18.02.2010
Скачать в других форматах:

Стюарт Олиотт

Устоять в одиночку

6. Как погибнуть

Пожалуйста, прочитайте 5-ю главу книги Даниила.

Хотя Навуходоносор был невероятно грешным человеком, в конце концов все решилось для него хорошо. Это произошло потому, что Бог смирил его и некогда гордый царь стал Его подданным.

Однако не всегда все кончается благополучно для таких людей. Это урок, который преподает нам 5-я глава.

Путь, которым следуют необращенные люди, пересекает незримая граница - линия, которую видит только Бог. Для людей она незаметна. Бог долготерпелив и многомилостив к тем, кто пренебрегает Им и презирает Его. Он многократно предоставляет им возможности обратиться к Нему. Он просит, призывает, умоляет и убеждает их прийти к Нему. Его неизменное желание состоит в том, чтобы грешник изменил свои взгляды и устремился к Нему, а не по-прежнему от Него удалялся.

Те, кто упорствует, следуя избранным путем, когда-нибудь пересекут незримую линию. Они перейдут тонкую границу, отделяющую терпение Бога от Его гнева. Тогда Он скажет: "Все, достаточно" и откажется от них. Нет особого пути, ведущего в ад. Вам достаточно лишь довольно длительное время задерживаться на том пути, где вы находитесь.

Мужчины и женщины погибают не потому, что являются великими грешниками. Господь Христос вполне способен спасти величайшего из грешников. Не отправляются люди на вечные муки также и потому, что многократно грешили. В аду есть не только великие грешники, но и те, кого в народе называют "мелкими" грешниками. Мужчины и женщины погибают потому, что их души являлись вместилищами противления Богу и они следовали собственным путем до тех пор, пока не иссякло терпение Бога. Вновь и вновь подавляя свою совесть, такие люди достигают того места, где Бог уже ничего не может сказать им. Они никогда смиренно не стремятся обрести Его милость. Они остаются упрямыми, надменными и своевольными, не желая приблизиться к данному им Спасителю. Мужчины и женщины погибают из-за недостатка смирения и сокрушения.

Содержание этой главы заставляет наши сердца во всей полноте прочувствовать значение преподнесенного урока. Это происходит по мере нашего знакомства с пятью действующими лицами, первое из которых представлено в стихах 1-4.

Валтасар

Слово "Валтасар" означает "Вал, защити царя" и, разумеется, является языческим именем. Хотя в прошлом многие ученые утверждали, что это повествование вымышлено и Валтасар никогда не существовал, открытие клинообразных документов Среднего Востока заставило их замолчать. Историчность Валтасара не подлежит и малейшему сомнению. Библия, как это всегда происходит, была права, а ее критики оказались не правы.

Хотя в нашей главе Валтасар именуется "царем", он не был единственным царем. В то время царем Вавилона был Набонид, Валтасар же - его соправитель. Он обладал всеми правами, привилегиями и величием царя, за исключением одного момента. В официальных государственных документах Набонид всегда именовался "царем", Валтасару же сопутствовал меньший титул. Если угодно, он был своеобразным "младшим" царем. Что касается повседневных дел, то Валтасар являлся совместно правящим царем и находился в гармоничных взаимоотношениях с Набонидом. В случае возникновения каких-либо споров между ними право решающего голоса принадлежало Набониду, однако нам ничего не известно о подобных распрях. Они властвовали над огромной вавилонской империей, являясь равноправными по отношению друг к другу.

Как и Набонид, Валтасар был сыном Навуходоносора, хотя существует незначительная вероятность того, что он был сыном (или приемным сыном) Набонида и что слово "отец" в этой главе употребляется в значении "предок" или "дед".

Следовательно, события, изложенные в первых четырех главах книги Даниила, он пережил, будучи мальчиком и юношей. Валтасар был свидетелем того, как Навуходоносор обнаружил исключительные способности четырех молодых людей и их преклонение пред Иеговой. Он слышал толкование, которое Даниил дал страшному сну его отца. Он разделил чувство изумления, вызванное чудесным избавлением Седраха, Мисаха и Авденаго, которые вместе с Сыном Божьим шествовали посреди пламени печи. Он видел своего отца уподобившимся животному и знал, как тот провел свои последние дни на земле, уверовав в живого Бога, пред Которым столь долго не хотел преклоняться.

