18.02.2010
Скачать в других форматах:

Стюарт Олиотт

Устоять в одиночку

11. Великая молитва

Пожалуйста, прочитайте 9-ю главу книги Даниила.

В этой главе запечатлены великое открытие, великая молитва и великое откровение. Хотя кое-кто и считает ее спорной главой, она, несомненно, является одной из самых увлекательных частей книги Даниила.

Великое открытие

О великом открытии повествуют два вводных стиха. Мы не сможем до конца понять его сущность, не припомнив событий, изложенных в первой главе. Они произошли в 605 г. до Р. X. В этом году Навуходоносор захватил Иерусалим и увел в плен Даниила и множество других евреев. Вслед за ними с небольшими интервалами на чужбину последовало большинство нации. Все это было шестьдесят восемь лет назад. Уже около семидесяти лет Даниил находился в Вавилоне.

В этой главе Даниил предстает стариком. Ему было четырнадцать лет, когда его увели в плен, следовательно, теперь ему восемьдесят два года. События, описанные здесь, происходят в 537 г. до Р. X,, в первый год правления Дария Мидийского. Престарелый пророк оглядывается назад, на более чем шестьдесят восемь лет жизни, проведенных в доблестной борьбе за Господа. На протяжении всех этих лет он вместе с горсткой других евреев во враждебном окружении боролся за Бога и ни разу не пошел на компромисс, не поддался искушению изменить своему Господу.

И вот в точном соответствии с его боговдохновенными пророчествами Вавилонская империя пала. Миром правит Мидо-Персия, а Дарий Мидянин правит Мидо-Персией. Даниил же, как мы видели из содержания главы 6, достиг беспримерных вершин власти. Во времена нового режима он стал вторым после самого царя.

Много лет миновало с тех пор, как он в последний раз видел Иерусалим, но вера старика осталась такой же, как прежде. Ее не сломили испытания. Успешная карьера не разъела ее и не соблазнила возлюбить что-либо сильнее Бога. Итак, в начале главы мы застаем его читающим Библию. Речь идет не об однотомнике, подобном современной печатной Библии, а о собрании свитков, или "книг", как это слово переводится в русской версии.

Хотя Даниил был великим пророком и воспринял много замечательных видений и откровений, он не утратил потребности в чтении Библии. Его пример заслуживает внимания.

В данном случае он занят чтением свитков Иеремии. Вероятно, в прошлом, когда он был мальчиком, ему довелось лично видеть Иеремию. Он, несомненно, узнал бы его. Пророчества Иеремии были записаны и, являясь Словом Божьим, чудесным образом сохранились в последующие годы. Именно их читал Даниил. Внимательно исследуя текст, он едва мог поверить своим глазам!

Даниилу довелось увидеть то, чего он никогда не видел прежде. Что же это было? Мы узнаем об этом, если обратимся к книге Иеремии 25,8-11 и 29,10-14.

При чтении 25-й главы книги Иеремии взгляд пророка должен был остановиться на следующих словах: "Посему так говорит Господь Саваоф: за то, что вы не слушали слов Моих, вот, Я пошлю и возьму все племена северные, говорит Господь, и пошлю к Навуходоносору, царю Вавилонскому, рабу Моему, и приведу их на землю сию и на жителей ее и на все окрестные народы; и совершенно истреблю их и сделаю их ужасом и посмеянием и вечным запустением" (Иер.25:8-9).

Старик должен был задуматься над тем, насколько истинным оказалось пророчество Иеремии. С того мгновения, как появился Навуходоносор, страна действительно находилась в полном запустении.

Далее он должен был прочитать следующее: "И прекращу у них голос радости и голос веселия, голос жениха и голос невесты, звук жерновов и свет светильника" (Иер.25:10).

Это также должно было побудить его к размышлениям. Плен разлучил многих молодых людей, готовых вступить в брак. Страну наполнили уныние и потоки слез.

