Скачать в других форматах:

Сергей Худиев

Об уверенности в спасении

Приложение 2.

Разъяснение недоумений, связанных с понятием свободной воли

В ходе дискуссий, которые последовали за первым изданием этой книги, постоянно вставал вопрос о соотношении обетований Божиих и свободной воли человека. Отчасти этот вопрос рассматривается в главах «Возмездие за грех – смерть» и «О соблюдении ко спасению», но, поскольку он постоянно вызывает путаницу и недоумения, я думаю, будет полезным рассмотреть его в отдельной статье – отчасти, повторяющей, а отчасти, дополняющей то, что было сказано в книге.

Исследуя Писание, мы обнаруживаем свидетельства, которые, на первый взгляд, могут показаться противоречивыми. Господь и Апостолы говорят о падшем человеке как о рабе греха (напр.Ин.8:34, 2 Петр.2:19, Рим.6:6 и след, Тит. 3:3), но в то же время подчеркивается ответственность человека за его грех (напр. Мф.23:33, Рим.1:18, 2:5-6). Господь дает обетования соблюсти нас в Своей руке (напр.Ин.10:27-30, Иуд.1:24), но в то же время Он указывает на нашу собственную ответственность за то, чтобы пребывать в общении с Ним (напр. Ин.15:7,10, 1 Ин.2:28). Сопоставление этих свидетельств Писания может вызвать недоумение – как человек, утративший свободу и порабощенный грехом, может нести ответственность за свое поведение? Как Бог обещает соблюсти нас в Своей руке, когда Он же указывает на то, что мы сами, по нашему свободному выбору должны пребыть во Христе?

 Для того, чтобы разрешить эти недоумения, нам понадобится четко определить, что, собственно, мы называем свободой.  Слово «свобода» в используется, по крайней мере, в трех разных значениях, и многие споры и недоумения вызваны путаницей между различными пониманиями этого термина. Поэтому нам необходимо разобраться, в каком отношении человек свободен, а в каком – нет. Итак, рассмотрим различные значения, в которых мы можем использовать слово «свобода»:

1.Свобода как недетерминированность внешними причинами. Поведение человека, хотя и находится под влиянием внешних причин, не определяется этими причинами полностью. Для языческих мировоззрений было характерно представление о том, что поведение человека полностью определяется какими-то внешними по отношению к нему причинами. Человек рассматривался как марионетка в руках судьбы, фатума, рока, расположения звезд и т.п. Бл.Августин цитирует слова одного язычника, выражавшего такое мировоззрение – «небом суждено нам неизбежно согрешить». Восставая против этого языческого представления, Отцы указывали на свободу выбора человека – человек свободен в том смысле, что его поведение, его нравственный выбор не определяется внешними по отношению к нему причинами. Ни «судьба», ни воспитание, ни окружающая среда не определяют, каким будет выбор человека. Решение человека определяется не внешними причинами, а внутренними – человек сам решает, как поступить, исходя из стремлений своего сердца. 

2.Другое значение слова «свобода»  — это возможность делать, что хочешь, свобода как физическая возможность. Такую свободу человек также не потерял — она ограничена нашей слабостью и смертностью, но не утеряна.  Это свобода от внешних ограничений, которые препятстуют осуществлению моих желаний. Например, если у меня здоровые ноги, я свободен ходить. На меня можно возлагать ответственность за то, что я отказываюсь прийти, если ноги у меня есть. Как правило, когда люди говорят, что отрицать свободу – значит отрицать ответственность, они имеют в виду именно это.  Если, например, я закован в кандалы и посажен в тюрьму, меня нельзя упрекать в том, что я не являюсь в назначенный час. Я и рад бы, но по независящим от меня обстоятельствам не могу. В смысле физической возможности человек может прийти к Богу. Никаких внешних преград к этому нет. В этом смысле падший человек свободен. Когда Господь говорит

Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас  (Мф. 11:28)

Он явно исходит из того, что все могут прийти. Поведение человека не детерминировано; нет никаких внешних преград, которые мешали бы ему прийти. Он мог бы прийти, но он не хочет этого. Господь обращает к неверующим справедливый упрек:

Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь.

 (От Иоанна 5:40)

«Вы [сами] не хотите» Подобный упрек Господь произносит в Лк.13:34:

Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! 

И здесь Господь говорит «вы [сами] не захотели». Причина неверия и противления не в том, что неверующие по каким-то внешним причинам не могут обратиться, но в том, что они не хотят этого сделать. Как же нам понимать невозможность, о которой Господь говорит в Ин.6:44?

Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня

Те слова Господа, которые мы расмотрели выше, не позволяют понять это в смысле «никто не имеет возможности».  Скорее «самостоятельное обращение грешника невозможно», никто не захочет обратиться ко Христу, если Сам Отец не пробудит в человеке это желание.  Эта невозможность носит не внешний, а внутренний характер – падший человек мертв во грехе, в его сердце (когда он предоставлен самому себе) нет желания быть с Богом.  Здесь нам важно разграничить два вида невозможности – физическую и нравственную невозможность.

Как-то я читал брошюрку «Свидетелей Иеговы», где приводился следующий аргумент против Божества Христа – Христос подвергался искушениям, следовательно (раз это были реальные искушения), Он мог согрешить, Бог согрешить в принципе не может, следовательно, Христос – не Бог. Этот аргумент основан, как раз, на смешении двух типов невозможности – нравственной и физической. Физически Христос мог согрешить, Он мог испытывать (и испытывал) искушения. Но Он не мог согрешить в силу нравственного совершенства Своей личности. Грех для Него был возможен физически, но невозможен нравственно.

Приведу пример. Мы можем говорить «Этот человек не может украсть» имея в виду две разные вещи. Если человек не может украсть потому, что деньги, которые он хотел бы похитить, заперты в сейф и тщательно охраняются, это физическая невозможность. Если человек воздерживается от кражи (которую легко и безнаказанно может совершить) потому, что он честен, и никогда так не поступит, это нравственная невозможность.

Для падшего человека существует физическая возможность обратиться к Богу и жить угодной Ему жизнью, но (в противоположность Христу), для него это нравственно невозможно – в силу нашей нравственной испорченности никто из нас никогда не захочет этого (Рим.3:11) пока Бог не пробудит в нем это желание(Пс.26:8, Ин.6:44).

Падший человек делает то, что хочет, — но вот хочет он того, что неугодно Богу и губительно для него самого. Приведу пример. Речевой аппарат богохульника устроен точно так же, как речевой аппарат благоговейного молитвенника. Нет никакой внешней преграды, которая помешала бы ему прекратить богохульствовать и начать молиться. Он богохульствует потому, что сам этого хочет и сам свободно это избирает. Когда падший человек грешит, он делает именно то, что сам хочет делать. У него есть свобода выбора, — но он всегда выбирает неправильно. Он мог бы избрать жизнь, если бы захотел, но без благодати Божией он не способен захотеть этого. Порабощенность грехом — это не внешняя скованность, а внутренняя испорченность, по которой грешник сам «делает всякую нечистоту с ненасытимостью» (Еф. 4:19) и, более того, видит в каждом, кто пытается его в этом ограничить — будь то Бог или ближний, — смертельного врага, покушающегося на его свободу. Как-то мне попал в руки один бульварный журнал со статьей, автор которой призывал прекратить уголовное преследование педофилов. Он постоянно употреблял слово «свобода», и, очевидно, видел себя не только свободным, но и борцом за свободу, свободу в смысле свободы от тех внешних ограничений, которые закон и общественное мнение налагают на его извращенную похоть. Он свободно и охотно делает то, что делает. Он возмущен тем, что его пытаются ограничить. Но я думаю, мы согласимся в том, что этот человек вовсе не свободен, но, напротив, находится в самом горестном рабстве, рабстве, из которого только чудо благодати Божией может это освободить.

Итак, с  одной стороны, человек является рабом греха – ибо служит греху и для него невозможно, без особой помощи Божией, оставить его, как говорит Писание:

Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха.  (От Иоанна 8:34)

См.также 2 Петр.2:19, Рим.6:17, Титу 3:3,

С другой стороны, он служит греху свободно и охотно, безо всякого принуждения не хочет оставить его, и, таким образом, несет полную ответственность за свои действия, ответственность, которую налагает на него закон Божий.

 3.В библейском понимании свобода — это свобода желать то, что угодно Богу и соответствует подлинному благу и предназначению человека, свобода от греха, свобода для праведности (см., напр., Рим. 6:20-22). Это не свобода выбора, а свобода сделать правильный выбор. Эта свобода и была утеряна в грехопадении, и именно ее и дарует нам Христос (Ин.8:38).  Об этой свободе говорит Господь:

Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.  (От Иоанна 8:36)

Вышеупомянутый «борец за свободу» будет, в этом смысле,  свободен не тогда, когда у него появится выбор (выбор у него уже есть), но тогда, когда по благодати Божией, он с отвращением отвергнет прежние мерзости и начнет новую жизнь в вере и послушании Богу.

Свободно служит тот, кто охотно исполняет волю своего господина. А потому, кто — раб греха, тот и свободен для того, чтобы грешить. Поэтому для делания правды он будет свободен только в том случае, если, освободившись от греха, станет рабом правды. Это и есть — истинная свобода, так как правое дело совершается с радостью, это же, вместе с тем, благоговейное рабство, так как сохраняется подчинение закону (бл. Августин. Энхиридион, гл. 30).