Валтасар фактически взрослел рядом с Даниилом и его тремя товарищами. Им было только по четырнадцать лет, когда они оказались в плену, и разница в возрасте, разделявшая их, не могла быть очень значительной. Возможно, он слышал, как Даниил молился или отстаивал дело Божье.

В этой главе мы встречаемся с человеком, который с ранних лет сталкивался с живым свидетельством истинного Бога. Нам никогда не следует полагать, что Навуходоносор был единственным человеком в Вавилоне, испытавшим на себе воздействие истины Божьей. Валтасар пережил то же самое. Подобно своему отцу, он имел возможность снискать благосклонность Бога. Спаситель стучался в его душу, вызвав события, свидетелем которых он оказался. Он видел, как Бог вступал в дружеские отношения с теми, кто был к Нему близок. Он знал, что такое обращение, поскольку видел, как родной отец стал подданным Иеговы. Истинный Бог встречал как почитание, так и поклонение в том дворце, который Валтасар теперь занимал как царь.

И теперь именно этот человек устраивает пиршество для тысячи своих вельмож!

Была достигнута черта, за которой кончалось терпение Божье по отношению к Валтасару. Не желая подчиниться Богу, он продолжает сопротивляться. Он остается несокрушенным, но час расплаты близится. Продвинувшись еще на один шаг по тропе неверия, он, сам того не ведая, пересечет незримую границу. Он лишь еще на один шаг удалится от Бога, но Бог предъявит ему счет. Еще один акт презрения, проявленного по отношению к Богу, побудит этого Бога объявить: "Достаточно!" День, в который он имел возможность покаяться, быстро подходит к концу. Мы не можем идти по пути греха так далеко, как хотим, и история Валтасара покажет нам это. Стоит ему совершить очередной грех, и с ним будет покончено!

Поводом для последнего греха, совершенного им, явился грандиозный званный вечер. Подобные мероприятия были очень распространены в древнем Вавилоне. Крупный сановник приглашал других высокопоставленных лиц собраться вместе лишь с одной целью - напиться. Наступало время пошлых и непристойных песен и необузданного поведения. Вечер заканчивался тем, что гостям помогали добраться домой, а на следующее утро они хвалились "хорошо проведенным временем".

Последствия пьянства хорошо известны, и Слово Божье неоднократно предупреждает о них. По мере того как опьянение овладевает Валтасаром, он развеивает по ветру всякое приличие и пристойность. Он велит всей веселящейся толпе участвовать вместе с ним в осквернении сосудов, которые его отец вывез из храма Иеговы, когда захватил Иерусалим. Они собираются пить из сосудов, которые освящены для поклонения единому Богу. Поступая подобным образом, они распевают хмельные песни, в которых превозносят вавилонских идолов. Это зрелище исполнено пьяного пренебрежения Бога Небесного, того Бога, о Котором Валтасар слышал с детских лет и свидетельство Которого испытал на себе. Царь передает золотые сосуды в руки своих гостей и возглавляет попойку, участники которой презирают святость и одобряют то, что заслуживает пренебрежения. "Пили вино и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных" (4).

Персты руки человеческой

Второй персонаж повествования представлен перстами руки человеческой. Мы читаем об этом в стихах 5-9.

Сколь часто нам доводилось видеть предполагаемые изображения этой сцены! И почти каждый раз в наших книгах воспроизводятся письмена, которые начертает на стене рука. Однако в действительности было не так. Речь идет о "перстах руки человеческой... царь видел кисть руки, которая писала" (5). Наше воображение позволяет и видеть и слышать царящие смех и веселье. Звучащая мелодия наполнена разгулом и дикой распущенностью; гости хмельными голосами распевают непристойные песни, прославляющие языческих божеств. Грех отличается безудержностью и бесстыдством и стремится продемонстрировать свою способность доставлять показное удовольствие. Атмосфера проникнута необузданным безбожием, и нет ничего, что было бы способно остановить его отвратительное продолжение.

