18.02.2010
Скачать в других форматах:

Стюарт Олиотт

Устоять в одиночку

5. Бог изменяет Навуходоносора

Пожалуйста, прочитайте 3-ю главу, 31-33 стихи и 4-ю главу книги Даниила.

В четвертой главе на передний план выходит сам Навуходоносор. Здесь рассказывается о великой перемене, происшедшей в его жизни. Об "изменении Навуходоносора" мы можем говорить, основываясь на следующих двух моментах.

Навуходоносор до событий, происшедших в главе 4

Начнем с того, что вспомним уже прочитанные нами сведения о царе Навуходоносоре. Из первой главы мы узнали о блестящей политике, которую он осуществлял, ассимилируя иудейских пленников для своей государственной службы и выдвигая их на руководящие должности в империи.

Мы увидели, как четыре юноши из числа отобранных для требовавшегося перевоспитания отказались принимать еду, предписанную им царем, поскольку она предварительно приносилась в жертву идолам. В результате Бог почтил их за то, что они почтили Его. Эти четверо оказались лучше всех своих соучеников и даже лучше своих преподавателей! "И царь говорил с ними, и из всех отроков не нашлось подобных Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии, и стали они служить пред царем" (1:19).

Навуходоносор встретил людей, каких никогда не встречал прежде! Юноши, которым было только по семнадцать лет, оказались мудрее его пожилых советников. Их отличительной чертой было почитание Иеговы. Это произвело глубокое впечатление на царя.

Однако контакт с верующими сам по себе никого не обращает. Это правило остается без изменения даже в тех случаях, когда речь идет о совершенно исключительных верующих, вроде упомянутых четырех человек. Об этом и говорится во второй главе. Навуходоносор остался таким же язычником. Мы видим его в самом худшем свете - беспокойным, раздражительным и лишенным сострадания. Разъярившись на мудрецов, которые не могли ни рассказать, ни истолковать содержание его сна, он издает поспешный приказ об их казни. Так мог вести себя только безбожный человек.

Даниил, всецело веривший в Бога, истолковал содержание сна. Он показал, как одному земному царству предстоит смениться другим и как во времена четвертой великой мировой империи будет воздвигнуто царство, которое не исчезнет вовек. В ответ на совместную молитву, вознесенную остатком Божьих последователей, благочестивому Даниилу открылось то, чего никогда не могли понять языческие советники. Навуходоносору пришлось убедиться в банкротстве собственной религии и признать величие Бога, что и описано в стихе 47 второй главы.

В этом стихе подчеркивается, какое огромное впечатление произвело на царя могущество Бога. Он вынужден признать существование Иеговы. Он на несколько шагов удалился от полного неверия. Он признал, что Иегова является истинным Богом, превосходящим Своим величием всех прочих, хотя и не мог еще признать, что это - Бог единственный.

Однако сколь забывчив человеческий разум! Очень часто не находится места в наших помыслах тому, что незадолго до этого казалось нам чрезвычайно важным.

Вот почему человек, который в конце 2-й главы глубоко испытывал присутствие Бога, к началу главы 3 предстает вовсе утратившим это чувство.

В третьей главе Навуходоносор изображен монархом, соорудившим отвратительную статую и приказывающим ей поклоняться. Где теперь его твердое убеждение в том, Что Бог является самым великим? Его действия прямо Противоречат истине, которую он столь недавно признал. Слова, исходившие из его уст, не коснулись его души. Его воля не покоряется им.

Нам не следует полагать, что поступок Навуходоносора из ряда вон выходящий. Подобных людей много. Они внимают истине Евангелия. Слово Божье производит на них глубокое впечатление. Оно их захватывает и увлекает. Они взволнованы тем, что услышали. Но что-то внутри их противится, не желая признать истинность услышанного. Очень часто такие люди обманывают самих себя и пытаются жить так, словно истина, недавно признанная ими, попросту не может быть истинной. Они не находят ей места в своей жизни.

