Нельсон Клоостерман
Странники и пришельцы среди язычников. Исследование Первого Послания Петра
ЗАНЯТИЕ 8. Совместная жизнь в браке
1-е Пет. 3:1–7
Ключевой текст: «...жены, повинуйтесь своим мужьям... мужья, обращайтесь благоразумно с женами...» (1-е Пет. 3:7).
Странники и пришельцы среди язычников – в собственном доме!
Изучая Святое Писание, нам полезно иметь представление о культурном, социальном и религиозном контексте жизни людей, к которым оно было адресовано в первую очередь. Мы должны быть осторожными, дабы использовать это знание не для того, чтобы отменять сказанное в Писании, как нечто неактуальное для нашего времени, но для того, чтобы послушно применять эти слова в современном контексте.
И вот тому пример. Во времена апостольской проповеди евангелия часто так случалось, что замужние женщины обращались в христианство, в то время как их мужья либо оставались безразличными к вере, либо относились к ней враждебно. (В Деяниях такие случаи упоминаются в отрывках 13:50; 16:1, 13–14; 17:4, 12 и 24:24). Жена, которая хотела вести себя дома как христианка, сталкивалась с трудностями, с которыми никогда не встречались те из нас, кто вырос в христианских семьях.
Должна ли она оставаться со своим неверующим мужем? Или же ей следует развестись с ним? Как ей вести себя в ответ на враждебное отношение мужа к ее новой религии? Как ей лучше всего реагировать на его языческую жизнь и ценности? Как должна жена, недавно ставшая христианкой, вести себя в других областях семейной жизни; как ей следует наставлять ее (их) детей сочетаться в Господе или как она должна себя вести, чтобы иметь возможность каждую неделю встречаться с верующими для совместного поклонения?
Жизнь в качестве «странников и пришельцев среди язычников» влияет на отношения в семье, в которой верующие мужья и жены практикуют отношения, добродетели и дисциплину, необходимые для выживания во «внешнем» мире. Поэтому давайте будем внимать Святому Духу, научающему нас через апостола Петра, каким образом человек должен жить как странник и пришелец в контексте самых глубоких и основополагающих из всех человеческих отношений.
Достойное (располагающее к себе) поведение жен-христианок (прочитайте 1-е Пет. 3:1–2)
Выражение «подобным образом» (в Русском синодальном переводе – «также и вы») объединяет разделы послания, где апостол обращается с увещеванием к разным группам людей. Пример Христа, на который указывал Петр домашним рабам, относится также и к остальным членам общины – женам и мужьям.
Суть призыва к женам-христианкам – «повинуйтесь» неверующим мужьям. Уважительно относясь к мужу, жена-христианка может стать живым воплощением евангелия и тем самым обратить мужа.
Такое достойное (располагающее к себе) поведение обусловлено христианским характером. Если от каждого верующего Бог требует святости (1-е Пет. 1:22), то от жен Он ожидает чистоты. Апостол Павел поощрял стариц (пожилых женщин) учить молодых женщин в церкви «быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие» (Титу 2:5). Под чистотой здесь подразумевается не только сексуальная чистота, но также скромность и рассудительность, которые являются следствием уважительного отношения к Богу (вопрос 1).
Внешний вид христианок (прочитайте 1-е Пет. 3:3–4)
Приводя новую метафору, Петр подчеркивает важность христианского характера, говоря женам-христианкам о двух видах средств для придания красоты – внешних и внутренних. Он упоминает три вида внешних украшений: плетение волос, золотые уборы и нарядная одежда. С помощью этих примеров он показывает, какое серьезное внимание уделяется внешнему виду. Но жена-христианка обладает красотой, которая превосходит красоту внешнюю. Эта красота – следствие не ее усилий, но действия Святого Духа. Внешний вид должен отражать внутреннее состояние, «сокровенного сердца человека». Женам-христианкам следует вырабатывать в себе характер, ценность которого зачастую превыше человеческого понимания. Уважительное подчинение мужу является следствием «кроткого и молчаливого духа». Такой дух укрепляет брачные отношения, отражая характер Господа Иисуса Христа. (Противоположностью этому духу является оскорбление, жестокое отношение, которое так часто выражается в словесной агрессии и эмоциональном шантаже). Такая внутренняя красота никогда не выходит из моды (в отличие от одежды), никогда не блекнет (подобно ювелирным украшениям) и не нуждается в обновлении (подобно прическе). Эта красота нетленна и драгоценна пред Богом (вопрос 2).