Быть свободным – значит любить Бога и повиноваться Ему, и возрастать в свободе – значит возрастать в послушании. Господь наш Иисус Христос является для нас примером совершенной свободы, проявленной в совершенном послушании Отцу. Блаженный Августин говорит:

Даже гораздо свободнее будет та воля, которая совсем не будет в состоянии служить греху. И не нужно порицать волю, не нужно говорить, что воли нет, или что она — несвободна, коль скоро мы так желаем быть счастливыми, что не хотим себе несчастья, и не можем хотеть (бл. Августин. Энхиридион, гл. 105).

Почему упорствующий грешник, имея возможность обратиться к Богу, избирает грех? Потому, что он любит грех и в нем находит радость, утешение или даже смысл жизни.  Почему христианин, имея возможность предаться греху, повинуется Богу? Потому, что он любит Бога и в нем находит радость, утешение и смысл жизни. Оба действуют свободно и без всякого принуждения, оба действуют, исходя из желаний своего сердца,  но христианин – это человек, сердце которого обновлено и обновляется благодатью Божией.

Таким образом, совершенно неправомерно говорить о том, что Бог «насильно» удерживает христиан от отпадения. Насильно – значит против воли и желания самого человека, в то время как христиане пребывают с Богом по своей собственной воле и своему самому глубокому желанию – желанию, которое пробуждает в них Бог.

потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению.  (Фил. 2:13)

Теперь, когда мы разобрались в том, в каком, собственно, смысле мы используем слово «свобода», нам будет легче рассмотреть аргумент, выдвигаемый от имени свободы против уверенности в спасении. Этот аргумент можно сформулировать так:

1.     Человек является нравственно ответственным существом.

2.     Нравственная ответственность существует только там, где человек обладает свободой выбора – он может избрать послушание, а может – противление Богу.

3.     Даже уверовав и прийдя ко Христу, человек в любой момент может отвернуться от Бога.

4.     Поскольку человек не может быть уверен в том, что не сделает этого, он не может быть уверен в спасении.

Этот аргумент, как мы сейчас рассмотрим, как раз и основан на путанице между различными смыслами слова «свобода». Аргумент встречался мне в двух формах – сначала рассмотрим его более радикальную форму, отрицающую, что человек может быть уверен в своих отношениях с Богом в данный момент. Эта форма аргумента утверждает «если я могу отпасть, то откуда мне знать, что я еще не отвернулся от Христа». В таком виде этот аргумент просто внутренне противоречив – противоречив сам в себе, независимо от наших взглядов на свободу и благодать.

В самом деле, само понятие нравственного выбора, выбора, за который человек несет ответственность, предполагает его осознанность.

Само понятие выбора утрачивает всякий смысл, если мы можем выбрать что-то – и не отдавать себе в этом отчета. Как нам недавно напомнили в связи с паникой из-за ИНН, принятие или непринятие печати антихриста, принятие или отвержение Христа – сознательный акт, который никак не может произойти незаметно для нас самих.

Иначе получается какая-то очень странная свобода выбора, которая не дает мне сделать осознанный выбор и знать, что я его сделал.

В более сдержанной форме этот аргумент признает, что человек может быть уверен в своих отношениях с Богом в данный момент, но не может быть уверен, что не отвернется от Него в будущем.

Может ли верующий отвернуться от Бога и уйти от Него? Конечно может, если захочет это сделать. Я, например, могу взять пилу и отпилить себе руку, если захочу это сделать, и если в процессе пиления мне этого не расхочется. Захочет ли верующий сделать то, что ужасает его больше всего на свете? Господь говорит:

  И заключу с ними вечный завет, по которому Я не отвращусь от них, чтобы благотворить им, и страх Мой вложу в сердца их, чтобы они не отступали от Меня.  (Иеремия 32:40)

Итак Бог соблюдает верующих в Своей руке не лишая их самой возможности отпасть (как думают те, кто видит в соблюдении ко спасению некое насилие), но действуя в их сердцах таким образом, что ничто не внушает им такого ужаса и отвращения, как вероотступничество. Итак, верующие могут уйти от Бога, если захотят, но они никогда не захотят сделать этого. Даже на уровне человеческих отношений, любящие супруги, родители и дети могут разорвать отношения, ничто не лишает их такой возможности, но они ни в коем случае не сделают этого, именно потому что любят друг друга. 

Таким образом, та богооткровенная истина, что Бог  «может соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости,  (Иуды 1:24)», никак не отрицает  свободу выбора. Благодать Божия научает нас любить истину, а не ложь, праведность, а не беззаконие, так, что мы свободно отвергаем отступничество и свободно избираем Христа.

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.