Стюарт Олиотт
Устоять в одиночку
Прочитайте, пожалуйста, 3-ю главу книги Даниила.
Если вы, прочитав такие слова, как "сатрапы, наместники, воеводы, верховные судьи, казнохранители, законоведы, блюстители суда и все областные правители", улыбнулись, то это как раз та реакция, которая от вас ожидалась. Так же, как и после слов "труба, свирель, цитра, цевница, гусли, симфония и другие музыкальные инструменты". Эта глава наполнена презрением к помпе и церемониалу языческого идолопоклонства, о котором в ней рассказано. Это ирония.
В предыдущих главах рассказывалось о том, как небольшая группа людей продолжала жить во имя Божье во вражеском окружении. Среди народа иудейского, наказанного за идолопоклонство, осталась лишь горстка людей, в душах которых сохранилась верность Богу. Когда их искушали, предлагая пойти на компромисс, они решительно отказались. Бог чудесным образом сохранил их тогда, когда они оказались на грани очевидной гибели. Глава, которую мы открываем теперь, рассказывает еще об одном чудесном освобождении и вновь убеждает нас в том, что те немногие, сохранившие верность Богу, стали предметом Его особой заботы. Эта глава содержит огромное ободрение и несколько практических уроков, важных для каждого верующего, оказавшегося вне норм и ценностей окружающего его мира.
Одна из тайн этой главы состоит в том, что в ней не упоминается Даниил. Никто не знает почему, хотя, разумеется, по этому поводу существует множество предположений. Библия не сообщает нам о том, где он был и чем занимался в это время. Наступает черед выйти на передний план его трем друзьям. Хотя Седрах, Мисах и Авденаго несколько раз упоминались в книге, более заметное место все же всегда занимал Даниил, который немного их затмевал, отодвигая на задний план. И теперь по праву они завладеют нашим вниманием.
В главе 3 содержится простое повествование о том, как три человека предпочли не выполнить приказ, бросив вызов самому могущественному монарху в мире, но не утратить милость Бога. Угождение Ему они ценили больше, чем собственную жизнь. Их пример показывает нам, в чем состоит сущность благочестия. В этой же главе рассказывается о том, как Бог защитил их веру.
Суть этой главы заключается не в сообщении о чудесном освобождении. Мы не испытываем сомнений, связанных с верой в чудеса, не правда ли? Поняв, что Бог всемогущ, и уверовав в то, что Он воскресил Своего Сына из мертвых, мы перестали усматривать в существовании чудес нечто невозможное. Исполненное могущества освобождение, о котором говорится в этой главе, наполняет наши сердца поклонением Богу. Но не на это нам следует обратить внимание в первую очередь.
Суть главы состоит в том, что три молодых верующих подверглись искушению допустить неверность и отказались от такого поступка. Они оказались готовыми быть в положении людей, отказавшихся идти в ногу со всеми другими, даже если это означало для них страшную смерть. Слово "компромисс" не входило в их словарный запас. Неверность всегда неверна, и они не допустят ее, какой бы большой ни была опасность. Они не примирятся с грехом и даже не вступят с ним в разговор. Нам следует обратить внимание именно на этот момент, ибо он еще раз учит нас тому, как сохранять в языческом мире верность Богу. Если мы решили преданно служить Богу во враждебном окружении, мы сами должны пройти путь Седраха, Мисаха и Авденаго.
Содержание этой главы воскрешает в памяти старую загадку: "Что происходит, когда непреодолимая сила наталкивается на непоколебимые объекты?" Разница лишь в том, что в данном случае речь идет о трех непоколебимых объектах. Вначале рассмотрим непреодолимую силу, а затем непоколебимые объекты. В конечном счете мы увидим, что произошло, когда они встретились.
Непреодолимая сила
Непреодолимой силой является царь Навуходоносор, и если мы изучим стихи 1-7, то сразу поймем, почему даем ему такое название. Рассказ начинается с создания идола. Мы не знаем, когда именно это происходит, и глава нам об этом не сообщает. Вероятно, это случилось вскоре после того, как Даниил представил его "головой из золота". Возможно, что это сравнение наполнило его гордыней и он вознамерился заменить огромного идола, увиденного им во сне, идолом, существующим в действительности.