Затем наступает ошеломляющее и приводящее в оцепенение безмолвие!

Как быстро Бог может изменить ситуацию. Во мгновение ока решается судьба надменного царя. Бог отмечал все его мысли, слова и деяния. И вот Он настигает его и предъявляет ему Свой счет!

Согласно вавилонскому обычаю, в одном из концов пиршественного зала находилось небольшое возвышение, или помост, который, вероятно, хорошо освещался светильниками и канделябрами, поскольку на нем размещался стол, за которым восседал венценосный хозяин. На основании археологических данных мы знаем, что позади помоста, занимаемого царем, находилась белая оштукатуренная стена. Итак, в разгар кичливой и бесстыдной оргии стену пересекли черные очертания. Теперь взгляд всех пирующих был обращен туда. Но они не увидели ничего, кроме перстов человеческой руки. Не человек, не рука и даже едва ли кисть руки - всего лишь несколько пальцев. Четыре слова, выведенные ими, как бы глядели на каждого присутствующего. Они, как говорится в главе по-арамейски, были не написаны, а начертаны! Стена царского помещения теперь напоминала надгробный камень, и все присутствующие увидели эпитафию, выгравированную на нем: МЕНЕ, МЕНЕ, ТЕКЕЛ, УПАРСИН.

Побагровевшие от вина лица приобрели пепельный цвет и особенно у помертвевшего царя. Где он теперь, насмешливый, презрительный и безбожный царь Вавилонский? Могущественный монарх, щеки которого утратили румянец, а совесть устрашилась, обливается потом от ужаса, в то время как колени его бьет дрожь. Охваченный страхом, он, заикаясь, дает фантастические обещания любому, кто сможет истолковать содержание появившейся сверхъестественным путем надписи. Но никто не в силах этого сделать. Дело не только в том, что необычны буквы надписи; для того, чтобы понять содержание послания, оставленного таинственными пальцами, требуется духовное озарение. Но подобного состояния не обнаружить в питейном доме.

Итак, званый вечер заканчивается. Четыре слова от Бога привели присутствовавших на нем в состояние растерянности, страха, ужаса и паники. Когда грешники совершают самые неправедные дела из тех, которые возможно вообразить, "Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им" (Пс.2:4). Мы, несомненно, должны трепетать пред Богом и никогда не страшиться грешников.

Царица

Третий персонаж, упоминаемый в повествовании, - царица (10-12). Речь идет не об одной из жен Валтасара, поскольку, как явствует из стихов 2-3, они уже присутствуют на пире. Кто же тогда эта царица? Это - жена Набонида. Она по собственному усмотрению, не соблюдая требуемых от других правил этикета, может входить в пиршественный зал. Ее супруг является первым, Валтасар вторым, и это объясняет, почему Валтасар обещает сделать третьим в царстве любого, кто сможет истолковать письмена на стене.

Царица не забыла того, что так быстро ускользнуло из памяти Валтасара. Произнесенные ею слова выдают речь язычницы, какой она, несомненно, являлась (10-12). Однако она признает сверхъестественную мудрость Даниила. Стоит только его позвать, и значение слов станет известным. Он обладает даром раскрывать загадки и истолковывать запутанные изречения.

Если бы Бог пожелал, Он смог бы послать Валтасару толкование каким-либо другим образом. Например, еще раз появились бы таинственные пальцы, которые начертали бы внизу значение первоначального послания. Но не таковы пути Божьи. Он не пренебрегает посредничеством человека. Его послание будет разъяснено Его же слугой. Истолковать послание должны уста человека. Бог вовлекает в это дело остаток праведников не потому, что Ему необходимо их участие, но потому что, в соответствии с присущим Ему методом, праведные мужчины и женщины должны быть Его соработниками. Он не станет действовать без них. Именно так Он поддерживает существование Своей истины в мире. С появлением Даниила перед нами предстает четвертый персонаж этой главы, занимающий ее большую часть. О нем записано в стихах 13-29.