Вообразите человека, который снял на время отпуска дом, но по приезде обнаружил, что поблизости от дома расположен индустриальный паровой молот, работающий двадцать четыре часа в сутки! На протяжении первой ночи своего отпуска он не в силах сомкнуть глаз. Он никогда не слышал подобных звуков. Непрерывный грохот сотрясает даже постель, на которой он лежит.

Тот же шум он слышит в следующую ночь. Нет ни малейших отличий от прежней ночи! Тем не менее он замечает, что время от времени в силах по меньшей мере на несколько минут, вздремнуть. Еще до окончания недели ему удается поспать на протяжении большей части ночи, и прежде, чем завершается его отпуск, он спит так же крепко, как те, кто всю жизнь провел в этом городке. То, что столь сильно беспокоило его раньше, теперь уже не производит никакого впечатления, не оказывает никакого воздействия.

Таковы зачастую переживания людей, которые подвергаются воздействию Божьему. Вняв ему впервые, они испытывают смятение, но в конце концов приходят в такое состояние, как будто никогда Слово Божье на них не воздействовало. Они не стремятся преклонить пред Богом колена, как это было вначале.

Таким представлено положение Навуходоносора в 3-й главе, и Бог действительно должен был его раздражать. Ярость не оставила царя, она вновь склонила его бросить трех инакомыслящих в печь, раскаленную огнем. Но их чудесное избавление и присутствие Сына Божьего с ними побудило его опять прославить могущество Божье, о чем сообщается в главе 3:28-29. Его исповедание Иеговы величайшим Богом стало теперь еще более определенным. Царь допускает, что никто иной не в силах освобождать так, как это делает Бог. Царь почти уже готов сказать, что другого Бога не существует.

В то же время в рассказе не содержится ни малейшего намека на то, что воля Навуходоносора оказалась сломленной. Нет ни одного указания, свидетельствующего о том, что для него уже наступила пора склониться перед Богом и поклониться Ему. В глубине души Навуходоносор сохраняет прежнее упрямство.

Выражаясь языком наших предков, он, обладая как "notitia", так и "assensus", не обладал "fiducia". Иными словами, он внял истине, обратил на нее внимание и согласился с тем, что она подлинна. Однако он не связал себя с тем явлением, которое, как он убедился, является истинным. Он не опирался на него и не основывал на нем свою веру.

История Навуходоносора дает нам возможность увидеть, сколь долготерпелив Бог. Он обращался к нему косвенным образом на страницах главы 1. Он обращался к нему непосредственно в главе 2. Он воистину потряс его в главе 3. Бог все стучался и стучался, но царь по-прежнему не открывал Ему свою душу. На страницах четвертой главы Бог намеревается опять воздействовать на него. Милость Божья беспредельна, и на этот раз Он собирается постучать так, что дверь сорвется с петель. Бог решил войти в душу Навуходоносора, и поэтому Он в нее войдет!

Навуходоносор после событий, описанных в главе 4

Глава 4, очевидно, была написана после событий, о которых в ней рассказывается, и, прочитав ее начало [Разбивка на стихи в английском и русском переводах Библии не совпадает. В английском варианте 1-й стих 4-й главы соответствует 31-му стиху 3-й главы в русском переводе. (Примеч. ред. перевода)] и конец, мы можем убедиться, что случившееся вызвало в Навуходоносоре глубокие изменения.

Описание событий начинается провозглашением (3:31-33). Прибегая к стилю, характерному для вавилонских царей, Навуходоносор объявляет себя царем известного мира. Содержание стиха 32 приковывает наше внимание. В нем ясно заявляется о том, что Бог оказывал воздействие на жизнь царя. Древнееврейское слово, переводимое в данном случае как "знамение", означает чудесное происшествие. Слово "чудо" указывает на событие, результаты которого чудодейственны. Навуходоносор в данном случае говорит своим читателям: "Бог оказал воздействие на мою жизнь. Он свершил сверхъестественное деяние, и оно привело к чуду".