В кругу вавилонских и сирийских монархов было принято воздвигать идолы в честь самих себя, поэтому поступок Навуходоносора не следует считать из ряда вон выходящим. Почти не подлежит сомнению, что идол был создан по его собственному подобию. Несомненно и то, что царь помышлял не только о собственном почитании, но также и о почитании богов, которым поклонялся.
Расходы, затраченные на проектирование и сооружение такого идола, очевидно, достигали непомерных размеров. Покрытый золотыми пластинками, он возвышался на пьедестале. Высота его превышала девяносто футов, а ширина составляла только девять. Эти пропорции производят достаточно гротескное впечатление, но являются типичными для вавилонских статуй. Нам не следует делать из этого вывод, что сам Навуходоносор был одновременно необычайно высоким и на редкость худощавым. Затем этот огромный и безобразный идол был воздвигнут на равнине Деире.
Арамейское слово, которое переводится в данном случае как "равнина", означает ровное пространство земли, окруженное горами. Идол был установлен на своеобразной естественной арене. Вокруг него была совершенно ровная площадка, которую обрамляли горы. Вероятно, его можно было увидеть на расстоянии множества миль, особенно в то время, когда золотая плита отражала солнце.
Когда идол был готов, состоялся ритуал его освящения, соответствовавший вавилонскому обычаю. Именно об этом упоминается в стихах 2 и 3. Из самых отдаленных уголков вавилонской империи прибыли высокопоставленные должностные лица, и в этих стихах перед нами развертывается перечисление их разнообразных рангов. Вероятно, ни один из жителей известного тогда мира никогда не был свидетелем подобного празднества. Толпа присутствующих казалась огромной, пышное же зрелище в целом было гораздо ослепительнее, чем самая экстравагантная церемония коронации. Это был идол, воздвигнутый могущественным императором Вавилона, стремившимся почтить самого себя и своих богов, и люди со всех уголков империи прибыли взглянуть на него.
В стихе 4 некоторые детали отмечены довольно сдержано. Перед бесчисленной толпой "громко воскликнул" глашатай. Каким же голосом он должен был обладать?! Выступая от имени Навуходоносора, он излагает безмолвной толпе содержание царского указа. Никто не освобожден от выполнения его требований. Здесь присутствуют представители различных народов, наций и языков, собравшиеся со всех концов Вавилонской империи, и содержание приказа относится ко всем им.
На церемонии присутствует также оркестр, инструменты которого перечислены в стихах 5, 7, 10 и 15. Выражение "всякие музыкальные орудия" происходит из Персии и означает, что в оркестр были включены некоторые персидские инструменты. Это и не удивительно, ведь Персия была в близком соседстве. Слова "труба" и "свирель" семитского происхождения; присутствие этих инструментов означает, что некоторые музыканты были изгнанными евреями. "Цитра", "цевница" и "гусли" - греческие инструменты. Вавилон к тому времени более столетия вел торговлю с Грецией, и, очевидно, счел подобающим включить греческую музыкальную терминологию в собственное наречие. Согласно указу, прочитанному глашатаем, когда бы ни раздались звуки оркестра, каждый присутствующий, кем бы он ни являлся и где бы ни находился, должен пасть ниц и поклониться воздвигнутому истукану.
Хотя шестой стих кажется нам безрассудным и вызывает у нас недоумение, давайте все же запомним кое-что из его содержания. Эта нелепая статуя была воздвигнута в честь царя и его богов. Поэтому поступок человека, не поклонившегося ей, расценивался как проявление нелояльности. Он означал неспособность подчиниться велению царя, что равносильно государственной измене. Расплатой за это могла быть лишь страшная смерть в печи, раскаленной огнем.
Поклонение такому идолу не представляло каких-либо затруднений для подавляющего большинства жителей Вавилонской империи, даже если они принадлежали к завоеванным народам. Они рассуждали примерно так: "Боги Вавилона явно сильнее наших собственных, иначе мы не потерпели бы поражения. Нам следует это признать".
Такое поклонение не составляло труда даже евреям, находившимся в изгнании. Поколениями они не повиновались Богу и погрязали в идолопоклонстве. Суровые слова пророков, указывающих им на греховность такого обычая, сознательно и постоянно игнорировались. Они не испытали бы каких-либо угрызений совести, если бы им пришлось пасть ниц перед золотым истуканом. Идолопоклонство было теперь у них в крови. К чему им выносить себе несомненный смертный приговор, отказываясь совершить то, чем они занимались годами?
