18.02.2010
Скачать в других форматах:

Стюарт Олиотт

Устоять в одиночку

7. С Богом среди львов

Пожалуйста, прочитайте 6 главу книги Даниила.

Теперь мы переходим к рассмотрению последней из тех глав книги Даниила, которые посвящены истории. В последующих главах излагаются пророческие видения. Являясь одной из наиболее известных во всей Библии, шестая глава, конечно же, не нуждается в каком-либо представлении. В ней записан случай, происшедший с Даниилом в преклонных летах. На страницах первой главы мы познакомились с четырнадцатилетним юношей; теперь же мы можем увидеть, как он сохранил верность Богу даже в пожилом возрасте.

Заговор против Даниила

Эта глава делится на три части; первая охватывает стихи 1-9. В них повествуется о заговоре, целью которого было погубить Даниила.

Повествование начинается сообщением о смене династии. Вавилонская империя принадлежит прошлому. Ее завоевала объединенная мощь мидян и персов, и вторая великая империя, явившаяся во сне Навуходоносору, теперь существует наяву. Первым правителем новой династии является в общем-то неизвестный мидянин, по имени Дарий, который восходит на трон в преклонном возрасте - шестидесяти двух лет. Царствовал он недолго, поскольку, сопоставляя данные истории, мы узнаем, что вскоре после него воцарился Кир Персидский.

Дарию выпадает нелегкая задача - вступить во владение Вавилонской империей, дать ей новое направление и самобытность под властью мидян и персов. Его ожидали огромные административные трудности, и в первых стихах главы показывается, как он брался за их устранение. Управление империей он вверил в руки ста двадцати сатрапов. По-видимому, каждый из них нес ответственность за отдельную область. Они были подотчетны трем князьям, "чтобы царю не было никакого обременения" (2). Князья, в свою очередь, отчитывались перед самим царем. Хотя, действуя подобным образом, Дарий сохранял свою абсолютную власть, правительство все же не было отдалено от народа.

Одним из трех князей являлся Даниил. Согласно сообщениям, приведенным в стихе 3, он настолько превосходил прочих князей и сатрапов, что царь намеревался поставить его над всем царством. Предполагалось произвести изменения в иерархии, которые позволили бы одному из князей встать во главе других и сделаться заместителем царя.

Каким же образом Даниил так быстро достиг столь видного положения при новом режиме? Каким образом тот, кто занимал почетное место в правление побежденной династии, сразу же смог занять высокий пост в правительстве победителей? Хотя этот вопрос нередко кажется невероятно сложным, на самом деле ответ на него прост.

Погибшая империя была подобна любой другой великой империи, ушедшей в небытие. Она деградировала. Она преисполнилась любви к роскоши, при этом полностью отказавшись от стремления к упорному труду. Широкое распространение получило пренебрежение моральными принципами, бесконтрольно возросли безнравственность и обман. Нравственный климат разложился до предела. Вавилонские чиновники не проявляли особого интереса к делам, которые не позволяли им набивать мошну и греть руки, злоупотребляя властью. Психология "быстрого обогащения" настолько овладела ими, что, оставив в стороне колебания, они занялись преследованием личной выгоды и погоней за должностями.

Смена правительства сама по себе не приводит к изменению морального климата. Дарий не мог гарантировать, что сатрапы, назначенные им, в чем-то будут отличаться от вавилонских чиновников, которых они сменили. Возможно, они сохранили бы ту же тактику и были бы заинтересованы в достижении личной выгоды больше, чем в надлежащем управлении империей. Возникла настоятельная необходимость не позволить им беспрепятственно протягивать руки к принадлежавшим государству денежным средствам. Для этого Дарий нуждался в человеке, которому, благодаря его безупречной честности, можно было вверить казну. Если бы ему не удалось найти такую личность, вероятным оказался бы развал всей администрации.