Но затем он читает следующие слова: "И вся земля эта будет пустынею и ужасом; и народы сии будут служить царю Вавилонскому семьдесят лет" (Иер.25:11).

Вавилон погиб, но человек, правивший теперь Мидо-Персией, подчинил себе территорию, которая когда-то являлась Вавилонской империей. Смена правительства не повлияла на положение евреев: они по-прежнему оставались в изгнании, вдали от родины. Даниил оказался в плену с самого начала, шестьдесят восемь лет назад. Теперь же он читал о том, что изгнание должно продлиться еще всего лишь два года!

Продолжая читать, он вскоре подошел к 29-й главе: "Ибо так говорит Господь: когда исполнится вам в Вавилоне семьдесят лет, тогда Я посещу вас и исполню доброе слово Мое о вас, чтобы возвратить вас на место сие. Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду. И воззовете ко Мне, и пойдете и помолитесь Мне, и Я услышу вас; и взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим. И буду Я найден вами, говорит Господь, и возвращу вас из плена и соберу вас из всех народов и из всех мест, куда Я изгнал вас, говорит Господь, и возвращу вас в то место, откуда переселил вас" (10-14).

И вновь это обещание! В Писании, лежавшем перед ним, Даниил еще раз прочитал Божественное обетование, согласно которому изгнание должно было кончиться через семьдесят лет. Если народ Божий обратится к Иегове, им будет возвращена их земля.

Можно себе представить, как сердце старика затрепетало от радости. Хотя Иерусалим был для него только воспоминанием детства, Даниил никогда о нем не забывал и не утратил желания увидеть его. На протяжении шестидесяти восьми лет он молился об этом, открыв окна в сторону Иерусалима. Всей своей душой он жаждал возвращения. И вот он читает Божественное обетование, согласно которому народ Божий мог, спустя семьдесят лет, вернуться на родину!

Какое волнение он должен был испытать, подсчитав количество лет. Время возвращения почти наступило. Однако еще не было ни одного явного признака того, что обетование может исполниться. Новая империя не подавала и малейшего намека, который позволял бы судить о ее готовности освободить пленных евреев. Не было и какой-либо приметы, указывающей на то, что изгнанный народ всей душою стремится вернуться к своему оскорбленному Господу. Правда, иудеи отреклись от идолопоклонства, основной причины их изгнания. Но этим все и ограничилось. Они, казалось, не стали более духовными, чем прежде.

Даниил знал лишь небольшую горсточку людей, искренне стремившихся к Богу, поэтому он сам преисполнился решимостью молиться за свой народ. Он вел себя подобно человеку, получившему банковский чек с небес. В чеке содержалось обещание возвратить пленников из изгнания, условием же было возобновление поисков Бога. Насколько Даниил мог судить, никто, кроме него, не был заинтересован в выплате денег по этому чеку. Поэтому он решил сделать это сам и принялся молить Бога о возвращении изгнанников.

Даниил не сказал себе: "Бог обещал сделать это, и буду я что-то предпринимать или нет, Он все равно сдержит Свое слово". Логика его рассуждений была совершенно иной. Она выглядела приблизительно так: "Бог сказал, что через семьдесят лет мы сможем вернуться на родину. Это Божественное обетование. Поэтому я буду молить Его отвратить гнев от Иерусалима и исполнить обещанное".

Слишком часто в истории люди пользовались обетованиями Бога как предлогом для бездействия. Придерживаясь фаталистичного подхода, они в праздности ожидали исполнения обетования. Даниилу ничего не было известно о таком подходе. Он считал Божественное обетование основанием, побуждающим к упорному молитвенному труду, но не поводом для бездеятельности. Он решил обратиться к Богу, моля Его вновь ниспослать Свою милость Иерусалиму. Спустя несколько месяцев Дарий погиб, и Кир, заняв его место, объявил о праве евреев возвратиться на родину!

Бог обещал это. Даниил об этом молился. И это совершилось!

