17.06.2013
Скачать в других форматах:

Джеймс Сайр

Парад миров

ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

Непрекращающийся интерес читателей к этой книге, написанной мною несколько лет назад, по-прежнему удив­ляет и радует меня. Каждый год она попадает в руки многих студентов, поскольку ее рекомендуют профессора столь несходных дисциплин, как апологетика, история, англий­ская литература, введение в религию, введение в филосо­фию и даже курс, посвященный человеческому измерению науки. Столь широкий интерес позволяет думать, что одна из идей, на которых основывалась эта книга, действительно оказалась верной. Я имею в виду мысль о том, что осново­полагающие проблемы, с которыми мы, как человеческие существа, вынуждены считаться, не знают кафедральных границ. Что такое первичная реальность? Бог это или космос? Что такое человек? Что происходит в момент смерти? Как нам жить? Эти вопросы в равной мере актуаль­ны для литературы и психологии, религии и науки.

В последнее десятилетие характер ответов на них, по сути дела, никак не изменился. Вариантов немного, и в них возможен лишь незначительный «прогресс» или «разви­тие». Однако один из ответов — то есть одно мировоззре­ние — определенно развивается. В первом издании я писал, что «мы испытываем... родовые муки нового мировоззре­ния... окончательно не сформировавшегося». Теперь ребе­нок родился и громко кричит, требуя внимания. То, что в 1976 году я называл «Новым Сознанием», теперь известно


под именем «Нового Века». Двенадцать лет назад его основным представителем был Карлос Кастанеда, которого теперь печать не слишком упоминает; сегодня главный общественный выразитель этого движения — Шерли Мак­лейн. Учитывая эти тенденции, я основательно пересмот­рел восьмую главу, озаглавив ее «Новый Век».

Второе существенное исправление коснулось четвер­той главы. Оно было ответом на замечания рецензентов первого издания. Большинство американских критиков не обнаружили почти никакого упущения, однако некоторые обозреватели за пределами Соединенных Штатов спраши­вали: «А где же марксизм, ведь сегодня — это одно из самых значительных мировоззрений?» Коротко я упомянул о нем как об одной из разновидностей натурализма, однако они решили, что марксизм заслуживает отдельного рассмотре­ния. Согласившись с ними, я включил в это издание специальный раздел. Но поскольку мое понимание марк­сизма не достаточно адекватно этой цели, я обратился с просьбой к моему доброму другу Стивену Эвансу, адъюнкт- профессору философии колледжа св. Олафа, и он любезно согласился написать для меня этот раздел. Пользуясь слу­чаем, выражаю ему глубокую благодарность.

Третье, не столь существенное изменение, состоит в том, что я добавил раздел, посвященный секулярному гуманизму. Очень многие обозреватели не заметили, что, характеризуя натурализм, я описываю основные положе­ния и этого мировоззрения, и теперь я решил острее обозначить эту связь.

И наконец, я просто попытался улучшить всю книгу, используя более современную библио1рафию, исправляя лексические шероховатости и сообразуя книгу с тем кон­текстом, который характерен для конца восьмидесятых годов. Например, среди сносок к главе о нигилизме я упоминаю четырехтомную космическую трилогию Дугласа Адамса *Путеводитель по Галактике» («Hitchhiker's Guide to the Galaxy»), а также учитываю появление некоторых куль­турологических аналитических работ, опубликованных по­сле 1976 года.

Тем не менее я не включил в книгу все изменения и дополнения, предложенные обозревателями и читателями. Говорили, например, что я не осветил, каким образом каждое мировоззрение сказывается на образе жизни, по­скольку, в конечном счете, то, что мы действительно думаем и что собой представляем, явствует не только из сформулированных нами мировоззрений, но и из наших поступков. Принимая это замечание, я сожалею, что не смог найти времени и места хотя бы для того, чтобы кратко описать то, что требуется. Эту задачу я оставляю другим.

И, наконец, в одном я остаюсь верен себе. Я убежден, что для того, чтобы обладать полнотой сознания в интел­лектуальном плане, каждому из нас надо не только уметь определять мировоззрение других людей, но и отдавать отчет в своем собственном: почему оно наше и почему среди многих вариантов мы все-таки считаем истинным именно его. Я могу лишь надеяться, что эта книга поможет сделать шаг на пути к развитию собственного самосозна­ния, а также научит отстаивать свое мировоззрение.

В дополнение к словам благодарности, которые я выражаю в сносках, я особо хотел бы поблагодарить Стиве­на Борда, генерального директора издательства «Harold Shaw Publishers». Много лет назад он предложил мне изло­жить значительную часть этого материала в виде лекций для участников Христианского исследовательского проекта, организованного Межуниверситетским христианским со­дружеством, который проходил в Седар Кампус в Мичига­не. Он, а также Томас Треветан, тоже участвовавший в этой программе, дали мне превосходный совет относительно изложения материала и, кроме того, оказали существенную помощь, критически оценивая мои изыскания в области типологии мировоззрений с момента первой публикации этой книги.

Среди тех, кто прочел эту рукопись и помог сгладить некоторые шероховатости, я хотел бы назвать Стивена Эванса, Оза Гиннесса, Чарлза Хэмптона и Кейта Янделла. Им, а также редактору издательства Джеймсу Хуверу я выражаю свою искреннюю признательность. И, наконец, я хотел бы поблагодарить многих студентов, посещавших мои лекции и классные занятия и стойко выдержавших мою критику различных взглядов на этот мир.

Что же касается неудачных выражений и явных оши­бок, то ответственность за них, увы, лежит на мне.

Джеймс В. Сайр, ноябрь 1987 г.


 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.