Царь понял, что в лице Даниила имеет саму неподкупность. Духовность этого человека гарантировала то, что его нельзя будет ни умилостивить взяткой, ни купить (3). Сегодня принято говорить, что каждый имеет свою цену; но с Даниилом дело обстояло не так. Страх перед Богом владел его душой, и ему можно было доверять, ожидая от него безусловной верности царю. Его честность не подлежала никакому сомнению. Этому человеку были свойственны моральное превосходство и дух незапятнанной чистоты. Лживые чиновники должны были считаться с тем обстоятельством, что между ними и хищением государственных денег существовал непреодолимый барьер. Это был Даниил.

Возможно, некоторые из наших читателей вращаются в мире бизнеса. Они должны знать, что могущественный человек, стремящийся к легкому обогащению может проявлять крайнюю жестокость в погоне за успехом. Он не остановится ни перед чем. Он и глазом не моргнет, если его амбиции будут удовлетворены ценой уничтожения менее крупных, но честных бизнесменов. Нет такой бездны, в которую он не устремился бы ради достижения личной выгоды. Нет предела подлости и бессердечности, когда это служит его корыстным интересам.

Подобным же образом сто двадцать сатрапов и двое князей решили избавиться от Даниила (4). Они понимали, что никогда не смогут найти зацепку в исполнении им своих государственных обязанностей. У них не было ни одного шанса. Даниил был тем, кем ему следовало быть. Доказательства этого, продемонстрированные его работой, были безупречны - он являет собой образец, которому надлежало бы следовать всему Господнему народу. Поэтому им пришлось подготовить заговор совершенно иного рода, который позволит раз и навсегда разделаться с Даниилом и удалить его со своего пути. Очень скоро честный князь был бы устранен.

Аргументация этих людей была приблизительно такой: "Даниил верен Дарию потому, что прежде всего верен своему Богу. Его духовность служит гарантией его чистоты. Первая обусловливает вторую... Если мы поставим его в положение, требующее сделать выбор между своим Богом и царем, он несомненно остановит выбор на Боге. Таким образом он опорочит себя в глазах царя и будет устранен".

Руководствуясь подобной логикой, они задействовали всю свою энергию, чтобы поставить Даниила в такое затруднительное положение.

Любое выступление человека, борющегося за честность и справедливость, производит впечатление. Такой человек неизбежно становится на пути других людей, которые начинают его за это ненавидеть. Злые люди пытаются создать благочестивым людям обстоятельства, при которых им приходится либо оставаться верными Богу и лишиться всего, либо сохранить положение, утратив свое особое свидетельство.

Оружием, к которому прибегнули заговорщики, были лесть и ложь. Именно это оружие использовал дьявол в Едемском саду; его он пускает в ход и по сей день. Он заверил Еву, что, отказав в повиновении Богу, она и ее супруг станут подобными богам. Это - лесть! Он убедил ее в том, что, вкусив от запретного плода, она не умрет. Это - ложь! Тактические приемы, к которым он прибегает, сохранились в неизменном виде, поскольку оказались успешными.

Указ, поданный царю на рассмотрение, должен был показаться ему чрезвычайно лестным. Предлагалось на протяжении тридцати дней считать его земным представителем всех существующих богов, т.е. не возносить ни одному богу молитв иначе, чем через его посредничество. Ни одну религию не следовало ни запрещать, ни объявлять незаконной. Можно продолжать возносить молитвы различным богам, как и прежде, но при одном условии: все молитвы и просьбы должны были передаваться через посредничество Дария: "...кто в течение тридцати дней будет просить какого-либо бога или человека, кроме тебя, царь, того бросить в львиный ров" (7).

Несомненно, сатрапы и князья привели Дарию много доводов, оправдывающих выбор такого курса: он явится объединяющим фактором для новой империи; он обеспечит уважение к новому монарху; он упрочит авторитет царя среди всех сословии его подданных и т.д. В ход пошли всевозможные другое доказательства, которые можно было предложить тщеславному царю, выдав их за довод, оправдывающий принятие такого указа.