Даниил

Вопросы, заданные Валтасаром Даниилу в стихе 13, подтверждают, что царю уже многое о нем известно. Это обстоятельство подчеркивает, что он сознательно избрал неведение путей Божьих. С детских лет Валтасар испытывал на себе воздействие святых деяний, но, став царем, предпочитает держать Даниила вдали от двора. Он не желает, чтобы пророк Иеговы присутствовал во дворце. Богоизбранный посланец является последним среди тех, кого он стремится сделать своим советником и наперсником. Насколько иной могла бы оказаться ситуация, если бы Даниил с самого начала правления Валтасара находился при дворе!

Теперь наконец Даниил перед царем. В стихах 14-16 Валтасар объясняет пророку, что произошло, и обещает его вознаградить, если тот истолкует письмена, начертанные на стене. Не требуется особых усилий, чтобы отчетливо представить себе пиршественный зал, ожидающий, пока Даниил обдумает свой ответ. Замерла тысяча повергнутых в ужас властителей. Погружены в безмолвие уста, которые несколько минут назад высмеивали живого Бога, ошеломленная толпа бледных и растерянных придворных приготовилась услышать слова Божьего человека.

Даниил, начиная свою речь, прежде всего предупреждает царя о том, что отвергает его дары (17). В отличие от придворных профессиональных астрологов, он не истолковывает сны в расчете на личное обогащение. Он не искатель наград или милостей. Он не пришел заработать деньги. Подобного рода высказывания уже сами по себе должны были произвести впечатление на присутствующих, как это происходит и сейчас, когда слуги Божьи не проявляют интереса к почестям, которые оказывает им мир. Ясно одно: что бы ни случилось, Даниил собирается говорить правду. Его невозможно подкупить, заставив сказать то, что желали бы услышать собравшиеся. Невозможно от него и откупиться, попытавшись избежать скорбной вести. Толкование будет истинным.

Далее Даниил вспоминает об отце Валтасара: "Царь! Всевышний Бог даровал отцу твоему Навуходоносору царство, величие, честь и славу..." (18).

Валтасар - всего лишь соправитель, один из царей. Империя уже не та, какой была раньше. Хотя ее история не знала другого, кто своим величием превосходил бы Навуходоносора, он обязан был всем, чем обладал, Всевышнему Богу. Бог более велик, чем Навуходоносор. Навуходоносор был ответственен перед Богом за осуществление своей власти - и вот что сотворил с ним Бог! Даниил напоминает Валтасару о том, каким образом Бог смирял его отца, "доколе он познал, что над царством человеческим владычествует Всевышний Бог и поставляет над ним, кого хочет" (21).

Даниил словно хотел этим сказать: "Ты, Валтасар, вел себя так, словно был величайшим среди тех, кто когда-либо жил. Но величественнее тебя был твой отец, а величественнее его - Бог! Именно Бог даровал ему все, чем он когда-либо владел. Существует Всевышний Бог, и даже если ты - человек, перед которым ответственны все, кто живет на земле, сам ты несешь ответственность перед Богом. Все, чем ты обладаешь, даровано тебе Богом, и Он с такой же легкостью может лишить тебя всего. Это касается даже твоего разума.

Все это тебе известно, Валтасар. Хотя ты знал, что Бог смиряя твоего отца до тех пор, пока тот не стал Его просителем, ты не последовал его примеру. Ты вел себя как независимый и ни перед кем не ответственный человек. Воистину, ты зашел очень далеко. Ты бросил вызов Богу небесному. Подумай о том, кого ты восхвалял: "богов серебряных и золотых, медных, железных, деревянных и каменных, которые ни видят, ни слышат, ни разумеют".

А теперь посмотри, Валтасар, Кого ты презрел - "Бога, в руке Которого дыхание твое и у Которого все пути твои, ты не прославил" (23). Вот почему явилась кисть человеческой руки, начертавшая эти письмена на стене. Это - послание Божье!"

