Нельсон Клоостерман
Странники и пришельцы среди язычников. Исследование Первого Послания Петра
ЗАНЯТИЕ 13. Призыв к стойкости во времена преследований
1-е Пет. 4:12–19
Ключевой текст: «Итак страждущие по воле Божией да предадут [Ему], как верному Создателю, души свои, делая добро» (1-е Пет. 4:19).
Тема страданий во времена преследований со стороны язычников – одна из главных тем Первого послания Петра. Еще в первой главе, стих 6, этого послания апостол упомянул о скорби «от различных искушений». А начиная со стиха 13 третьей главы он развивает эту тему, призывая верующих к стойкости в страданиях.
Каждый христианин, который следует по стопам Господа, должен быть готов к страданиям ради Господа. Возможность пострадать лишь из-за того, что ты являешься христианином, может смутить верующего человека. Верующие, которые становятся мишенью для яростных обвинений и проявлений ненависти, могут легко утратить уверенность или вообще пасть духом. Христианин, столкнувшись лицом к лицу с неверующим гонителем, может окаменеть от страха, не зная, как вести себя в подобной ситуации, как отвечать.
Именно к рассмотрению этого страха и растерянности (удивления) переходит Петр в данном разделе.
Не растерянность (не удивление), но радость (прочитайте 1-е Пет. 4:12–13)
Теплыми словами апостола начинается новый раздел послания, где Петр обращается к верующим с пасторской нежностью, называя их «возлюбленными». Еще более глубокое утешение, содержащееся в этом обращении, заключается в том, что они возлюбленные Господа!
Боль и цель страданий, которые переживают эти христиане, Петр описывает как «огненное искушение, для испытания вам посылаемое». Образ очищаемого огнем металла согласуется с замыслом Бога, который допускает эти страдания. Он желает очистить и закалить жизнь веры христиан.
Вместо того, чтобы удивляться или смущаться, преследуемые христиане должны проявлять радость. Их непрекращающаяся (постоянная) радость возрастет, если они осознают меру страданий Христа, которым они сопричастны. Каждый преследуемый за Христа верующий несет в себе семя смерти Христа, дающее плод возвещения Христовой жизни (Жан Кальвин). Основа этой радости – не преследования как таковые, но сопричастность Христу, союз с Христом. Более того, наша радость в страданиях за Христа в настоящее время превратится в великое ликование в будущем, когда мы узрим Его славу (вопрос 1).
Многие не могут жить в режиме, если можно так выразиться, отложенного удовлетворения потребностей. Люди хотят незамедлительного решения своих вопросов; они привыкли быстро получать желаемое и наслаждаться им. Люди отказываются от отношений, обычаев и институтов, которые не способны тотчас удовлетворить их потребности. Политика превратилась в искусство узаконенного угождения вкусам публики: лоббисты и законодатели совместно пытаются как можно быстрее потворствовать как можно более широкому кругу запросов как можно большего числа людей. Способность не спешить с удовлетворением собственных потребностей жизненно необходима для перенесения с радостью страданий во времена преследований. Эта духовная способность является необходимым условием для всей нашей жизни. Ведь нас ожидает нечто более славное, нечто более великое. Поэтому будем терпеть (вопрос 2)!
Не стыдясь страданий (прочитайте 1-е Пет. 4:14–16)
В так называемой заповеди блаженства, с которой Петр обращается к христианам, подвергающимся оскорблениям за Христа, мы слышим слова самого Господа: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь...» (Матф. 5:11, 12).
Почему же блаженны страдающие за (ради) Христа? Потому что Дух славы, который является Духом Божиим, пребывает на них. Какими словами описать чувство, возникающее у христиан, к которым из-за их веры в Христа относятся как к сору? Бесславие, позор. И какое же утешение знать, что сам Божий Дух – Дух, чья сущность есть слава, – пребывает на этих верующих, подобно тому, как Он однажды сошел на Христа, чтобы пребывать на Нем! В страданиях Божьи дети переживают в своей жизни Его присутствие, а не отсутствие. Привилегия тех, кто вкусил горечь страданий за Христа, заключается в том, что они находятся под покровом Духа, благодаря Которому становятся причастниками славы Бога Отца.
Вот как проницательно высказался Жан Кальвин: «[Петр] упоминает об оскорблениях, так как зачастую они порождают в человеке больше горечи, нежели утрата собственности или страдания и терзания телесные... Мы знаем, что многие люди могут стойко переносить лишения, пытки, смело смотреть в глаза смерти – и тем не менее пасть жертвой оскорблений».
Авторы большинства современных переводов опустили последнюю часть стиха 14: «теми Он хулится, а вами прославляется». Оскорблению как следствию преследований со стороны неверующих людей противопоставляется прославление Бога Его детьми.
Но существует разница между страданиями преступника и невиновного человека. Если вы страдаете, то это не должны быть страдания убийцы, вора, злодея или посягающего на чужое (1-е Пет. 4:15). В этом перечне представлены две основные группы людей: первая состоит из трех категорий (убийца, вор и злодей), вторая – из одной (посягающий на чужое) (в английском переводе здесь busybody, дословно – «человек, любящий вмешиваться в чужие дела». – Прим. пер.). Нам точно неизвестно, что именно апостол подразумевал под последним выражением, тем не менее мы можем быть уверены в том, что подобное поведение не соответствовало христианскому образу жизни и бесчестило (дискредитировало) его. Христиане должны заниматься своими делами, не пытаясь совать нос в чужие.