Секрет Сарры (прочитайте 1-е Пет. 3:5–6)
Петр подкрепляет свое увещевание призывом вспомнить пример святых женщин, матриархов, верующих жен прошлого.
Их внутренняя красота и украшение заключались в доверии Богу, когда они подчинялись мужьям, что было обусловлено уважительным отношением к Богу.
Одна из этих женщин названа по имени: Сарра, жена Авраама. Она подчинялась мужу со всем уважением и почтением. Формулировка Петра несколько режет слух наших современников: «Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином; вы – дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха» (1-е Пет. 3:6). В большинстве переводов вместо более точного (правильного) выражения «дети» стоит слово «дочери» (автор, по всей видимости, имеет в виду переводы Библии на английский язык. – Прим. пер.). Петр подчеркивает, что если Авраам является отцом всех верующих, то Сарра – матерью всех повинующихся.
Такое уважительное послушание приводит к двум результатам, выраженным в утвердительной и отрицательной форме. Повинуясь мужьям, верующие жены могут (1) делать добро и (2) не смущаться ни от какого страха.
От одного мужа к другим мужьям (прочитайте 1-е Пет. 3:7)
Из других текстов Святого Писания нам известно, что Петр был женат и жил со своей женой в Капернауме (Матф. 8:14). Жена Петра также сопровождала его в длительных миссионерских поездках (1-е Кор. 9:5). Таким образом, увещевание апостола Петра, кроме того, что оно исходит от Святого Духа, звучит из уст опытного мужа.
Заметьте, что апостол не наставляет мужей подчиняться женам, но, скорее, предупреждает их не относиться к своим супругам презрительно и тиранически. Отношение мужа к жене должно соответствовать отношению к нему самой жены, обладающей кротким и молчаливым духом. Только поддерживая такое равновесие можно сохранить брак.
Ключевая фраза этого наставления – «обращайтесь благоразумно с женами» (в англ. переводе – «живите с ними, понимая их». – Прим. пер.). Совместная жизнь в христианском браке требует, чтобы муж относился к жене разумно, мудро, благожелательно. Муж должен хорошо знать свою жену, дабы понимать, как отвечать ей любовью и нежностью.
Именно таким образом лучше всего понять описание Петром жены как «немощнейшего сосуда». Женские качества супруги заслуживают более уважительного и нежного отношения (со стороны мужа), что также желает показать Петр, используя образ «сосуда». Апостол, скорее, говорит не о содержании сосуда, но его характере: жена является более слабым из двух сосудов. Обычно женщина слабее мужчины в физическом плане, и по этой причине женщина часто страдает, чувствуя себя в невыгодном положении, ведь есть опасность, что супруг может угрожать ей воспользоваться своим физическим преимуществом. Поэтому мужья не должны относиться к женам с суровостью (Кол. 3:19), но как более сильные партнеры обязаны вести себя более ответственно для поддержания здоровых брачных отношений (вопрос 3).
Но есть еще одна причина, духовная, по которой мужья должны относиться к женам благоразумно (с пониманием). Ведь муж и жена – сонаследники благодатной жизни, поэтому неблагоразумное отношение мужа к жене может препятствовать их совместным молитвам. Крах супружеских отношений неизбежно ведет к трудностям в общении с Богом. Взаимное уважение способствует развитию благочестия в браке. Мужья и жены должны регулярно произносить в молитвах – и воплощать в жизнь – прошение, которому учил наш Спаситель: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Это молитвенное смирение будет укреплять основы отношений между мужем и женой, а именно отношения друг к другу как к брату и сестре в Господе (вопрос 4).
Вопросы для размышления и обсуждения
1. Приведите примеры того, как поведение верующей жены дома может привести к порицанию Слова Божьего. Приведите примеры того, как жена может проявить библейское смирение и покорность. Существует ли небиблейская покорность?
2. Каким образом жена-христианка может выработать в себе кроткий и молчаливый дух? Как верующий муж может помочь жене в этом?
3. Объясните, почему современное мирское феминистское движение представляет собой реакцию на неспособность мужчин следовать повелению, записанному в Первом послании Петра, 3:7.
4. Укажите, какие выводы на основании этого библейского текста должны сделать родители, которые воспитывают будущих мужей и жен? Какими на основании этого текста должны быть их отношения до брака?
Этот материал еще не обсуждался.