Если бы царь оказался мудрым человеком, он немедленно почуял бы недоброе. Но лесть приводит к чудодейственным результатам. Она способствует росту гордыни человека и делает его слепым и невосприимчивым к истине. Дарий выслушал выдвинутое самыми высокопоставленными чиновниками предложение, согласно которому его фактически следовало считать богом. Это предложение было всего лишь на шаг отдалено от обожествления царя, которое характерно для многих древних империй. Лесть заставила его не обратить внимание на деталь, имеющую огромное значение. Не удивительно, что Писание, и особенно Книга притчей Соломоновых, столь прямо выступают против льстецов!

На какую же деталь не обратил внимание царь? Ему следовало понять, что слова, изложенные в стихе 7, были явной ложью. Утверждалось, будто "...все князья царства... согласились между собою, чтобы сделано было царское постановление". Если это действительно так, то почему Даниил, самый выдающийся из числа князей, не присутствовал в то время, когда вносилось предложение? Если все высшие должностные лица действительно одобрили предложение, то почему его не передал на рассмотрение самый вышестоящий из их числа? Подобные мысли должны были прийти в голову Дарию, но, очевидно, этого не произошло. Вслед за тем он подписал указ, который, согласно мило-персидскому обычаю, приобрел силу постоянного закона. После подписания такие царские законы уже не могли подвергнуться изменению. Любая попытка Дария поступить иначе вызвала бы серьезные недовольства в его империи, а он не был готов к возникновению подобных непредвиденных обстоятельств на столь раннем этапе своего правления.

Мы видели, что повеление Навуходоносора, обязывавшее каждого поклониться его идолу, не причиняло вреда никому, кроме остатка праведников. В данном случае перед нами аналогичная ситуация. Вся Мидо-Персидская империя состояла из политеистов-идолопоклонников. Принятие этого нового декрета никому из них не причинило бы беспокойства. Их религии могли, как и раньше, существовать более или менее без ущерба для себя. Но это не относилось к Даниилу. Закон Божий воспрещал ему преклоняться перед человеком или признавать какого-либо иного посредника, кроме Того, Кто поставлен свыше. Исключалась любая возможность, позволявшая ему угождать Богу и одновременно повиноваться эдикту царя.

Это была сложная дилемма. Если бы Даниил стал молиться Иегове так, как имел обыкновение делать, он, несомненно, нарушил бы царский эдикт. Но перестав поклоняться Богу, преданность Которому хранил в течение всей жизни, он, несомненно, утратил бы духовность, а следовательно и свою целостность. Перед ним встал выбор: или быть благочестивым человеком, не угодившим царю, и умереть, или остаться в живых, потеряв благочестие. Какой бы из путей ни был избран, казалось, что восторжествуют нечестивцы. В будущем или не было бы никакого Даниила, или был бы Даниил, пожертвовавший своими принципами и отрекшийся от своей прежней репутации. Казалось, заговорщики не могут проиграть.

Даниил во рву со львами

Вторая часть нашей главы включает с 10-го по 17-й стихи, и именно этот отрывок повествования мы назовем: "Даниил во рву со львами".

Что предпринял Даниил, узнав о подписании неотменяемого эдикта?

Он поступил не так, как поступили бы многие из нас. Мы поддались бы панике или прореагировали бы каким-либо иным подобным образом. Если бы хоть одно слово, подобное содержавшимся в декрете, оказалось узаконенным сегодня, многие из нас начали бы спешно обходить дома друг друга или, надеясь на возможность эмигрировать, устремились бы в ближайший аэропорт. Души наши наполнились бы наихудшей из разновидностей волнения.

Что же предпринял Даниил? Он вел себя как обычно, "как это делал он и прежде того" (10). Он остался непоколебим, невозмутим и неизменен.

Хотя обстоятельства, безусловно, изменились, они не изменили человека Божьего. Он имел обыкновение три раза в день молиться Богу. Он делал это, находясь близ открытых окон своего жилища, выходящих в сторону Иерусалима. Проведя длительное время в изгнании, он не забыл город и страну, которых его лишили. Не забыл он и об обещании Бога восстановить Израиль и отстроить Иерусалим.