Можно было ожидать всеобщего подчинения царскому эдикту, ибо он никого не ставил в затруднительное положение, никого не обижал. Никого, за исключением остатка благочестивых людей. Верность Богу, сохраненная ими, проявлялась и в том, что они отказывались имен, что-либо общее с поклонением лжебогам. Первая заповедь обладала в их глазах наибольшим значением. Для них не было более важного долга, чем любить Бога своего всем сердцем своим, и всею душою своею, и всем разумением своим. Они отказывались даже есть идоложертвенное мясо, а уж тем более не намеревались поклоняться этому идолу. Подчиниться указу царя вполне мог любой другой, но не они. Существовала высшая Власть, Которой они должны повиноваться. Только они одни окажут неподчинение. Только они отличатся от общепринятого. Неверность всегда греховна, и ее не следует допускать, даже если последствием будет верная смерть в печи, раскаленной огнем. Они стоят в то время, когда все остальные кланяются.
На протяжении двух тысячелетий тоталитарные режимы требовали от христиан либо подчиняться нелепым требованиям, либо умирать. И это особенно подтвердилось в нынешнем столетии. Во многих современных странах представители народа Божьего подвергаются гонениям. Они предпочитают томиться в тюрьмах, снизойти до выполнения самой черной работы в обществе, испытывать неописуемое горе при виде того, как их лишают детей, кричать, подвергаясь пыткам, и умирать страшной смертью - но только не приспосабливаться к требованиям властей, повелевающих им отказаться от послушания Богу и освободить для них в сноси жизни то место, которое должно принадлежать одному только Ему.
Многие из нас не живут под диктатом подобных режимов. Однако и для нас остаются истинными слова Самьюэла Резерфорда: "Вы не получите разрешения тихо прокрасться на небо, в окружение Христа, не испытав противодействия и крестной муки". Окружающие нас люди, прибегая к нажиму, велят нам присоединиться к их грехам. Они неоднократно говорят: "Если так поступает любой другой, то почему бы не сделать этого вам? Зачем отличаться от окружающих? Ну давайте, только один раз; только теперь".
Молодых христиан соблазняют пьянствовать вместе со своими друзьями или утратить целомудрие до заключения брака. Их подвергают давлению, принуждая лгать, воровать, читать грязные книги и смотреть непристойные телепередачи и фильмы. Осквернение воскресенья, легкомысленная трата денег, бездумное распоряжение собственным временем, азартные игры, мошенническое приобретение богатства и тысяча других грехов и непристойностей выдаются за добродетели.
Мир имеет собственную, раскаленную огнем печь, которая ожидает тех, кто отказывается поклоняться идолам. Воздействие этой печи проявляется в глумлении, высмеивании, насмешках, изгнании из общества и игнорировании. Добродетельным и богобоязненным людям внушают, что они ограниченные ретрограды. Окружающие принимают их неприветливо, исключают из жизни и круга общения. Многим молодым верующим это давление кажется непреодолимым. Они чувствуют себя вынужденными сделать выбор. Им приходится либо уступить и стать такими, как все остальные, либо, не сдаваясь, потерять все.
Именно перед таким выбором стояли Седрах, Мисах и Авденаго!
Три непоколебимых объекта
Как поступили эти три молодых человека, оказавшись перед прямым выбором? Об этом говорится в стихах 8-18.
Они предпочли угождение Богу, несмотря ни на какие обстоятельства. Они ни на пядь не отступили от этой позиции. Непреодолимая сила, исходящая от царского указа, столкнулась с непоколебимыми объектами!
Попытаемся вообразить сцену, описанную в стихах 8-12. Представим себе огромную толпу, возбуждение и атмосферу ожидания. Наконец раздаются звуки оркестра, и толпа, согласно приказу, падает ниц. Только три человека - и это нельзя не заметить - по-прежнему стоят.
Мы, несомненно, бывали на богослужениях, во время которых кто-нибудь из присутствующих оставался стоять после того, как все остальные садились. Нельзя было не обратить на них внимание. Взгляд каждого обращался в их сторону. Сколь же заметнее должны были казаться Седрах, Мисах и Авденаго! Вся империя падает ниц, и лишь трое проявляют смелость, позволяющую по-прежнему не сгибать колен!
