Скачать в других форматах:

Сергей Худиев

Об уверенности в спасении

Прощение грехов

Прощение грехов – одна из центральных тем новозаветной проповеди, настолько важная, что Писание иногда отождествляет прощение грехов со спасением:

  дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их

  ( Лк. 1:77)

Христос посылает Апостолов проповедовать, в первую очередь, покаяние и прощение грехов:

и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во  всех народах, начиная с Иерусалима.  (Лк. 24:47)

В книге Деяний мы видим, как Апостолы следуют этому повелению:

Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него возвещается вам прощение грехов (Деяния 13:38)

Как повелел им Господь, Апостолы свидетельствуют, что во Христе мы имеем прощение грехов:

Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его (1 Ин. 2:12).

В Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его (Еф. 1:7).

и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту (Кол. 2:13-14).

И грехов их и беззаконий их не воспомяну более (Евр. 10:17-18).

Это прощение не является чем-то таким, чего мы должны добиваться; по вере во Христа мы им уже обладаем. Единственное основание этого прощения — жертвенная смерть Христа, “искупление Кровию Его”. Послание к Евреям всячески подчеркивает, что единственной приемлемой жертвой за грех является жертва Иисуса Христа (Евр. 10:26). Его искупительное служение, как мы уже говорили, вседостаточно и полностью завершено:

Сей (Иисус Христос), будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте (Евр. 1:3).

(Христос) не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа; ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого (Евр. 7:27).

и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление (Евр. 9:12).

Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею. И как человекам положено однажды умереть, а потом суд: так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение (Евр. 9:26-28).

Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых (Евр. 10:14).

Уточним, прощение каких грехов мы имеем во Христе. Апостол Павел говорит: всех (Кол. 2:13). Прошлых, настоящих, будущих, греховных поступков, слов и помышлений, целиком и полностью, раз и навсегда. Это с неизбежностью следует из единственности искупительной жертвы Христа — если хоть какие-то наши грехи не искуплены уже на Голгофе, то никакого другого искупления быть не может (Евр. 9:28), мы обречены умереть во грехах наших, а жертва Христова делается напрасной. Но Апостол свидетельствует, что:

истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он (Христос) взял его от среды и пригвоздил ко кресту (Кол. 2:14).

Рукописание грехов наших было разорвано только один раз — на Голгофе, разорвано так, что нет уже никакой возможности его восстановить или возобновить. Если бы оно возобновлялось, то уже не было бы никакой возможности его изгладить. Да и как бы мы могли в молитве с дерзновением явиться пред лицо всесвятого Бога, если бы все наши грехи не были бы уже омыты пречистой кровью Христовой? Абсолютный и полный характер Божиего прощения возвещает Исаия, когда говорит:

Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого, и грехов твоих не помяну (Ис. 43:25).

Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя (Ис. 44:22).

Наше оправдание во Христе, о котором говорит Писание, также предполагает прощение всех грехов — человек оправдан, когда с него полностью и окончательно сняты все обвинения.

Павел указывает на прощение, дарованное нам Христом, как на основание и пример того, как мы должны прощать других:

Но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас (Еф. 4:32).

Как Христос простил вас, так и вы (Кол. 3:13).

Божие прощение — это не что-то такое, что Бог грозится взять назад при первом промахе с нашей стороны; напротив, Он торжественно обещает:

И грехов их и беззаконий их не воспомяну более (Евр. 10:17).

В отношении Бога к верующим, пребывающим во Христе, полностью отсутствует всякий гнев и отвержение, ибо всю тяжесть нашего отвержения уже понес за нас Господь Иисус (Мк. 15:34).

Ибо это для Меня, как воды Ноя: как Я поклялся, что воды Ноя не придут более на землю, так поклялся не гневаться на тебя и не укорять тебя. Горы сдвинутся, и холмы поколеблются; а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь (Ис. 54:9-10).

Обращаясь к Богу через Христа, мы всегда можем быть уверены, что нас ожидает милость, а не гнев, утешение, а не упреки (см., например, Лк. 15:22).

Читатель может возразить: как же Апостол Иоанн говорит, что

Если исповедуем (перед Ним) грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1 Ин. 1:9)?

Ведь это можно понимать таким образом, что мы будем прощены только тогда, когда исповедуем грехи наши. Как же совместить это с тем, что все наши грехи уже прощены?

Если бы грехи прощались нам только при условии, что мы их исповедуем, мы бы умерли во грехах наших, так как никто не в состоянии вспомнить и исповедовать все свои грехи. Как говорит об этом псалмопевец:

Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня (Пс. 18:13).