Каким же образом Даниил мог молиться столь открыто? Разве не велит нам Господь удаляться в свою комнату, затворять двери и втайне молиться своему Небесному Отцу? (Мтф.6:6).

Нам следует помнить о том, что Даниил занимал важный государственный пост в восточной империи. Слуги, должно быть, сновали по всему его дому, и у него не было особой возможности уединиться. Он не мог держать в тайне свои религиозные обряды. Теперь же вокруг были соглядатаи, которые намеревались подследить, не продолжает ли князь поклоняться Богу в период действия указа. Хотя его молитвы никогда не выставлялись на показ, Они никогда и не держались в секрете. Поступать как обычно означало, что и теперь они не могли остаться в тайне.

В точном соответствии с заведенным порядком, три раза в день человек Божий простирался ниц перед Богом. Угроза смерти не означала, что ему следует прекратить поступать праведно. Праведность всегда остается праведностью. Обстоятельства могут изменяться, но Божественные абсолюты не изменяются. Как уже подчеркивалось ранее, долг, которым мы руководствуемся в своей жизни, заключается в необходимости, даже если небеса ниспровергнутся на землю, делать то, что является верным. Ответственность за последствия несет Бог.

Каким же образом старик мот сохранять такую стойкость, проявлять подобное мужество и веру?

Такие качества не появляются в жизни человека внезапно. Выработав в течение своей жизни привычку говорить злу "нет!", он оказался в силах вновь совершать это в столь ужасные времена.

Найти объяснение 10-му стиху мы сможем, перечитав вначале стих 8 первой главы. Тогда четырнадцатилетний юноша "положил в сердце своем не оскверняться". В юности Даниил отказался совершить сравнительно незначительный грех. С какими бы грехами ни приходилось ему сталкиваться на протяжении прошедших с тех пор лет, его ответом всегда был твердый отказ. Он приучил себя к неукоснительной дисциплине, обязывавшей говорить "нет!" всему, что является ложным.

Ежедневно говоря греху "нет!", мы становимся все в большей степени способными так же поступить в следующий раз. Но стоит нам однажды уступить, и наша способность сопротивляться снизится.

Полагаю, что истинным львиным логовом для Даниила оказалась его спальня. Он знал, что, ослушавшись повеления царя, будет растерзан дикими зверями и лишится жизни. Но зато он не отречется от своего свидетельства! Однако, как мы упомянули выше, сатана предпочитает, чтобы мы сохранили жизнь и утратили свое свидетельство.

Таким образом, очевидно, что всякий раз, когда Даниил преклонял колени для молитвы, он подвергался дьявольским искушениям. Не трудно себе представить, какие мысли проносились в его сознании. "Почему ты не облегчишь свое положение? Подумай, какую должность ты занимаешь и какими привилегиями пользуешься. Подумай о том влиянии, которое ты сможешь по-прежнему оказывать, если будешь дорожить своей нынешней должностью. Обеспечь свое будущее, не помолившись Богу на протяжении ближайших тридцати дней. Зачем жертвовать своей жизнью ради кратковременного наслаждения молитвой? Если хочешь, возноси молитвы втайне, в глубине своей души, но зачем делать это именно так, как ты всегда делал? Ты обязательно обратишь на себя внимание и лишишься всего. Неужели молитва так важна? Действительно ли стоит так поступать? По крайней мере, ты мог бы отправиться для вознесения молитв туда, где вероятнее всего тебя не увидят ни соглядатаи, ни домашние. Зачем тебе молиться у всех на виду? Ведь всего лишь через тридцать дней опасность минует и ты сможешь вести себя так, как прежде".

Это искушение посещало Даниила утром, в середине дня и вечером. Вероятно, когда он думал о Своем положении, в его мыслях проносились тысячи убедительных доводов, оправдывающих отказ от того, чем он занимался. Может ли кто-нибудь сказать, сколь изнурительным должно быть такое каждодневное, неоднократно повторяющееся искушение?

