Нельсон Клоостерман
Странники и пришельцы среди язычников. Исследование Первого Послания Петра
ЗАНЯТИЕ 14. Старейшины как пастыри стада пекутся о выживании странников и пришельцев
1-е Пет. 5:1–5 (первая часть стиха)
Ключевой текст: «И когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1-е Пет. 5:4).
Первое послание Петра было написано группе церквей в Малой Азии, каждая из которых созидалась под заботливым присмотром апостолов и их сотрудников-миссионеров. Эта забота включала в себя назначение старейшин в каждой общине (Деян. 14:23; Тит 1:5), которым, как и пресвитерам в Эфесе, было поручено заботиться о вверенной им пастве Христа (Деян. 20:28).
Наставление Петра в этой главе послания, обращенное к старейшинам и молодым людям, следует истолковывать в контексте пережитых преследований, которые он рассматривал в предыдущих главах. Руководители церкви несут особое бремя заботы об общине во времена тягот и невзгод. Они должны защищать верующих, которые по причине преследований подвергаются опасности отпадения от веры. Более того, как Христос уничижил Себя за Своих овец, так и старейшины должны служить для общины наглядным примером бескорыстной жертвы.
Прежде чем приступить к рассмотрению стихов данного отрывка, нам необходимо сказать несколько слов о выборе этого текста, а также объяснить, к кому обращается Петр.
Пятый стих начинается с выражения «подобным образом» (в Русском синодальном переводе – «также и»), которое указывает на его вероятную взаимосвязь с предшествующими стихами и показывает нам разницу между этой категорией людей («младшие») и категорией людей, упомянутых в стихе 1 («пастыри»). Но во второй части пятого стиха Петр переводит свое внимание с определенной группы в церкви на общину в целом. Поэтому вторую часть пятого стиха мы будем изучать на следующем занятии вместе со стихами 6–11.
Две группы, упомянутые в этом тексте, – старейшины (пастыри) и молодые люди (младшие) – не являются двумя классами служителей церкви. Конечно, под старейшинами (пастырями) подразумеваются руководители общины, которые обязаны заботиться обо всей церкви. По всей видимости, молодые люди представляли собой особую группу членов церкви, которая подвергала себя опасности внести в общину дух независимости и самостоятельности, столь свойственный политике и обществу. По их мнению, признание властной структуры церкви представляло собой необходимое условие для поддержания здоровых отношений среди членов общины странников и пришельцев.
От старейшин к остальным (прочитайте 1-е Пет. 5:1)
Начальные слова пятой главы объясняют нам самую суть церковного служения: «пастырей, которые среди вас (общины), я умоляю...» (в Русском синодальном переводе – «пастырей ваших умоляю я...»). Старейшины не стоят над Божьим народом, но находятся среди этого народа (на одном уровне с народом). Описание Петра предполагает общину, которая сплачивается вокруг стоящих посреди нее старейшин (вопрос 1).
Петр называет себя сопастырем. Будучи призван Христом еще в самом начале стать Его учеником, Петр ссылается здесь на свое восстановление в служении после воскресения Господа, давшего ему повеление: «Паси овец Моих!» И слова Петра в данном случае перекликаются со словами Господня повеления.
Наставление, которое апостол собирается дать, укоренено в его понимании себя как «свидетеля страданий Христовых». Петр собственными глазами видел страдания Господа, причиненные Ему толпой, книжниками, фарисеями, солдатами и даже Его собственными учениками. Приобретенный им как очевидцем опыт обусловил его пасторское отношение, благодаря чему он мог авторитетно рассказать старейшинам церквей Малой Азии о том, как надо пасти стадо.
Кроме того, Петр упоминает еще один аспект: он также является «соучастником в славе, которая должна открыться». Его слова могут напомнить нам о преображении, во время которого Петр, Иаков и Иоанн узрели раскрытие небесной славы Иисуса Христа, в настоящем увидели частицу будущего. Благодаря этому событию Петр обрел видение места назначения, приготовленного Богом для Своего народа – народа, который должен быть защищен и сохранен для грядущей славы.
Полномочия и подход в служении пастырей (прочитайте 1-е Пет. 5:2–4)
Призыв к старейшинам очень прост: «Пасите Божье стадо, какое у вас».
Важно отметить, что, хотя служение старейшин и описано как служение пастырское, они не названы пастырями (в английском переводе, в отличие от Русского синодального перевода, используется слово «elder», то есть «старейшина», а не «пастырь» в значении «пастух»). Павел, упоминая о «евангелистах, пастырях и учителях» (Еф. 4:11), объединяет пастырей и учителей в одну группу служителей, которые обязаны пасти Божье стадо, наставляя его в христианском учении. Только Бог есть Пастырь, и далее, в стихе 4 этой главы Первого послания Петра, Христос назван главным Пастырем (Пастыреначальником), что перекликается с Его словами о Себе Самом как о добром пастыре (Иоан. 10:11–16).
Второй аспект обязанностей старейшин, на который стоит обратить внимание, выражен следующими словами Петра: «стадо, какое у вас (то есть у старейшин)». Ранее апостол обращался к старейшинам, вокруг которых собрана церковь, теперь же он обращается к старейшинам, которые окружают церковь своей заботой. Это стадо вверено попечению и заботе старейшин. Именно эти две обязанности – обеспечение и защита – представляют собой основу служения старейшины. В отрывке 2:25 этого послания апостол называет Иисуса Христа «Пастырем и Блюстителем душ». Пастырская любовь Спасителя должна выражаться в заботливом попечении старейшин о стаде, а Его сострадание проявляться в защите старейшинами стада.