В свете того, о чем сообщается в первой главе, отказ этих троих поощрять идолопоклонство был общеизвестен. Но на этот раз создается впечатление, что этот отказ погубит их. О них поименно сообщают царю. Несомненно, что для объективности такого доклада об этих молодых людях можно было сказать много хорошего. Однако ничего подобного не было сказано. Было без околичностей объявлено, что эти три видных должностных лица не почитают императора.
В стихах 13-15 рассказывается о том, как охваченный яростью царь повелел тотчас доставить троих непокорных к нему.
"Правда ли это?"- спрашивает он их. Затем точно так же, как и мир, окружающий нас, он убеждает их в том, что если это и правда, то все еще не поздно изменить ситуацию и стать такими, как все прочие: "Отныне, если вы готовы, как скоро услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей, симфонии и всякого рода музыкальных орудий, падите и поклонитесь истукану, который я сделал; если же не поклонитесь, то в тот же час брошены будете в печь, раскаленную огнем, и тогда какой Бог избавит вас от руки моей?" (15).
Окружающий мир стремится убедить христиан приспосабливаться. Он не может выносить тех, кто выделяется из общей среды, кто поступает не так, как все, и прежде, чем попытаться погубить таких, старается убедить их стать такими же, как все остальные. Мир обладает таким свойством, которое вызывает в нем стремление увидеть народ Господень приспосабливающимся. Смущение и беспокойство причиняют ему те, кто не склоняется перед явлениями, принуждающими склоняться его самого. Он не может понять тех, кто руководствуется иными ценностями. Но особенно раздражают его те, кто больше всего другого в своей жизни почитает и любит незримого Бога. Хотя мир и воздействовал бы на таких убеждением охотнее, чем наказанием, все же, вне всякого сомнения, он накажет их, если не сможет убедить. В сущности угроза наказания является частью аргументов, применяемых им в целях убеждения.
На страницах этой главы Навуходоносор предстает более раздраженным, чем в предыдущей. Как осмелились эти трое не признать его власть и могущество? Если же они не признают его верховенство таким образом, то им придется сделать это иначе. Печь, раскаленная огнем, продемонстрирует им, на чьей стороне подлинная власть. Если он, царь, бросит их туда, то какой Бог сможет их освободить?
Таков человек, который совсем недавно признал власть и верховенство Бога (2:47)! Охваченный гневом, он забыл уроки недавнего прошлого. Когда человек дает место гневу, здравомыслие его оставляет. Ему также приходится прибегать к угрозам куда чаще, чем к доводам разума.
В стихе 16 объясняется, почему Седраха, Мисаха и Авденаго правомерно называют "непоколебимыми объектами". Они сказали царю Навуходоносору: "Нет нужды нам отвечать тебе на это".
А это означает следующее: "Да, обвинения выдвинуты, и они истинны. Нам незачем прибегать к защите, оправданиям и извинениям. Факты остаются фактами, и мы их признаем. Совершенно верно то, что мы не простерлись ниц перед золотым истуканом. Если ты бросишь нас в печь, раскаленную огнем, так тому и быть. Наш Бог может нас освободить. Воистину, Он сделает это. Но если, следуя Своей высшей воле, Он предпочтет этого не делать, то и тогда мы не согласимся на грех, требуемый твоим приказом" (16-18).
Вот оно, слово веры! Не поклониться легко, если есть уверенность в спасении. Эти три человека были уверены в своем избавлении. Но они были исполнены решимости не поклониться идолу, даже если спасение не придет. Вот каковы слова благочестивой веры.
Людям, живущим по-христиански, свойственен принцип, о содержании которого нам надлежало бы помнить. Согласно словам Ч. Г. Сперджена, "Ваш долг состоит в том, чтобы поступать праведно. Последствия - во власти Бога... Вы и я обязаны поступать праведно, даже если низвергнутся небеса, и следовать заповеди Христовой, невзирая ни на какие последствия... О друзья, что нам за дело до последствий? Пусть низвергнутся небеса, но зато хороший человек сохранит послушание своему Владыке и верность истине. О человек Божий, будь праведен и не испытывай страха! Последствия - во власти Божьей, но не в твоей".
Этот библейский" принцип олицетворен в Седрахе, Мисахе и Авденаго. Наш долг и предел, положенный нашему долгу, состоят в том, чтобы поступать справедливо. Суть - в этом. И ни в чем большем. Если сделанный нами праведный поступок влечет нашу гибель, это касается только Бога. Последствия - в Его руках, долг же - в наших. Цель нашей жизни заключается в том, чтобы любой ценой и независимо ни от каких результатов совершать поступки, угодные Ему.
