18.02.2010
Скачать в других форматах:

Стюарт Олиотт

Устоять в одиночку

15. С Богом навсегда!

Пожалуйста, прочитайте 12-ю главу книги Даниила.

Четырнадцатилетний мальчик, с которым мы познакомились в первой главе, теперь старик восьмидесяти шести или восьмидесяти семи лет. Длительное время он, находясь во враждебном окружении, осмеливался в одиночку стоять за Бога. Он ясно показал нам, что духовная жизнь не зависит от идеальных условий, позволяющих преуспевать и процветать. Во всяком случае, идеальных обстоятельств нет нигде. Благочестие может возрастать и развиваться в самых мрачных и неприятных местах. Как и следовало ожидать, юноша, подчиняющийся воле Господней на заре своей жизни, поступает в еще большем согласии с Ним на склоне своих дней.

У берегов реки Тигр Господь наш Иисус Христос явился Своему верному пророку и показал основные вехи истории нескольких последующих столетий. Однако Господь совершил и нечто большее. Он позволил старику заглянуть также в весьма отдаленное будущее, и в конце 11-й главы Даниил смог рассмотреть облик нечестивца, которому предстоит появиться ко времени конца мира. Абсолютное безбожие и непобедимая власть этого человека распространится по всей земле. Он обрушит на народ Божий немыслимые и беспримерные гонения, "но придет к своему концу и никто не поможет ему" (11:45).

Финал мировой истории

Содержание первых четырех стихов рассматриваемой нами главы является продолжением того же видения и по-прежнему открывает, что произойдет в последние дни.

Вначале Даниил получает заверение в том, что даже этот мрачный период истории мира со всеми ужасами, которые обрушатся на народ Божий, будет со всех сторон ограничен ангелами Божьими! История в те времена выйдет из-под власти Бога не в большей степени, чем в любое иное время. Небеса по-прежнему будут контролировать события, происходящие в мире. Именно тогда, когда наступят страдания, невиданные до тех пор ни одной нацией, восстанет архангел Михаил, чтобы защитить народ Божий, примкнуть к нему и освободить его (1).

Библия недвусмысленно говорит о том, что в это время весь ад будет освобожден для борьбы против Церкви Иисуса Христа. Но победить ее не сможет. Ибо "спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге".

Имена народа Божьего записаны в книге. Именно на эту книгу ссылался Иисус, говоря: "Однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются; но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах" (Лук.10:20). Ту же книгу имел в виду Иоанн, когда писал в Откровении о судном дне: "И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное" (Откр.20:15).

На небе есть книга, в которую занесены имена людей. Это имена тех, кого Бог возлюбил от создания мира и даровал Своему Сыну. Они овцы, ради которых умер Пастырь и которых Дух Святой призвал к спасительной вере. Это те люди, чьи имена запечатлены на небесах и которым предстоит насладиться чудным избавлением, упомянутым в первом стихе этой главы.

Когда наступит конец мира, подлинно важным окажется лишь одно: запечатлены ли наши имена в этой книге. Наша репутация, наши достижения в этой жизни потеряют всякое значение. Все наше имущество будет уничтожено в огне великого пожара. Сохранит значение лишь наша принадлежность Богу.

День ниспровержения антихриста (11:45) станет и тем днем, когда наш Господь сойдет с небес при возвещении, при гласе архангела и трубе Божьей (1Фес.4:16). Именно тогда произойдут события, предсказанные в стихе 2: "И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление".

Судный день призван быть днем воскресения. Возможность избежать смерти не гарантирована гонимым христианам, но непреложным фактом является освобождение из глубин смерти. Нас не должно смущать использованное во 2-м стихе слово "многие". С помощью этого слова у древних евреев было принято привлекать внимание к значительности подразумеваемого количества, но оно не означает чего-либо уступающего понятию "все". Однако то обстоятельство, что всем предстоит восстать из мертвых, не означает, что все насладятся одной и той же участью. День воскресения будет и днем разделения. Явившись во славе, Царь отделит представителей человеческого рода друг от друга, подобно тому как пастырь отделяет своих овец от козлов (Мтф.25:32). Ни одна могила не сможет удержать погребенных в ней (Иоан.5:28-29). Где бы ни оказались похоронены мертвые, они будут вызваны на великий суд (Откр.20:13). Согласно повелению Христа, каждый представитель человеческого рода унаследует одну из двух участей: "одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление".

