, принят ли он Христом, свидетельствовать о вере Церкви, не зная, принадлежит ли он на самом деле к Церкви Христовой.

Важно также еще раз отметить, что Благая Весть застает человека не в некоем нейтральном положении, откуда он мог бы начать восхождение к вершинам богоподобия, но в состоянии падения. Падший человек, как мы уже говорили, глубоко отчужден от Бога своим грехом (напр. Вт. 32:5, Ис.49:2), пребывает под Его праведным осуждением  (Рим.3:19), гневом (Еф.2:3) и  проклятием (Вт.11:28, Гал.3:10). До того, как человек будет освобожден от этого несчастного состояния, до того, как он будет прощен и принят Богом, никакое служение Богу, никакое духовное возрастание и, тем более, никакое сотрудничество с Богом невозможно. Если мы дерзаем говорить о каком-либо нашем служении Богу, о каком-либо возрастании, о каком-либо принесении угодных Богу плодов, то тем самым мы уже исповедуем, что Бог во Христе принял нас (Рим.15:7), признал нас Своими (Рим.14:8), привил нас Себе (Ин.15:4).

Итак, основанием для святой, благочестивой жизни, для служения Богу Апостолы полагают уверенность в нашей принадлежности Христу.  Лишать человека уверенности – значит лишать его этого основания.

Еще одно основание для уверенности в спасении мы находим в таинствах Церкви.


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.