Седрах, Мисах и Авденаго жили, руководствуясь этим принципом. Насколько нам известно, прежде они никогда умышленно не огорчали царя Вавилона. Нет никаких указаний на то, что именно к этому они стремились. Однако, если встает выбор между тем, чтобы угодить либо самому могущественному человеку в мире, либо вечному Богу, то избрать можно только один путь. Умертвить нас - это худшее из того, что может мир.
Это чрезвычайно утешительная мысль! Всем нам придется рано или поздно умереть и встретиться лицом к лицу с Богом. Несомненно, лучше быть убитым и встретиться с Ним примиренными, чем, прожив немного дольше, предстать пред Ним в страхе. Мы знаем, что могила не является концом. Почему же тогда простая угроза смерти должна заставить нас перестать угождать Тому, перед Которым нам придется нести ответственность после смерти? И насколько в меньшей мере должна отвлечь нас от следования за Господом в этом мире слабая угроза насмешек?
Слишком немногие верующие прибегают к верной логике, подобной той, которую мы только что рассмотрели, и этим объясняется, почему многие из них уступают воздействию века сего. Они учитывают сиюминутные последствия, к которым приводит несогласие с миром, и поступают, сообразуясь с этим. Седрах, Мисах и Авденаго сделали наоборот. Какими бы ни были последствия, праведность всегда остается праведностью, а зло - злом. Поэтому они решились поступить праведно, результат же поступка предоставить воле Божьей. Именно такого рода рассуждения позволяют поддерживать свидетельство Божье в этом мире. Рассуждая иначе, мы полностью теряем способность произвести угодное Богу впечатление на тех, кто нас окружает.
Непреодолимая сила столкнулась с тремя непоколебимыми объектами. Самая могущественная сила в мире повелела: "Сделай это!" Ответом явились слова, которых более всего страшится зло: "Нет!" Навуходоносор не сойдет с пути, который он избрал. Седрах, Мисах и Авденаго не отступят от точки зрения, которой они придерживаются. Каким будет результат? Об этом сообщается в стихах 19-30.
Что произошло
В результате три непреклонных верующих были брошены в огонь. В огне они обрели освобождение. Нам следует обратить внимание на то, что освобождение произошло в огне, а не от огня.
Сила гнева, охватившего Навуходоносора, была такова, что изменилась даже его наружность (19)! Охваченный яростью, он приказывает растопить печь так, чтобы жар был в семь раз сильнее обычного. Когда праведники отказываются идти на компромисс, гневу грешника нет предела. Тому, кто утверждает, что был бы готов отправиться в печь во имя Господне, следует понять, что степень жара, исходившего от этой печи, значительно превосходила возможности его воображения.
Из стиха 20 явствует, что Навуходоносор ожидал встретить неповиновение своему приказу казнить трех инакомыслящих, поскольку выполнение этого приказа он вверил самым сильным мужам в своем войске. 6 стихах 21-23 мы видим, что они ведут к печи связанных и одетых в царские одежды трех молодых людей.
Печь была подобна огромному тиглю. Внизу, в стенке, располагалась дверь, через которую ее топили. Однако верхняя часть была открыта. В таком положении оказался остаток верующих в Бога людей. От печи исходит такое обжигающее дыхание, что слуги Навуходоносора, влекущие осужденных к печи, погибли от сильного жара. Но перед этим они успели бросить в печь Седраха, Мисаха и Авденаго. Глядя во внутрь сквозь отопительное отверстие, царь и его приближенные видят, как они, объятые пламенем, падают на дно печи. Они связаны и беспомощны, и пламя, которое уже умертвило тех, кто находился снаружи, несомненно, умертвит и их. Бесспорно, это конец Божьего народа.
Но было бы глупо об этом говорить!
Конец народа Божьего никогда не наступит! Мир никогда не увидит исчезновение остатка праведников. Их численность может быть незначительной, но они никогда не перестанут существовать. Никогда!
В книге Откровения предсказывается, что мир увидит конец христианской Церкви как организации. Наступит время, когда люди станут искать церковь, всегда видимую, и не смогут ее найти. Однако сказанное не означает, что погибнет христианская церковь как таковая. Народ Божий пребудет на земле вплоть до того мгновения, когда наступит пришествие нашего Господа.
