Нельсон Клоостерман
Странники и пришельцы среди язычников. Исследование Первого Послания Петра
1 Петра 2:1-25
ЗАНЯТИЕ 4. Святая жизнь во враждебном мире (2)
1-е Пет. 2:1–10
Ключевой текст: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди [взятые] в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1-е Пет. 2:9).
Мозаика метафор
Церковь Христа, согласно пройденному нами материалу, является странствующим народом, рожденным к живой надежде, которая ведет к жизни в святости. Собственная святость Бога проявляется в святости Его людей.
На этом уроке мы рассмотрим текст Святого Писания, богатые и сложные образы которого глубоко укоренены в ветхозаветной истории и пророчествах. В этих трех образах выражен характер и призвание Божьих людей как странников и пришельцев: 1) христиане – это дети, которые нуждаются в росте (стихи 1–3); 2) христиане представляют собой духовный дом, в котором они, как духовные священники, приносят духовные жертвы (стихи 4–8); 3) христиане – особый народ, призванный к миссионерской деятельности (стихи 9–10).
Дети нуждаются в духовной пище для духовного роста (прочитайте 1-е Пет. 2:1–3)
В первом случае представлен образ снятия верхней одежды перед приемом пищи. Использованное здесь Петром выражение «отложив» тождественно выражению «совлекшись», которое в своих посланиях использует Павел. Оба апостола имеют в виду раздевание (полное снятие одежды).
Итак, необходимо отложить, отказаться от пяти греховных действий: от всякого рода злобы (желания навредить другому человеку), коварства (желания обмануть другого человека), лицемерия, зависти и всякого рода злословия. Все они представляют собой проявления старого образа жизни, им нет места в христианской общине и христианской жизни.
Главный глагол этих стихов подразумевает положительное действие – «возлюбить чистое словесное молоко». Петр в данном контексте использует слово, которое описывает ту жажду молока, которую испытывает ребенок. Младенцы требуют молока с такой настойчивостью, как если бы решался вопрос их жизни и смерти. Вспомните, что в стихах 3 и 23 первой главы Петр говорит о Боге, Который Словом Своим родил Себе народ. Это же Слово, будучи чистым духовным молоком, питает и укрепляет Его детей (вопрос 1).
Цель любого питания – рост. Петр подчеркивает, что в определенном смысле верующие ответственны за собственный духовный рост. Хотя и верно то, что Божья благодать суверенна, а Святой Дух производит рост непостижимым для нас образом, тем не менее верующие должны жаждать Божьего Слова и насыщаться им.
Ссылаясь на псалом 33:8, Петр учит нас, что, только вкусив, как благ Господь, мы способны развить вкус к Его Слову (стих 3, «ибо вы вкусили, что благ Господь»). Любое изучение Святого Писания и проповедь зависят от Бога и Его благости и сосредоточены на том, чтобы вкусить, как благ Господь.
Духовный дом, священство и приношение духовных жертв (прочитайте 1-е Пет. 2:4–8)
И вновь мы убеждаемся в том, насколько полезным может быть точный перевод Святого Писания. Суть стихов 4 и 5 заключается в описании состояния, в котором пребывают христиане – «устрояйте из себя духовный дом». Этот процесс постройки происходит по мере приближения верующих к Иисусу Христу, Который описан как живой камень, отвергнутый строителями, но ставший главою угла.
Эта метафора заимствована из сферы архитектуры и строительства. Древние строители с особой тщательностью подбирали камень, который подходил бы в качестве начального камня для постройки стены, который послужил бы фундаментом, на котором будет стоять все здание. Обратите внимание, как Петр вновь использует контраст между положительным и отрицательным, в конце делая ударение на положительном аспекте, подчеркивая его превосходство. Люди отвергли Христа в качестве краеугольного камня. По их мнению, у Него не было ни вида, ни величия, ничего, что могло бы привлечь их внимание (Ис. 53:2). Но Бог выбрал именно этот Камень в качестве основания для Своего нового дома. Отвержение Христа людьми и Его избрание Богом – тема, которая часто затрагивается в проповедях Петра (см., например: Деян. 2:23–24, 36; 3:13–15; 4:10–11; 10:39–40).
