Нельсон Клоостерман
Странники и пришельцы среди язычников. Исследование Первого Послания Петра
ЗАНЯТИЕ 16. Благословение мира
1-е Пет. 5:12–14
Ключевой текст: «Мир вам всем во Христе Иисусе. Аминь» (1-е Пет. 5:14, вторая часть стиха).
Твердо стоять в благодати (прочитайте 1-е Пет. 5:12)
Последние слова, сказанные человеком, зачастую являются наиболее запоминающимися. Обычно ими стараются выразить определенную житейскую мудрость, жизненно важную истину, либо, как в данном случае, они являются отражением сути всего послания. Как мы увидим далее, заключительные слова Первого послания Петра напоминают нам о темах всего послания.
Петр написал это краткое послание с помощью Силуана (римское имя этого брата), или Силы. Вот что нам известно о нем: Сила был уважаемым служителем в Иерусалимской церкви, о котором рассказывает нам Лука в связи с Иерусалимским собором (Деян., гл. 15). Сила был одним из посланников, которые сообщили различным церквям в Малой Азии о постановлениях Иерусалимского собора, верно объясняя как их контекст, так и их особенности. Также Сила сопровождал Павла во время его второго миссионерского путешествия по Малой Азии, перенося вместе с ним тяготы в Филиппах, Фессалониках и Верии. Совместно с Тимофеем Сила продолжил начатую Павлом работу в данной области, после того как апостол отправился в Македонию. Эти три миссионера вновь встретились в Коринфе (Деян. 18:5), где Павел с Силой работали полтора года. Неизвестно, при каких обстоятельствах Сила познакомился с Петром и стал помощником апостола во время написания этого послания в Вавилоне.
Силуан разделял уверенность Петра, поэтому мог служить одновременно в качестве посыльного и переводчика, истолкователя послания, когда оно читалось в общинах.
Апостол Петр характеризует использованный им метод написания послания двумя словами: утешение и свидетельство. А цель его – уверить и утешить христиан в том, «что это истинная благодать Божия, в которой вы стоите».
Во всем послании апостол делает ударение на том, что Божья благодать есть ежедневная реальность для странников и пришельцев, идущих по пути к славе. Божья благодать обеспечивает спасение во Христе здесь и сейчас. Благодать порождает готовность страдать за правду и укрепляет стойкость христиан. Говоря кратко, Божья благодать служит тем твердым основанием, на котором мы должны стоять. Пребывание на этом основании благодати дарует читателям Петра способность противостоять дьяволу, почитать правителей и господ, уважать друг друга в браке (вопрос 1).
Ободренные приветствиями (прочитайте 1-е Пет. 5:13–14, первая часть стиха)
Наиболее трудный вопрос в истолковании этих стихов касается выражения «избранная, подобно [вам, церковь] в Вавилоне»: кто же эта «избранная»? Некоторые считают, что под «избранной» следует понимать супругу Петра, но, принимая во внимание общий характер данной формулировки, это маловероятно. По мнению большинства истолкователей, данное выражение относится к церкви того города, в котором Петр писал послание. Апостол передает привет от церкви, «избранной, подобно [вам]», что возвращает нас к началу послания, где Петр обращается к читателям как к «избранным пришельцам». Более того, нет никаких оснований считать, будто под Вавилоном подразумевался Рим. По всей видимости, речь идет об области, центром которой был находившийся недалеко от границ Римской империи древний город Вавилон, где была крупная еврейская диаспора (Жан Кальвин).
В любом случае читатели Первого послания Петра могли получить ободрение, слыша приветствия от сестринской общины, которая вместе с ними разделяет страдания, а также укрепляется Божьей силой посредством общего с ними избрания! Вновь мы видим, что учение о Божьем избрании представляет собой не отвлеченную философскую концепцию, но серьезный стимул для странников и пришельцев продолжать идти по намеченному пути.