Валтасар был осужден за свою гордыню. Гордыня, согласно Библии,- это отсутствие смирения. Человек, который не простирается во прахе перед Богом, одержим гордыней. Своим коллегам он может не казаться надменным. Она может слыть смиренной в кругу своих соседей. Близкие могут не обращать на это внимание. Однако душа, совершающая нечто меньшее, чем преклонение и трепетное благоговение перед Богом, одержима гордыней. Такая гордыня характерна для всех мужчин и женщин, которые следуют тропой, ведущей в ад. Да, Валтасар был великим грешником, но не это является предметом обсуждения. Его вина заключалась в нежелании иметь что-либо общее с истинным и живым Богом. Он не хотел приблизиться к Нему как дитя и позволить властвовать над своей жизнью. Он продолжал действовать подобным образом до тех пор, пока не подошел к роковой черте, позволив себе осмеять Бога. Оказавшись у этой черты, он переступил границу. Мы повторяем: вам не приходится выбирать особый путь для того, чтобы прийти в ад; довольно того, что вы достаточно длительное время будете оставаться на своем нынешнем пути.

Надпись на стене изложена в стихе 25. Она включала три различных слова, одно из которых было написано дважды. МЕНЕ, МЕНЕ означает "исчислил, исчислил". Затем следует слово ТЕКЕЛ, что значит "взвешен". И последнее слово в этом приговоре - УПАРСИН.

Слово ПАРСИН является множественным числом слова ПЕРЕС. А УПАРСИН - это слово ПЕРЕС во множественном числе с союзом "и", который стоит перед ним. Вот почему тем из нас, кто не владеет арамейским языком, кажется, что толкование отличается от написанных слов. Тщательно разбирая одно за другим каждое слово, Даниил переводил их в соответствии со свойственным им единственным числом. Он не рассматривал ту их форму, в которой они были начертаны на извести.

Итак, надпись на стене гласила: "Исчислен, исчислен, взвешен и разделено". В этом заключалось все, что Бог желал сказать несмирившемуся Валтасару, и всю важность значения этих слов должен был теперь объяснить благочестивый Даниил.

"МЕНЕ означает "исчислил", ибо дни твои сочтены, царь Валтасар! Бог решил погубить твое грешное царство и положить ему конец. Время твоей власти истекло. Все эти годы Бог взвешивал ее, теперь же пробил час, когда Он ее завершит. Он сказал: "Достаточно!", и правление оказалось законченным. Законченным волею Бога (26).

ТЕКЕЛ означает "взвешен". Валтасар, каждый поступок твоей жизни взвешен Богом. Он обратил внимание на то, как ты отметал любую возможность обрести Его в свои детские годы. Он запечатлел каждый призыв стать Его подданным, отвергнутый тобою. Персты, посланные Богом, начертали на стене твою эпитафию. Несомненно, что в этот момент вся прошлая жизнь пронеслась перед твоим мысленным взором. Бог взвесил все - твои тайные и явные грехи, растраченное тобою время, твою жестокость, гордыню, неистовый разгул и пьянство, пренебрегаемые тобою дела святости и твое духовное противоборство. Все подверглось взвешиванию. Он обозрел твою жизнь от начала до конца, и она не оказалась на должной высоте. Ты не соответствуешь Его нормам" (27).

Когда люди глумятся над Богом, Он отмечает это. Грешные умы, видя, что Он не действует сразу, заключают, что Он не станет действовать вообще. Но на Своих весах Бог взвешивает все их насмешки и вызовы. Ничто не предается забвению. Записывается каждый отвергнутый призыв обрести Христа. Учитывается любое нежелание принять всерьез Его повеление покаяться. На небесах начертаны дела всех, кто беспечно относится к евангельской вере, кто насмехается над делами святости и особенно тех, кто презрительно отвергает любовь своего Создателя. Бог отмечает все это.