Наш приход к Христу как к Живому Камню подразумевает, что мы следуем выбору Бога, согласно которому Христос есть Краеугольный Камень. Всякий приходящий к Христу как к Живому Камню сам становится живым камнем, который Бог соделывает частью духовного дома, который Он строит (стих 5). Бог строит этот духовный дом для Себя, в качестве собственного места обитания. Внутри этого здания проводится служение: духовное священство приносит Богу духовные жертвы.
После отмены ветхозаветных обрядов новозаветные жертвы представлены в виде жизни для Бога. Эти жертвы включают прославление, милосердие и благодарение. Последний жертвенный Агнец был заклан, и Его возвращение к жизни (Его воскресение) обеспечивает непрекращающуюся действенность Его жертвоприношения в очищении приношений Его людей, благодаря чему Бог принимает их к Себе (вопрос 2).
В стихах 6–8 Петр переходит к новому противопоставлению – на этот раз между верой и непослушанием, которые оба тесно связаны с концепцией Христа как Краеугольного Камня.
Итак, Бог избрал и установил Свой Краеугольный Камень на Сионе. Как Христос ценен для Бога, так ценен для Него всякий, кто в вере строит на Нем (стих 7 буквально звучит следующим образом: «Поэтому вам, верующим, принадлежит честь»). Таким образом, ценность этого Краеугольного Камня распространяется на все остальные камни, утвержденные на Нем.
В отличие от верующих, непокорных Богу людей ждет неожиданное падение: отвергнутый ими Камень станет главою угла, об этот Камень они преткнутся и падут. С одной стороны, падение этих людей обусловлено их неповиновением; с другой стороны, это преткновение было предназначено для них в качестве наказания за непослушание. То есть Бог заложил в качестве основания здания Свой избранный Камень, чтобы далее строить на Нем. Но в то же время Он поставил этот Камень на пути тех, кто отвергает Его. В процессе истории одни соединяются с главным Краеугольным Камнем, Иисусом Христом, другие претыкаются об Него. И то и другое является следствием Божьего замысла и предопределения.
Особый народ с миссионерским поручением (прочитайте 1-е Пет. 2:9–10)
Какая же великая честь для общины быть Божьим домом, Божьим святым народом во враждебном мире! Для описания этого особого положения Петр использует четыре почетных титула (стихи 9–10), которые Бог лично даровал Своему народу (Исх. 19:6; 43:20–21). Эти титулы были даны и обещаны Израилю в связи с переломными событиями, произошедшими в жизни этого народа, а именно: встреча у горы Синай и возвращение из вавилонского пленения.
Церковь есть род избранный. Так же внимательно, как Бог выбирал главный Краеугольный Камень, Он выбирает и объединяет (соединяет) верующих, которые являются детьми одного Отца. Как Израиль был призван из небытия, дабы по Божьей избирающей любви стать Его народом, так и церковь.
Святость церкви выражается в священнических действиях. Церковь есть царственное священство, что подразумевает собрание занимающихся служением слуг Господних. Ни один христианин не может существовать сам по себе, но является неотъемлемой частью церковной семьи. Аналогичным образом ни один христианин не может служить Богу сам по себе, но принадлежит к священству, общине соработников.
Церковь есть святой народ. Этот народ, будучи уделом Самого Бога, отделен, отличен от всех остальных людей – свят. Святость всегда является следствием Божьего избрания.
И наконец, все вместе верующие названы Божьим особым народом. Будучи Господином, Бог некогда даровал Израилю, а теперь дарует церкви особые заветные и спасительные привилегии (вопрос 3).
