03.03.2013
Скачать в других форматах:

Нельсон Клоостерман

Странники и пришельцы среди язычников. Исследование Первого Послания Петра

ЗАНЯТИЕ 7. Призванные страдать несправедливо, следуя по стопам Христа

 

 

1-е Пет. 2:21–25

 

 

Ключевой текст: «Ибо вы к тому призваны; потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1-е Пет. 2:21).

 

Интерлюдия: вдохновленные примером Христа (прочитайте 1-е Пет. 1:21)

Петр призывает христиан, как свободных граждан, так и домашних рабов, подчиняться главенствующим над ними (1-е Пет. 2:13-20). Христианское подчинение заграждает уста критиков и глупцов; а терпеливое перенесение скорбей страдающими несправедливо христианами достойно Божьего одобрения.

Перед тем как перейти к рассмотрению отношений между мужем и женой, Петр обращается с общим увещеванием ко всем верующим.

Девиз «Христос пострадал за нас» является характерной особенностью Первого послания Петра и неоднократно приводится в качестве побудительной причины христианского поведения (см. 1-е Пет. 3:18 и 4:1). Пример Христовых страданий служит в качестве ободрения верующих, которые страдают от преследований и издевательств со стороны стоящих над ними людей.

Мы не должны бояться говорить о Христе как о «примере» для нас, несмотря даже на то, что этим учением часто злоупотребляли те, кто пытался свести роль Христа лишь до нравственного примера (например, учение Эрнеста Ренана о простом человеке Иисусе, который стал для нас примером нравственной жизни, достойной подражания. – Прим. пер.). Однако, рассматривая Христа в качестве примера в соответствии с тем, как это делают библейские авторы, мы избежим ошибочного применения этого учения. Жан Кальвин напоминает нам, что хотя Христос и воскрешал мертвых, а слепых делал зрячими, тем не менее «мы, если попытаемся подражать Ему в этих вещах, будем выглядеть глупцами. Ибо Христос, предоставив нам такие свидетельства Своего могущества, не ставил Себе за цель, чтобы мы должны были подражать Ему таким образом». Рассуждая здраво, продолжает Кальвин, мы поймем, что Петр в данном случае обращает наше внимание на пример Христа, несправедливо пострадавшего рук нечестивых людей (вопросы 1 и 2).

У Христовых страданий есть два аспекта: Его активное послушание, которое предоставляет мощный импульс для призванных страдать верующих, и Его пассивное послушание, указывающее на Его уникальное положение в качестве заместительной жертвы, нашего Заместителя, Который испытал на Себе всю полноту Божьего гнева и понес наказание за наш грех.

Это пример, оставленный нам Христом, Петр выразил с помощью особого слова. Этот «пример» подобен буквам алфавита, написанным учителем на доске для того, чтобы ученики могли их прочитать и переписать. Христос, вознесшись на небеса, оставил подобный «пример», чтобы верующие снова и снова могли подражать Ему, следуя по Его стопам. Христос шел по пути самоотречения и послушания. Шаг за шагом последователи Христа должны следовать за Ним, не сводя глаз с проторенного Первопроходцем и Проводником пути.

 

Шаг за шагом следуя по крестному пути (прочитайте 1-е Пет. 2:22–24)

 

Путь Христа вел к кресту. Этот путь, который также является и нашим путем, ясно указан ветхозаветным пророком Исаией (стих 22), примером Христовых страданий (стих 23) и отражен в упоминании о самом распятии (стих 24).

Исаия говорит о человеке, который не совершил греха, в устах которого не было лести. Это образ Самого Христа, страдавшего абсолютно невинно, в отличие от всех остальных людей, грех которых отрицать невозможно. Кальвин пишет: «Поэтому нет никаких причин, на основании которых кто-либо мог бы отказаться страдать, следуя примеру Христа, ибо никто не благочестив настолько или не поступал праведно настолько, чтобы утверждать, что его поступки не омрачены грехом». Никто из нас не может сослаться на собственную нравственную чистоту как на причину для отказа страдать несправедливо.

Кроме того, пример Христовых страданий выражен словами, описывающими Его поведение во время суда и крестной казни. Когда люди угрожали Христу и злословили Его, Он не злословил и не угрожал взаимно.

Почему Петр в качестве примера для нас обращает внимание именно на эту особенность Христовых страданий? Вероятно, по той причине, что чуть выше он писал о рабах-христианах, которые на работе часто подвергались угрозам и оскорблениям. Вместо того, чтобы ответить оскорблением на оскорбление, Христос отдал весь суд в руки праведного Судьи, Своего Небесного Отца. Именно такова была Его «реакция» на несправедливость Пилата, на действия воинов и остальных обидчиков.