Также Петр передает приветствие от своего духовного сына Марка, о его отношениях с которым нам больше известно из церковного предания, нежели из Святого Писания. По всей видимости, Марк часто путешествовал с Петром и трудился вместе с ним, проповедуя евангелие. Кроме того, Марк работал как вместе с Павлом и Варнавой (Деян. 13:2–5, 15:39), так и в одиночку (Кол. 4:10; Филим., стих 24). Верующие по всей Малой Азии, слыша читаемое послание Петра, получали ободрение, принимая приветствие от этого посвященного служителя евангелия.
Читатели не только принимали приветствия, но также должны были передать приветствия друг другу поцелуем любви. Поцелуй представлял собой форму древнего ближневосточного приветствия, которое указывало на тесные семейные узы. Этот поцелуй любви (Павел пишет о приветствии святым поцелуем) был нежным и теплым выражением общности христиан, преследуемых жестоким и холодным к ним языческим обществом (вопрос 2)!
Благословение мира (прочитайте 1-е Пет. 5:14, вторая часть стиха)
Если Павел часто заканчивал свои послания упоминанием о благодати Иисуса Христа, то Петр провозглашает благословение мира над страдающими странниками и пришельцами. Это тот мир, о котором он пишет в самом начале послания, – духовная целостность и полнота, которая должна умножаться для «избранных по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа» (1-е Пет. 1:2). Внутренний духовный мир является следствием примирения с Богом и чистой совести. Мир с Богом и с самим собой обеспечивает христианину необходимую защиту при столкновении с преследователями (вопрос 3).
Благословение Петра предназначено не для отдельно взятых христиан, но «всех во Христе Иисусе». Верующие странники и пришельцы живут вместе и живут во Христе, будучи связаны с Ним крепкими узами в отношениях, которые определяют их образ жизни и характер. Эти отношения создают и обуславливают общение, выражаемое в поцелуе любви, которое предназначено для несомненной защиты и сохранения паствы для вечной славы. Будучи полностью уверен в этом, Петр заканчивает послание словом «аминь» («да будет так!»)
* * *
Посвятив свои комментарии к Первому посланию Петра Эдуарду Шестому, королю Англии, Жан Кальвин кратко изложил его содержание с присущей ему ясностью и точностью мысли:
«Цель, которую преследует Петр в данном послании, заключается в увещевании верных, согласно которому они должны отвергать мир и с презрением к нему относиться, дабы освободиться от плотских вожделений и земных соблазнов, устремляясь всей душой к небесному царству Христову, и дабы таким образом, воодушевляясь надеждою, обретая поддержку в терпении и подкрепляясь храбростью и стойкостью, они могли преодолеть всевозможные искушения и следовать по этому пути на протяжении всей жизни».
Общая тема наших занятий: «Странники и пришельцы среди язычников». Вместе с Кальвином мы слышим, как Небесный Отец призывает нас следовать по пути к (небесной) славе. Наш превознесенный Господь показывает нам пример страданий, на который и указывает прощенный и принятый Господом апостол Петр.
Мы призваны приносить славный плод Духа – любовь, радость, мир, долготерпение, кротость, воздержание. Благодаря страданиям от преследований плод богоугодного характера созреет ко дню жатвы (см.: Рим. 5:3–5). В тот день, после того как Судья осторожно соберет и очистит плоды наших добрых дел, Он вознаградит нас Своим одобрением и примет в вечное общение с Ним.
Да прославится этот Триединый Бог в наших страданиях через Иисуса Христа, Которому принадлежит слава и владычество во веки веков (вопрос 4)!
Вопросы для размышления и обсуждения
1. Прочитайте отрывок из Евангелия от Иоанна, 21:15–19. Приведите ссылки из Первого послания Петра, которые показывают, что Петр исполнял данное Ему Христом повеление, записанное в данном отрывке.
2. Каково приемлемое в наши дни применение слов Первого послания Петра, 5:14 (первая часть стиха)? Следует ли практиковать это на наших богослужениях? Почему?
3. Когда мы сталкиваемся с преследованиями, какую защиту обеспечивают нам мир с Богом и чистая совесть? Почему преследования становятся ужасными для нас, если мы не имеем внутреннего мира и чистой совести?
4. Выразите и запишите в нескольких предложениях ту пользу, которую приносят христианам страдания от преследований.
Этот материал еще не обсуждался.