Нельсон Клоостерман
Странники и пришельцы среди язычников. Исследование Первого Послания Петра
ЗАНЯТИЕ 12. Странникам и пришельцам нужна сила Божья, чтобы устоять в последнее время
1-е Пет. 4:7–11
Ключевой текст: «Впрочем близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах» (1-е Пет. 4:7).
Время для альтернативного образа жизни (прочитайте 1-е Пет. 4:7)
В предыдущих стихах Петр указал на грядущий суд как на стимул страдать за Христа от рук «внешних». В рассматриваемом нами сейчас тексте тема грядущего суда служит для того, чтобы побудить к альтернативному образу жизни в контексте общины, среди «своих».
Следует отметить грамматические особенности данного стиха: за двумя глаголами в повелительном наклонении (стих 7) следует ряд придаточных глаголов (стихи 8–11). Благоразумность и бодрствование в молитвах ведут к верному использованию Божьих даров среди верующих, даров любви, страннолюбия и служения. Библия никогда не говорит о молитве как о самоцели или как об уходе от ответственности. Молитва связывает нашу любовь к Богу с любовью к ближнему. Мы можем даже сказать, что молитва превращает любовь к Богу в любовь к ближнему.
Увещевание Петра начинается с напоминания о том, что «близок всему конец». Эсхатология (учение о последнем времени) предоставляет необходимый импульс для христианской жизни, а также укрепляет взаимоотношения в церкви. Альтернативный образ жизни, о котором Петр собирается рассказать, возникает в контексте перспективы приближения Божьего царства. Если конец близок, то не остается времени на распутную жизнь. Благоразумие и бодрствование, которые как подкрепляют наши молитвы, так и сами подкрепляются нашими молитвами, позволяют верующим создать новую сеть взаимоотношений.
Петр, вероятнее всего, имеет в виду регулярные молитвы, то есть ежедневные молитвы, совершаемые в определенное время (см.: Деян. 2:42, 3:1 и 10:9, где приводятся примеры его молитв). Как сказал один толкователь, молитва в определенное время не позволяет нам утратить чувство времени – как Божьего, так и нашего (ван Ховелинген) (вопрос 1).
Сам Иисус учил, что приближение царства требует бодрствования и молитвы:
«Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие... Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно: ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному; итак бодрствуйте на всякое время и молитесь...» (Луки 21:31, 34–36).
Закрытые на определенные вещи глаза ведут к отзывчивым сердцам и гостеприимным домам (прочитайте 1-е Пет. 4:8–9)
Следование за Христом приводит к тому, что многие верующие утрачивают прежние общественные отношения. Однако Господь возмещает эти потери, предоставляя новые возможности в христианской общине. Сохранению и укреплению этих связей необходимо уделять самое серьезное внимание.
Серьезность и бодрствование в молитве последнего времени проявляются в упражнении «усердной любви» среди верующих. Эта любовь крепкая и стойкая, терпеливая и сильная. Христианская любовь, будучи более крепкой, нежели самый длинный подвесной мост в мире, преодолевает реки греха, когда ради восстановления общения проявляется прощение.
Взаимоотношения в церкви также укрепляются посредством страннолюбия. Во времена Петра читатели его послания жили в разных портовых и торговых городах, путешествовали из одного города в другой. Сам Петр смог воспользоваться гостеприимством верующих в Иоппии и Кесарии (Деян. 9:43; 10:5–6, 48).
Гостеприимство (страннолюбие) является отличительной чертой христианской церкви (Рим. 12:13; Евр. 13:2) и ее старейшин (1-е Тим. 3:2). Гостеприимный дом являет собой не только отражение общественных обязательств, но и отзывчивое сердце его хозяев. В ранней церкви верующие распахивали двери своего дома для проведения собрания общины (см.: Рим. 16:5; Кол. 4:15 и Филим., стих 2), а также предоставляли кров путешествующим проповедникам, таким как Петр, Иоанн и Павел (вопрос 2).
Верные служители Божьей благодати (прочитайте 1-е Пет. 4:10–11)
Альтернативный образ жизни христианской общины виден тогда, когда ее члены рассматривают Божью благодать не как собственность, но как практику. Божья благодать (харис) есть дар (харизма). Таким образом, каждый дар в церкви (харизма) проистекает из источника Божьей благодати (харис). Новый Завет, говоря об использовании этих даров, подразумевает проявление Божьей благодати на практике. Все функции и способности, данные Богом церкви, представляют собой возможности, которые необходимо максимально использовать.
Как и Павел (см.: Рим. 12:6–8 и 1-е Кор. 12:4–11), Петр относит различные дары к двум основным категориям: дары слова и дары служения, которые, соответственно, служат для взращивания веры и упражнения в общении. В данном контексте Петр говорит не об официальных функциях, исполняемых в церкви, но, скорее. об общих возможностях для взаимного укрепления: «говорит ли кто... служит ли кто...» Отношения в общине укрепляются посредством поддерживания соответствующего равновесия между словом и делом, проповедью и служением. Оба аспекта зависят от Бога, который в одном случае дарует слова для проповеди, а в другом – наделяет силой для служения. Такое описание уподобляет Бога спонсору (благодетелю), который оплачивал расходы театрального хора. Подобным образом церковь щедро обеспечена всем необходимым для альтернативной жизни в языческом мире (вопрос 3).
Эти дары и их использование не только зависят от Бога, но также должны быть сосредоточены на Нем. Петр пишет: «...дабы во всем прославлялся Бог чрез Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь» (1-е Пет. 4:11). Кальвин напоминает нам, что «Бог не наделяет нас Своими дарами, чтобы опустошить Себя, и не превращает Себя в некоего пустотелого идола, передав нам Свою славу, но чтобы Его слава воссияла везде». Какое же богохульство в таком случае использовать Божьи дары не во славу Божьего Имени, но для каких-то иных целей! (вопрос 4).
Чтобы переносить страдания за Христа от руки язычников, верующим странникам и пришельцам необходимо жить, бодрствуя в молитве и поддерживая друг друга. Чтобы выжить, необходимо поддерживать отношения с Богом посредством молитвы и общения с собратьями по вере. Молящаяся церковь сможет наслаждаться совместным общением, а благодаря этому тесному общению верующие смогут узнать, как молиться друг о друге!
1. Какова польза от регулярных молитв в определенное время (приведите несколько примеров)? Определите привычки, которые, как вы определили на собственном опыте, полезны для поддержания регулярной молитвенной жизни. Если члены семьи не имеют возможности постоянно принимать пищу вместе, какие другие возможности существуют для того, чтобы совершать совместную семейную молитву?
2. Приведите примеры того, что способствует и что препятствует проявлению христианского гостеприимства (страннолюбия). Почему современные старейшины должны быть страннолюбивы (1-е Тим. 3:2)? Какие духовные благословения Бог дарует общине, которая практикует гостеприимство (страннолюбие)?
3. Чем отличаются «духовный дар» (харизма) и талант? Определите на основании отрывков Рим. 12:6–8, 1-е Кор. 12:4–11 и 1-е Пет. 4:10–11, что перечислено ниже – таланты или духовные дары?
Игра на музыкальных инструментах.
Красноречие.
Утешение страждущих.
Преподавание катехизиса.
Какие духовные дары вы используете, чтобы укрепить собратьев по вере?
4. Как вы считаете, стоит ли рассматривать служение в общине или от имени общины в качестве обязательного условия для членства церкви? Согласуется ли ваш ответ с тем, что сказано в Гейдельбергском катехизисе (воскресный день 21, вопрос/ответ 55)?
Этот материал еще не обсуждался.