Не в меньшей степени приковывает внимание и содержание стиха 33. В нем превозносится величие чудес, совершаемых Богом, и одобряются неизгладимые следы, которые они оставляют в жизни людей. Однако последующее высказывание исполнено нового и странного чувства смирения. В словах этого человека мы обнаруживаем чувство почтительного преклонения: "Царство Его - царство вечное, и владычество Его - в роды и роды".

Мы уже видели, что царь познал истину (notitia). Мы знаем, что ему пришлось признать ее подлинность (assensus). Теперь, однако, очевидно и то, что он склоняется перед Богом небесным (fiduda). Он уже не говорит о Нем, сравнивая Его с другими богами. В его словах даже не допускается существование каких-либо других богов.

С Навуходоносором произошла великая перемена, значение которой станет еще более ясным, когда мы изучим конец 4-й главы.

В стихе 31 содержится следующее признание: "По окончании же дней тех я, Навуходоносор, возвел глаза мои к небу, и разум мой возвратился ко мне; и благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущного, Которого владычество - владычество вечное и Которого царство - в роды и роды".

Но случиться должно еще нечто большее! В стихе 32 запечатлены слова Навуходоносора, которые определяют верховную власть Бога. Они являются наиболее яркими из всех подобных высказываний в каком-либо другом месте Ветхого Завета: "И все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле, и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: "что Ты сделал?"".

И это не все. В заключительном стихе этой главы приводится исповедание веры, произнесенное Навуходоносором: "Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны, и Который силен смирить ходящих гордо".

Четвертая глава книги Даниила завершается описанием поклонения царя. Мы видим человека, простершегося ниц пред Богом, признающего Его истинным и справедливым. Совершаемое им поклонение свидетельствует как о восторге, так и о смирении. Возможно, его вера была очень слабой, но подлинной. Знание, приобретенное им, могло оказаться скудным, но было истинным. Важно то, что царь изменился. Он стал другим, он изменил свои взгляды. Он обратился!

Возблагодарим Бога за то, что существует такое явление, как обращение! Когда-то царь был одним человеком, а теперь стал другим. Теперь в душу его проникла духовная жизнь. Но какие события побудили его, отвратившись от того, кем он некогда был, стать таким, каким он является теперь? Благодаря чему изменился Навуходоносор?

События 4-й главы - обращение Навуходоносора

В этой книге мы не ставим перед собой цель рассмотреть каждую деталь прочитываемого нами повествования. Вместо этого мы намерены сосредоточиться на двух особенно важных моментах.

Первая особенность, которая привлекает наше внимание в обращении Навуходоносора - это обращение осуществил Бог. Да, именно Бог!

Из стихов 1 и 2 мы узнаем о том, что в то время, когда царь преуспевал в жизни, Бог вмешался и послал ему страшный сон. Вновь Навуходоносор велит прийти тем, кому приписывается способность толковать сны, и вновь они оказываются не в силах ему помочь.

Почему, учитывая прежний опыт, он не зовет сразу Даниила?

Ответ таков: Навуходоносор, имея трезвое представление о значении сна и надеясь на чудо, ожидал услышать иное толкование. По этой причине царь не послал за человеком, который, как он понимал в глубине души, сказал бы ему то, чего он не желал знать.

В вавилонской литературе принято сравнивать царя с деревом. Навуходоносор очень хорошо понимал, что деревом, явившимся ему во сне, был он сам, а животные, находившиеся под деревом, и птицы в его листве символизировали граждан, живущих род его, царя, властью И покровительством. Увидев дерево срубленным, он понял, что будет усмирен и унижен. Начиная со стиха 14, очевидно, что он понял; именно Бог намерен так поступить с ним. Будучи необращенным человеком, он не мог мужественно принять эту правду. Именно правду не хотел он услышать.