Хотя Библия неоднократно говорит о вечной каре нечестивых, в этой главе особое значение придается вознаграждению, которое обретут истинные верующие (3). Это объясняется тем, что книга Даниила была написана в первую очередь для верующих. Но кем являются те "разумные" люди, которые упомянуты в стихе 3? Кто они, "обратившие многих к правде"?

Мы поймем это, мысленно вернувшись к Даниила 11:33. Здесь мы читаем, что в самые тяжкие времена гонений, затеянных Антиохом Епифаном, находились люди, которые шли в народ, наставляя его истине Божьей. Они не только не переставали верить, но и делали все возможное для распространения истины, хотя их травили, бросали в тюрьмы, пытали и умерщвляли.

Во времена безжалостных гонений, которые обрушатся на христиан в пору последнего отступничества, появятся подобные "разумные" люди, "обратившие многих к правде". Что бы их ни постигло, они не перестанут верить и не перестанут трудиться для Бога. Они не сдадутся и тогда, когда против них будет направлен весь ад. Будут ли такие поступки достойно оценены? Христиане последних дней и все те, кто совершал подобные подвиги в предшествовавшие времена, не лишатся вечного воздаяния. Нынешние страдания окажутся ничем в сравнении с торжеством, которым они насладятся. Их ожидает Божье вознаграждение и вечное сияние славы. За то, что в самое темное время они продолжали нести в этот мир свет правды, они "будут сиять, как светила на тверди" и "как звезды, во веки, навсегда".

С точки зрения человеческой логики, их деятельность была безрассудством. Если именно так необращенный мир всегда оценивал распространение евангельской вести, то что же он скажет о носителях света во дни беспросветного мрака? Но насколько разумны были эти проповедники правды, обнаружится тогда, когда все их противники будут посрамлены и осуждены на вечное поругание. Благоденствие святых Божьих не будет быстротечным. Оно продлится навеки.

И будет вечный мир,

И будет вечный пир,

И будет вечный день без мглы

И вечный гимн хвалы.

"Запечатай это, Даниил,- говорит наш Господь в 4-м стихе.- Я открыл тебе в видении будущие события. Ныне же запечатай их".

Это не означает, что слова, сказанные Даниилу, должны были оставаться в тайне. Древний персидский обычай требовал, чтобы одна копия переписанной и подлежащей открытому распространению книги, запечатывалась и помещалась в библиотеку. Это делалось для того, чтобы ее могли прочесть грядущие поколения. Важно отметить, что книгу брали на хранение в библиотеку только тогда, когда она начинала получать признание обширного круга читателей.

Таким образом, одним из последних заданий пророка Даниила было поручение не только известить о своем откровении окружающих его современников, но и обеспечить к нему доступ многочисленным грядущим поколениям. Бог желает, чтобы мужчины и женщины, живущие в каждой эпохе, знали о будущем финале истории. Он стремится к тому, чтобы все они были уведомлены о предстоящих событиях.

"Многие прочитают ее, и умножится ведение" (4). В открытой перед нами книге запечатлено, что таит в себе будущее. Несмотря на это, мужчины и женщины мечутся в поисках знаний и суетятся, пытаясь их достичь. Никогда прежде люди не имели такого доступа к столь значительным знаниям. И все же сегодня широко распространено неведение будущего. Мужчины и женщины, погрузившись в свои надежды и тревоги, неспособны предположить, что ожидает их впереди. Лишь благодаря откровению, ниспосланному Богом, можно заглянуть в грядущее. И все, что нам более всего необходимо знать, Господь наш открыл в этой книге.