Нередко христианин совершает нечто недолжное, не отдавая себе отчета в том, что это грех: например, впадает в ненависть и гордыню, думая, что отстаивает при этом правую веру; поощряет грех, думая, что проявляет милосердие; поступает бессердечно и жестоко, думая, что проявляет нравственную принципиальность. Наше положение было бы совершенно безнадежно, если бы нам прощались только те грехи, которые мы в состоянии осознать и исповедовать.

Слова Писания о полном и абсолютном прощении всех грехов относятся к тому, как Бог принимает нас в общение с Собою, слова об исповедании — о том, какие обязательства налагает на нас это общение. Послание Иоанна во многом посвящено нашим обязательствам как детей Божиих (1 Ин. 3:2-3). Одно из этих обязательств — принимать обличение Божие, когда Он тем или иным способом указывает нам на совершенный нами грех, и исповедовать этот грех перед Ним, признавая нашу потребность в прощении. Здесь, насколько я понимаю, речь идет не о прекращении негодования Его на нас, но о процессе нравственного очищения, через который Господь нас проводит, указывая нам на еще присутствующий в нашей жизни грех и побуждая нас исповедовать его перед Ним. Как Господь говорит:

Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода (Ин. 15:2).

Этот процесс очищения не только не ставит под вопрос нашу принадлежность Господу, но и прямо ее подтверждает. Непрестанное покаяние, в котором пребывает христианин, связано не с давящим страхом быть осужденным и отвергнутым (Рим. 8:15), а с ревностным стремлением к христианскому совершенству (Флп. 3:13-14). Иоанн также говорит, что покаяние связано с надеждой, а не со страхом (1 Ин. 3:3). Вы можете обличать Вашего ребенка и требовать от него покаяния в его проступках, но это не значит, что Вы собираетесь выгнать его из дому. Уверенность в прощении, на самом деле, является предварительным условием покаяния, как говорит св. Амвросий:

Никто не может каяться, если не будет уверен в милости и прощении (О покаянии, гл.1).

Вспомним также о блудном сыне (Лк. 15:11-32). Простил ли отец сына на основании того, что он вернулся, или он смог вернуться потому, что отец его уже простил?

Не приведет ли такое понимание к тому, что христианин станет пребывать в нераскаянии? Нет. Бог не даст тем, кто доверился Ему, пребывать в состоянии осознанного противления:

Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего... свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху. Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: “исповедаю Господу преступления мои”; и Ты снял с меня вину греха моего (Пс. 31:3-5).

Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Евр. 12:6).

Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся (Откр. 3:19).

Более мягко или более сурово, но Бог возвратит Свое дитя на путь спасения.

Поэтому не только когда совершается покаяние, но и для того, чтобы оно совершалось, необходимо милосердие Божие. Иначе Апостол не говорил бы о некоторых: “не даст ли им Бог покаяния” (2 Тим. 2:25). И когда Петр горько заплакал, перед этим, как говорит евангелист, “Взглянул на него Господь” (Лк 22:61) (бл. Августин. Энхиридион, гл.82).

Если же человек пребывает в явном грехе и прекрасно себя чувствует, не подвергаясь обличениям Божиим, то он, увы, просто не является верующим, и обетование о прощении грехов к нему не относится. Можно сразу утешить человека, который испытывает подавленность и тревогу из-за своих грехов и сомневается, принят ли он на самом деле Богом. Сама эта подавленность и тревога свидетельствует о том, что принят: Бог обличает и наказывает именно тех, кого признает Своими (Евр. 12:6). Как еще говорит Апостол:

Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению; а печаль мирская производит смерть (2 Кор. 7:10).

Еще одно возражение против уверенности в прощении грехов связано с притчей о двух должниках:

Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;  когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу.

Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.  Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе.  Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.

Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее.  Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.

Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.  (От Матфея 18:23-35)

Категорическое повеление прощать, отказываться от мести, содержится и в других местах Нового Завета, и едва ли кто сомневается в том, что христианам заповедано прощать. Проблема, связанная с этим отрывком, состоит в другом – с одной стороны, Бог обещает, что никогда не заберет Свое прощение назад (мы уже приводили соотвествующие места Писания – Евр.10:7, Ис.54:9-10), с другой – государь в притче делает именно это – он простил было своего должника, но потом опять потребовал от него выплаты долга.