Великая молитва

Молитва, вознесенная Даниилом, является одной из самых великих в Библии и сохранилась до наших дней в стихах 3-19. Она довольно длинная, и мы не станем изучать в ней каждое слово и фразу. Мы получим больше пользы, если извлечем из ее содержания основные составные части и попытаемся запечатлеть их в памяти.

Прежде чем рассмотреть шесть составных частей молитвы, нам следует вспомнить о том, какое важное место занимает молитва в замыслах Бога. Причиной возвращения евреев было Его обетование. Однако вызвала возвращение также молитва остатка праведников.

Какие бы уроки мы ни извлекли из содержания этой главы, нам наверняка следует усвоить следующее. Бог влияет на историю не только в силу Своего обетования, но и по молитве Своего народа. Именно в этом заключается молитва "согласно Его воле". Эта тема часто обсуждается в Новом Завете и являет собой необыкновенно простую концепцию. Молиться согласно воле Божьей - значит стремиться узнать на основе Писания, что обещал Бог, и об этом возносить молитву.

Не обещал ли Бог, что Евангелие будет распространено до пределов земли? Да, обещал. Так давайте же молиться об этом, и это произойдет!

Не обещал ли Бог, что Слово, вышедшее из Его уст, не вернется к Нему бесплодным? Да, обещал. Так помолимся же о том, чтобы Его Слово оказало воздействие на слушающих - и это сбудется!

Не обещал ли Бог, что Его Сын явится во второй раз, облеченный славой и великой властью, окруженный всеми святыми ангелами? Да, таково ясное и неоднократное обетование, данное в Его Слове. Так присоединимся же к молитве Иоанна: "Ей, гряди, Господи Иисусе!" (Откр.22:20), зная при этом, что не испытаем разочарования.

Подход Даниила был точно таким же. Бог дал обетование, которое побудило пророка помолиться об его исполнении. И оно исполнилось!

Первая составная часть молитвы Даниила, на которую мы обращаем внимание, заключается в том, что он обратился к Богу серьезно.

Он привык молиться Господу трижды в день. Однако этот порядок не исключал периодов, когда он возносил особую молитву. В 3-м стихе мы читаем о том, что он обратил лицо свое к Господу Богу, для того чтобы просить Его "с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле". Он молился с энергией, которая выходила за рамки нормального течения его обычной благочестивой жизни.

Далее следует отметить, что он обращался к Богу благоговейно. Его разговор с Богом не имел ничего общего с той слащавой разновидностью столь популярной в наши дни молитвы, обращенной к "любимому Иисусу". Он был в доверительных отношениях с Богом, но тем не менее никогда не забывал, что общается именно с Богом. Приближаясь к Нему, он хорошо осознавал отличие Бога - Его Божественную природу. Именно поэтому его молитва начинается словами: "Господи Боже великий и дивный..." (4).

Третья составная часть заключается в том, что Даниил молился с чувством раскаяния. Взглянув на четвертый стих, мы узнаем, что он "исповедывался", в конце молитвы говорится о том же самом (20). Это обращение смиренного человека, с мольбой взывающего к великому и могущественному Богу и проникнутого сознанием греховности. Исповедуясь, он не может отделить себя от нации, к которой принадлежит, и поэтому грехи, упоминаемые им, являются грехами всей нации.

Это не означает, что его исповедь носила только общий характер. Изучая молитву, нетрудно заметить, насколько определенной она была. "...Мы согрешили пред Тобою (8) ...мы возмутились против Него и не слушали гласа Господа Бога нашего, чтобы поступать по законам Его, которые Он дал нам чрез рабов Своих, пророков. И весь Израиль преступил закон Твой и отвратился, чтобы не слушать гласа Твоего (9-11) ...мы не слушали гласа Его (14) ...согрешили мы, поступали нечестиво" (15).

Это молитва исповедания. Цари, князья и весь народ виновны в одном и том же поступке. Бог предупреждал, но они не внимали. Бог повелевал, но они не повиновались. Бог сотворил им великие благодеяния, но они не возблагодарили Его.