Именно Христос положит конец миру. Он низвергнет антихриста, воскресит умерших, отделит праведников от грешных и каждому вынесет справедливый приговор, определяющий его вечную участь. Только те, кто принял сторону Бога, несмотря на все сложности следования за Ним, удостоятся Его вечной награды.

И одним из тех, кто получит эту награду, будет человек, который еще в четырнадцатилетнем возрасте решил никогда не огорчать Бога и попытался прожить всю свою долгую жизнь, руководствуясь этим великим принципом. И хоть такая линия поведения отнюдь не далась ему без усилий, все же бороться стоило. Смиренный автор этой ветхозаветной книги - один из тех, которые "будут сиять, как светила на тверди" и "как звезды, во веки, навсегда".

Окончание книги

В четвертом стихе заканчивается обстоятельный рассказ о видении, ниспосланном Даниилу на берегу реки Тиф. Начиная со стиха 5, мы рассмотрим еще одно событие, которое завершает книгу.

Несомненно, Господь Иисус Христос был с Даниилом все то время, когда открывал ему события будущего. Но теперь к Нему присоединились два других небесных гостя, один из которых находился на одном берегу с пророком, а другой - на противоположном (5).

Сам Господь не был ни на одном из берегов. Он пребывает над водами реки (6). Не хотели ли авторы Евангелий, рассказывая о Его хождении по воде, привлечь

внимание читателей к этому месту в Библии и указать на Христа, как на Того, Кто говорил с Даниилом? Наблюдая и прислушиваясь, Даниил слышит вопрос, заданный Господу одним из недавно прибывших ангелов: "Когда будет конец этих чудных происшествий?" Ангел интересуется, когда произойдут предсказанные события конца мира.

"Муж в льняной одежде", Который олицетворяет нашего Господа в период, предшествующий Его воплощению, отвечает, воздев обе руки (7). Согласно Ветхому Завету, поднятая рука является знаком торжественной клятвы. Наш Господь Иисус Христос, отвечая на вопрос, поднимает обе руки и клянется Самим собой, "Живущим во веки".

Каков же Его ответ? "...К концу времени и времен и полувремени... все это совершится" (7).

Эти Слова, записанные по-древнееврейски, в точности соответствуют фразе, приведенной на арамейском языке в 7:25. Там речь шла о грядущем антихристе: "И против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени".

Что это означает? Мы можем истолковать это высказывание точно так, как делали это раньше. Здесь не говорится: "год, годы и полгода"; речь идет о "временах". На протяжении некоторого времени над миром будет властвовать антихрист. Когда покажется, что он достиг устойчивого положения, насколько это только будет возможным, он продолжит властвовать над миром вдвое дольше. Затем создастся видимость, что он вознамерился еще раз удвоить продолжительность своей власти. Будет казаться, что власть его продлится вечно.

Но именно в тот момент, достигнув вершины власти и кульминационного пункта своего влияния, он будет сражен. К тому времени он практически уничтожит народ Божий: "...по совершенном низложении силы народа святого все это совершится".

Если я правильно понимаю 11-ю главу Откровения и то, что в ней рассказывается о двух свидетелях, наступят времена, когда Церковь Христова будет полностью разрушена силами зла. Мы достигнем такого момента в истории, когда покажется, что тьма одержала окончательную победу. Создастся впечатление, что антихрист намеревается властвовать вечно, а церковь полностью уничтожена, ибо не останется и малейшего признака ее существования.

Обо всем этом мы уже говорили. Но мы еще раз повторим, что именно в это время Антихрист будет разбит - раз и навсегда, навечно.

Вот почему нам не следует отчаиваться, видя, как возрастает нечестие. Сила зла будет сломлена не тогда, когда она будет в упадке, а когда достигнет своей вершины!

Даниил слышал все это, но по-прежнему был охвачен смятением (8). "И потому сказал: "господин мой! что же после этого будет?"