Эти привилегии обязывают церковь, в свою очередь, возвещать совершенства Призвавшего их из тьмы в чудный Свой свет (1-е Пет. 2:9). Таким образом, побуждение к распространению евангелия церковью обусловлено ее сущностью. Нигде так явственно не проявляется тьма, как в свете; нигде так отчетливо не видна смерть, как в контексте жизни.
В совокупности эти титулы представляют собой своеобразную Божью визитную карточку в этом мире. Будучи святым народом Бога, церковь является наглядным примером действия Божьей благодати. Будучи царственным священством, церковь приносит живую жертву Богу пред лицом наблюдающего мира.
Но эти почетные титулы, дарованные церкви, не следует воспринимать как нечто само собой разумеющееся. Израиль, как свидетельствует Осия (стих 10) усвоил этот урок, пройдя тяжелые испытания. Обладая именами «Непомилованная» и «Не мой народ», дети Осии были живой проповедью о Божьем суде над людьми, которые злоупотребляли Его благоволением и милостью к кающимся грешникам. Божий народ, церковь Иисуса Христа, существует благодаря Его благодатной милости, которая в полной мере проявилась лично в Нем, нашем Господе.
После рассмотрения этого отрывка исследуйте данные метафоры, чтобы определить, как они взаимосвязаны между собой и какие понятия и сферы жизни они охватывают.
Образ детей, нуждающихся в пище для духовного роста, указывает на тесную взаимосвязь между верующим и Отцом, которая является непременным условием для полноценной жизни в вере. Таким образом, питание и рост представляют собой основу для выживания и духовного служения христианского странника.
Второй образ описывает служение общины пред лицом наблюдающего мира: пребывая в союзе с Христом, будучи священством, верующие приносят духовные жертвы в послушании и с любовью. Странники, насыщаемые Господом и Его Словом, выражают свою веру в делах милосердия и благодарения.
Третий образ самый обширный. Он отражает отделенных людей, посвященных провозглашению совершенств своего Бога и Господа людям, которые все еще пребывают во тьме.
Подобно тому, как брошенный в пруд камешек вызывает круги, расходящиеся на водной глади, эти метафоры охватывают все более и более сфер жизни – от союза с Христом до общинного служения, а затем и до общемировой миссии. Все три образа тесно взаимосвязаны друг с другом и подобны (в порядке изложения) корню, стволу и цветку (вопрос 4).
Вопросы для размышления и обсуждения
1. Рассмотрите тексты Первого послания к коринфянам, 3:1–3, и Послания к евреям, 5:12–14. Почему противопоставление молока и твердой пищи в данных отрывках имеет негативную окраску? На основании отрывка из Первого послания Петра, 2:2, ответьте, почему христиане должны не переставая желать чистого молока Божьего Слова?
2. Рассмотрите следующие тексты и определите, какие жертвы христиане призваны возносить Богу:
Послание к римлянам, 12:1:
Послание к филиппийцам, 2:17:
Послание к филиппийцам, 4:18:
Послание к евреям, 13:15–16:
3. Рассмотрите тексты книги Исход, 19:5–6, и Книги пророка Исаии, 43:18–21. Отметьте те привилегии, которые Бог ранее даровал Израилю, а теперь дарует церкви. Почему нельзя считать библейским взгляд, согласно которому церковь является своеобразной волонтерской организацией или демократической партией? Как лучше сказать: верующие «воцерковлены» или верующие «присоединены к церкви»? Почему?
4. «Все три образа тесно взаимосвязаны друг с другом и подобны (в порядке изложения) корню, стволу и цветку». Объясните, почему миссионерскую программу церкви, которая не жаждет Божьего Слова (пренебрегает им) ждет неизбежный крах? На основании материала данного урока объясните, почему духовное служение обязательно должно следовать после принятия духовной пищи и идти бок о бок с миссией?
Этот материал еще не обсуждался.