С помощью трех противопоставлений апостол объясняет суть служения старейшин. Петр предупреждает о трех наиболее опасных для старейшин грехах – лени, алчности, властолюбии (Жан Кальвин). Сталкиваясь с преследованиями и оскорблениями, старейшины не должны падать духом и поддаваться панике. Величайшая награда заключается не в денежной прибыли, но в нетленном венце славы, который дарует Христос (см. стих 4). Забота о стаде и защита стада требует от старейшин нежного и чуткого отношения к овцам вверенной их попечению части паствы. Выражение, содержащееся в стихе 3, «над теми, кто вверен вам» (в Русском синодальном переводе данное выражение отсутствует, вместо него стоит выражение «над наследием [Божиим]». – Прим. пер.), подразумевает, что старейшины должны были заботиться об определенной части поместной общины, подобной малой группе в современных реформатских и пресвитерианских церквях (вопрос 2).
Во всем этом они должны служить примером стаду. Данный призыв усиливается увещеванием о том, что поведение служителей оказывает серьезное влияние на поведение всей общины. Там, где служители отличаются праздностью (леностью) и стремятся угодить людям, дабы сохранить свою должность в церкви, община вырождается до уровня социального клуба (клуба по интересам), в котором господствующее положение занимает мнение большинства, а не Христос и Его Слово. Но там, где старейшины горят огнем служения, являются живым примером и с готовностью выражают любящую заботу главного Пастыря, община, несмотря на преследования со всех сторон, процветает в этом мире.
Обещанная награда за такое служение весьма велика – нетленный венец славы, дарованный Самим Пастыреначальником! Не высокое положение в Его царстве, не часть Его царских трофеев, но венец, заключающийся в нетленной, неувядаемой славе, то есть в победе Самого Христа Иисуса.
Подчинение среди младших (прочитайте 1-е Пет. 5:5, первая часть стиха)
Действенное исполнение обязанностей служителями в церкви требует соответственного отклика и сотрудничества со стороны тех, кто призван следовать за этими служителями. Петр обращается к определенной группе в церквях Малой Азии, когда пишет: «Также [и] младшие, повинуйтесь пастырям».
Словом «также» (в английском переводе – «подобным образом») подчеркивается, что «старейшины» («пастыри») и «молодые люди» («младшие») вместе находятся под одним Главой, Иисусом Христом. И особенно молодые люди должны уважать авторитет старейшин, дабы забота и защита паствы действительно принесла пользу. Когда молодые люди «оказываются в мире», они должны думать и поступать не так, как их неверующие сверстники. Нежелание молодых людей находиться под непосредственной властью родителей может привести к конфликтам как в семье, так и в общине. Ради сохранения стабильности в общине молодежь должна сдерживать свои естественные устремления к независимости и нежелание сохранять статус-кво (вопросы 3 и 4).
Ранее, в первой главе, апостол назвал читателей послания странниками и пришельцами, которым оказана великая честь, святыми и избранными, исполненными благодати и мира. Эти странники и пришельцы подобны овцам, которым кто-то должен предоставить пищу и питье, защиту и руководство. Эти живущие среди язычников странники и пришельцы подобны овцам, которые ежедневно подвергаются нападкам за веру в Христа. Их выживание зависит от правильного порядка в церкви. Паства Христова должна быть ведома – и сама должна с готовностью следовать! – к злачным пажитям Его Слова, направляемая Его жезлом и посохом, идя по опасному пути, долиной смертной тени, дабы затем обрести покой возле потоков Божьей милости и благодати.
Вновь мы видим, насколько внутренняя чистота и верность церкви важна для того, чтобы она могла продолжать вести внешнюю борьбу в мире. А посему опасайтесь ложных дилемм, неправильного выбора, который нас часто заставляют сделать другие, уверяя, что внутренняя чистота доктрины и жизни церкви менее важна, чем ее миссия во внешнем мире. Правильно осуществляемое служение и уважение к положению служителя необходимы для того, чтобы верующие могли выдержать преследования со стороны мира, который понимает и уважает лишь силу. Но также это нужно для того, чтобы церковь могла показать миру, как необходимо использовать настоящую силу: защищая и жертвуя собой.
Старейшины, согласно этим стихам, для овец, вверенных вам Иисусом Христом, вы должны быть примером верности Господу. Члены церкви, согласно этому наставлению, Христовым старейшинам необходимо ваше послушание и сотрудничество. Совместно укрепляя друг друга, община таким образом будет благим свидетелем для язычников, заграждая уста тех, чей бог есть плоть, а конец – погибель.
Заботьтесь о внутреннем ради внешнего. Что Бог сочетал, того человек да не разлучает! (вопрос 5).
Вопросы для размышления и обсуждения
1. Прочитайте и исследуйте текст Деяний, 20:28–31. На основании этого отрывка перечислите несколько обязанностей старейшины. Как влияет на служение старейшин и на общину тот факт, что руководителей общины назначает Святой Дух?
2. Приведите несколько причин того, почему старейшины (а также и пасторы!) могут быть ленивыми, алчными и властолюбивыми в своем служении. Какие практические шаги могут предпринять старейшины для того, чтобы избежать этих грехов?
3. Обсудите следующий вопрос. Является ли мудрым решение, согласно которому для опеки (особенно в случае молодежи, молодых супружеских пар) в общине назначаются двое старейшин? Перечислите несколько причин, почему так стоит поступать, а также вероятные опасности этого.
4. Обсудите, какую пользу и вред приносит общине ограниченное по времени (например, трехгодичный срок) и пожизненное служение старейшины? Является ли один из этих подходов более обоснованным Святым Писанием?
5. Объясните некоторые традиционные особенности системы управления в вашей общине, которые непосредственно помогают исполнить повеление, данное в этих стихах. Объясните, что может стать препятствием на пути применения учения этих стихов.
Этот материал еще не обсуждался.