Это не просто повторение вопроса, заданного ангелом в стихе 6; ведь Даниил использует здесь совершенно другое слово, обозначающее понятие "конец". Услышав о зловещих временах, которые предстоят в будущем, он спрашивает о завершающих стадиях этого периода. Описание ужасающих событий относится к концу мира. Какой признак подтвердит, что эти мрачные времена подходят к окончательному завершению?

"Ничего не спрашивай более, Даниил,- последовал Божественный ответ.- Оставь это. Перестань вопрошать, ибо сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени" (9).

Иными словами, откровение предназначалось для тех времен, о которых в нем шла речь. Даниилу нет необходимости полностью осмыслить сказанное, поскольку не все видение имело непосредственное отношение к нему и к его времени. Однако, когда эти слова необходимо будет понять, их поймут.

На примере этого ответа мы видим практическую сущность Святого Писания. Библия дарована нам не для того, чтобы удовлетворить наше любопытство, а для того, чтобы привести нас к вере, поддержать нас в этой вере и в более полной мере уподобить нас Христу. Она дарована нам для того, чтобы освятить нас и изменить нашу жизнь. Она никогда не ставила перед собой цель дать ответ на все наши теории.

Нам следует понять, что смысл некоторых учений Библии, относящихся к последним временам, не будет понятен до тех пор, пока те времена не наступят. Вот почему было бы неблагоразумно и даже опасно составлять детальное расписание будущих событий. Значение некоторых высказываний Слова Божьего не станет очевидным до тех пор, пока не придут времена, о которых они говорят. Лично мне эта мысль кажется весьма утешительной, особенно если принимать во внимание содержащиеся в этой главе стихи вроде 11-го и 12-го. Спустя несколько мгновений вы поймете, что я не могу объяснить их. Я не располагаю ключом к их разгадке. Однако я полагаю, что в случае необходимости мы достаточно хорошо их поймем.

Прежде чем взглянуть на содержание этих двух стихов, нам следует обратить внимание на слова нашего Господа, приведенные в стихе 10. Что они означают? Они предсказывают грядущие гонения. Верующим предстоит очиститься, убедиться и пройти через искушения. Церковь Христа испытает преследования и лишения. Именно в это время будет понято содержание последующего откровения. Нечестивые по-прежнему будут поступать нечестиво и не уразумеют этого, поскольку не обладают даром духовного познания. Однако мудрые это уразумеют. Именно тогда поймут мудрые то, что не смог понять Даниил в момент откровения и что не можем понять мы даже после столетних исследований.

Когда эти страшные времена обрушатся на церковь Христову, какое счастье испытают верующие, зная содержание 12-й главы! Что сможет поддержать их, когда освободится весь ад? Библия! Незамысловатые, старомодные страницы Слова Божьего! Слова, которые никто из нас до сих пор не понимал, станут для них источником благословения, утешения и силы. Какое счастье испытают они, сознавая, что никогда не отрекались от Слова Божьего ради "другого"!

Так случилось, что до сих пор никто и нигде не смог верно истолковать стих 11. Всякая попытка сделать это потерпела неудачу. В нем говорится о 1290 днях, причем, описывая пришествие антихриста, наш Господь использует выражения, которые более соответствуют характеристике Антиоха Епифана.

Из расчета, что месяц составляют тридцать дней, 1290 дней составляют три с половиной года и еще один месяц. Я не представляю, что это означает. Однако это обстоятельство не заставляет меня устыдиться, поскольку я уверен, что и вы не понимаете этот стих! Но я твердо знаю; с чем бы мы ни столкнулись, мы - во власти Божьей. Никакие времена не наступают в жизни церкви Христовой внезапно, без Божественного предписания. Бог определил пределы этих времен, и они не продлятся ни на день дольше, чем Он предназначил. Хотя я и не могу объяснить, что означают 1290 дней, тем не менее верю, что понимаю основное содержание стиха. Каким бы ни было гонение, которое обрушится на народ Божий, оно продлится определенное время и прекратится, как только определенное время истечет!