Есть много духовно крепких верующих, которых невозможно сломить сильным и внезапным искушением, но при постепенном давлении их сопротивление может разрушаться. Известный тактический прием дьявола заключается в стремлении истощить терпение святых Всевышнего (Дан.7:25). Он прекрасно знает, что капля по капле и камень долбит. Поэтому в искушении он зачастую действует не резко и напористо, а утонченно и мягко. Он снова и снова выдвигает одни и те же предложения до тех пор, пока не привлечет к ним внимание. Он насаждает мысль о том, что определенный грех не только не принесет вреда, но на самом деле может быть полезным. Являясь злом, он вполне способен представать в виде ангела света. Зачастую сопротивление верующего человека уступает натиску сатаны и свидетельство его гибнет.

Но сатане пришлось убедиться, что по отношению к Даниилу его проверенная тактика совершенно безуспешна. Давление, оказываемое этим каждодневным искушением, стало для верного мужа Божьего настоящим испытанием. Именно это было для него подлинным львиным рвом. И все же каждый раз он говорил: "Нет!", преклонял колени и "молился своему Богу и славословил Его, как это делал он и прежде того" (10).

Соглядатаи обнаружили непоколебимую последовательность в поведении Даниила. Он остался таким же, как прежде. Ничто не лишало его спокойствия, он сохранил свою постоянную твердость. Нам, несомненно, следует признать, что его мужественный отказ уступит чувству страха или поддаться изощренным предложениям дьявола, оказался большим чудом, чем происшедшее с ним позднее освобождение из пасти львов.

Когда стало очевидным, что Даниил не обратил внимания на указ царя, заговорщики, желая навсегда покончить с ним, привели в движение механизм власти. Они начали с того, что пожаловались на Даниила царю (12). Излагая свои претензии к этому человеку, они и не подумали упомянуть о его всем известной чистоте. Они ни единым словом не похвалили его за честность, не обмолвились о том, как хорошо он выполнял возложенные на него обязанности, занимая свое нынешнее высокое положение в обществе. Вместо этого заговорщики напомнили царю, что Даниил - всего лишь пленный изгнанник, и принялись намекать на его политическое вероломство и неблагонадежность. Подобную необъективность нередко можно проследить в поведении порочных людей.

Даниил предсказал Навуходоносору, что следующее за ним царство будет ниже его (2:39). Последовавшие события доказали, сколь истинным было это пророчество. Навуходоносор являлся абсолютным монархом, Дарий же, как мы видим, запутался в паутине собственных законов и оказался в руках своих придворных и советников. Глава империи одурачил самого себя!

Он подписал то, что тщательно не обдумал. Теперь его жизнь наполнена сожалениями об этом поступке, но он не в силах что-либо изменить. Вставшая перед ним дилемма ужасна. Царь собственным законом осудил Даниила и в то же время всею душою стремится его спасти. Жертва собственной глупости, он издал указ, осуждающий Божьего человека, в то время как ничего так страстно не желает, как спасти его. И хотя весь день царь пытается найти лазейку в законодательстве, которая позволила бы спасти жизнь Даниила, заговорщики грубо напоминают ему о том, что он не вправе нарушить свой эдикт. Нечестивые люди теперь задают тон и торжествуют.

Многие из тех, кто пишет книги о Данииле, просят нас остановиться и обсудить существование "другого Закона и другой Любви" (Гэбелайн). Закон, осудивший нас, был справедливым. Тот, Кто дал нам этот закон, всей Своей душой, исполненной любви, стремился нас спасти. Божественная мудрость решила эту дилемму, послав в мир Господа Иисуса Христа. Он вместо нас соблюл требования Божественного закона как в смысле его сохранения, так и в том, что понес наказание за его нарушение. Бог разрешил эту проблему жизнью, смертью и воскресением Своего Сына!

Однако разрешения дилеммы Дария не существовало. Он был не более, чем слабым и способным ошибаться царем, который, подписав необдуманный указ, теперь сожалеет о собственном просчете. Посылая Даниила в львиный ров, он жалобно плачет, лелея надежду на то, что Бог вмешается и освободит его. Царю противен закон, который он сам создал. Ему приходится пережить предельную насмешку над самим собой. На вход в львиный ров наложена печать, свидетельствующая, что Даниил оказался там волею царя и что любая попытка освободить его явится предательским вызовом царскому приказу.