После такого исповедания Даниил признает, что беды нации и ее изгнание являются результатом совершенного ею греха. Он без принуждения признает и то, что Бог поступает праведно, наказывая Израиль. Это вытекает не только из содержания стиха 7, но и из стиха 14: "...ибо праведен Господь Бог наш во всех делах Своих, которые совершает".

В стихах 11-14 Даниил признает, что все свершившееся - не более, чем исполнение предсказанного Моисеем наказания, которое должно последовать в ответ на отступление нации от Бога. Нынешнее бедственное положение является исполнением обещания свыше! Помогло ли ему осознание этого факта с большей верой молить об исполнении еще одного обещания свыше - обещания положить конец изгнанию?

Однако Даниил взывал к Богу не только серьезно, благоговейно и с раскаянием. Изучая содержание этой великой молитвы, мы видим, что он приходил к Богу, веруя в Его милость.

С каким преклонением написан стих 4: "Господи Боже великий и дивный, хранящий завет и милость любящим Тебя..." Он сознавал величие Божье. Он также сознавал Его бесконечную любовь.

Та же нота звучит и в стихах 9 и 18: "А у Господа Бога нашего милосердие и прощение, ибо мы возмутились против Него ...мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие". Частично значимость молитвы Даниила заключается в понимании им того, что Бог не забыл о Своем милосердии. Именно на основании этого Даниил смог смело приблизиться к Нему и уверенно изложить перед Ним свои просьбы.

Это подводит нас к рассмотрению следующего интересующего момента. Даниил обратился к Богу с конкретными просьбами. Видя разрушения Иерусалима и храма, видя бедственное положение народа, он просит Бога отвратить гнев и ярость и вновь обратить к ним Свой милостивый взгляд. Излагая свои просьбы, он выражает их содержание по существу: "...Да отвратится гнев Твой и негодование Твое от града Твоего, Иерусалима, от святой горы Твоей (16) ...воззри светлым лицем Твоим на опустошенное святилище Твое (17) ...открой очи Твои и воззри на опустошения наши и на город, на котором наречено имя Твое (18) ...внемли и соверши, не умедли..." (19).

Последняя составная часть молитвы, на которую нам следует обратить внимание, заключается в том, что Даниил обратился к Богу с вескими доводами и настойчивостью. Подобно своему предшественнику Моисею, он изложил Богу убедительные аргументы, в силу которых Тому следовало внять ему, и с рвением и неотступностью повторил свои просьбы. В этом - один из секретов тех, кто с Божьей помощью достигает цели.

Так, в стихе 15 он напомнил Богу о великом историческом событии, которое Он совершил, избавив народ от египетского пленения. Это деяние прославило величие Божье. Даниил, наверно, хотел этим сказать: "Ты сотворил прежде великие благодеяния Своему народу, так почему бы не сделать этого вновь? Для Тебя не внове избавлять его от пленения".

В стихе 16 он напоминает Богу, что подвергшийся опустошению Иерусалим - это "Твой Иерусалим, Твоя святая гора". Неужели Бог ничего не сделает для города? Народ, подвергающийся позору, это "Твой народ". Может ли Бог быть безучастным зрителем и бездействовать, когда столь пренебрежительно обращаются с Его собственным народом, с тем народом, который Он вывел из Египта?

Этот довод усиливается в стихе 17. Иерусалимский храм был единственным местом во всем мире, посвященным поклонению и служению истинному Богу. Именно это сооружение - "Твое святилище" - лежит теперь в запустении. Не предпримет ли Бог чего-нибудь "ради Тебя, Господи"?