Тем не менее если кто-либо страдает «за имя Христово», как christianos (в Русском синодальном переводе – «как христианин». – Прим. пер.), тот не должен стыдиться. Слово «христианин» встречается один раз в этом тексте и еще два раза в Библии (Деян. 11:26; Деян. 26:28). Такое название верующих возникло, по всей видимости, как презрительное прозвище. Поэтому не стыдитесь этого имени, «христианин», не стыдитесь быть связанными с Иисусом Христом настолько тесными узами, что неверующие будут использовать Его Имя в качестве своеобразного клейма, которым будут обозначать вас и с помощью которого будут презрительно вас обзывать. В таких обстоятельствах лучше воздайте Богу славу (вопрос 3).
Суд для верующих сейчас, для неверующих позже (прочитайте 1-е Пет. 4:17–19)
Есть еще одна причина, по которой христиане должны безропотно переносить страдания. Наступает время суда Божьего, и очищение должно начаться с Божьего дома. Такое представление о Божьем суде над заветным народом существовало еще со времен Ветхого Завета. Бог, судящий нелицеприятно, не пощадит собственных людей, и Его суд начнется со святого города и святого храма. Пророки, такие как Иеремия, Иезекииль и Малахия, пламенно проповедовали о том, что Бог придет очистить священнический дом, после чего людям будет позволено принести Ему подобающие жертвы. Христианская община и есть то место, с которого начнется Божий суд (Ван Ховелинген).
Но какое отношение все это имеет к теме страдания и преследований христиан?
Страдающие за Христа верующие должны понимать, что очищение, которое происходит в их жизни, представляет собой предзнаменование грядущего суда над всем миром. Петр подчеркивает данную истину посредством двух риторических вопросов, переходя от менее важного к более важному. Если верующие страдают таким образом здесь и сейчас, что же тогда ожидает неверующих? Если верующий едва спасается, то что же произойдет с нечестивым?
Что означает выражение «если праведник едва спасается»? Путь к спасению тернист и труден для избранных Божиих. Мы не должны беззаботно удовлетворять собственные потребности, но осторожно выбирать дорогу среди препятствий, двигаясь по пути святости и веры. «Наша жизнь в этом мире подобна судну, идущему среди скал во время бушующего шторма. Все, кто успешно добрался до порта, избежали тысячи смертей» (Жан Кальвин).
Отрывок заканчивается увещеванием, которое представляет собой ключевой текст этого занятия: «Итак страждущие по воле Божией да предадут [Ему], как верному Создателю, души свои, делая добро» (1-е Пет .4:19). Страдание согласно Божьей воле может означать две вещи: во-первых, что страдания – это часть Божьего замысла, проявление Его допускающей воли по отношению к верующим; во-вторых, что верующие должны пройти страдания согласно предписывающей воле Бога.
Следует подчеркнуть второй аспект, а именно то, что, страдая, мы должны повиноваться Божьему Слову. Ведь, претерпевая гонения, мы склонны оправдывать собственное неверие и горечь, ссылаясь на жестокое отношение к нам со стороны нечестивых.
В нашу душу может закрасться дух мести, вследствие чего мы будем отплачивать оскорблением за оскорбление, несправедливостью за несправедливость.
И для христиан, страдающих за веру, противоядием от мстительности является возможность вверить себя в руки своего верного Творца. Если страдания христиан допущены Богом, то, несомненно, они могут рассчитывать на Его помощь! Пусть они передадут Ему бразды правления собственной жизнью. Подобное доверие трудно назвать пассивным; ведь вверяя себя в руки такого Творца, верующие обретают силу вершить добрые дела, о чем говорят последние слова апостола: да предадут Ему «души свои, делая добро» (вопрос 4).
Прочитайте еще раз этот отрывок Первого послания Петра (4:12–19) и обратите внимание, как много призывов к стойкости во время преследований содержится в этом тексте. Страдающим христианам не стоит расстраиваться (падать духом). Они должны преисполниться радости, так как являются причастниками страданий самого Христа. Им следует не стыдиться своих страданий, но гордиться тем, что они имеют возможность прославлять своего Бога и Спасителя. Им не нужно избегать преследований, которые приносят боль и закаляют (дисциплинируют), но они могут ожидать спасения от верного и могущественного Творца, Который однажды призовет всех к ответу за свою жизнь. «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня; радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали [и] пророков, бывших прежде вас» (Матф. 5:11, 12).
Вопросы для размышления и обсуждения
1. Приведите несколько причин, по которым преследования могли бы стать для верующих неожиданностью, застать их врасплох. Каким образом христиане пытаются избежать преследований за Христа?
2. Приведите несколько примеров привычек или «упражнений», на основании которых можно доступно объяснить детям, почему отложенное удовлетворение собственных желаний является жизненно необходимым для прохождения через страдания с радостью.
3. Есть одно высказывание, которое с английского языка дословно переводится следующим образом: «Если камень и дубина могут переломать мне кости, то слова навредить мне не могут». Как вы считаете, это высказывание полностью верно, частично верно или совершенно неверно? Объясните почему.
4. На основании стиха 19 (ключевой текст занятия) объясните взаимосвязь, существующую между вашим пониманием творения и страдания христиан. Как вера в эволюцию влияет на способность человека переносить страдания в целом и преследования в частности?
Этот материал еще не обсуждался.