Вот почему он велит прийти языческим толкователям. Он лелеял надежду, что их толкование будет отличаться от того, которое он в глубине души считал истинным и которое он получил бы от Даниила, если бы тот явился. Он попросту не желает слышать, что Бог намеревается повергнуть его во прах. Однако, увидев, что никто не может предложить хоть какое-нибудь толкование, он все же вынужден послать за Даниилом и услышать от Божьего пророка именно ту истину, о которой всеми силами стремился не знать.

В стихах 7-13 пересказывается сон. Речь идет о дереве... оно растет и растет... не перестает расти. Кажется, что оно достигло неба и вы можете увидеть его, где бы ни находились, как бы далеко от него ни были.

Спустившийся ангел требует срубить дерево. Ветви его должны быть обрублены, листья сорваны, плоды разбросаны. Животные и птицы перестанут укрываться под ним. Прекрасное дерево должно быть уничтожено. От него не должно остаться ничего, кроме обнаженного пня, скованного металлическим обручем.

Пень ничтожен по сравнению с первоначальным деревом. Он должен остаться посреди поля, орошаемый росой и обдираемый дикими зверями. Разум дерева должен быть отнят у него (13) и взамен дано звериное сердце. Таким он должен оставаться на протяжении "семи времен", т.е. семи определенных периодов времени, хотя мы не знаем, идет здесь речь о месяцах или о годах. Все это должно произойти в соответствии с решением ангелов.

В стихах 16-24 Даниил, обладающий боговдохновенной способностью толкователя, открывает значение сна.

Желая царю добра, он изумлен тяжкими карами Божьими, которые должны его постигнуть. Вынужденный объявить толкование, он повинуется требованию царя.

"Царь Навуходоносор, это дерево - ты. Ты возвеличился и стал могущественным, но будешь срублен. Это произойдет не в результате приговора ангелов, а по приговору Бога, слугами Которого являются ангелы (21).

Какова же цель всего этого? Об этом сообщает конец стиха 22: "...доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет".

"Но,- продолжает Даниил,- ты не лишишься своего царства окончательно. Когда все это с тобой произойдет, царство будет возвращено тебе. Поэтому покайся! Покаяние не предотвратит исполнение сна, но продлит период твоего спокойствия" (24).

"Все это сбылось над царем Навуходоносором". Сон исполнился во всех подробностях так, как был истолкован и изложен Даниилом. Об этом мы узнаем из стихов 25-30.

Момент унижения царя совпал с моментом его предельной гордыни. Он наступил, когда тот обозревал свою столицу и, шествуя по кровле дворца, сказал самому себе: "Это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия!" (30). Минуло двенадцать месяцев с тех пор, как было предсказано его унижение. Возможно, царь надеялся, что все это уже не произойдет. Однако замысел Божий развивается в точном соответствии с тем, что было провозглашено в Его Слове, даже если созданные людьми календари и полагают, что оно допускает промедления.

На основании исторических и археологических данных мы знаем, что Навуходоносор был великим строителем. В вавилонских владениях повсюду действовали величественные храмы, возведенные под его покровительством; столица была застроена множеством великолепных зданий.

К числу достижений царя относятся знаменитые висячие сады Вавилона, которые на протяжении длительного времени считались одним из семи чудес света. Вавилон был прекрасном городом. Свершениям царя трудно было не изумляться. Душа его была наполнена восхищением самим собой. "Я достиг этого. Для того, чтобы все это осуществить, потребовалась большая власть, и именно я был тем, кто обладал этой властью. Существовало ли когда-нибудь величие, подобное моему?"

И Бог сразил человека, душа которого преисполнилась гордыни. Голос с неба объявил, что ныне свершится давно обещанный приговор (29). "И отлучат тебя от людей, и будет обитание твое с полевыми зверями; травою будут кормить тебя, как вола, и семь времен пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет".

И это свершилось! "Тотчас и исполнилось это слово над Навуходоносором, и отлучен он был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него - как у птицы" (30).