На городе, в котором располагался храм, напоминает он Богу, было также "наречено имя Твое" (18). Даниил молит не о том, чтобы Бог действовал во благо Израиля, ради народа. Он этого не заслуживает. Вследствие своей мятежности и непостоянства Израиль потерял всякое право на Господне милосердие. Однако непреложным фактом остается то, что иудеи известны как народ Бога и названы Его именем. Продолжающееся запустение этого народа бросит тень на Бога. Создастся впечатление, будто Бог не заботится о народе или не имеет власти, достаточной для того, чтобы ему помочь. Окружающий мир будет судить о Боге на основании благоденствия народа, известного под Его именем. В таком случае Бог должен действовать ради Себя Самого. В опасности Его собственные репутация и честь. Если Он не вмешается и не восстановит Израиля, имя Его будет втоптано в грязь.

Так Даниил выстраивает свои доводы и, охваченный душевной мукой, взывает к Богу. Молитва достигает крещендо в стихе 19: "Господи, услыши! Господи, прости! Господи, внемли и соверши, не умедли ради Тебя Самого, Боже мой, ибо Твое имя наречено на городе Твоем и на народе Твоем".

Когда вы в последний раз молились подобным образом? Именно такого рода молитве внемлет Бог.

Стремясь к тому, чтобы Бог занялся каким-либо делом, мы должны узнать, что Он обещал, и вознести соответствующую молитву подобным образом. Нам не следует ждать до тех пор, пока к нам не присоединятся другие. История изменяется, когда остаток праведников молится именно так.

Великое откровение

Каковы же последствия молитвы Даниила? Об этом говорится в стихах 20-27. Великое открытие привело к великой молитве. За нею последовало великое откровение.

Мы не знаем, как долго молился Даниил, но он был занят этим до наступления вечера (21). В тот момент, когда он все еще находился под впечатлением чудовищности греха и его последствий и молил за будущее Божьего дела, ему было ниспослано великое откровение.

Его уста все еще шевелились, произнося молитву, когда вновь появился и прикоснулся к нему Гавриил. Он сразу же сообщает Даниилу потрясающий факт. Он говорит, что с самого первого мгновения молитвы небеса вняли ей, и результат этого - стремительное явление Гавриила (23).

Охватил ли Даниила страх при виде небесного гостя? Если это так, то он обрел немедленное утешение. Ему говорят о том, что в небесах его возлюбили и что он пользуется там хорошей репутацией! Ему говорят и о том, что он должен получить представление о будущем Божьего дела - дела, которое внушало ему тревогу и побудило его молиться (23). Ангел явился для того, чтобы даровать ему необходимое понимание, позволяющее усвоить откровение, которое должно быть ему ниспослано. "Итак,- говорит он,- вникни в слово и уразумей видение".

"Даниил,- сказал Гавриил (я позволю себе слегка перефразировать 24 и 25-й стихи),- ты размышлял о значении семидесяти лет, о судьбе Израиля и Иерусалима. Так вот, это не единственное число семьдесят в Божьем плане, предназначенном для Иерусалима. Через семьдесят недель (или, согласно древнееврейскому, через семьдесят "седьмин", или "гептад" [Гептада - группа из семи предметов. (Примеч. ред. перевода)]) жители Иерусалима окажутся свидетелями четырех событий...

Прежде всего жители Иерусалима увидят, что покрыто преступление, запечатаны грехи и заглажены беззакония. Все это - одно действие. Преступления, стоящие пред лицом Бога, исчезнут. Грехи, взывающие о возмездии, будут удалены с Его глаз. Совершится примирение, которое покончит с нынешним беззаконием, разлучающим людей с Богом. Итак, спустя семьдесят "седьмин" будут предприняты действия, направленные против греха".

Какое утешение должны были принести эти слова престарелому пророку! Сознание огромной тяжести греха более всего обременяло его в молитве. Теперь же он слышит, что с грехом будет покончено!

"Второе событие заключается в том, что спустя семьдесят "седьмин" от нынешнего дня будет навечно приведена праведность".

Как известно, речь в Евангелии идет не только о прощении грехов. Освобождение человека от прежних грехов придает ему некую нейтральность и глазах Божьих. Но Евангелие обещает нечто большее. Оно говорит нам о том, каким образом грешники могут предстать пред лицом Божьим. Оно побуждает их быть праведными в Его глазах.