"Блажен,- говорится в стихе 12,- кто ожидает и достигнет тысячи трехсот тридцати пяти дней".

Я не знаю, что значат и эти слова. Но я знаю одно: времена, когда христианская церковь войдет в период своего последнего и жесточайшего гонения, не будут продолжаться вечно. Они могут охватывать длительное время, но ограничены установленными свыше пределами. В конце концов гонение достигнет апогея своей силы, и тогда оно кончится.

В дни гонения нам следует проявить твердость и выдержку, ибо никогда еще христианская церковь не оказывалась в тоннеле, которому не было бы конца. Очень часто мрак и протяженность тоннеля превосходили самое смелое воображение, но те, кто, вопреки всему, оставался непреклонным в своей вере, в конце концов вновь вырывались к солнечному свету. В период последнего гонения солнечным светом окажется приход Спасителя, который наступит в конце мира.

Эту тему обсуждает и апостол Павел в третей главе 2-го послания к Тимофею. Он говорит о "последних днях", т. е. употребляет фразу, которая в Библии всегда обозначает период между первым и вторым пришествием Христа. Он рассказывает нам, что в те последние дни наступят "времена тяжкие" (1). Это грекоязычное слово означает, что здесь имеется в виду пора великого освобождения зла. Период, разделяющий два пришествия Христа, будет характеризоваться всплесками и вспышками беззакония.

Затем Павел говорит о том, что нечестивцы тех зловещих времен "немного успеют" (9). Любому периоду разнузданного зла предопределен исход. У любого тоннеля есть конец, и это в такой же мере относится к последнему тоннелю. Всякий раз, когда мы переживаем засилье зла, невозможно наверняка определить, идет ли речь только об одном из многих подобных всплесков или же о последнем отступничестве. Нам и не нужно об этом знать. О каком бы явлении ни шла речь, оно будет иметь конец. Мы начинаем и кончаем выполнять свой долг, вспоминая слова Господа Иисуса Христа: "Претерпевший же до конца спасется" (Мтф.24:13).

За призывом проявить еще немного терпения следует последний стих этой великой книга. Господь говорит пророку: "А ты иди к твоему концу".

Нам не следует вызывать в своем воображении отца, велящего своему ребенку: "А теперь беги". Это не слова, освобождающие от чего-либо. Данный стих не означает: "Даниил, теперь уходи, ибо Я уже открыл тебе все, что хотел", а скорее: "Даниил, продолжай следовать тем же путем жизни в духе, каким ты шел до сих пор".

Даже престарелому пророку понадобилось напомнить о необходимости быть верным до конца! Однако затем последовали слова утешения: "И упокоишься и восстанешь для получения твоего жребия в конце дней".

Даниил, на протяжении многих лет оказавший верность Богу, должен до самой смерти по-прежнему следовать за Ним. Скоро он обретет покой в могиле. Однако это для него не конец. После этого покоя он восстанет и будет вознагражден. В конце, концов ему будет принадлежать то, что приготовлено для него, и он будет наслаждаться им. Не подлежит сомнению, что этот ветхозаветный праведник не мог видеть события столь ясно, как мы, извлекающие пользу из откровения Нового Завета. Однако как должны были ободрить его эти слова! Господь не позволил ему расстаться с этой бренной жизнью без надежного уверения в будущей награде. Каким утешением это было для него, человека, который всю свою жизнь более всего любил Господа и поэтому осмелился устоять в одиночку! Ни один человек, живущий по законам благочестия, не избежит гонений и бед в своей жизни. Окружающий мир всегда враждебно встречает таких людей. И все же не подлежит сомнению, что каждый, кто ведет благочестивый образ жизни, не лишится небесной награды.

Живущим с надеждой на Бога живой

Устроил Он город на небе святой,

Сходящий в сиянье для нас, как венец,-

То дом наш родной и обитель сердец.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.