Великий царь Вавилона совершенно потерял рассудок. Бог лишил его разума и наделил сознанием животного. Его волосы росли до тех пор, пока не превратились в спутанные пряди, как у некоторых животных. Его необрезанные ногти скоро уподобились когтям. Он стал жить среди полей, подобно животному, питаясь травой и насыщаясь утренней росою точно так же, как окружавшие его волы.

Языческие авторы древности сообщают нам о том, что, возвращаясь в Вавилон после завершения своих великих войн, Навуходоносор внезапно исчез и появился вновь лишь незадолго до смерти. Они рассказывают нам о том, что однажды его видели находящимся на кровле дворца, откуда он как с высоты наблюдательного пункта мог обозревать весь свой город. Его видели тогда в последний раз. Затем значительный период времени он отсутствовал и возвратился к царствованию перед смертью.

Некоторые древние языческие авторы утверждают, что им овладела какая-то форма божественности, другие высказывают мнение, что он страдал странной болезнью.

Бог поразил надменного царя недомоганием, известным как "ликантропия". Оно заключается в том, что человек считает себя животным и в то же время, сохраняя достаточную степень внутреннего сознания, помнит о том, кем является в действительности. Люди, страдающие этим страшным недугом, ведут себя подобно животному, которым себя воображают, и воспроизводят все звуки, характерные для такого животного.

Особая форма этого заболевания называется "боантропией". Зарегистрировано много случаев этого заболевания, которые удивительно часто встречались на Британских островах в течение девятнадцатого столетия. Подобные больные считали себя волами или коровами и, ведя себя точно так же, как те, не забывали полностью свою подлинную личность.

Именно до такого состояния низвел Господь самого могущественного человека в мире, совершив это в наказание за его гордыню. К тому же это был способ преподать царю духовный урок, который приведет его к обращению. Придворные прогнали своего обезумевшего владыку и с изумлением наблюдали за тем, как он с неостриженными волосами и ногтями ест траву и катается в росе. Мог ли кто-нибудь представить, что подобное случится с царем Вавилона? Человек, которому ничего не казалось невозможным, оказался низведенным до состояния полной беспомощности. Тот, к кому всегда относились с подобострастным страхом, теперь был предметом постоянной жалости.

Однако в Божьей каре заключался добрый замысел, духовные результаты которого, изложенные в стихах 31 и 32, мы уже изучили. Бог, вернувший Навуходоносору разум, вернул и прежнее великолепие его царству. Чиновники, преуспевавшие в империи во время его отсутствия, теперь, как и прежде, стали приходить к нему за советом и наставлением. Восстановленный на престоле царь был человеком, исповедание веры которого излагается в стихе 34 и который благочестиво правил непродолжительное время, прежде чем умер примиренным с Богом.

Бог совершил это перерождение! Навуходоносор, который до событий, предшествовавших главе 4, был одним человеком, стал совершенно другим после них. Изменение это произошло свыше. Его совершил Бог!

Второй интересующий нас момент, на который необходимо обратить внимание, заключается в том, что Бог совершил это, не возвышая человека, а низвергая его. Именно так Бог перерождает людей!

Однажды царь пребывал в своем великолепном Вавилоне, преисполненный гордыни и напыщеный от сознания достигнутого. Исполненный величия, он созерцал окружающие его сады, храмы и великолепные здания. Он ни в ком не нуждался. Он - человек, добившийся всего сам, Он может обладать всем, чего ни пожелает. Любой его приказ сразу же выполняется.

И вот за какой-то час он становится подобным волу и начинает рыть ногтями землю.