"В-третьих, через семьдесят "седьмин" видения и пророчества будут запечатаны". Представьте себе древние свитки. До конца прочитав каждый из них, вы сворачиваете их и запечатываете. Это означает, что вы закончили чтение. Итак, существовало огромное множество пророчеств и видении, предсказывающих будущее, и все они исполнятся спустя семьдесят "седьмин" от нынешнего дня.

"И наконец, спустя семьдесят "седьмин" от сегодняшнего дня будет помазан Снятый святых".

Конечно же, слова "помазанник", или "Мессия", или "Христос" по сути идентичны. Грядущий Мессия будет Богом, Святым святых! Все это увидит Иерусалим. Семьдесят "седьмин" определены и, согласно заверению Гавриила, заключают в себе будущее.

Услышав все это, Даниил должен был безмерно взволноваться. На протяжении большей части своей жизни он печалился о судьбе Иерусалима и жаждал его восстановления. Теперь он услышал о том, что через "семьдесят "седьмин" Иерусалиму предстоит будущее, которое значительно превзойдет все его ожидания. Явится обетованный Христос, грех лишится власти, и откроется путь, который позволит грешникам навечно примириться с Богом. Наступит время, когда осуществится Его приход. Он явится в Иерусалим!

Он узнал об этом со слов ангела. Но Гавриил намеревался рассказать ему не только об этом. В стихах 25-27 он поведал Даниилу о том, каким образом будут разделены семь "седьмин". Наступит три периода, два из которых упоминаются в стихе 25, а третий в стихах 26-27. Первый период будет длиться семь "седьмин". Второй составит шестьдесят две "седьмины". В конце наступит еще одна "седьмина". Это деление просто и легко запомнить.

Исходный пункт "седьмин" - "повеление о восстановлении Иерусалима". С того времени до прихода Мессии пройдут первые два периода, состоящие соответственно из семи и шестидесяти двух "седьмин" (25). Первый период, семь "седьмин", закончится тогда, когда "...обстоятся улицы и стены, но в трудные времена". Это событие, несомненно, относится ко временам Ездры и Неемии.

Далее последует второй период - шестидесят две "седьмины", на протяжении которых, согласно пророчеству, ничего особого не произойдет. После истечения этого периода "седьмин" "предан будет смерти Христос, и не будет" (26).

Учитывая наличие многочисленных фантастических интерпретаций этого места, распространенных в наши дни, важно точно определить, в чем же состояло откровение Гавриила. Мессия должен будет пойти на смерть не на протяжении шестьдесят девятой недели, а после нее. Он должен умереть во время последней "седьмины".

Некоторые читатели могут не понять, зачем я подчеркиваю эти обстоятельства. Достаточно сказать, что, согласно убеждениям значительного количества христиан, события семидесятой "недели", упомянутые в этой главе, оказались отсроченными до конца мира. Ясно, что это не так. Гавриил четко объявляет о том, что Мессии предстоит быть предану смерти в течение этой недели. Отсрочка семидесятой недели могла бы означать только то, что смерть Спасителя, свершившаяся ради нас, еще не наступала. Мы по-прежнему пребываем во грехе.

Современная интерпретация не соответствует фактам. Как и предсказывалось, Мессия был предан смерти по завершении шестидесяти девяти "недель", но "не ради Самого Себя" [Английская версия здесь частично не совпадает с Синодальным переводом. (Примеч. ред. перевода)]. "Ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь" (Ис. 53,8).

Содержание 26-го стиха может быть переведено с древнееврейского языка следующим образом: "Мессия окажется преданным на смерть и ничем не будет обладать". Если это правильный перевод, то он, вероятно, имеет в виду отказ Христа от Иерусалима, когда Он сказал евреям: "Се, оставляется вам дом вяш пуст" (Мтф. 23,38).