Кроме того, Апостолы указывают на уже дарованое нам Божие прощение, как на пример и основание того, как мы должны прощать других, см. уже приводившиеся Еф. 4:3, Кол. 3:32. Бог вас простил – говорят Апостолы – поэтому и Вы прощайте. Но притча, похоже, предполагает обратную причинность – если вы прощаете, тогда (и только тогда) Бог простит вас (что ясно выражено например, в Мф.6:14-15).

Думаю, что мы можем разрешить это недоумение, если внимательно рассмотрим, что же сделал этот осужденный должник. Он мстительно преследовал своего ближнего и отказывался простить (или хотя бы дать отсрочку) хотя тот умолял его об этом. Такое поведение просто несовместимо с истинной верой. Тот, кто ведет себя таким образом, и упорно не раскаивается в этом,  просто неверующий, и обетование о прощении грехов к нему не относится.

Но здесь нам необходимо уточнить, что понимается под прощением, которое требуется от нас.

Иногда люди предполагают, что простить – значит перестать испытывать какие-либо негативные эмоции по отношению к обидчику, общаться с ним безо всяких эмоциональных затруднений, вспоминать о нанесенной обиде безо всякой горечи. Поскольку ни один человек не может поручиться, что он не испытывает никаких негативных эмоций такого плана, ни один человек не может быть уверен, что он простил. А раз так, никто не может быть уверен, что он прощен.

Но Писание нигде не говорит о том, что прощать – значит испытывать к обидчику положительные эмоции. Обрести такое эмоциональное исцеление очень важно, и мы должны к этому стремиться, но повеление прощать – это не повеление испытывать или не испытывать определенные эмоции. Нелепо требовать от людей, чтобы они не испытывали горечи и боли из-за преступлений, совершенных против них или их близких. Это также нелепо, как требовать, чтобы у человека, которого тяжело ранили, рана не болела. Она может перестать болеть только после долгого процесса исцеления.  Некоторые раны окончательно перестанут болеть только в раю.

Писание требует другого. Повеление обращено к воле, а не к эмоциям, и это поведение отказаться от мести, не пытаться преследовать своих должников:

  Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.  (Рим. 12:19)

Мы должны предать наше дело Богу. Конечно, мы должны стремиться к тому, чтобы избавиться от горьких чуств, и мы ни в коем случае не должны поощрять их в себе, но мы не должны думать, что Бог лишает нас Своего прощения, если нам удается это далеко не сразу. Святой Апостол Павел вовсе не испытывает положительных эмоций по отношению к Александру Меднику:

 Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его!  (2 Тимофею 4:14)

Но он проявляет повиновение Господу в том, что решительно отказывается от любых попыток поквитаться и предает дело суду Божию. Итак, у человека, который мстительно преследует своего ближнего, есть серьезные основания усомниться в своем спасении, у человека, который, несмотря на всю горечь и боль, отказывается от того, чтобы преследовать обидчика, нет никаких причин сомневаться в Божием обетовании прощения грехов.

Итак, одно из обетований, которые нам даны во Христе, — это обетование о прощении грехов. Бог еще будет обличать нас и наказывать (Откр. 3:19), чтобы направить на пути правды (Пс. 22:3), но уже никогда не проклянет и не отвергнет. Все его наказания в отношении верующих могут носить только воспитательный, но никоим образом не карательный характер. Мы не должны (и не можем) искупать свои грехи собственными силами или пытаться что-то добавить к искуплению, совершенному Христом. Усердные покаянные молитвы, посты, несение эпитимии — не средства “смягчить” Бога и уж тем более не средство “заработать” или “стяжать” прощение, но средство воспитания и дисциплины, которые должны укрепить верующего и помочь ему в дальнейшем избегать греха. На мой взгляд, опасность, которой может подвергнуться кающийся, — незаметная подмена веры в крестную жертву Христа верой в свои собственные покаянные подвиги. Когда человек думает: “умилостивил ли я Бога тем покаянием, которое принес?” — он забывает о том, что есть только одно умилостивление за грехи наши — Иисус Христос (1 Ин. 2:2). Если дьявол предъявит мне мои грехи, а я скажу, что принес в них покаяние, то он просто посмеется надо мной — что значит мое “покаяние” по сравнению с глубиной, тяжестью и многочисленностью моих грехов? Но если я скажу, что Христос умер за мои грехи, то враг принужден будет бежать, ибо что значат все мои грехи по сравнению с крестной жертвой Сына Божия? Итак, тот, кто верует во Христа, уже полностью прощен и принят Богом:

Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию (Рим. 15:7)

Но можем ли мы с уверенностью отнисить эти обетования к самим себе? Мы поговорим об этом в следующей главе.

 


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.