Взгляните на сегодняшнюю Албанию. Вы не сможете там обнаружить ни одного очевидного признака христианской церкви. Нет ни одного явственного указания на то, что христианская церковь когда-либо оказывала влияние на жизнь этой нации. Ни в одной библиотеке нет книги, в которой упоминалось бы имя Божье иначе, чем с презрением, и даже на кладбище нет ни одного креста. И все же в этой стране по-прежнему живет много верующих, любящих Христа. Систематическое проведение чисток потерпело крах, пытаясь их искоренить. Невозможно когда-либо уничтожить остаток Божьего народа.
Навуходоносор и его придворные ожидали услышать несколько отрывистых криков и увидеть объятые пламенем мертвые тела. Они полагали, что это будет окончательным решением вопроса. Не останется ни одного инакомыслящего. Каждый житель Вавилонии будет готов поклониться идолу Навуходоносора.
Однако, подобно всем злым людям, плетущим интриги против народа Божьего, Навуходоносор не видел того, что стремился увидеть. Вместо этого перед его взором развернулась картина, побудившая его, вскочив с места, отчитать своих советников!
"Сколько человек было брошено в печь?"
"Трое".
"В каком положении?"
"Связанными".
"Тогда почему я вижу четырех человек, прохаживающихся среди пламени без каких-либо следов оков на руках? И почему у четвертого из них сверхъестественная наружность?"
Несомненно, что Навуходоносор описал четвертого человека, шествующего в огне, пользуясь выражениями, соответствующими его религиозным взглядам. Он назвал его "сыном богов". Равным образом не подлежит сомнению и то, что этим Четвертым был Тот, Кого Библия называет "Сыном Божьим" (25).
В Библии совершенно ясно говорится о том, что Сын Божий много раз появлялся на земле в образе человека до того, как пришел в наш мир во плоти человека. Зачастую в этих предшествующих земному воплощению богоявлениях Его называют "ангелом Господним" или "Ангелом" (Быт.48:16). Поэтому нет ничего удивительного, что в стихе 28 данной главы о Нем говорят: "...послал Ангела Своего". Господь Иисус Христос шел посреди пламени вместе с Седрахом, Мисахом и Авденаго! Исполнилось обетование, которое незадолго до этого было ниспослано Израилю Божьему устами Исайи: "Будешь ли переходить через воды, Я с тобою,- через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли чрез огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя" (Ис.43:2).
Пойдя на компромисс, эти трое никогда не обрели бы привилегию шествовать вместе со Христом посреди пламени печи. Их общение с Богом прервалось бы, и они навсегда были бы связаны - не веревками и цепями, а силою всепроникающего ощущения неудачи, разочарования и бесполезности.
Вместо этого они удостоились привилегии быть вместе со вторым Лицом Троицы, Сыном Божьим, за шесть столетий до Его рождения в образе человека. Отказавшись согрешить, они испытали общение с Господом Иисусом Христом, которое является почти уникальным на страницах Ветхого Завета. Кто бы когда-либо поверил, что подобное возможно в этом мире? Попытавшись спасти свою жизнь, они утратили бы ее. Жизнь стала бы для них существованием, лишенным смысла и общения. Но обнаружив готовность утратить свою жизнь, они воистину ее обрели. Какие бы утверждения ни выдвигались, чтобы доказать обратное, никто не проигрывает, отказываясь грешить. Бог никогда не освобождает от огня. Освобождение в огне - вот Божий путь.
Бог дарует миллионы утешений тем из Своих чад, кто отказывается идти на компромисс. Какое бы впечатление произвели эти трое на неверующих, поклонившись, подобно остальным? Абсолютно никакого! Теперь же неверующие с изумлением вглядываются сквозь отверстие, проделанное в стенке печи. Они оказались свидетелями того, как трое юношей, отказавшись изменить свои взгляды, прошли вместе с Христом посреди пламени и остались совершенно невредимыми. Насколько нам известно, в тот день никто не был обращен. Однако сила Божья произвела на присутствующих такое впечатление, которое останется на протяжении всей их жизни.
К концу этого важного дня все разговоры были о Боге Седраха, Мисаха и Авденаго. О безобразном идоле теперь уже даже не вспоминали! По требованию Навуходоносора из огня вышли трое верующих, и ни один волос на их головах не был даже опален! Не были затронуты их одежды, от них не исходил даже запах пламени!