Результат смерти Мессии предсказан в 26-м стихе: "...а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения". Это - явное пророчество, согласно которому Иерусалим и его храм будут разрушены, когда иностранные войска, подобно наводнению обрушившись на город, все сокрушат и опустошат на своем пути.

Хотя Даниилу это событие было предсказано в шестом веке до Р. X., но ничего не случилось до семидесятого года после Р. X., когда Тит и его римские легионы в точности исполнили это пророчество. Разрушение Иерусалима не последовало сразу же за Голгофой, но оно было обусловлено тем, что евреи отвергли Христа. Разрушение не произошло в семидесятую "неделю", но было определено событиями этой "недели". В Елеонской проповеди, а также отправляясь на крестные муки, Господь разъяснил, что евреи, отвергнув Его, обрекли свой город и храм на разрушение (Мтф.23:34-24:38; Лук.23:27-31).

Мы сможем скорее понять это, вспомнив историю Адама. Ему было сказано, что как только он отведает запретный плод, сразу же умрет. Однако он не упал замертво в буквальном смысле этого слова. В тот день наступила его духовная смерть, несомненным результатом которой была впоследствии смерть физическая. Точно так же разрушение Иерусалима стало логическим результатом отвержения евреями своего Мессии, но прежде чем это событие свершилось в буквальном смысле, прошло определенное непродолжительное время. Возмездие не наступило в семидесятую, "неделю", но, вне всякого сомнения, являлось неотъемлемой частью событий этой "недели".

Что же еще из пророчества имело отношение к событиям последней "недели"? "И утвердит завет для многих одна седьмина" (27). Христос это и сделал, объявив: "...Сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов" (Мтф. 26,28).

"А в половине седьмины прекратится жертва и приношение". Он исполнил это также, ибо был принесен и жертву раз и навсегда (см. Евр, 7,27). В результате Его жертвы, которая никогда больше не повторится, завеса в храме разорвалась надвое и путь, ведущий в Святая Святых, стал навсегда открытым. Необходимость в ритуалах и жертвоприношениях, предписываемых Ветхим Заветом, отпала. В конечном счете разрушение Иерусалима сделало невозможным их продолжение.

Пролить дополнительный свет на эти моменты и на последнюю часть 27-го стиха мы лучше всего сможем, сославшись на высказывание Э. Б. Пыози. Колеблясь, цитировать ли английского католика, мы все же вспомним, что д-р Пьюзи был непревзойденным знатоком пророков Ветхого Завета и, изучая их, обнаружил редкостную способность проникать в суть проблемы. Вот что он писал в минувшем столетии о содержании 26 и 27-го стихов нашей главы: "Все это соединяется воедино на страницах Евангелия. Тот, Кого столь долго ждали, явился; Он был признан Мессией; Он был причиной прекращения жертвоприношений, предписанных законом; Он был предан смерти; и все же Он заключил завет со многими; оккупационное войско опустошило город и храм; на протяжении 1800 лет храм был в запустении; символические жертвоприношения прекратились, но не потому что люди, которым заповедовались эти жертвоприношения, потеряли веру в их эффективность".

Истинность древней книги доказана

Итак, Даниил удостоился чести убедиться в том, что пленение его народа кончится. Ему также дана была привилегия знать о приходе Христа, а также о том, где и когда это совершится.

Нам следует обратить внимание на то; что в этих стихах не говорится о "неделях" как о семилетних периодах. В древнееврейском оригинале речь идет просто о семидесяти "седьминах", или "гептадах". Значительная часть книги носит символический характер, и нам следует быть весьма Осторожными, подвергая буквальной интерпретации какое-либо из содержащихся в ней чисел. Это в особой мере относится к числам семь и десять, играющим значительную роль в библейской символике. Нам следует не один раз подумать, прежде чем прийти к выводу, что семьдесят "седьмин" соответствуют четыремстам девяноста годам.

Употребляя число семьдесят, Иеремия был вполне точен. Он говорил о "годах". Гавриил, говоривший о "седьминах" оказался более загадочным.