Вероятно, заговорщики ликовали, уходя домой, но о царе этого не скажешь. Ему предстояла бессонная ночь. У него даже пропал аппетит. Он понимал, что нет такой музыки, которая могла бы отвлечь его от мыслей о безрассудстве совершенных им поступков. Всеми своими помыслами он был вместе с Даниилом, который, являясь предметом его любви и доверия, оказался один на один со львами.

Хотя Даниил подвергся большой физической опасности, нам следует помнить о том, что какая-либо духовная опасность ему не угрожала. Он смело противостал дьяволу и таким образом избежал его когтей. Дьявол не имел никакой власти над Даниилом. Он не одержал и малейшей победы и ни на йоту не завладел Даниилом. "Противостаньте диаволу, и убежит от вас" - гласит Слово Божье (Иак.4:7), и Даниил доказал истинность этих слов до того, как они были написаны. Его чистота и духовность остались нетронутыми и неповрежденными. Всем нам следует обратить внимание на этот замечательный пример.

Единственное средство, позволяющее избавиться от дьявола, - это готовность встретить его не дрогнув. Нет иного пути, позволяющего не попасть в его когти и остаться свободным от его власти: "Противостойте ему твердою верою" (1Петр.5:8-9). Твердое "нет" Даниила, произнесенное им перед лицом искушения, вынудило дьявола оставить его в покое. Да, он оказался в львином логове, но по крайней мере ему не пришлось сносить там общество сатаны. Как мы увидим позднее, общество было несравненно лучшим!

Освобождение Даниила

Начиная с 18-го стиха и до конца главы, излагается великий рассказ об освобождении Даниила и конечном результате этой истории.

Пережив бессонную ночь, Дарий на рассвете спешит к львиному рву. В верхней части логова есть отверстие, позволяющее зрителям видеть, что происходит внизу. Именно через это отверстие донесся до Даниила жалобный, наполненный тоской голос: "Бог твой, Которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов?" (20). В действительности же царь не ожидает ответа. Он думает, что сейчас увидит останки слуги Божьего, погибшего ночью страшной смертью.

"Царь! во веки живи!" - слышит он твердый голос, который не надеялся когда-либо вновь услышать. Голос человека, по мнению всех, умершего, учтиво желает Дарию долгих лет жизни.

С какой неподдельной радостью выслушал он этот ответ! "Бог мой послал Ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне, потому что я оказался пред Ним чист, да и пред тобою, царь, я не сделал преступления".

Даниилу не пришлось разделить той ночью общество дьявола, ибо тот бежал от него. Однако он познал общество Господа Иисуса Христа! Ангел Господень, направлявший Иакова в течение его долгой жизни, Ангел, сопутствовавший Седраху, Мисаху и Авденаго в раскаленной огнем печи, теперь благословил Даниила, разделив с ним общение в ночное время. Тот, Кому впоследствии предстояло проявить Свою власть над ветрами и волнами, в ту ночь явил ее над львами и сдержал их природные инстинкты, побуждавшие умертвить и растерзать жертву, которая оказалась перед ними!

Дарий не смог ждать до тех пор, пока снимут печать с боковой двери, через которую впускали львов. Он приказывает немедленно спустить в ров канаты и поднять Даниила на поверхность. Слуги поднимают его наверх из глубины и подвергают тщательному осмотру. На нем нет ни единой царапины! Совершенно невредимы даже его волосы!