Проходят недели и месяцы. Проходит семь "времен", какими бы долгими они ни были. И мало-помалу, по-прежнему копаясь в земле и поедая траву, он начинает что-то понимать. Внешне оставаясь совершенно безумным, ведя себя и издавая звуки подобно животному, с которым он себя отождествлял, царь все же обладает внутренним сознанием, достаточным для того, чтобы познать истины, которые ему следовало осознать за годы до этого. Разум его возвращается к тому, что он слышал ц с чем согласился. Не в одно мгновение, но все же окончательно он приходит к осознанию того, что Бог является единственным Богом и что Он - Царь Небесный. Теперь царь уверен в том, что это правда. В конце концов он обретает веру (fiducia) и вверяет себя истине, в существовании которой убедился. Никогда уже не станет он жить, считая себя или какого-либо другого человека центром вселенной. Никогда уже он не попадется в ловушку, полагая, что мир вращается вокруг него.

Начиная с этого мгновения, он будет жить как подданный истинного Царя. Он отправится к Его престолу в качестве просителя, Он примет этого Бога, подобно ребенку, принимающему своего отца. А если человек становится ребенком, он может увидеть Царство Небесное (Мтф.18:3).

В конце концов этот великий царь оказался там, где следует быть каждому мужчине и женщине. Он во прахе простерся пред Богом. Сердце его изменилось, разум восстановился, и он вновь полностью обрел человеческий облик и прежнее великолепие. Он ушел в вечность, общаясь с Царем Небесным.

Вот как совершилось обращение Навуходоносора. Совершил его Бог! И Бог совершил это, не возвышая, а низвергая человека.

Два урока, которые следует усвоить

Прочитанное только что историческое повествование содержит два важных урока, которые нам следует усвоить.

Первый - нам никогда не следует терять надежду на возможность чьего-либо обращения. Кто бы подумал, что могущественный царь, пленивший народ Божий и принуждающий его остаток разделить с ним идолопоклонство, когда-нибудь сам станет обращаться к этому Богу? Именно под давлением этого закостенелого язычника плененные израильтяне преклонились в 605 г. до Р. X. перед идолом. Конечно же, своими усилиями он никогда не смог бы стать одним из представителей народа Божьего! Но ничто нельзя назвать невозможным для Бога.

Когда царь, в ярости и гневе теряя разум, отдавал приказ об уничтожении своих мудрецов, кто бы мог подумать, что этот человек станет верующим? Это казалось еще менее вероятным, когда он отвернулся от услышанной истины и повелел всем своим подданным поклоняться отвратительной статуе. Мог ли человек, повелевший сжечь в печи остаток народа Божьего, когда-нибудь стать частью этого остатка? Казалось, вопрос излишен.

Однако в конце нашей главы мы видим, как царь, подобно маленькому ребенку, припал к стопам Божьим. Как поданный и проситель он поклоняется Царю Небесному, восхваляет, превозносит и почитает Его!

До тех пор, пока Бог Навуходоносора остается Богом, нам никогда не следует отчаиваться в возможности чьего-либо обращения. Очень часто мы поддаемся искушению усомниться в том, есть ли какой-либо смысл продолжать христианскую деятельность. Окружающие нас люди кажутся невыносимо жесткими или невероятно апатичными. Они считают важным почти все, за исключением Бога. Благая весть, которую мы несем им, либо вежливо игнорируется, либо наталкивается на циничное противодействие. Кажется, сопротивление этих мужчин и женщин никогда не будет сломлено. Разве возможно, что кто-нибудь из них сможет когда-либо прийти к Богу? Нам трудно себе представить, что есть кто-либо, отдалившийся от Бога больше, чем они.

Мы полностью разочаруемся и капитулируем, если забудем, что Бог всемогущ. Будет ли Ему кто-либо не по силам, если Он расколол такой твердый орешек, как Навуходоносор? Он достиг того, что мы называем "невозможным", тогда и может достичь этого теперь. Являясь Его соработниками, мы обязаны продолжать трудиться над обращением всех, кто нас окружает, и верить, что в конечном счете Его всемогуществу не может противиться никто из тех, кого Он решил спасти. Он может осуществить то, что не по силам нам! Никогда не следует отчаиваться в возможности чьего-либо обращения.