Точно так же, вверяя себя в руки праведного Судьи, нам не следует более думать о том, как отомстить за себя (Рим. 12:17–21). Какое-то время нечестивые люди могут оставаться безнаказанными, но для христиан это не является причиной для того, чтобы бояться или отвечать злом за зло. Кальвин сказал: «Любой жаждущий отмщения человек вторгается в сферу деятельности Бога, тем самым препятствуя Ему выполнять Свои обязанности Судьи». В данном случае нам предоставлен ключ к пониманию разницы между человеком, который будет отмщен, и человеком, который сам мстит за себя. В случае с человеком, который будет отмщен, задействованы три стороны – жертва, которая предает обидчика в руки Бога, праведного Судьи. В случае самостоятельно мстящего человека мы видим только одну сторону – человека, который берет суд в свои руки, решая вопрос без Бога (вопросы 3 и 4).

Третий аспект примера Христовых страданий – искупление, совершенное Им на кресте. Обратите внимание на образный язык Петра: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо». Будучи далеко не беспомощной жертвой, Христос самостоятельно взвалил на Себя бремя наших грехов и понес их на крест. В Ветхом Завете Господь повелел, чтобы преступник был повешен на столбе, где висел бы до заката солнца (Втор. 21:22–23). Такую казнь и претерпел Христос.

Благодаря тому, что понесший на Себе грех Христос был пригвожден к кресту, верующие более не связаны со своим нечестивым прошлым. «Ветхий человек» распят с Христом (Рим. 6:5–11); ветхая греховная жизнь завершилась и началась новая жизнь послушания.

В связи с этим Петр говорит об исцелении ранами Христа. Мы можем представить израненных и истекающих кровью христиан-рабов, избитых их жестокими владельцами. Петр, образно говоря, обвязывает их раны ранами Христа. Теперь, благодаря тому, что их (и наши) грехи пригвождены к древу, мы можем, избавившись от них, жить в праведности самоотречения.

 

Рассеявшиеся овцы собраны и приведены домой (прочитайте 1-е Пет. 2:25)

 

Петр использует еще одну метафору из главы 53 Книги пророка Исаии, в этот раз из шестого стиха: «Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу». В отношении овец он подчеркивает их хаотичное движение, рассеяние. Говоря о Пастыре, Петр обращает внимание на то, как терпеливо Он занимался поиском и возвращением заблудившихся овец.

Так как Пастырь является одновременно и Блюстителем, Он поддерживает порядок в стаде, не позволяя ему разбежаться. Эти обязанности пастыря и блюстителя Петр позднее в послании приписывает старейшинам церкви: «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая [за ним] не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия» (1-е Пет. 5:2). Посредством служения пастырей (старейшин) главный Пастырь заботится об Отцовской пастве и защищает ее.

 

Вполне очевидно, что апостол желает ободрить читателей и в добровольном послушании, и в терпеливом страдании. Разве может быть что-то лучше примера Спасителя, Иисуса Христа? Верующие призваны страдать несправедливо, следуя по стопам Христа. Подумайте, в каких областях жизни вы лично можете несправедливо страдать подобно Господу, с таким же самоотверженным терпением и доверительным подчинением, не мстя за Себя, но отдавая мщение Богу. Мы должны поступать таким же образом – таково наше призвание. Мы можем поступать таким же образом – в этом наше утешение!

 

 

 

Вопросы для размышления и обсуждения

 

1.           Прочитайте отрывок из Евангелия от Иоанна, 14:12. По мнению некоторых людей, современные христиане способны вершить чудеса, подобно Иисусу Христу. Прав ли Кальвин в отношении данного вопроса? Обоснуйте свой взгляд, используя Святое Писание.

2.           Перечислите другие особенности личности и служения Христа, которые мы не можем воспроизвести в своей жизни. Можем ли мы страдать так, как страдал Христос? Почему?

3.           Можно ли в свете примера Иисуса и учения Петра утверждать, что со стороны христиан неправильно бороться за свои гражданские права? Как нам согласовать пример Христа и учение Петра с теми текстами Писания, где Павел отстаивает свои права как римский гражданин?

4.           Объясните, какую пользу приносит христианам то, что им не нужно мстить своим врагам, вверяя себя, а также положение, в котором они оказались, в руки Божьи, полагаясь на Его суд? Какую пользу извлекло бы для себя общество, если бы все жили по этому правилу?

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.