"Эта весть не для меня",- утверждают одни. "Слишком велика цена",- восклицают другие. "Я не хочу отличаться от окружающих. Все подумают, что я человек с причудами. Верующие - это толпа фанатиков; я не желаю слыть экстремистам. Почему именно я?" Вездесущий Бог слышит и запоминает эти и другие подобные высказывания. В конце концов Его терпение иссякнет, и на стене появятся письмена. Время подшучивания миновало. Наступило время осуждения.

"ПЕРЕС означает "разделено". Твое царство должно быть поделено и разрушено. Это осуществит объединенная мощь мидян и персов. Царство будет отнято у тебя, Валтасар, и даровано другому" (28).

А ведь речь шла не только о его царстве, не правда ли? В конце концов он утратил царство Божье. Сходное обвинение Господь Иисус Христос выдвинул против евреев. Он сказал, что они отвергали пророков, побивая их камнями и умерщвляя. В конце концов они не приняли Сына Божьего. В ответ на это Бог отнял у них виноградник и отдал его другим (Мтф.21:33-43).

Павел повторяет те же слова. Когда евреи противились евангельской истине, он предостерег их, сказав, что Бог отнимет у них привилегии и отдаст язычникам (Деян.13:44-50). Нечто подобное происходит всякий раз, когда человек неоднократно и упорно отвергает Евангелие. В конце концов Бог скажет такому: "Видя, как ты решительно отвергаешь единственную весть, которая может снасти, Я отвергну тебя и лишу возможности еще раз услышать Мой призыв. И тогда ты не сможешь обрести спасение, даже если будешь искать его со слезами".

Пересечена незримая граница, ведущая в страну, откуда нет возврата. Для такого человека все кончается. Нет более возможности обрести милость (Евр.12:17). Все, что его ожидает - это "...некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников" (Евр.10:27).

Есть час и место в жизни человека,

Которых не дано предугадать,

Что отличают грань отчаянья, забвенья

Иль громкой славы, почестей печать.

Есть линия, невидимая глазу,

Пересекающая каждую тропу,

Граница, преступив которую однажды,

Мы потеряем Бога и погрузимся во тьму.

Что это за таинственная грань,

Что отделяет Его милость к нам от гнева,

Рубеж, перешагнув который, каждая душа

Погибнет, истощив запас Его терпенья?

Как долго можно нам упорствовать в грехе?

Как долго проявляет Бог терпенье?

Где начинается отчаянья удел

И происходит всех надежд крушенье?

Ответ нам посылают небеса:

"Пока звучит призыв "Еще не поздно",

Покайтесь, вы, презревшие Отца

И потерявшие дорогу к Богу".

Дарий

Несмотря на пренебрежительное отношение Даниила к земным наградам, они были ему дарованы, поскольку Валтасар знал, что услышал истину (29). Однако все это оказалось весьма недолговечным. В этой же главе, в завершающих 30 и 31-м стихах, мы знакомимся с пятым действующим лицом - Дарием.

В ту же ночь, когда Даниил истолковывал слова пророчества, войска Набонида вступили в сражение с мидянами и персами, которые угрожали границам Вавилонского царства. Однако в ход событии быстро вмешался Кир Персидский. Он отвел русло реки Евфрат и пересек ее. К утру мидийские и персидские войска ворвались в Вавилон и завоевали его. Мертвое тело Валтасара лежало во дворце, а сам он предстал на суд Творца, Которого столь дерзко презирал и высмеивал за ночь до этого. Исполнилось пророчество Даниила, и Бог еще раз продемонстрировал, что Он - истинный Властитель истории мира. Голова из золота сменилась грудью и руками из серебра, и на трон взошел шестидесятидвухлетний Дарий.

Кто знает, когда Бог скажет человеку: "Еще один совершенный тобою грех станет последним. И тогда явятся письмена на стене. Я заберу тебя в загробный мир, и каждый небожитель присоединится ко Мне, говоря: "Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя" (Лук.12:20)"?

"Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник - помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив" (Ис.55:6-7).

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.