Из содержания этой главы вытекает второй урок, который необходимо усвоить и который адресован всем читателям, до сих пор не обратившимся к Богу. Несмотря на весь ваш интерес к Библии вы все еще не обрели спасение только потому, что недостаточно смиренны пред Богом. Вы по-прежнему слишком высокого о себе мнения для того, чтобы предстать перед Богом, подобно ребенку. Вы по-прежнему слишком горды, чтобы в качестве подданного предстать перед Божьим троном. Сознание собственного достоинства препятствует вам, подобно нищему, предстать перед Царем.

Мне приходится писать об этом, обращаясь к вам со всей откровенностью. Пора вам считаться с тем фактом, что Бог не спасет одновременно и вас, и вашу респектабельность. Он не спасет вас, пока вы не утратите свой престиж. Тот, кто желает через Иисуса Христа принять в свое сердце Бога, должен прийти к Нему так же, как и все другие, сделавшие это прежде.

Сборщик налогов, не поднимая даже глаз к небу, сокрушенно восклицал: "Боже! будь милостив ко мне грешнику!" (Лук.18:13). Великий интеллектуал Савл из Тарса, на пути в Дамаск ослепленный светом с небес, вознес следующую молитву: "Господи! что повелишь мне делать?" (Деян.9:6), Упрямый филиппинский тюремщик пал на колени и в трепете произнес: "Что мне делать, чтобы спастись?" (Деян.16:30).

Единственный способ приблизиться к Всевышнему Богу - это воззвать к Нему из самого низкого места. Обращение Навуходоносора показывает нам это. Господь Иисус Христос спасает людей именно из такого положения, потому что пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мрк.2:17).

Самая великая милость, которую Бог может оказать грешнику,- ниспровергнуть его. В этом положении мужчина или женщина всегда находятся в безопасности. Единственное направление, куда они могут устремить свой взгляд,- вверх. Единственное место, к которому они могут взывать,- это небо.

Последнее предостережение

Те, кто не желает припасть к стопам Божьим, должны обратить внимание на последнее предостережение. Во власти Бога лишить человека разума. Кто знает, какой будет реакция Бога на ваш неоднократный отказ от Его приглашений и предостережений? Возможно, Он сокрушит вас и не будет вам исцеления (Пр.29:1). Как же вы станете взывать к Его милости, когда Он лишит вас разума и решит его не возвращать? Если Он дарует вам разум сегодня, то почему бы не действовать в соответствии с тем, что вы считаете истинным? Завтра Он может сказать: "Все, достаточно" и оставит вас неспособными даже познать или принять Его истину, не говоря уже о возможности опираться на нее.

Нам не следует бояться Бога, сокрушающего нас. Только Он переделывает то, что сокрушил. Он не презирает сердца сокрушенного и смиренного (Пс.50:19). Не следует нам страшиться и Его власти над нами. Все дела Его истинны и пути праведны (34).

Заканчивая изучение этой главы, не склонимся ли мы пред Его величием и не признаем ли собственную ничтожность? Он не приветствует тех, кто считает себя чем-то. Никогда не отворачивается Он только от тех, у кого руки пусты и у которых нечего попросить. Он не внимает молитвам, исходящим с человеческих высот, но крики отчаяния, доносящиеся из глубин, Он слышит и всегда обращает на них внимание. Он не ждет, что мы будем вести совершенный образ жизни, прежде чем обратимся к Нему, ибо Христос, наш Спаситель, прожил такую жизнь ради нас. Ему незачем карать нас каким-либо наказанием, ибо за все наши грехи понес наказание Сын, посланный Им. Все просьбы гордыни противоречат этим великим истинам. Совместимы с ними лишь те мольбы, что доносятся из праха. Именно поэтому Навуходоносору прежде, чем достичь общения с Богом, пришлось пасть столь низко.

А теперь не заменить ли вам имя Навуходоносор в последнем стихе, совершив собственное исповедание веры? "Ныне я, ...., славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны, и Который силен смирить ходящих гордо".

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.