03.03.2013
Скачать в других форматах:

Нельсон Клоостерман

Странники и пришельцы среди язычников. Исследование Первого Послания Петра

1 Петра 4:1-19

ЗАНЯТИЕ 11. Вооружиться готовностью к отвержению в обществе

 

1-е Пет. 4:1–6

 

 

 

Ключевой текст: «Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией» (1-е Пет. 4:1, 2).

 

Страдания как доказательство верности (прочитайте 1-е Пет. 4:1–2)

 

Используя слово «итак» в начале нового раздела, Петр продолжает развивать тему Христовых страданий, затронутую в главе 3, стих 18. Существует тесная взаимосвязь между Христовыми страданиями и страданиями христиан. Наши страдания представляют собой продолжение страданий Христа, Его крестного пути. Христос как наш Предводитель идет впереди нас, поэтому все, что нам необходимо, – это следовать по Его стопам (см.: 1-е Пет. 2:21).

Христос, страдая в теле от несправедливого и жестокого отношения к Нему людей, не был беспомощной жертвой. Он был вооружен четким пониманием, глубоким знанием того, что именно с Ним происходит как с Сыном Божьим и Заместительной Жертвой. Иисус смог пройти Свой путь до конца благодаря тому, что постоянно взирал на поставленную пред Ним цель – обеспечить полное искупление Божьему народу.

Схожим образом христиане, сталкиваясь с препятствиями для своей веры и святости, могут вооружиться четким осознанием того, каковы происхождение и результат преследований. Верующие знают, что, отказавшись от прошлого образа жизни, они столкнутся с насмешками и оскорблениями со стороны бывших друзей.

Петр выражает эту мысль в форме общего правила: «Страдающий плотию перестает грешить» (1-е Пет. 4:1). Страдания за веру от руки других людей – несомненное доказательство того, что человек действительно отказался от прошлого образа жизни (вопрос 1).

Мы можем следующим образом разбить по пунктам объяснение Петра, представленное в данных стихах: решительный отказ верующего от греховной жизни имеет свою цель (стих 2), причину (стих 3) и результат (стих 4). Цель такого радикального разрыва заключается в том, что христианин больше не позволит себе руководствоваться человеческими желаниями, но только Божьей волей. Причина этого в том, что он потратил слишком много времени на языческую жизнь. А результат этого тот, что человек, который более нетерпим к греху, вскоре окажется окруженным людьми, нетерпимыми к нему самому!

Выбор, предоставленный духовным обращением, выражен во втором стихе: жить либо согласно человеческим греховным желаниям, либо по Божьей воле. Обращение означает, что христианин, обретший новую жизнь во Христе, подобно поезду, перешедшему на новые пути, все дальше и дальше отдаляется от старых путей, руководствуясь не человеческими желаниями, но Божьей волей, стремясь прославить Бога, а не потворствовать человеческим желаниям (вопросы 2 и 3).

 

Страдания как следствие отчуждения (прочитайте 1-е Пет. 4:3–4)

 

Любого человека, который живет по Божьей воле, рано или поздно ожидает конфликт с культурой и образом жизни этого мира.

В данном контексте Святое Писание описывает прошлый образ жизни с помощью примера злоупотребления алкоголем и присущей языческому обществу похоти. Эти грехи получили настолько широкое распространение, что многие люди более не считают их грехами. Телевизионные программы и юмористы способствуют созданию смешного или «нормального» образа алкоголизма и общественной безнравственности. Люди, которые отказываются участвовать в подобных грехах, рассматриваются как разрушители общественной гармонии. Решительный отказ от греха ведет к отчуждению Божьих детей от неверующих соседей, сотрудников и друзей. Говоря словами Петра, «...они (язычники) дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят [вас]» (1-е Пет. 4:4). Вышедшее за пределы нормы поведение подвергается пересмотру; раньше оно определялось как поведение, нарушающее Божий закон, но теперь, под влиянием язычества, отклонением от нормы считаются любые действия, противоречащие социальным стандартам, принятым большинством в обществе. Петр предупреждает нас о том, что как язычники хулят Бога, так они хулят (злословят) и Божьих детей (вопрос 4).

 

Страдания как основа ответственности (прочитайте 1-е Пет. 4:5–6)

 

Подобным хулителям придется дать ответ небесному Судье, который вскоре будет судить живых и мертвых. Этот факт дает возможность страдающим странникам и пришельцам здраво оценить переносимые ими лишения. Необходимо вверить все в руки Судьи неба и земли! В будущем роли поменяются: те, кто судил верующих на протяжении истории, сами будут судимы в конце истории.

Этот суд преследует двойную цель: наказать противников Бога и Его детей и оправдать верующих, которые подвергались на земле гонениям за веру. Это лучшее, как мне кажется, объяснение шестого стиха: «Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» (1-е Пет. 4:6). Выражение «и мертвым было благовествуемо», по всей видимости, относится к верующим, которые умерли во времена Петра, к ранним христианам. Они слышали проповедь евангелия, их верная святость была судима (осуждалась) общественным мнением, если не вела к мученичеству.

Чтобы ободрить своих современников, страдающих в их странствовании, Петр ссылается на умерших предшественников, противопоставляя «осуждение со стороны людей (по человеку)» и «жизнь по Богу в Духе». Два противоположных стандарта оценки. Первый – преходящий и ограниченный, второй – непреходящий и неограниченный. И эти два стандарта приводят к противоположным результатам. С чисто человеческой точки зрения, христиан судят за то, что они неудачники; их никогда не ценили слишком высоко. Но с точки зрения Бога, верующие, с которыми не считается их языческое окружение, на самом деле обрели по действию Духа Божьего нетленную жизнь.

 

Что может побудить вас переносить оскорбления ради Спасителя в нашем обществе, которое все больше и больше становится языческим? Нуждаемся ли мы в большем стимуле, в большей побудительной причине, чем страдания самого Христа? Давайте же рассмотрим следующие утверждения:

 

1.           Страдания ради истины и праведности подтверждают, что мы порвали с прошлой греховной жизнью;

2.           Страдание подобное Христовым страданиям соответствует образу жизни странников и пришельцев, которые идут по стопам своего Предводителя.

3.           Как ничто другое, страдания за Христа побудят вас пользоваться ресурсами новой жизни с помощью Святого Духа – ресурсами, которые, подобно маслу сарептской вдовы, никогда не иссякнут (вопрос 5).

 

Вопросы для размышления и обсуждения

 

  1. Прочитайте отрывок из Второго послания к Тимофею, 3:12. На основании этого стиха, а также текста Первого послания Петра, 4:1, какое можно сделать заключение, если мы не страдаем за веру?

 

  1. Прочитайте Гейдельбергский катехизис, воскресный день 33. Нужно ли «детям завета» обращение в том смысле, как его описывает Петр? Почему? Что происходит с церковью, члены которой считают, будто обращение необходимо лишь людям вне церкви?

 

 

  1. Согласно Гейдельбергскому катехизису, воскресный день 33, что такое обращение? Это одномоментное действие или процесс? Какое событие в жизни христианина происходит только один раз?

 

  1. Приведите примеры того, как сегодня люди злословят Божьих детей в учебниках по истории, в голливудских фильмах, в политике.

 

 

  1. Перечислите несколько доступных нам средств, с помощью которых Святой Дух помогает нам переносить страдания ради Христа.

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.