Вот это Бог! Его слуги оказались совершенно невредимыми! Сколь велик этот Бог! Хотя Навуходоносор все еще не обратился, события этого дня оказали на него слишком большое воздействие. И вновь ему приходится открыто признать Бога.
Я пишу эти строки, находясь в рабочем кабинете в Ливерпуле, в Англии. Был день, когда даже необращенные представители этой нации признавали Бога. И хотя в общем мужчины и женщины были лишены спасительной веры, Бог обретал признание на протяжении всего существования нации. Десятки тысяч даже необращенных людей регулярно отправлялись к местам богослужений, возносили молитвы во время еды и хранили спокойствие в день Господень. Они отказывались сквернословить, лгать и пьянствовать и противодействовали тем, кто пытался разрушить семейную жизнь, предавался азартным играм и любым неблаговидным делам. Так было не потому, что эти люди обрели спасение в Иисусе, а потому что Бог произвел сильное впечатление на их сознание. Нравственность нации была тесно связана со свойственным ей ощущением Бога.
Наша нация уже не представляет собой что-либо подобное и в сущности с каждой минутой все больше удаляется от этого положения. Упадок начался тогда, когда церковь стала прибегать к компромиссам. Чем усиленнее она пыталась следовать общепринятому направлению и "идти в ногу" со временем, тем меньшее влияние Бог оказывал на людей. Когда же церковь начала затушевывать свою миссию, перестав в проповедях касаться таких тем, как сотворение чудес или существование ада, она утратила свою власть.
Народ Божий только тогда оказывает исполненное Божьей силой воздействие на порочных людей, когда говорит "нет" всему, что не угодно Богу, хотя это может и не понравиться другим.
Давайте посмотрим, что пришлось признать Навуходоносору. В 28-м стихе мы обнаруживаем, что он признал то, кем является Бог. Ему довелось понять, что Бог имеет слуг, что Он послал Своего ангела и избавил рабов Своих, что Бог могущественнее его, самого могущественного человека в мире, и что Бог величественнее любого другого из богов и заслуживает поклонения. Царь не признал еще, что Бог является единственным Богом. Не пришел он еще и к вере во Христе. И все же определенные истины неизгладимо запечатлелись в душе этого человека.
Он отреагировал на это событие, издав указ, содержание которого излагается в стихе 29. Никоим образом мы не можем относиться с терпимостью или одобрить то, что он теперь приказал. Нам следует помнить, что он по-прежнему был необращенным и что во все времена подобные люди обычно пытались силою меча принуждать других к принятию определенной веры. Люди не обретают веру подобным образом; только сами верующие обладают духовной проницательностью, помогающей им это понять. Навуходоносор еще не зашел достаточно далеко. Поэтому-то он и повелел, чтобы каждый, произносящий хулу на Бога Седраха, Михаса и Авденаго, был изрублен в куски, а дом его обращен в развалины. Мы полностью отмежевываемся от этого указа. Однако мы должны учесть тот факт, что милостивая сила Божья, чудесным образом сохранившая благочестивых людей, произвела огромное впечатление на присутствующих, и свидетельство во имя Божье в этой языческой империи продолжалось.
Непрекращающееся свидетельство о Боге в этом мире зависит от одного единственного слова. Равным образом одно единственное слово может полностью лишить народ Господень способности нести действенное свидетельство окружающим его людям.
Разрушительным является слово "да". Если неверующий предлагает сделать грех, а те, кто служит Богу, соглашаются его совершить, то они становятся подобными всем остальным. Поступая так, они целиком утрачивают способность совершать какие бы то ни было добрые поступки или сохранять истину.
Ситуация становится совершенно иной, когда искушения совершить грех наталкиваются на твердое "нет!". Вначале, несомненно, вырисовывается перспектива раскаленной огнем печи. Вам приходится либо обойти печь вместе с Навуходоносором, либо войти в нее вместе с Христом. Промежуточного пути не существует. Однако место ни с чем не сравнимой жары является также местом ни с чем не сравнимого общения со Спасителем. Те, кто проходит через огонь, испытывают также уверенность в том, что оставляют неизгладимый след в сознании необращенных людей.
Ни один человек не в силах придумать раскаленную огнем печь, которая погубила бы народ Божий. Именно подобные печи и оказываются теми средствами, которые использует Бог, чтобы сохранить остаток Своих последователей и не дать погибнуть Своей истине в этом мире.
Этот материал еще не обсуждался.