И вновь точно так же, как это случилось с находившимися в огненной печи, Бог спас Своего слугу не от беды, а в беде. То же самое произошло с апостолом Павлом. Какой список страданий приводит он нам во 2-м послании Коринфянам 11:23-33! Но именно в окружении страданий он убедился в том, что никакая сила не может разлучить его со своим Спасителем (Рим.8:35-39). Мы испытываем те же переживания. Все желающие вести благочестивый, христианский образ жизни, несомненно, будут гонимы (2Тим.3:12). Утверждение, будто Бог ставит перед Собой задачу спасать нас от трудностей и мучительных, ужасающих переживаний, попросту неверно. Но верно то, что Он спасает нас в трудностях и даже в мученичестве. Нет ситуаций, в которых мы могли бы когда-либо оказаться без присутствия Христа. И нет такого страдания, даже мученичества, из которого Он не мог бы вывести нас живыми!

Грешным людям неведомо ни одно из подобных утешений, которыми они могли бы наполнить свои души. Эта истина подчеркнута в стихе 24. Это страшный стих. Теперь преданы смерти заговорщики и, в соответствии с персидским обычаем, то же самое постигло их жен и детей. Это ужасная сцена.

В Писании не сказано, что такова была воля Бога. Это произошло согласно воле необращенного царя, и Слово Божье не одобряет таких действий. Однако оно фиксирует этот факт. Как только злые заговорщики и их несчастные жены и дети были брошены в ров, озлобленные и голодные львы сразу же разорвали их на куски. Эта ужасная сцена не может не опечалить нас. Но она призвана еще раз обратить наше внимание на то, каким чудодейственным оказалось освобождение Даниила из той же западни. Совершил это Бог!

Из содержания указа, приведенного в конце главы, явствует, что именно это пришлось признать Дарию. Обращаясь ко всем народам своего царства, он провозглашает Бога величайшим Богом, хотя и не признает Его единственным, как это сделал Навуходоносор после чудесного избавления юношей из раскаленной огнем печи.

Духовная слепота ужасна. Человек может понять, что Бог велик, что власть Его вечна и что Царству Его нет конца. Его можно побудить проникнуться страхом и трепетом перед Богом, о существовании Которого он знает. В сущности он может признать, что этот Бог и на небесах и на земле поступает так, как Ему угодно. В то же время такой человек иногда не в силах понять, что Бог является единственным Богом, и может прийти к концу своей жизни, так и не проникнувшись личной преданностью Ему. Именно это произошло с Дарием.

Дарий сошел с арены истории. Мидийский царь был сменен Киром Персидским (28). Цари, как и империи, приходят и уходят - остаток народа Божьего сохраняется. Таков основной урок этой главы, призванный всегда ободрять и поддерживать нас.

Но что происходит, если соль теряет свой вкус? Ежедневно перед этим незначительным остатком встает выбор: или угождать Богу, или угождать другим. Им говорят, что, только угождая другим, они могут надеяться на выживание; но они твердо знают, что, поступив таким образом, лишатся своего свидетельства. Несомненно, согласившись с условиями этого мира, они проживут немного дольше, но благочестие остатка, делающее его остатком, будет утрачено. Для того, чтобы свидетельство о Боге сохранилось в мире, остаток благочестивых людей должен сосредоточить внимание не на физическом выживании, а на сохранении своей духовной чистоты.

Стремление к святости и постоянный отказ совершать какой бы то ни было грех неизбежно приведет тех, кто верен Господу, в львиный ров. Однако они могут быть уверены, что и там будут общаться со Христом и что в Его власти сохранить жизнь такого количества этих людей, которое необходимо для продолжения Его свидетельства. Во всяком случае, даже во времена мученичества все верующие могут не сомневаться в том, что выйдут из этих испытаний живыми!

Когда-нибудь наступит очередь грешников отправиться в ров. Но это будет не ров злобы заговорщиков, а ров праведного гнева Божьего. Туда они отправятся в одиночестве. Они не испытают Божественного присутствия и посылаемого Им спасения. Их наказание будет длиться во веки веков.

Какое различие между неверующим и верующим! Неверующий предпочитает вечно терпеть муки ада вместо того, чтобы претерпеть гонение за Христа и Евангелие в короткой нынешней жизни. В противоположность ему, верующий считает общение с Богом самым ценным из всех благ этого мира. Он предпочитает его даже самой жизни, постоянно утверждая, "...что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас" (Рим.8:18).

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.