В свете сказанного значительный интерес представляет тот факт, что приблизительно через восемьдесят лет после описанных здесь событий Артаксеркс I распорядился отстроить Иерусалим. 25-й стих говорит о том, что "выйдет повеление о восстановлении Иерусалима". Приблизительно через сорок девять лет (семь умножить на семь) после приказа, во времена служения Ездры, Неемии и других, город был отстроен.

Отсчитав четыреста тридцать четыре года после этого события (шестьдесят два умножить на семь), мы окажемся в конце двадцатых годов первого столетия после Р. X. Именно в это время, через три с половиной года своего служения (половина "недели", или "седьмины") был предан смерти Господь наш Иисус Христос. В течение последующих трех с половиной лет апостолы провозгласили, что будущее не за евреями, которым вынесен приговор, а за язычниками.

Эти цифровые данные не поддаются однозначному толкованию, и все попытки поступить подобным образом потерпели неудачу. Ни один из существующих ученых, даже тот, кто вооружен калькуляторами и компьютерами, не может полностью приспособить эти цифровые данные к своей схеме.

Однако предположим, что две тысячи лет назад некто раскрыл содержание 9-й главы книги Даниила и, зная, когда жил пророк, подсчитал, что семьдесят "седьмин" означают четыреста девяносто лет. Узнав дату окончания шестьдесят девятой "седьмины", такой человек, вероятно, подумал бы: "Время приближается. Если мои расчеты верны, то человек, о котором писал Даниил, вероятно, родился где-то в это время..."

Я излагаю теорию, всего лишь теорию. Она заключается в том, что поскольку Даниил играл столь значительную роль в ранние времена Мидо-Персидской империи, его писания были помещены в библиотеки Персии.

Это только моя теория, и согласно ей, даже в древности были люди, которые посещали библиотеки, занимались исследованиями и пытались приобрести степень доктора философии, какой бы формой она ни обладала в то время! Они снимали с книжных полок древние фолианты, надеясь обнаружить в них какие-нибудь оригинальные или неизвестные сведения, о которых можно написать. Итак, приблизительно в 4 г. до Р. X. они сняли с полки книгу Даниила, прочитали и подумали: "Время приблизилось. Возможно, именно в это мгновение в мир пришел Мессия, о Котором говорится в этой главе, если только Ему вообще предстоит родиться".

В это время такие же ученые, изучая небо, обнаружили звезду, вид которой не только привел их в полное недоумение, но и указал им, что родился великий Царь. Еще раз исследовав произведения Даниила, они поняли, что приблизительно к этому времени должен родиться великий Царь, Который, может быть, живет в Иерусалиме. Затем эти мудрецы с Востока взобрались на своих верблюдов и, взяв с собою ладан и мирру, с большой поспешностью отправились в Иерусалим и начали выяснять, "где родившийся Царь Иудейский?" (Мтф.2:2).

Все это только предположения. И все же я знаю то, что души смиренных людей, оказавшихся в городе именно в этот момент, наполнились чувством ожидания. Каким-то образом они знали о том, что приблизилось время прихода Мессии. Хотя из писаний Ветхого Завета им было хорошо известно, что Он родится в Вифлееме, все же они искали избавления в Иерусалиме (Лук.2:38).

Каким образом они узнали об этом? Вероятно ли то, что, прочитав книгу Даниила, они сделали вывод, согласно которому близилось время, когда Он должен был снискать признание в святом городе, в который обязался прийти? Как бы там ни было, Святой Дух открыл одному из них, старику, "что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня".

"И пришел он по вдохновению в храм. И когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля" (Лук.2:27-32).

В тот же момент подошла и старая женщина, которая "славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме" (Лук.2:38).

Подтвердилась истинность древней книги. Христос явился в точном соответствии с тем, что о Нем было написано, и престарелая чета умерла счастливой.

Древняя книга всегда права. Она дает истинное представление о Христе, и мы можем полагаться на ее повествование не только по отношению ко времени, но и по отношению к вечности.

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.